рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Современные акцентологические нормы

Современные акцентологические нормы - раздел Литература, Современный русский литературный язык как предмет изучения   Акцентологические Нормы –– Это Произносительные Нормы В Облас...

 

Акцентологические нормы –– это произносительные нормы в области ударения.

Местом ударения могут различаться литературные варианты ударения, оценивающиеся как равноправные, либо один из вариантов как более или менее предпочтительный. У равноправных вариантов разница в месте ударения не значима: бржа и барж, по брежку и по бережк, траслей и отраслй, злитый и заптый, кржится и кружтся. Более предпочтительный вариант может принадлежать старшей норме (кжанка, утончённый, шевелт, ткал, глубоо) или младшей норме (мфора, стнам, заснженный, грзит, прорвлся). Акцентные варианты могут относиться к разным сферам употребления: общеупотребительный и профессиональный варианты (добы'ча и дбыча, кмпас и компс, скра и искр, алкогль и лкоголь, осуждённый и осжденный), литературный и народно-поэтический (девца и двица, серебр и сребро, чстный и честной, шёлковый и шелковый), литературный и диалектный (крапва и крапив, хлодно и холодн), литературный и просторечный (каталг и катлог, квартл и квртал, дгмат и догмт, повторт и повтрит, красвее и красиве, закпорить и закуприть, включт и вклю'чит, начть и нчать). Местом ударения могут различаться современный и устаревший варианты (мзыка и музы 'ка, слжащие и служщие, клдбище и кладбще).

Многие из прежде существовавших вариантов нашли свое нормативное закрепление в современных словарях и подтверждаются речевой практикой, например: бндарь, зговор, жеребьвщик, тлас, бух, ркурс, пркус, пркуп и др. Но выделились слова, в которых регрессивные или прогрессивные тенденции, наблюдаемые 20 лет назад, ослабели, и утверждение новой нормы не состоялось (планр, квартл, приговр, киломтр, ремнь, ирс и др.)

Наряду с названными в предыдущем параграфе случаями, когда ударение служит для различения разных словоформ, многочисленны явления вариативности ударения, т. е. возможности различного ударения в одной и той же словоформе, в одном и том же слове. Таковы словоформы тврог и творг, пережтый, прежитый и пережитй. Вариантное: мышление, обеспечение, договор.

Местом ударения могут различаться разные значения одного слова (пропуск 'документ' - пропуска и пропуск 'пропущенное место' - пропуски; глухой 'лишенный слуха; равнодушный' — глух, глхо, глхи и глухой 'незвонкий, неясный; сплошь заросший' — глух, глхо, глхи и доп. Глух, мёртвый 'умерший, лишенный жизни' - мертв, мёртво, мёртвы и доп. мертвы' и мёртвый 'безжизненный, бесплодный' - мертв, мертв, мертвы' и доп. мёртво, мёртвы), а также омонимы (бой 'битва' - бой, боёв и бой 'мальчик' - бой, боев; бор 'сосновый лес' - бора, боры', боров и бор 'сверло' - бора, боры, боров; косить 'срезать косой, косилкой' - кошу, ксишь и ксит 'быть косоглазым' — кошу, кост; слепить 'склеить, сделать посредством лепки' - слеплю', слепит и слепить 'мешать видеть' -слеплю', слепит).

В некоторых случаях различия в ударении в пределах одного и того же слова (словоформы) связаны с семантической и стилистической дифференциацией. Так, с помощью ударения различаются лексические значения слова хаос: 1) хос –– (стихия, якобы существовавшая до возникновения мира, земли, с ее жизнью) и 2) хас –– (беспорядок, неразбериха). Семантически специализированы: мзер и мизр, маркер и маркёр, зговор и заговр Ударением различаются стилистически нейтральные слова девца, шёлковый, чстный и характерные для народно-поэтической речи двица, шелквый, честнй; нейтральные словоформы збранный, сдьбами, тлпами и книжные (поэтические, высокие, архаизованные) избрнный, судьбми, толпми. Некоторые варианты стилистически специализированы –– фольга, компас, шприцы, запасный / запасной (проф. разг. речь),

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. В профессиональной речи у существительных в форме именительногопадежа множественного числа ударение обычно падает на окончание:тракторы - трактора, кондукторы - кондуктора, снайперы - снайпера.склады - склады', шприцы - шприцы'.

