Культ в православии.

Православие тщательно сохраняет верность традиции во всем, и в том числе в вопросах отправления культа. Еще в пер­вые века христианства постепенно сложились обряды, то есть определенные, установленные церковными людьми в незапамят­ные времена совместные действия верующих, связанные с пре­быванием в церкви или жизнью человека вне храма — в миру (крестное знамение, возжигание свечей, коленопреклонение, освящение жилища и т. п.). Самые важные обряды, как уже говорилось, называют таинствами. Православные считают, что они, в отличие от обрядов, установлены самим Богом. Вы знаете, что в раннехристианской церкви постепенно сложилось учение о семи таинствах и все они сохранены в православии. Пять из них обязательны для всех: крещение, миропомазание (смазывание ароматным маслом, означающее снисходящую на человека божественную благодать), причащение (оно уже было объяснено в связи с Тайной вечерей), покаяние, елеосвящение или соборование (очищение от грехов больного или умирающе­го). Два таинства — необязательных: священство(как уже говорилось — принятие на себя будущими священниками апо­стольской благодати через рукоположение) и брак.

Православие отличается сложными, красивыми и деталь­но разработанными богослужениями. Главная среди служб — литургия,на ней совершается таинство евхаристии, берущее свое начало от Тайной Вечери Иисуса Христа. Воцерковленный православный человек должен регулярно исповедовать­ся у священника и причащаться, т. е. вкушать хлеб и вино, ми­стически пресуществленное (т. е. изменившееся в результате специальных действий священника во время богослужения свою субстанцию) в тело и кровь Христову.

Существует так называемый «суточный круг» православ­ных богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9-й часы, литургия. Каждая из этих служб имеет свой символический смысл, например, за утреней верующие вспо­минают о земной жизни Христа, за вечерней — о сотворении мира и грехопадении и т.д. Реально для удобства верующих эти службы объединены в три блока: вечерний, утренний и дневной (литургия). Накануне праздников вечером служится Всенощная, соединяющая вечерню и утреню следующего дня; поэтому смена даты (праздника) производится в православ­ной церкви накануне вечером.

Кроме «суточного круга» в церкви совершаются так назы­ваемые требы— службы, осуществляемые по просьбе кон­кретных верующих по определенному поводу: специальные молебны по какому-либо поводу, заупокойные службы и т.д.

Вопрос о языке богослужения в православии решает сама автокефальная церковь. Богослужение может идти на гречес­ком или церковно-славянском (как в Русской православной церкви) языках. Хотя первые два языка — основные для пра­вославия, в различных автономных церквях богослужения со­вершаются на финском, карельском, арабском, грузинском, японском, суахили и на многих других самых экзотических языках мира. Иногда вопрос о языке богослужения вызыва­ет споры. Сейчас в России дискутируется вопрос о возмож­ном переводе богослужения на современный русский язык, но сторонники такой реформы (вопрос о ней возникает не впер­вые) находятся в явном меньшинстве.

Православное богослужение и православный храм, как го­ворил русский философ, богослов, естествоиспытатель и искус­ствовед Павел Флоренский, представляет собой «синтез ис­кусств». Огромную роль играют изображения — росписи и иконы. Иконы пишутся строго по правилам (канонам). Право­славные поклоняются не самой иконе (как материальному пред­мету), а тому изображению (образу), который на ней отражен. По словам того же П. Флоренского, икона — окно в потусто­ронний мир, очерченное иконописцем видение потустороннего мира. В VIII—IX вв. в Византии вспыхнуло движение против почитания икон (иконоборчество).Иконоборцы утверждали, что христиане не должны почитать «доски с красками», уподоб­ляясь идолопоклонникам. Император Лев III в 730 г. защитил культ икон, который до этого уже успели объявить ересью. В 787 г. на II Никейском соборе культ икон был восстановлен, а затем окончательно утвержден. Впоследствии, как вы знаете, протестанты вновь отвергли почитание икон. Иконы распола­гают в храме по строгим правилам между главной его частью — алтарем(букв, с лат. возвышенное место), в котором соверша­ется таинство евхаристии и куда ограничен вход мирян, и основ­ной частью храмового помещения, где находятся верующие. Иконы, установленные рядами (идущими снизу вверх по стро­гим правилам), составляют иконостас.В иконостасе выделяется нижний ряд с изображением Христа, Богородицы, евангелис­тов, местных святых. Иконы праздников составляют второй ряд снизу, а Богородицы, Иоанна Предтечи и апостолов, молящих­ся Христу, — третий ряд, называемый деисус(моление). Вет­хозаветные праведники и пророки помещаются в четвертом ряду снизу. Число рядов может быть меньшим или большим.

