рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные направления в исламе.

Основные направления в исламе. - Лекция, раздел Литература, V. Задания для аудиторной и внеаудиторной работы со списком рекомендуемой литературы по всем видам работ Подобно Другим Религиям Ислам Не Является Однородным. Он Распа­Ли На Нескольк...

Подобно другим религиям ислам не является однородным. Он распа­ли на несколько основных течений и множество сект. Правда ислам все же не так раздроблен как христианство - сект в нем меньше и, самое главное, 90 % всех мусульман принадлежит к суннизму, внутри которого различия не велики.

В исламе следует выделить три основных направления: суннизм, шиизм и хариджизм. Кроме того имеется большое количество сект, отделившихся от направлений. Большую часть сект породил шиизм. В исламоведении суннизм обычно рассматривают как ортодоксальное течение. Однако христианское понятие «ортодоксия» и «ересь» неприменимы к исламу, поскольку в нем отсутствовал институт узаконивания догматов, каким в христианстве были Вселенские соборы. Так что суннизм можно считать ортодоксальным исламом лишь с известной долей условности. Поскольку к нему принадлежит 90% мусульман, то сунниты преобладают численностью почти во всех мусульманских странах. Шииты составляют лишь 10% всех последователей ислама. Они пре­обладают над суннитами лишь в Иране и Азербайджане. В Ираке и Йемене - их чуть больше половины населения. Хариджизм имеет всего около 0,5 млн. приверженцев (менее 1%) и преобладает только в Омане. Из-за крайней малочисленности его часто рас­сматривают как одну из сект и соответственно утверждают, что в исламе два основных направления - суннизм и шиизм. Первые полвека своего существования ислам был единой религией и лишь спустя почти три десятилетия после смерти его основателя произошел первый раскол. Своеобразие ислама в том, что этот раскол, как и многие по­следующие, произошли не в результате вероучительных разногласий, а по политическим вопросам: кто будет главой мусульманской общины? как должна передаваться его власть? и т п. Нельзя сказать, что в исламе вообще не воз­никали споры и по догматическим вопросам (свобода воли, сотворённость или несотворённость Корана и др.). Но три основных течения произошли именно в результате политического раскола и различного решения вопросов правового характера. Вероятно, это объясняется тем, что ислам не знал разделения духов­ной и светской власти. Правление Мухаммеда (как и его преемников) носило теократический характер. В их руках была сосредоточена и духовная, и свет­ская власть - эти понятия вообще не различались. Соответственно в исламе не сложилось четкого различия между догматикой и правом. Юридические про­блемы включались в рамки богословия.

Три основных направления появились почти одновременно и связано это с ходом борьбы за власть в мусульманской общине. Дело в том, что осно­ватель ислама не оставил прямых наследников мужского пола. Его сыновья умерли в младенчестве. Из четырех его дочерей только Фатима, ставшая же­ной Али, двоюродного брата и одного из ближайших сподвижников Мухамме­да, оставила двух внуков: пророков Хасана и Хусейна. Однако еще хуже то, что пророк не оставил даже самого принципа передачи власти. Естественно такое положение невольно толкало ближайших сподвижников Мухаммеда на борьбу за власть и можно удивляться только тому, что эта борьба приняла открытый характер лишь спустя четверть века после смерти основателя ислама.

На пост халифа («заместитель посланника Аллаха») имели примерно равные права сразу несколько человек из окружения Мухаммеда. Если учиты­вать родственные связи с пророком, то чуть больше прав было у Али (кузен и зять одновременно). Однако выбор общины пал на другого сподвижника про­рока - Абу Бакра, у которого тоже были достаточно веские основания - он был самым старшим из окружения Мухаммеда. Наконец, он был тестем пророка. Впрочем, это много не значило, учитывая количество жен про­рока.