Степень освоенности слова проявляется и в вариантах места ударенияимен прилагательных: автозаводский и автозаводской, кружкдвый и кружковой, тембровый и тембровой. Большинство вариантов акцентных типов имен существи­тельных связано с разной степенью освоенности слова говорящими (стилистическая приподнятость, нейтральность или сниженность), а также с морфологическими причинами (тенденцией к формированию акцентного противопоставления единственного и множественного числа, тенденцией к выравниванию места ударения в формах одного числа): бржа - бржи и барж - барж, деревце - деревца и деревцо - деревца, плута - плуты и плута - плуты'; дымы'- дымов и старшее ды 'мы - ды 'мое, штормы, штормов и младшее шторма, штормов; нейтральное боцманы, боцманов и профессиональное боцмана, боцманов; ветры — ветров и ветров, волны -волнами и волнами, среды — средам и средам, стены — стенам и старшее стенам^

У ряда существительных женского рода 1 склонения с ударением на окончании ударение в винительном падеже единственного числа переносится на первый слог: голова –– голову, вода –– воду, борода –– бороду, земля –– землю, нога –– ногу, рука –– руку и др.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. Односложные предлоги на, за, во, под, из, без и другие в сочетании с существительными , имеющими ударение на первом слоге, могут принимать ударение на себя: на пол, за нос, за руку, под ноги, по морю, из лесу, без вести.

Многие краткие прилагательные имеют варианты ударения на основе и окончании: властен -властна, властно, властны; бел - бела, бело, белы'; нов - нова, ново, новы'; узок — узка, узко, узки; свеж- свежа, свежо, свёжй; жесток - жестока и ■ старшее жестока; мал - мало, малы' и старшее мало, малы; короток — коротко, коротки и младшее коротко, коротки; виден - видны' и старшее видны; глуп - глупы и младшее глупы'.

В современном русском языке активизировался процесс переноса ударения с основы на окончание в форме множественного числа кратких прилагательных в связи с тенденцией к акцентному противопоставлению полных и кратких прилагательных: умный -умна, умно, умны'. Поскольку формы кратких прилагательных среднего рода употребляются в живой речи реже других форм, то перенос ударения на окончание в этих формахвстречается в основном у широко употребительных слов.

В кратких прилагательных женского рода ударение переходит на окончание, если:

1) слово состоит из односложного корня и окончания: милая –– мила, белая –– бела, старая –– стара;

2) если односложная основа оканчивается на –н-, -л-, -к- с предшествующим согласным: бледная –– бледна, светлая –– светла, крепкая –– крепка;

3) если двусложная основа не имеет суффикса или же содержит суффиксы –ок, -ек, -к: высокая –– высока, далёкая –– далека, весёлая –– весела.

В остальных кратких прилагательных ударение падает на тот же слог, что и в полных: изысканная –– изысканна, красивая –– красива.

ГЛАГОЛЫ И ПРИЧАСТИЯ. Во многих глаголах прошедшего времени в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударение падает на основу, а в женском роде –– на окончание: отбыл, отбыло, отбыли –– отбыла; начал, начало, начали –– начала; брал, брало, брали –– брала; звал, звало, звали –– звала. ПРИМ.: включить –– включм –– включт

У глаголов вариативность места ударения начинается главным образом в формах настоящего/будущего времени и прошедшего времени.В формах настоящего/будущего времени возможна вариативность ударения иа основе или окончании во всех формах: заискриться, заискрюсь, заискрится и заискриться, заискрю'сь, заискрится. В современном русском языкесуществует тенденция к замене у многих глаголов на -ить неподвижного ударения на окончании подвижным ударением: вкушу - вкусит и вкусит; мирю' - мирит и доп. младшая мирит, гружу — грузит и доп. старшая грузит; в просторечии бурит, вклю 'чит, крепит, сверлит, звонит (последнее некоторые ученые допускают в разговорной речи).

