План занятия

1. Процесс беллетризации русской прозы в XVII веке.

2. Жанровые схемы «Повести о Савве Грудцыне»:

1) Традиции религиозной легенды в произведении:

А) Сюжетные признаки религиозной легенды в повести;

Б) Тематические признаки религиозной легенды в повести: фаустовская тема повести. История легенды о Фаусте;

2) Традиции волшебной сказки в произведении:

А) Сюжетные признаки волшебной сказки в повести;

Б) Тематические признаки волшебной сказки в повести: «царская тема».

3) Композиционное и идейное «соперничество» религиозной легенды и сказки в «Повести о Савве Грудцыне». Прием обманутого ожидания.

4) Другие жанровые источники повести: элементы семейной хроники, элементы хожения.

3. Система образов в «Повести о Савве Грудцыне»:

1) Савва Грудцын: образ молодого человека в повести:

А) Роль принадлежности Саввы к купеческому сословию;

Б) Мотив любовного томления в повести.

2) Бес: образ искусителя Саввы:

А) Бес как двойник главного героя;

Б) Бес как волшебный помощник и антагонист героя;

3) Мотив борьбы за душу молодого героя: образы родителей Саввы, нищего, оплакивавшего душу героя, жены сотника, Богородицы, а также образы жены Бажена Второго, беса, «князя тьмы».

4. Хронотоп «Повести о Савве Грудцыне»:

1) Поэтика художественного пространства в произведении. Образ «дома» и мотив пути в повести.

2) Поэтика художественного времени в произведении. Образ «трапезы» в его пространственно-временном развертывании.

5. Иллюзия жизнеподобия в «Повести о Савве Грудцыне»: функции реальности фамилий персонажей.

6. «Повесть о Савве Грудцыне» как опыт русского романа.

7. Отражение в произведении историко-культурных явлений Росси XVII века. Явление самозванства в России: историко-символическая интерпретация.