Правление Абу Бакра длилось всего два года. Перед смертью он на­значил своим преемником Омара, который пробыл главой мусульман до 844 г, когда его смертельно ранил раб-иранец. Но, умирая, Омар успел назначить шесть человек, которые должны были определить его преемника. Им стал бо­гатый купец Осман. К концу его правления Халифат, ставший уже обширной империей, начинают раздирать междоусобицы. В 556 г. Осман был убит в сво­ем доме в Медине прибывшими туда мусульманами из Египта и Ирака, недо­вольными произволом самого халифа. Всеобщее недовольство правлением Османа сопровождалось ростом популярности Али. Преданный делу ислама, храбрый воин, участвовавший почти во всех военных походах Мухаммеда, блестящий оратор, пользовавшийся репутацией чрезвычайно набожного и честного человека, Али многим представлялся идеальным правителем. Сразу же после смерти Османа Али был провозглашен халифом. Но это явилось лишь началом новой борьбы. Против Али выступили два сподвижника Мухаммеда (Тальха и аз-Зубайр) и его вдова Айша. Одновременно наместник богатой Сирии Муавия (двоюродный брат Османа) выступил против Али, обвинив его в причастности в убийстве Османа и провозгласил лозунг мщения за Османа, претендуя вместе с тем на трон халифа. Образовалась две военные коалиции. Однако Али действовал очень медленно Лишь в декабре 656 г., через пять с лишним месяцев после своего избрания, он выступил во главе своих войск из Медины, в которую ему уже не суждено было вернуться, и двинулся в Басру. В том же месяце недалеко от Басры произошло сражение, в котором Али одержал победу.

У Али остался лишь один противник - Муавия, но борьба с ним приобрела затяжной характер. В июле 557 г на южном берегу Евфрата, в местности, именуемой Сиффин, произошло решающее сражение. По преданию, после двух недель битвы успех стал клонитъся на сторону Али и тогда над неприятель­ским войском поднялись копья с вздетыми на них свитками Корана и раздались голоса, призывавшие прекратить сражение и решить спор о троне халифа мирным путем при помощи третейского суда в соответствии с принципами ислама. И Али принял это предложение. Этим он не только спас от разгрома Муавию, но и внес раскол в ряды своих сторонников. Около 12 тысяч самых решительных его приверженцев, разочаровавшись в Али как в вожде и объя­вив его согласие на третейский суд несовместимым с духом ислама, покинули лагерь. Они получили название хариджиты (от «хараджа» «выйти», «восстать»). В январе 661 г. при входе в мечеть г. Куфы Али был смертельно ранен одним из хариджитов. После гибели Али иракские шииты провозгласили халифом его старшего сына Хасана, однако (по соглашению с Муавией) Хасан открыыто заявил об отречении от халифата. Муавия стал единственным правителем всего мусульманского мира, он основал династию Омейядов, представители которой занимали трон халифа в течении почти целого столетия (861 – 750 гг. ) Первой, очень существенной реформой Муавии был перенос столицы из Медины в Дамаск. Следующей важнейшей акцией Муавии стало то, что он еще при жизни назначил себе приемника - своего сына Язида, положив, таким образом, начало практике престолонаследования халифов. Однако, когда в 680 г Муавия умер, вступление Язида на престол не обошлось без кровопролития. Иракские шииты, считавшие, что законным претендентом на власть в халифате могут быть только потомки Али и Фатимы, на сей раз сделали ставку на моло­дого Хусейна (младшего сына Али) и призвали его в Куфу возглавить восста­ние против Язида, обещая широкую поддержку. Откликнувшись на их призыв, Хусейн выступил с небольшим отрядом из Мекки в Куфу, но потерпел пораже­ние. И Хусейн, и все его воины погибли в неравном бою. Этот разгром положил конец всем надеждам шиитов на успех в борьбе за власть в халифате, но он отнюдь не означал исчезновение шиизма как тако­вого. Более того, гибель Хусейна даже способствовала в какой-то мере рели­гиозному и политическому объединению приверженцев рода Али и обособлению их от прочих мусульман. Сам Хусейн стал своего рода символом шиитского движения, а его имя и память о нем - лозунгом, знаменем шиитов в борьбе с ненавистными им халифами из династии Омейядов и их сторонниками. События 680 года резко увеличили разрыв между двумя самыми значительными группировками мусульман, превратили его почти что в пропасть: они теперь стали не только соперниками в борьбе за власть, но и непримиримыми, ожесточенными врагами, люто ненавидевшими друг друга. Сохранял своих весьма малочисленных приверженцев и хариджизм, также резко враждебный по отношению к обеим группировкам мусульман. Итак, к концу VII века исламская община оказалась расколотой на три очень неравные по численности религиозно-политические группировки:1. приверженцы официального «халифского» ислама, те, кто признавал законность как первых четырёх халифов, так и последующих из династии Омейядов – позднее, в IX веке, получили название «сунниты», и две оппозиционные группировки: 2. шииты и 3. хариджиты. Результатом этого раскола было прежде всего то, что исламу не удалось создать единой концепции верховной власти Каждая из трех группировок заняла в этом вопросе свою, особую позицию. Хариджиты отстаивали общинный характер власти и безусловную выборность главы общины; шииты признавали божественную природу власти, предопределенную свыше в роду Мухаммеда и Али и передаваемую по наследству; среднюю линию между коллективным и божественным источниками представляли собой теория и практика суннитов – теоретически они признавали выборность халифов, практически же их власть передавалась по наследству в династии Омейядов. Со временем к этому добавились некоторые расхождения чисто религиозного характера и таким образом сложилось три основных направления в исламе.

