Славянские азбуки и их происхождение.

Древнейшие памятники старославянской письменности писаны не одной, а двумя азбуками. Одна из них — кириллица, состоящая из букв, которые сегодня лежат в основе русского украинского, белорусского, сербского и болгарского алфавитов; другая — глаголица, неиспользующаяся в современных славянских языках азбука.

В 10 веке глаголицей написаны Киевские листки, а кириллицей надпись на могильном камне, датируемая 993 г, сделанная по распоряжению западноболгарского царя Самуила. Хотя 10 век фиксирует наличие двух азбук, ни одно историческое сочинение об этом не говорит. Черноризец Храбр в своём трактате указывает на время создания азбуки, говорит о числе букв, о преимуществах алфавита Кирилла для славян перед греческим и латинским, но не говорит о второй азбуке. Умолчание невозможно, т.к. это крупное событие, после которого надо переучивать учеников.

Йозеф Домбровский считал глаголицу поздним явлением (14 век) и относил её возникновение к Хорватии.

В 1855 г. были открыты Пражские глаголические отрывки с чешскими чертами в языке. Анализ этого памятник позволил П. Й. Шафарику сформулировать на основании убедительных доводов научно обоснованную гипотезу соотнесенности кириллицы и глаголицы, признанную большинством славистов:
глаголица древнее кириллицы;
глаголица - изобретение Кирилла;
кириллица - изобретение Климента Охридского.
В областях, или куда рано проникла проповедь первоучителей, мы находим не кириллицу, а глаголицу;
Язык древнейших глаголических памятников более архаичен, чем язык кириллических памятников;
В большинстве палимпсестов более ранний текст - глаголический;
Киевские глаголические листки, единственная старославянская рукопись, которая, судя по палеографическим данным, относится к Х веку, указывает на западнославянское происхождение;
У хорватов с XII в. до наших дней зафиксирована только глаголица. Между тем уже в Х веке на поместном соборе славянская литургия осуждалась как зло, прочно укоренившееся в хорватских областях. А в то время она могла проникнуть к хорватам только из Паннонии. А следовательно, в Паннонию братьями была принесена глаголица;
Было бы неестественно заменять простую и ясную кириллицу вычурной и сложной в написании глаголицей. Именно в силу вычурности и сложности глаголицы ее легче можно представить как результат индивидуального акта творчества, каким была азбука, созданная Константином в IX в.
На возражения противников своей теории, ссылавшихся на само название "кириллица" и его наиболее логичное истолкование как "азбуки, созданной Кириллом", Шафарик указывал на возможность смешения следующими поколениями названия обеих славянских азбук.

В кириллическом списке книги пророков запись: рукопись списана из кирилловицы.

В кириллических памятниках меньше архаических черт: редки формы простого аориста.

Состав славянских азбук.

По количеству букв — близки. Глаголица — 40 букв, кириллица — 43 (в глаголице не было пси, кси, йе, йа, но была буква гервь для обозначения мягкого г). Общими был порядок букв, их названия. Отличие состояло в начертаниях букв и логике буквенного обозначения чисел. Предполагается, что сначала в глаголице было 38 букв и состав её был другим.

В кириллице числовое значение имели только буквы заимствованные из греческого и за буквами было закреплено то же числовое значение, какое они имели в греческой системе. Исключение составляют только зело, чрвь и ци. В глаголице каждая буква от аз до ша имела числовое значение.

Все буквы имели название. Источником сведений о названии букв являются азбучные молитвы.

Названия славянских букв либо славянские слова и формы, либо сокращенные греческие слова.

Отличались формой букв. Кириллица — простые, геометрически правильные буквы.