Христианская церковь в Древней Руси.

Мы недостаточно знаем о том, как жила христианская цер­ковь в Киевской Руси. Нет точных сведений о ее первых предстоятелях (руководителях). Церковью на Руси управляли митрополиты, а организационно она, возможно, первоначаль­но подчинялась самостоятельной (автокефальной) Охридской болгарской епископии. Позже русская церковь перешла в под­чинение непосредственно самому константинопольскому пат­риарху, который и имел решающий голос при назначении мит­рополитов на Руси (многие из них были греки). Существует мнение, что самостоятельная митрополия на Руси по­явилась в 990 году. Среди первых предстоятелей особо выделяется митрополит Илларион, очевидно, русский по происхождению, написавший заме­чательное философское произведение «Слово о Законе и Бла­годати», отмеченное патриотическим пафосом. В XI в. были канонизированы первые русские святые. Ими стали вероломно убитые старшим братом Святополком Борис и Глеб, совсем еще молодые люди, почти дети. Об их житиях немало сказано и написано. Борис и Глеб не были, как боль­шинство святых, страдальцами за веру Христову, но они при­няли смерть как христиане -в непротивлении злу, и если не во имя Христа, то вслед за Христом, подобно ему. В факте канонизации Бориса и Глеба сказались особенности, свой­ственные сознанию нашего народа (жалость, сочувствие к слабым, обиженным, сострадание). На Руси активно строят храмы, начинают писать иконы, появляется церковная музыка. Поначалу все образцы церков­ного искусства брались из Византии, но очень скоро русские не только освоили язык христианской культуры, но и обога­тили ее своими национальными, неповторимыми чертами. По­является русское священство, монашество. Одним из первых монастырей на Руси был Печерский монастырь в Киеве, ос­нованный старцами Антонием и Феодосией. В период ослабления власти киевского князя и длительной феодальной раздробленности церковь являлась единственным объединяющим фактором на Руси. В то время национальное самосознание еще не сложилось в полной мере, но все русские осознавали свою принадлежность к единой вере («мы — пра­вославные христиане»). Как вы помните, в 1054 году христианская церковь уже окончатель­но раскололась на православную и католическую. Позже, в тяжелые годы монголо-татарского нашествия и иноземного ига XIII—XIV вв., православная вера помогала русским выстоять и сохраниться как этносу (народу). Ханы были довольно веротерпимы. Они не преследовали православную церковь на Руси, более того, в Сарае (столице Золотой Орды) создали русскую православную епархию (церковно-административный округ). Конечно, это не исключало того, что в пожарах при штурмах русских городов гибли священники, горели храмы, уничтожались памятники церковного искусст­ва. Русские князья, приезжавшие в Орду, должны были уча­ствовать в унизительных языческих обрядах (проходить сквозь огонь и т.п.). Отказавшиеся подвергались жестокой каре и становились в сознании народа мучениками за веру (князь Федор Черниговский, например). Впоследствии неко­торые татары, даже из числа знати, принимали христианство, а иногда и становились русскими святыми (например, Петр — царевич ордынский). Приблизительно в то же время (первая половина XIII в.) новгородцам во главе с Александром Невским пришлось от­стаивать православную веру и независимость своей земли от западных рыцарей-крестоносцев, организовавших крестовый поход на Восток с целью «окатоличивания» Прибалтики и Северо-Западной Руси. Главным церковным центром Северо-Восточной Руси с середины XII в. становится город Владимир, куда князь Андрей Боголюбский перевез из Киева главную святыню Руси — икону Богоматери византийского происхождения (по преданию писанную евангелистом Лукой). С этого времени икона стала называться иконой Владимирской Богоматери.В условиях упадка Киева в конце XIII в. митрополичий пре­стол также окончательно переместился в столицу Северо-Во­сточной Руси — Владимир-на-Клязьме. Однако между Вла­димиром и Киевом продолжалась борьба за духовную власть над Русью. Киев, оказавшийся в составе Великой Литвы, в конце концов (к середине XV в.) получил собственных мит­рополитов. Православие в юго-западных русских землях (бу­дущая Украина) стало развиваться под сильным влиянием ка­толицизма и приобрело особые характерные черты.