Суннизм.(«люди сунны и согласия общины») – самоназвание суннитов. Суннитскую систему догматов считают наиболее характерной для ислама вообще и отождествляют с исламским правоверием, хотя на самом деле не су­ществует какого-либо признанного обязательным для всех суннитов свода догматов. Термин «суннит» имеет менее четкое содержание, чем термин по существу, в противопоставлении последнему термин «суннит» при­обретает реальное значение. Основными Формальными признаками принадлежности к суннизму являются: 1. признание законности первых четырех праведных халифов - Абу- Бакр, Омар, Осман, Али. 2. признание достоверности шести сводов халифов, под общим названием «Сунна». 3. принадлежность к одному из чтырёх религиозно-юридических толков (мазхабов) - ханифитскому, маликитскому, шафиитскому, ханбалитскому.

Отношение к первым халифам вытекает из истории формирования. Наиболее характерным для суннизма является признание автритета Сунны., что подчеркивается и в самоназвании – «люди сунны». Сунна («обычай», «пример», полное название: суннат рассул Аллах – «сунна посланника Алаха») - пример жизни Мухаммеда как образец и руково­дство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества. Сунна состоит из поступков Мухаммеда, его высказываний и невысказанного одобрения. Поскольку ислам признает непосредственное общение Пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммеда считаются богодухновенными; поэтому сунна также как и Коран воспринимается как богоданная основа ислама, как второй, после Корана, свод правил жизни мусульманского общества. Это своего рода «священное предание» ислама. Вторая часть самоназвания - «согласное мнение общины» - отражает вторую важную концепцию традиционного ислама - идею особой роли общины в решении основных религиозных и общественных проблем, возникающих перед мусульманами После смерти Мухаммеда прямой контакт общины мусульман с Аллахом прекратился, и её жизнь должна основываться на строгом исполнении заветов Корана и сунны, правильное толкование которых обеспечивается согласным мнением общины, представленной ее наиболее авторитетными учеными-богословами. Что же касается других черт суннизма, то их сложно выделить, поскольку остальные стороны суннитской догматики совпадают с общемусульманскими положениями, так как суннизм - это действительно ортодоксальный ислам.

Шиизм(«приверженцы», «партия»). Отношение к Сунне. Поскольку ортодоксальное направление, с которым конфронтирует шиизм, свое название связывает с сунной, то сам собой напрашивается вывод, что шииты, напротив, отвергают её. Шииты действительно не признают сунну в том виде, в каком ее признают сунниты. Однако это не означает, что они в принципе отвергают использование рассказов о поступках и высказываниях Мухаммеда для решения богословских, юридических и правовых вопросов, шииты лишь более строго подошли к отбору этих преданий. Они считают истинными лишь те из них, которые основаны на авторитете членов семьи пророка (сунниты же признают и его сподвижников). Так что священное предание у шиитов тоже имеется, только предания о мухаммеде они предпочитают называть ахбар («новость»). Их сборники являются законным источником мусульманского права наряду с Кораном. Большинство преданий является общими и различаются у суннитов и шиитов лишь по имени тех, кто передавал их. Шиитский ахбар также состоит из двух частей и для шиитов очень важно то, что опирается на свидетельства близкого родственника Мухаммеда. Таким образом, шииты и в этом вопросе противопоставляют себя прочим мусульманам как защитники прав и авторитета семьи пророка, их приверженцев. И в этом проявляется не мнимая а действительная особенность шиитов, ибо вопрос о верховной власти - главный предмет расхождения между суннитами и шиитами.