Большое значение в богослужении имеет музыка, которая исполняется только человеческими голосами. Существуют традиционные напевы и авторская церковная музыка. Многие русские композиторы стали классиками церковной музыки: Н. Дилецкий (XVII в.), А. Ведель, М. Березовский, Д. Бортнянский (XVIII в.), П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Гре­чанинов, А. Архангельский, П. Чесноков и др. Православная музыка исключительно проникновенна и трогательна. По древнему канону (который сейчас не соблюдается) в церкви пели только мужчины. До XVII в. в России музыка в церк­ви была почти исключительно одноголосой (для того, чтобы убрать излишнюю, ненужную красивость, отвлекающую от молитвы). Все православное искусство очень сдержанно по форме и лаконично. Как образно говорят искусствоведы, «православная музыка начинается с тишины».

Важная роль в православии отводится архитектуре. Храм мыслится как модель мироздания, «частичка неба на земле». Архитектура храма канонична. В нем есть алтарь, обращенный на восток, основная часть и притвор(где некогда молились те, кто только готовился принять крещение). В центре алтаря на­ходится престол,на котором совершается евхаристия, в алтарь ведут три двери или трое врат (центральные называются Цар­скими вратами). Возвышение над алтарем — амвон(с него священник обращается к верующим), слева и справа — кли­росы(места для двух хоров). Вокруг храма с внешней сторо­ны находится паперть(возвышенное крыльцо). Храм может иметь несколько приделов(дополнительных алтарей, освящен­ных в честь святых или праздников). Около храма бывает ко­локольня: колокольный звон играет очень большую роль в бо­гослужении и осуществляется по правилам в зависимости от случая (благовест,погребальный звон, праздничный и т.д.). С внешней стороны храм может выглядеть как крестово-купольный(когда вид сверху образует крест), «кораблем» (вытянутая, удлиненная форма), круглым, восьмиугольным. Завершают храм купол или купола, которых может быть три, пять и т.д. (здесь также действуют строгие правила, так как количество глав символично). В древнерусской архитектуре купол принял своеобразную форму «луковицы» или «шлема». Это по-разному объясняется искусствоведами, но одна из са­мых остроумных версий связана с чисто практическими сооб­ражениями: чтобы снег во время долгой русской зимы скаты­вался с купола, не закрывая креста.

Главный символ христианства — крест. Кресты бывают раз­личной формы и конфигурации. Православные кресты могут быть четырехконечные, шестиконечные - с короткой верхней перекладиной, на которой при распятии было издевательски на­писано - «Иисус Назорей Царь Иудейский», восьмиконечные, на которых добавлена наклонная справа налево перекладина (по принятому мнению, она указывает на двух разбойников, распятых около Христа, правого - раскаявшегося и левого - нерас­каявшегося). Католические и протестантские кресты («латинс­кие», как называли их в России) только четырехконечные, длин­ные по вертикали, иногда с утолщениями на концах. Если храм достаточно большой, имеет приделы и значите­лен по своей роли (является главным в городе, районе), то он может быть назван собором(от слова «собирать»). Обычно в обиходе к церковному зданию применяется термин «цер­ковь»(не путать с понятием церкви как организации верую­щих). Собор, где служит архиепископ или митрополит, назы­вается кафедральным собором.Большое значение в богослужении имеет облачение свя­щенства (строго каноничное и соответствующее духовному званию, времени церковного года и конкретной службе). В храме бывает сконцентрировано немало произведений юве­лирного искусства (чаши, кресты, другая утварь, обложки книг и т д.). Строительство и убранство православного храма представляет собой сложную и разветвленную науку.