В формах прошедшего времени приставочных глаголов старшее ударение на приставке варьирует с новым ударением на корне под влиянием места ударения в инфинитиве: добы'ть, добы'п и доп. добыл, добыла, добыло, добы'ли и доп. добыло, добыли; придать, придал и доп. придал, придала, придало, придали и доп. придало, придали. Широко распространены неправильные варианты ударения в форме женского рода на корне (забрала, назвала, проспала) или на приставке (начала, обняла, предала, прокляло, создала). Типы ударения у возвратных глаголов в прошедшем временисвязаны с типами ударения соответствующих невозвратных глаголов: бить, бил, била, било, били и биться, бился, билась, билось, бились; вести, вёл, вела,вело, вели и вестись, вёлся, велась, велось, велись. Но при подвижномударении возможны и варианты места ударения в форме мужского рода:извёлся и доп. старшее извелся', перевёлся и доп. старшее перевелся', родилсяк родился', обня 'лея и обнялся' принялся' и доп. младшее приня 'лея, бралсяидоп. старшее брался', напился и доп. старшее напился'. Форма женского родау таких имеющих акцентные варианты глаголов почти всегда имеет ударение на окончании: бралась, взвилась, гналась, дождалась, лилась, напилась и др., но родилась и доп. младшее родшась. В формах среднего рода и множественного числа место ударения вариативно: обычно предпочтительный вариант ударения на окончании, но допустим и вариант младшей нормы на основе: бралось, брались и бралось, брались; гналось, гнались и гналось, гнались; дождалось, дождались и дождалось, дождались; напилось, напились и напилось, напились. Равноупотребительные варианты редки: проспалось, проспались и проспалось, проспались.

Многие страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на –нуть, -ать, -ять, имеют ударение на первом слоге: поднять –– поднятый, согнуть –– согнутый, вспахать –– вспаханный, отнять –– отнятый.

КОЛЕБАНИЯ. Одним из характерных проявлений вариативности являются колебания ударения в пределах литературной нормы: в языке возможно сосуществование нормативных вариантов одного и того же слова при отсутствии смысловой и стилистической дифференциации между ними. Сюда относятся, например, такие варианты, как налл и нлил, наче и инче.

Часто встречаются варианты ударения, один из которых не в полной мере отвечает норме. Такой вариант нельзя считать ошибочным: он отражает закономерности развития языка и в современном языке имеет определенную стилистическую окраску. Сюда относятся: 1) варианты, соответствующие нормам литературного языка XIX в., ныне уступающие место другим, но не вышедшие окончательно из употребления, например, устаревшее ударение даршь при современном дришь; 2) варианты, получившие широкое распространение в живой речи и отвечающие тенденциям развития языка, например, разг. ударение раздл наряду с рздал.

Также нет вариантов в произношении слов: Корсть, красвее, атлт, магазн, изобретние, новоржденный, квартл, инструмнт, докумнт, процнт, доцнт, кклюш, свкла, портфль, соболзнование, переведен, перевезен, лдям, планр, квартл, приговр, киломтр, отсвт, каталг, преподан, взта, прдана, склнна, кратк, разорвал, родлся, приподнлся.

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ:

В современном русском языке существуют некоторые тенденции в постановке ударения. Акцентологические нормы меняются с течением времени. В многосложных словах ударение с крайних слогов перемещается к центру слова: ср. аккомпанировать в XIX в. и аккомпанировать, курить и куришь, гасишь и гасишь, даришь и даришь.

Место ударения может быть в определенной степени связано со структурой слова.

В сложносокращенных словах ударение обычно падает на последний слог: горгаз, гороно, комбат, комсомол, спецназ.

Некоторые суффиксы всегда являются ударными, например суффикс --ист {артист, тракторист, фигурист), -ун (бегун, ворчун, говорун, драчун), другие суффиксы, как правило, безударны, например суффикс -тель (воспитатель, обозреватель, писатель).