Учение об имамате.Это есть учение о верховной духовной власти пе­редаваемой по наследству. Первоначально шиитское учение об имамате возникло для того, чтобы обосновать законность прав Али и его потомков на власть, затем оно приобрело первостепенное значение. Краеугольный камень шиитского учения - тезис об исключительном праве потомков пророка на власть над правоверными. Права потомков Мухаммеда следуют из принятого шиитами представления о самом характере верховной власти. Имамат (то есть верховная власть в мусульманской общине) есть установление Аллаха, власть как сакральная эманация, или божья благодать, если воспользоваться христианской терминологией, передается таинственным образом от одного имама к другому. Итак, власть имеет неземное происхождение. Из этого неизбежно следует, что: 1 Власть в мусульманском мире не может зависеть от произвола людей и не может быть выборной, как это признают в теории сунниты и как это было на практике при избрании первых халифов. Следовательно, первые три халифа - узурпаторы, незаконно захватившие власть, и только Али был законным правителем. Сунниты же всех первых халифов считают законными. Шииты не признают и сам термин «халиф». Покольку сунниты не признают этого, то шииты обвиняют их в том, что они умышленно отказались от преданий, устанавливающих права Али и даже изъяли из Корана соответствующие стихи. Правда шииты приняли канонический вид Корана в его османовской редакции, поскольку другого просто не было. Но они считают, что по приказу Османа оттуда изъяли все упоминания об Али. Поэтому шииты иначе относятся к имамам, чем сунниты к халифам, ибо существует различие между теократической властью халифа у суннитов и законным имамом шиитов. Дело в том, что понятие имамата толкуется шиитами своеобразно, приобретает особое значение. В суннитском исламе халиф является носителем государственной, административной, судебной и военной власти и становится им вследствие определенных действий людей (избрание или назначение предшественником). Шиитский имам становится таковым в силу божественного указания, переданного через Мухаммеда. Он имам по своей сущности благодаря таинственной эманации, переходящей от одного имама к другому. Иначе, суннитский халиф - начальник, шиитский имам - первосвященник, данный Богом.

В то время как халиф суннитов не являемся исключительным авторитетов в вопросах вероучения, имам шиитов напротив, не только вождь, но и учитель ислама. Он властвует и учит именем Божьим, так как откровение Божье возвещается имамом своенго времени. Поэтому имамы единственные и высшие авторитеты. Они непогрешимы и их мнение по любому политическому или вероисповедальному вопросу является истиной в последней инстанции.

Учение с безгрешности и непогрешимости имамов - одно из основных положений шиизма. В этом отношении суннизм и шиизм резко отличаю друг от друга, ибо в суннизме окончательное решение достигается общим согласием богословов и прочих авторитетных лиц, в шиизме же окончательное решение остается за имамом.

Культ Али - не менее, чем учение об имамате, характерная черта шиизма. Первоначально авторитет и права Али основывались в представлении шиитов на ближайшем родстве с пророком Мухаммедом. Однако в дальнейшем культ Али приобретает самостоятельное значение и достигает такой степени, что Али почитается шиитами не то, что меньше, а едва ли не больше, чем сам пророк. Это выражается в частности в том, что в шиизме к словам «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его» добавлено «Али - наместник Аллаха». Существует ряд чисто шиитских преданий возвеличивающих Али и обосновывающих его права. Так, одно из преданий гласит, что Мухаммед после своего прощального паломничества в Мекку в присутствии многих своих сподвижников произнес: «Кому я глава, тому и Али – господин», что, по мнению шиитов, означало официальное объявление Али преемником пророка. Интересно, что это предание для обоснования прав Али апеллирует к авторитету Мухаммеда. Однако в дальнейшем появился ряд легенд, указывающих на благоволение Аллаха к Али лично и утверждающих таким образом божественность самого Али, как такового, безотносительно его родства с Мухаммедом.

