Споры о Троице и возникновение арианства.

Дискуссия о соотноше­нии лиц Троицы завязалась как раз накануне провозглашения христианства государственной религией. Римской империи. Начало ей положил александ­рийский священник Арий, выступивший около 318 г. со своим учением. Понятие сыновства, рассуждал он, связано с рождением, то есть возникновением во времени. Значит, Бог-Сын, как рожденный Богом-Отцом, не существовал до своего рождения. Поэтому он не вечен, он - создание и тварь (в смысле «творение» - это слово не имело тогда бранного оттенка). По учению Ария получалось, что Богом в истинном смысле слова является только Бог-Отец, а Бог-Сын - это лишь самое совершенное его творение. Следовательно, он не может считаться равным Богу-Отцу, он не единосущен Богу-Отцу, а только, как заявили ариане, подобосущен ему. По сути Арий своим учением исказил главнейший догмат раннего христианства – догмат о Троице, «вырвав» из трёх равных ипостасей Бога-Сына, - вторую ипостась Триединого Бога и составил своеобразный «дуализм» божественной личности. Учение Ария встретило резкие возражения со стороны многих авторитетов христианской церкви, которые утверждали, что все ипостаси Троицы существуют извечно, что Бог-Сын единосущен Богу-Отцу и является таким же истинным Богом, как и Отец. Разгорелся большой спор который явно угрожал единству церкви и потому вызвал беспокойство у императора Константина, обратившегося к обеим сторонам с призывом прекратить обсуждение этой проблемы. Однако примирение достигнуто не было и тогда по инициативе императора был созван первый Вселенский собор, который состоялся в 325 году в Никее (город в Малой Азии недалеко от Константинополя). В ходе развернувшейся на соборе дискуссии верх взяли противники Ария, то есть те, кто доказывал, что Сын Божий такой же совершенный Бог как и Отец. В принятых на соборе семи пунктах символа веры была отражена именно их точка зрения. Учение Ария было признано еретичным, а сам он был отправлен в ссылку. Но ожесточенная борьба между сторонниками и противниками Ария продолжалась еще несколько десятилетий, вплоть до созванного 381 году в Константинополе (в то время фактически столица Римской империи) второго Вселенского собора, нанесшего арианству завершающий удар. Осужденное на двух Вселенских соборах, преследуемое официальными властями, арианство исчезло тем не менее еще не скоро. Получив распространение среди вторгавшихся в то время на территорию Римской империи готов, вандалов и других «варваров», - арианство просуществовало примерно до IX — X веков.

На Константинопольском соборе были приняты еще пять пунктов сим­вола веры, которые вместе с семью пунктами, провозглашенными в Никее, составили, так называемый, Никео-Константанопольский символ веры. Симво­лом веры принято называть основные положения вероучения какой-либо религии. Для большинства христиан главным символом веры является Никео-Константинопольский. Первый из его двенадцати пунктов провозглашает веру в Бога-Отца, который сотворил небо и землю, все видимое и невидимое. Сле­дующие шесть пунктов (со второго по седьмой) посвящены второму лицу Троицы, Иисусу Христу, который, как подчеркнуто в символе веры, истинный Бог, рожденный, а не сотворенный, который одного существа с Богом-Отцом. Здесь сказано также о том, что Иисус Христос сошел с неба для нас людей, был распят при Понтии Пилате, воскрес на третий день, вознесся на небо и опять придет во славе и царству его не будет конца. В восьмом пункте гово­риться о третьем лице Троицы - Боге-Святом Духе, который исходит от Бога-Отца. В остальных пунктах речь идет о вере в святую церковь и одно крещение для очищения грехов, о воскресении мертвых и вечной жизни после страшного суда. Необходимо заметить, что из всех направлений христианства в настоя­щее время только православие сохранило Никео-Константинопольский сим­вол веры в том виде, в каком он был принят на первых двух Вселенских собо­рах. Об отношении католицизма и протестантизма к данному символу веры будет рассказано ниже.