1.Дифференциальные признаки «жития» как жанра древнерусской литературы XI – XV вв., историко-культурная обусловленность эволюции жанра. Агиографический канон.
2. Жанрово-стилевая характеристика «Повести о житии Александра Невского»:
1) Агиографическая традиция в повести;
2) Традиции воинской повести в произведении;
3) Значение образа Александра Невского для русской культуры XIII-XXI вв.
3. Жанрово-стилевые особенности «Жития Сергия Радонежского» как образца панегирической прозы:
1) Особенности изображения человека в сочинении эмоционально-экспрессивного стиля:
А) Детство Сергия;
Б) Мотив Божественного Провидения, связующий образ Сергия-ребенка и Сергия–монаха и просветителя.
В) Сергий как представитель русского исихазма;
Г) Сергий–монах, просветитель и храмостроитель.
2) Композиционно-стилистические функции символа Св. Троицы в «Житии Сергия Радонежского».
3) Икона Андрея Рублева «Ветхозаветная Троица»: символическое воплощение и проблема интерпретации.
4) На анализе любого выбранного Вами фрагмента «Жития Сергия Радонежского» покажите характерные черты стиля «плетения словес».
«Повесть о житии Александра Невского»
Основная литература:
Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1. – С. 354-363.
Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1990.
Фритьоф Беньямин Шенк Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263-2000). – М., 2007.
Дополнительная литература:
Бегунов Ю.К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском // ТОДРЛ, 1971. Т. 26. – С. 138-165.
Водовозов Н.В. Повесть XIII в. об Александре Невском (К вопросу о составе повести и ее авторе) // Уч. Зап./ МГПИ им. В.П. Потемкина. М., 1957. Т. 67. Вып.6. – С. 21-45.
Орлов А.С. Героические темы древней русской литературы. М.;Л., 1945. – С. 53-66.
Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2 т. – Т.1. Первый век христианства на Руси. – М., 1995.
Житие Александра Невского // Памятники литературы Древней Руси XIII в. – М., 1981.
Повесть о житии Александра Невского Изборник: сборник произведений литературы Древней Руси. – М., 1969.
«Житие Сергия Радонежского»
Основная литература:
Бунге Г. «Другой утешитель». Икона Пресвятой Троицы преп. А. Рублева. – Рига, 2003.
Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. – М., 1995.
Грихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV-XV вв. – М., 1974. – С. 23-63.
Дмитриев Л.А. Нерешенные вопросы происхождения и истории экспрессивно-эмоционального стиля XV в. // ТОДРЛ. – М.;Л., 1964. Т.20. – С. 72-89.
Житие Сергия Радонежского, составленное в 1418 году Епифанием Премудрым // Клосс Б.М. Избранные труды. – М., 1998. Т.1.
Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. – М.; Л., 1962. – С. 40-93.
Дополнительная литература:
Антонова М.Ф. Некоторые особенности стиля Жития Стефана пермского // ТОДРЛ., Л., 199 Т.34. – С. 127-133.
Климков О. «Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов». – СПб., 2001.
Прокофьев Н.И. Нравственно-эстетические искания в литературе эпохи Куликовской битвы // Литература Древней Руси. – М., 1983. – С. 3-18.
Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV вв. – Л., 1987. – С. 92-102, 110-120, 150-154.
Ранчин А.М. Тройные повторы в Житии Сергия Радонежского // А.М. Ранчин Вертоград златословный. – М., 2007. – С. 211–220.
Сергеев В.Н. Рублев (ЖЗЛ). – М., 1991.
Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XV вв. Подвижники русской церкви. – Новосибирск, 1991. – С. 43-71.
Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви – М., 1989.
Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1990. – С. 131-153.
Житие Сергия Радонежского // Памятники литературы Древней Руси XIV – середина XV в. – М., 1981.