Учение о Махди. Махди - это своего рода исламский мессия, провозвестник скорого конца света. Эта идея вовсе не является оригинальной. Она явно навеяна иудео-христианскими представлениями о грядущем пришествии Мессии. Более того, первоначально Махди отождествлялся с Иисусом Христом, который должен возвестить о приближении «судного дня». Потом Махди стал мыслиться как самостоятельный образ обновления веры, призванный восстановить первоначальную чистоту ислама. В Коране Махди не упоминается, однако идея Мессии широко толкуется в мусульманском предании. Махди должен быть потомком пророка или его тёзкой. Вера в Махди не является исключительным достоянием шиизма, она есть и в суннизме. Но в последнем она не приобрела значения догмы, оставаясь лишь дополнением к системе ортодоксального миропонимания. В шиизме идея Мессии получила широкое распространение, здесь вера в Махди превращается в веру в возвращение «скрытого» ислама. Но если в шиитском исламе Махди - конкретное лицо, с появлением которого шииты связывают восстановление справедливости на земле, то в суннизме Махди - лицо неопределенное. У шиитов сложилось иное, чем у суннитов отношение к богословам-правоведам, имеющим право выносить решение по религиозным и юридическим вопросам Это обстоятельство (высший авторитет шиитских богословов) нашло свое отражение и в шиитском шариате: шииты выработали собственные системы толкования исламского права, причем особое мнение они уделили распространенному у суннитов методу рая, то есть индивидуальному тол­канию авторитетного лица. Высокий авторитет шиитских богословов явился одной из причин политической активности иранского духовенства, которое взяло на себя роль посредников между «скрытым имамом» и верующими. Так что у шиитов - своя школа мусульманского права - ее часто называют пятым «каноническим» мазхабом, наряду с четырьмя суннитскими – богословско-правовая школа имамитов-джафаристов. В настоящее время это государственно-правовая система Ирана.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

V. Задания для аудиторной и внеаудиторной работы со списком рекомендуемой литературы по всем видам работ

АУДИТОРНАЯ РАБОТА... А лекции см таблицу содержание лекц Лекция Кулаков А Е Религии мира Учебное пособие для общеобразовательных учреждений М ООО Фирма Издательство АСТ Елисеев А...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные направления в исламе.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и задачи курса «История религии». Религиоведение как научная дисциплина.
Приступая к изучению религиоведения, мы задаем себе по крайней мере следующие вопросы: что оно изучает, с каких позиций подходит к изучаемому предмету, каково его строение, какое значение имеет для

Религия как социальное явление. Определение и сущность религии.
  Религия– (от латинского – благочестие, набожность, святыня, предмет культа – мироощущение и мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ

Социальные функции и роль религии. Основные элементы структуры религии.
  Проблема социальной роли и функции религии является приоритетной. Они образует некий центр, к которому сходятся различные социальные взаимосвязи и взаимодействие религии.

Роль религии в истории человечества, ее связь с культурой.
Определяя место религии в истории культуры, прежде всего следует от­метить тот факт, что религия хоть и представляет собой духовное явление, но она всегда предполагает материализацию верований с по

Основные элементы структуры религии.
В религии происходит удвоение мира, человек представляет себе другой, под-­ линный, сверхъестественный мир, отражает его действительность через призму несвободы и зависимости. Результат это

Происхождение религии и её ранние формы.
Происхождение религии - одна из важнейших проблем богословия и религиоведения. Решая ее, исследова­тели пытаются ответить на три вопроса: какова природа религиозных верований и обрядов? когда возни

Иудаизм библейской эпохи. Состав ветхого завета.
Ветхий Завет — представляет собой описание Священной ис­тории еврейского народа. Религия древних евреев удивительна, уникальна и непов­торима во многих отношениях, но более всего т

Состав Ветхого Завета.
К III— II вв. до н.э. окончательно сложились основные ча­сти Священного писания евреев. Оно открывается Пятикни­жием, авторство которого приписывается пророку Моисею (книги: Бытие, Исход, Левит, Кн

Исторические книги Ветхого завета.
В этот раздел входят пятнадцать книг (в том числе пять неканонических), которые, продолжая одна другую, описывают историю еврейского народа, его религии, его государства (в те периоды, когда оно су

Лекция 3.
Иудаизм эпохи диаспоры. Талмудический период в истории иудаизма. В первые века наше эры евреи оказались разбросанными по всему миру. Теперь перед ними стояла особая задача

Основы вероучения иудаизма.
Термин иудаизм, как вы уже знаете, имеет древнее про­исхождение. Однако применяться по отношению к религии евреев он стал только в первые века нашей эры. Обычно под иудаизмом понимают фактически но

Сионизм. Иудаизм в Израиле.
В конце XIX в. в еврейской общественной мысли особое влияние приобретает сионизм (от названия горы Сион, нахо­дящейся в центре Иерусалима). В основе этого течения лежит идея о том, что все евреи до

Возникновение христианства.
Христианство - самая распространенная из всех мировых религий, в настоящее время его исповедует около 1,5 млрд. человек. Христианству исто­рически принадлежит практически все народы Европы, Америки