На позицию ударения - в слове может оказывать влияние происхождение последнего. Заимствованные слова нередко сохраняют то ударение, которое было в языке-источнике: партер (из французского); вензель, мазурка, почта (из польского; бартер, брокер, дилер, менеджер, спонсор, триллер, инвестор, компьютер, брйджинг, лёйтинг, холдинг, маркетинг, импичмент, менеджмент,, шоу, лобби (из английского). У заимствованных существительных отмечается тенденция к неподвижному ударению при словоизменении (искл. хйт -хита).

Активизация в последнее десятилетие XX века многих устаревших слов способствовала изменению ударения некоторых из них: община, обнаружение, обморожение (но обеспечение, намерение). Появляются варианты ударения у слов узких сфер употребления: овён, овна и овен, 6в(е)на.

Экстралингвистические особенности языкового бытования 80-х - 90-х годов XX в., в частности, общая настроенность средств массовой информации на «живое» общение, значительное расширение круга лиц, допущенных к эфиру, способствуют расшатыванию акцентологических норм.

ПРИМЕЧАНИЕ. В случае затруднений при постановке ударения необходимо обращаться к словарю ударений либо к орфоэпическому, орфографическому и другим словарям.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Современный русский литературный язык как предмет изучения

Слог звук или сочетание звуков объединенных волной сонорности то есть степенью звучности гласности это основано на специфике работы нашего.. фонетическое слово слог или группа слогов объединенных вокруг одного.. речевой такт или синтагма группа фонетических слов или одно фонетическое слово объединенные интонацией не конца..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современные акцентологические нормы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Современный русский литературный язык как предмет изучения
Курс СРЛЯ является основным курсом среди лингвистических дисциплин нашей специальности. Он предполагает изучение системы и структуры СРЛЯ, его единиц и правил их функционирования в речи на разных у

Фонемно-фонетический уровень и его значение для языка. Фонетика, ее предмет и задачи. Прикладное значение фонетики
  1. Язык как знаковая система имеет двустороннюю сущность - плян выражения и план содержания. Основные значимые уровни языка - лексика, грамматика - «обслуживают» лишь план содержани

Позиционная мена и позиционные изменения гласных и согласных. Исторические чередования гласных и согласных
  Фонетические процессы в области гласных. Позиционная мена. К основным случаям позиционной мены гласных относятся случаи качественной редукции гласных з

Сегментные и суперсегментные единицы. Ударение и его виды
  Линейные единицы еще называются сегментными, поскольку получены в результате сегментации на фоне сопоставления с другими аналогичными единицами как минимальные самостоятельные фрагм

Интонация, типы интонационных конструкций
  Слово «интонация» восходит к латинскому глаголу intono 'громко произношу'. Обычно оно означает совокупность просодических характеристик предложения: тона, длительности, громкости и

Орфоэпия и орфофония. Понятие об орфоэпических нормах
  Произносительная сфера нашей речи –– явление очень сложное, в протекание которого вмешивается много факторов. Не все из них будут иметь непосредственное отношение к языку. Релевантн

Современные орфоэпические нормы. Становление современных орфоэпических норм
  Орфоэпия имеет следующие разделы: 1) нормы произношения гласных; 2) нормы произношения согласных; 3) нормы произношения некоторых грамматических форм; 4) нормы произношения отдел

Графика. История письма. Понятие графемы. Значение букв. Слоговой (позиционный) принцип русской графики
  ПИСЬМЕННОСТЬ. Но сначала напомним об одном феномене, который всё же дает право на объединение орфографии и пунктуации. Речь идёт о феномене письменности, письменной речи.

Типы написаний. Прописные и строчные буквы. Аббревиатуры. Написание заимствованных слов
  I. В соответствии с классификацией по принципам написаний существует классификация по проверяемости, опирающаяся на господство морфологического принципа. Написания делятся на ОПОРНЫ

Основные этапы истории русской графики и орфографии. Проблема реформы современной русской орфографии. Новый орфографический словарь
  ИСТОРИЯ РУССКОЙ ГРАФИКИ. В составе современной русской графики лежит алфавит, изобретенный для славянской письменности и тщательно разработанный для старославянского языка, который

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги