Русские сектанты.

Дробление старообрядчества, отпочкование от него и от ор­тодоксальной церкви новых групп верующих, объясняющееся многими причинами, в том числе общественными, политическими и идейными, продолжалось в конце XVII, а также в XVIII и XIX вв. В XVIII в. в России возникло течение духовных христиан,близкое во многом старообрядцам беспоповцам. Общая черта в мировоззрении этих течений — негативное от­ношение к церкви как погрязшему в грехе человеческому ин­ституту, не имеющему святости (духовные христиане) и по­терявшему святость (старообрядцы — беспоповцы). Вера, с точки зрения духовных христиан, должна исповедоваться свободно, и никто не имеет права определять правила ее ис­поведания. В этом смысле духовные христиане очень сходны с протестантами. Не случайно протестантские течения бапти­стов, адвентистов, пятидесятников и др., которые начали вско­ре проникать в Россию, в качестве питательной среды исполь­зовали именно секты духовных христиан. Для всех сект, входящих в это течение, свойственна общин­ная, замкнутая жизнь с идеалами равенства, братства и самосо­вершенствования. Замкнутость сект — следствие постоянных преследований со стороны власти, непонимания окружающих, по­стоянного состояния «обороны». В конце XVII в. возникло течение христоверов (или хлы­стов). Они верили в то, что Христос может вселиться в каж­дого человека, но для этого необходим строгий аскетизм и мо­литва в виде «радения», когда верующие приводят себя в состояние религиозного экстаза с целью соединения со Святым Духом. Иногда христоверы бичевали себя (отсюда название хлысты). По другой версии хлысты — это искаженное «христы». Крайняя группа христоверов вершиной совершенства считала самооскопление мужчин и женщин (скопцы). В XIX в. христоверы раскололись на множество групп, враждовавших друг с другом. Наиболее мягкие христоверы объединились в общество «Новый Израиль» и в 1914 г. эмиг­рировали в Уругвай. Сейчас в России сохранились очень ма­ленькие группы христоверов на Северном Кавказе.

Самые заметные течения духовных христиан — это духо­боры (или духоборцы) и молокане.Духоборы отвергали церковь, иконы, кресты, они отказы­вались служить в армии, вступали за равенство людей, не при­знавали никакой власти. Вместо Библии они читали собствен­ную «Животную книгу» (книгу жизни), которая состояла из псалмов, написанных самими духоборами. «Бог есть дух» — считают духоборы. Основы учения, религиозные тексты и напевы передаются духоборами из поколения в поколение.

Духоборов много раз переселяли внутри России, в том числе в Грузию. В 1898—1899 гг. произошел массовый исход духоборов из России в Канаду, куда их пригласили квакерс­кие общины и где они живут и по сей день, сохраняя свои тра­диции и своеобразную культуру. В судьбе духоборов прини­мал участие Л.Н. Толстой: на его средства были зафрахтованы пароходы для их переселения. Часть духоборов живет сейчас в России на Северном Кавказе и в некоторых других районах. В 1991 г. состоялся съезд духоборов, они создали свою орга­низацию в России. Слово духоборыможно трактовать двояко: как борцы «за святой дух», либо как «борящиеся со святым духом». Впол­не возможно, что это название первоначально было дано им православными иерархами и носило в себе именно оттенок осуждения, но понравилось самим духоборам, которые поме­няли его смысл «на 180 градусов». Название «молокане» тоже объясняется по-разному: от названия реки Молочная или от некоего «духовного молока», которым они питаются (есть и другие версии). Молокане при­знают Библию, но по сравнению с духоборами их взгляды бо­лее умеренны. Во время службы они читают Библию и поют псалмы. В учении молокан присутствует элемент эсхатоло­гии(с гр. учение о конечной точке) — ожидание скорого вто­рого пришествия Христа и установления царства Божия на земле (сравните с адвентистами!). В мире около 300 тыс. молокан, они живут в США, Канаде, Латинской Америке. В ос­новном это эмигранты из России. Некоторые молокане вернулись на Родину. На Северном Кавказе, в Закавказье, на Украине и в Центральном районе России живут общины молокан как вернувшихся, так и сохра­нивших здесь свои поселения. В 1991 г., так же как и духобо­ры, молокане России провели свой съезд и объединились в союз, имеющий периодический печатный орган.

Ответвлением молокан является секта прыгунов (во вре­мя молитвы они приходят в состояние экстаза, в чем сходны с христоверами). В Азербайджане и Армении сохранились не­большие группы верующих этого направления. Христоверов, молокан и духоборов принято считать «ста­рыми русскими сектантами» в отличие от протестантских сект более позднего времени. Они, безусловно, далеки от правосла­вия, но являются заметным и чрезвычайно интересным фак­тором религиозной жизни России.