Возникновение и становление христианской церкви.
Христианская вера рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Первые христиане по образцу самого Христа стано­вились мучениками, претерпевали унижения и страдания. Но­вая вера считалась опасной ка

Проблема историчности основателя христианства.
Все книги Священного писания - безусловный авторитет для христиан. Однако другие ученые, писатели и публицисты в первую очередь атеистического и материалистического на­правлений, сомневались и сомн

Становление и формирование христианского мировоззрения.
Огромную роль в становлении мировоззрения христианства сыграла античная, в первую очередь греческая философия. О нравственно-религиозном реформировании жизни, о душе, ее страдании в телесной оболоч

Формирование христианского вероучения.
Христианство, выступавшее как отрицание язычества, являлось в то же время, в определенной степени, продолжением традиций народов Средиземноморья. Особенно велико было влияние иудаизма, из которого

Утверждение основ христианского вероучения.
Общепринятые истины христианства, его основные неиз­менные положения (догматы) утверждались в острой борь­бе с ересями (от греческого слова, означающего особое веро­учение, школу). Эта борьба шла н

Споры о троице и возникновение арианства.
С IV века еретические учения начинают появляться среди самих христиан. Самое яркое из них — арианство. Дискуссия о соотношении лиц Троицы завязался накануне провозглашения христиан

Оригинальные черты вероучения христианства.
Христиане, согласно Символу веры, состоящему из 12 чле­нов (частей), верят: 1. В единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли; 2. В единого Господа Иисуса Христа, Сына Бож

Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова.
Самая зага­дочная и страшная книга — «Откровение Иоанна Богослова» или «Апокалипсис» (апокалипсис с гр. откровение). Она завершает Библию. Некоторые ученые считают, что ав

Этапы образования основных направлений в христианстве.
В настоящее время христианство распадается на три основных направления: православие (ортодоксальная ветвь), католицизм, протестантизм. Часть из них сложилась в глубокой древности – периоде раннего

Споры о Троице и возникновение арианства.
Дискуссия о соотноше­нии лиц Троицы завязалась как раз накануне провозглашения христианства государственной религией. Римской империи. Начало ей положил александ­рийский священник Арий, выступивший

Учение Нестория и начало христологических споров.
С принятием Символа веры тринитарные споры были практически завершены. Но их продолжением в известной степени была дискуссия о втором лице Троицы, пик которой приходится на середину V в. Толчок это

Раскол христианства на православие и католицизм.
Основное течение христианства, противостоявшее в IV —VII вв. арианству несторианству и другим нехалкидонским течениям, несколько позднее само разделилось на две ветви: западную и восточную. Принято

Культ в православии.
Православие тщательно сохраняет верность традиции во всем, и в том числе в вопросах отправления культа. Еще в пер­вые века христианства постепенно сложились обряды, то есть

Управление католической церковью.
Если восточное христианство не имело и не имеет единого предстоятеля (православных патриархов несколько), то у ка­толической церкви есть глава -римский папа.Его роль и по­ложение с

Католический культ.
Главное богослужение католиков, на котором совершается таинство евхаристии — месса, соответствует православной литургии (понятие литургия обозначает у католиков любое богосл

Русская православная церковь. Основные этапы истории.
В конце X в. во времена правления князя Владимира в ре­лигиозной жизни Руси произошел крутой поворот: христиан­ство было принято в качестве государственной религии. Уче­ные считают, что веру в Хрис

Христианская церковь в Древней Руси.
Мы недостаточно знаем о том, как жила христианская цер­ковь в Киевской Руси. Нет точных сведений о ее первых предстоятелях (руководителях). Церковью на Руси управляли митрополиты, а организационно

Церковь в эпоху возвышения Москвы и складывания единого русского государства.
В XIV в. начался процесс возвышения Москвы. 3 этом немалую роль сыграла православная церковь и ее деятели. В эпоху правления Ивана Калиты русским митрополитом был Петр (1308—1326 гг.). Он посещал О

Раскол и старообрядчество.
Единство духовной и светской власти, свойственное пер­вой половине XVII в., было резко нарушено во времена царя Алексея Михайловича, второго царя из династии Романовых. Его правление (1645~-1676) о

Русские сектанты.
Дробление старообрядчества, отпочкование от него и от ор­тодоксальной церкви новых групп верующих, объясняющееся многими причинами, в том числе общественными, политическими и идейными, продолжалось

