Происхождение старославянского языка. Деятельность первоучителей

Возникновение старославянского языка и старославянской письменности связано со становлением славянской государственности, требовавшей письменности на славянском языке для выполнения многообразных и сложных общественных функций: для создания корпуса юридических документов, для взаимоотношений с другими странами. В связи с распространением христианства в славянских государствах стали необходимы тексты с изложением норм «христианского порядка» на понятном для славян языке.

Кроме того, славяне стремились противостоять немецким феодалам, которые, распространяя христианство под знаменем римского духовенства, захватывали страны.

В связи с этим моравских князь Ростислав направил в конце 862 или в 863 г посольство к византийскому императору Михаилу 3 с просьбой прислать в Моравию миссионеров, которые могли бы вести богослужение и читать проповеди на понятном для морован языке. Византия стремилась распространить своё влияние на западных славян. Император Михаил и патриарх Фотий направили в Моравию ученого Константина Философа и его брата Мефодия.

Они были родом из Солуни, жители которого владели и греческим языком и болгарско-македонским диалектом, на котором говорила часть населения города и его окрестностей.

Но была и другая причина — Константин Философ очень рано проявил себя как последовательный защитник восточного христианства. Победил на ожесточенном диспуте между партией почитателей икон и партией иконоборцев. После этого Михаил и Фотий начинают непрерывно отправлять Константина как посланника Византии к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства над всеми иными религиями. В начале 850-х в Болгарии обратил в христианство много болгар, в Малой Азии одерживает победу в богословских спорах с сарацинскими учеными. На рубеже 860-х едет к хазарам. По пути, в Херсонесе нашёл Евангелие и Псалтирь, писанные русскими буквами, быстро научился их читать. Вскоре после возвращения его от хазар прибывают моравские послы.

Основными источниками о раннем периоде деятельности Константина и Мефодия являются списки славянских житий, написанные людьми, хорошо знавшими братьев. Самый ранний список житий Мефодия — 12 век, Константина — 15. Но они были написаны точно до завоевания Моравии немцами (905 г), поскольку в них ничего не говорится о том, что было после смерти Мефодия.

В Моравию Константин и Мефодий отправились не ранее 864 г, ещё до отъезда в Моравию Константин составил азбуку для славянского языка и приступил к переводу греческих богослужебных книг на славянский.

В Моравии проработали 40 месяцев. Константин перевёл весь церковный чин — утреня, часы, вечерня, повечерие и литургия. Моравия находилась в сфере влияния римской церкви, поэтому Константин и Мефодий отправились в Рим. По дороге остановились в Паннонии, гдеобучили пятьдесят учеников славянской письменности. Затем отправились в Венецию, где были споры с трязычниками.

В Риме папа Адриан 2 принял Константина и Мефодия и посвятил их учеников в священники. Признал законность славянской литургии. Установил епископию славянскую в Паннонии и Моравии. (Особую роль сыграли мощи святого Климента).

Мефодий — епископ. Но в Моравии усилилось немецкое влияние, Мефодий заключен в Баварии в тюрьму. Последние годы жизни — перевел Библию, Номоканон и Патерик.

После смерти — ученики изгнаны, отправляются на юго-запад к Хорватам и на юго-восток к Болгарам. В Македонии, где работал Климент Охридский, возник крупный культурный центр. Большинство глаголических рукописей принадлежит охридской школе. В Болгарии центр Преслав. Там — Иоанн экзарх и черноризец Храбр. Создано большинство кириллических рукописей.