Каждый день года в православии памятный. Ежедневно церковь вспоминает каких-либо святых либо события. Наибо­лее важные памятные даты — праздники Они бывают общие для всех православных и местные. Праздник того святого или события, в честь которого освящен храм, называется пре­стольным праздником.Православная церковь отмечает «два круга» праздников в течение года (церковный год начинается в сентябре). Первый круг — непереходящие праздники,они празднуются по солнечному календарю, а потому ежегодно приходятся на один и тот же день.

Православная церковь использует два календаря: ста­рый — юлианский и новый — григорианский. Последний был введен римским папой Григорием XIII в 1582 году для устра­нения расхождений, накопившихся из-за неточности юлиан­ского календаря. По григорианскому календарю живут все католики и протестанты. В России новый календарь ввели толь­ко в 1918 году, но русская церковь не приняла этого и продол­жает пользоваться юлианским («старый стиль»). В XX в. разница составляет 13 дней. Некоторые православные церк­ви перешли на григорианский календарь: приходы Константи­нопольского патриарха, Румынская, Болгарская и другие. Только Пасха, несмотря на это различие, празднуется почти всеми православными в один день по юлианскому (старому) календарю. В русской церкви, как и в некоторых других, имеется 13-ти дневное расхождение в датах праздников между старым и новым стилем Поэтому, например, русский праздник Рожде­ства Христова не совпадает с католическим.

Главные непереходящие праздники православных:

Рождество Богородицы (8 сентября — старый стиль/21 сентября — новый стиль),

Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября) в память о том, как Елена, мать Константина Великого, разыскала и воздвигла (установила) крест, на котором был распят Христос,

Введение во Храм Богородицы (21 ноября/4 декабря),

Рождество Христово (25 декабря/7 января),

Крещение Господне (6/19 января),

Сретение Господне (2/15 февраля — объяснение см. в теме VII),

Благовещение (25 марта/7 апреля) в память о том, как Ангел сообщил Деве Марии, что у нее родится Христос),

Преображение (9/19 августа) в память о том, как Хрис­тос, молясь на вершине горы, в присутствии Иоанна, Петра и Иакова принял Божественный облик,

Успение Богородицы (15/28 августа) — день кончины Богородицы,

Покров (1/14 октября) в память о том, как Богородица распростерла спасительное покрывало над Константинополем, когда его в очередной раз осаждали турки.

Переходящие праздники отмечаются по лунному кален­дарю, который, как известно, не совпадает с солнечным. Даты праздников меняются год от года (в определенных пределах) и отсчитываются от даты главного праздника — Пасхи. Она празднуется в воскресенье после первого весеннего полнолу­ния. Пасха — праздник Воскресения Христова. Его дата оп­ределяется по специальным формулам. Еще на I Вселенском соборе в Никее было решено праздновать ее так, чтобы она не совпадала с иудейской Пасхой (первоначально она совпа­дала). Из-за разных календарей дата наступления Пасхи у православных и католиков различна (но всегда приходится на воскресенье). По Пасхе определяются следующие праздники: Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим (за не­делю до Пасхи), Вознесение Христа (на 40-й день после Пас­хи), Пятидесятница (Троицын день) на 50-й день после Пас­хи, Духов День (день Святого Духа) — на следующий день после Троицы. Есть и другие важные памятные даты, опре­деляемые по Пасхе.

В православии большую роль играют посты, т.е. периоды запретов и ограничений на некоторые сферы жизни (развле­чения, наслаждения, еду). Цель постов — очистить душу, воз­выситься в молитве, а отнюдь не только в том, чтобы соблю­сти своеобразную диету. Главный пост — Великий (его начало зависит от даты Пасхи), он длится 7 недель. Существует Рождественский пост (с 15 ноября до Рождества Христова), Петровский пост (летом перед Петровым днем), Членский (2 недели в августе). Есть и другие отдельные постные дни в году. Православные считают постными все Среды и Пятни­цы (в память о предательстве Иуды и смерти Христа на кре­сте). Всего в православии около 200 постных дней в году. Православный воцерковленный человек стремится выполнить множество правил и ежедневно живет верой, соотнося с ней свои помыслы и поступки. Православная философия, этика, богословская наука, учение о церкви и богослужении, эстетика — сложный комплекс знании, полному изучению которо­го необходимо посвятить целую жизнь. Собственно говоря, этого требует изучение не только православия, но и любой другой религии.