Русская православная церковь в синодальный период.
В конце XVII в. после раскола и отпочкования ряда сект православная церковь переживала непростые времена. Для укрепления православных устоев в Москве была создана Сла­вяно-греко-латинская академия,

Православная церковь в советский период.
Еще за несколько лет до октябрьских событий 1917 г. было решено восстановить патриаршество в России, повысив тем самым роль и влияние церкви в стране. Однако Поместный со­бор, на котором это осущес

Реформация и ранний протестантизм.
В 1546 г. перед Консисторией (органом руководства религиозной общиной) Женевы предстали два глав­ных сановника города. Они обвинялись... в участии в танцах. Нелегко было этим солидным людям прино­с

Характерные черты и принципы вероучения протестантизма.
Несмотря на то, что между учениями различных направ­лений протестантизма существует большая разница, можно выделить основное исходное ядро этого учения. Вот в чем оно заключается.

В протестантских церквях нет культа Богородицы и свя­тых, так как эти культы считаются выдуманными людьми. «Слава только Богу» — говорят протестанты.
6. Протестантское богослужение чрезвычайно упрощено (в некоторых течениях сведено до минимума). Здания церк­вей простые, могут использоваться обычные комнаты. Нет культа икон (кром

Течения раннего протестантизма.
Протестантизм отнюдь не сразу получил общественное и го­сударственное признание. В Европе XVI в. шли религиозные войны, в которых пролилось немало крови за утверждение но­вой веры. Если в Германии

Течения позднего протестантизма.
Баптизм— очень крупное течение протестантизма, ве­дущее свое начало от XVII века, хотя развитие оно получило главным образом в XIX—XX вв. В мире — более 75 млн. баптистов. О

Возникновение ислама.
Особенностью ислама является его относительная «молодость». Он возник в первой половине VII века. Поэтому происхождение его яснее, чем других религий, но и здесь много неясного и мифического

Распространение ислама. Оформление Корана.
Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием. После

Вероучение и обрядность ислама. «Пять столпов» ислама.
Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем и, как считают исследователи, в этом отношении он явно уступал другим пророкам. Однако он сумел извлечь из известных ему религий то, что было так нео

Коран – священная книга ислама.
Коран (от арабского – «чтение вслух, наизусть») - священная книга му­сульман. Коран не сотворен, а существовал предвечно. Коран будто бы пере­давался Мухаммеду архангелом Джебраилом с седьмого неба

По курсу
«История религии и основы православной культуры»   Предмет и задачи религиоведения. Определение и сущность религии. Религия как социальное явление.

Структура, функции и роль религии. Основные элементы религии.
Перечислить основные элементы в структуре религии: вероучение (мифология, догматика), культ (обрядовые действия), религиозное мировоззрение, религиозное сознание: обыденное и концептуальное, (поясн

Происхождение религии, её ранние формы.
Почему существует проблема возникновения религии?Охарактеризовать традиционную церковно-богословскую версию происхождения религии, версию религиоведения и исторической науки происхождения религии

Иудаизм библейской эпохи. Состав Ветхого завета.
Особая роль иудаизма в общей истории религий. Объяснить происхождение понятия «Иудаизм». Назвать двух главных ветхозаветных пророков, кто является праотцом древнееврейской религии? Кратко описать и

Книги Ветхого завета: Пятикнижие Моисеево.
Назвать состав и содержание Пятикнижия Моисеева. Пояснить содержание и идейную основу книг Торы: Бытие, Исход, Левит Числа, Второзаконие. В каких книгах изложены культовые предписания и запреты, пр

Поучительные и поэтические книги Ветхого завета.
Какие книги относятся к поучительным? Какая драма раскрывается в книге Иова, и какие проблемы описаны в ней между Богом и созданным Им миром? Решены ли проблемы страдания человека и несправедливост

Пророческие книги Ветхого завета.
Сколько сочинений включают в себя книги Пророков? На какие две основные группы подразделяются пророческие книги? Какую группу пророков составляют книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила, как назы

Иудаизм эпохи диаспоры. Современный иудаизм.
Пояснить понятие «диаспора». На какие периоды делится эпоха диаспоры и в какой исторический период она началась для евреев? Кто такие раввины: пояснить что такое «признак священства», имели ли его

Место, время и исторические условия возникновения христианства.
Исторические условия и географические пределы возникновения христианства. Социально-политические (тиранический характер правления императоров) предпосылки и экономический кризис: восстания рабов и

Утверждение основ христианского вероучения.
Утверждение догматики в первые века христианства. Поясните понятие «апологетика». Теория Божественного Логоса Филона Александрийского. Главное расхождение последователей школы Филона Александрийско

Социально- исторические причины раскола христианства на западную и восточную ветви.
Предопределение раскола распадом римской империи в 395 г. Падение Западной Римской империи в 476 г. Существование Восточной Римской империи (Византии) до XV века. Различие отношений церкви и госуда

Русская православная церковь: основные этапы истории и современное положение.
Христианская церковь в Древней Руси: канонизация первых русских святых Бориса и Глеба; построение храмов, появление иконописи и монашества (Киево-Печерский монастырь, основанный старцами Антонием и

Реформация и возникновение протестантизма.
Причины Реформации XV-XVI вв. Продажа индульгенций папой Львом X в Виттенберге (1517 г.). Мартин Лютер и его 95 тезисов. Разрыв с Римом в 1520 г. Возникновение лютеранства: новая догматика и обрядн

Характерные черты протестантизма.
Особенности вероучения и обрядности в протестантизме: раскрыть сущность с позиции понимания протестантами каждой характерной черты вероучения и обрядности. 1. исключительный авторитет Священного Пи

Течения раннего протестантизма.
Лютеранство: отвержение Священного предания и идеи спасающей силы церкви; сохранение креста и распятия; признание Крещения и Евхаристии (допущение под видимыми хлебом и вином незримого присутствия

Возникновение ислама.
Пояснить значение понятия «ислам» в переводе с арабского, назвать век зарождения этой религии. Раскрыть основные причины возникновения ислама: упадок транзитной дороги через Мекку, набеги соседних

Мифология и догматика ислама. Заимствования из других религий.
Безграмотность Махаммеда и его отождествление провозглашённой религии с иудаизмом. Заимствование Махаммедом исламской мифологии из Библии: его модифицированное воспроизведение Библии и теологически

Пять столпов» ислама. Обряды и предписания ислама.
Перечислить пять столпов ислама: ташахууд, намаз, ураза, закят, хадж. Пояснить смысл каждого столпа и озвучить в переводе. Почему Махаммед объявил себя «печатью пророков» и выше всех пророков? В ка

Основные направления ислама.
Перечислить основные направления в исламе. Первый раскол в исламе и разделение на два основных направления. По каким причинам произошёл раскол (религиозные, политические, отсутствие разделения духо

Возникновение буддизма. Его вероучение, этика и обрядность.
Место, время и исторические условия возникновения буддизма. Легенда о Гаутаме: основатель буддизма – реальная историческая личность. Реальная и мифологическия интерпретации Гаутамы Будды. Четыре бл

Направления буддизма.
Основные направления буддизма: первый раскол буддийской общины в IV в. до н.э. в городе Вайшали. Формирование Хинаяны («малая колесница») – южная школа буддизма и Махаяны («большая колесница») – се

Национальные религии Индии: индуизм.
Индуизм как продолжатель идей ведической религии и брахманизма (пояснить термины «брахманизм», «хинду дхарма»), сформированный к середине 1 тыс. н.э. Преимущественное почитание богов Шивы и Вишну в

Национальные религии Индии: джайнизм и сикхизм.
Основатель ждайнизма в VI в. до н.э. Д. Махавира. Трактовка понимания джайнизмом Вселенной, человеческого знания. Дуализм в джайнизме: Джива и аджива. Пояснить сущность этих понятий. Два основных н

Национальные религии Китая: конфуцианство.
Конфуцианство как комплекс религиозных, философских и этических доктрин в Китае. Основатель Кун-Цзы (Конфуций, 551-479 гг. до н.э.) Проповедование Конфуцием мудрости прошлого, гуманность, справедли

Национальные религии Китая: даосизм.
Даосизм как одно из основных течений китайской философии в IV – III вв до н.э. Пояснить значение понятия «дао». Влияние Даосизма на развитие духовой жизни Китая вплоть до XX в. Трактат «Дао дэ цзин

Синтоизм и религиозные традиции Японии.
Пояснить понятие «синто». Синто – традиционная религия японцев, сложившаяся в IV-VII вв. как широкий комплекс представлений, ритуалов, обычаев, традиций, верований, являющиеся частью японской истор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги