К теме 2. Специфика художественной литературы как вида искусства

Литература – это прежде всего вид художественного творчества, один из видов искусства. Стало быть, определение сущности художественной литературы следует начать с выявления сути понятия искусства, а затем уже определить, в чем состоит специфика именно литературы как одного из видов искусства.

Итак,искусство – это творческо-эстетическая деятельность человека, воссоздающая картину мира (или человеческого сознания) в художественно-образных формах.

В отличие от науки – аналитической модели мира – искусство нацелено на создание целостного, чувственно воспринимаемого представления. Для искусства характерно органическое единство созидательных, познавательных, оценочных и коммуникативных функций при превалировании эстетической функции. Возникает вопрос: что же такое эстетическая функция, какова ее природа?

Трудность выявления сути эстетической функции и искусства как эстетической деятельности связана с тем, что эстетическое (от др.-греч. чувствующий, чувственный) – категория не вполне объективная, поскольку эстетическая функция не вытекает из свойств предметов и явлений действительности и не имеет прямой связи с какими-либо их качественными характеристиками или практическим применением, а связана с ценностно-вкусовыми предпочтениями участников эстетической деятельности. Вместе с тем, категорию эстетического нельзя отнести и к субъективной сфере. При этом эстетические феномены должны обладать интерсубъективной ценностью, то есть должны получить общественное признание. Таким образом, стабилизация эстетической функции – дело коллектива. Отсюда следует, что эстетическая деятельность, включая искусство, закономерно относится к сфере общественного (коллективного) сознания.

Следует отметить, что эстетическую деятельность, включая искусство (а стало быть, и литературу) изучает эстетика – наука о «чувственном знании» (А. Баумгартен), исследующая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром.

В сферу эстетической деятельности входят: эстетическое восприятие (созерцание, оценка) и создание произведений искусства.

Эстетическое восприятие – это конкретно-чувственное созерцание объекта, вне его утилитарной функции и предметно-материального статуса; при этом ценностная оценка предмета как воплощения сверхчувственных смыслов обретает форму бескорыстного наслаждения. Природа эстетического восприятия произведений искусства весьма специфична. Это яркое эмоциональное переживание, которое не связано реальными, психическими состояниями (любовью, ненавистью, гневом и т. п.), вызванными жизненно бытовыми, «утилитарными» причинами. Эстетическое чувство представляет собой не прямой эмоциональный аффект, но некое разыгрывание переживаний, всегда протекающее под знаком «конвенциального договора» (то есть условности искусства, которое является вымыслом, моделью реальности, но не ей самой).

Создание произведений искусства, в отличие от эстетического восприятия, имеет не пассивно созерцательный, а творчески креативный характер. Напомним, что творчество – вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, и отличающееся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью и гносеологической ценностью. Но в отличие от технического или научного творчества результатом эстетической деятельности является художественное творение (художественное произведение).

Искусство, писал М. Хайдеггер, «начинается там, где преодолевается материальная природа объекта». В таком случае, определение художественного творения (художественного произведения, предмета искусства) будет таковым: это созданный творческими усилиями художника рукотворный предмет, материальная природа которого служит проводником чувственно воспринимаемых, то есть образных, представлений, вызывающих эстетическое наслаждение. Отсюда следует вывод, что образность – главная категория искусства, определяющая его специфику и отличие от науки, техники и других родов человеческой деятельности.

Художественный образ – это результат эстетического воплощения какого-либо явления, процесса, состояния в специфических для данного вида искусства форме и материале. Создатель художественного произведения «запускает» механизмы эстетического восприятия именно благодаря образной (а значит, и чувственно воспринимаемой) природе своего творения. Поэтому искусство определяется как мышление образами (в противовес логическому мышлению абстрактными категориями).

Однако у каждого вида искусства свои возможности образного моделирования мира, зависящие от способа восприятия и материала, из которого создаются образы. Способ восприятия того или иного вида искусства зависит от материала, из которого созидается художественное произведение (например, в скульптуре это пластический материал – камень, дерево, глина и т. п.; в музыке – звук, тон; в кино – видеоряд кадров и т. д.).

Так,основные виды искусства классифицируются как изобразительные (живопись, кино, скульптура, архитектура) и выразительные (музыка, танец, пантомима); или по другому основанию: как пространственные (живопись, архитектура, скульптура) и временные (музыка, танец, кино и т. д.).

Уникальность статуса литературы среди других видов искусства определяется тем, что она владеет смысловыми возможностями, доступными и ряду других искусств. Это обусловлено особым характером ее материала. Язык как знаковая система, служащая материалом литературы, обладает как изобразительными (ср. с живописью и скульптурой), так и выразительными возможностями (ср. с музыкой и танцем): ведь слову присущи план изображения и план выражения; кроме того, слово имеет как пространственную, так и временную протяженность (ср. слово написанное и слово произнесенное).

В то же время литература, являясь одним из видов искусства, обладает специфическим набором эстетических свойств. При выявлении сутихудожественногообразав литературе следует различать два момента: а) некую внетекстовую реальность, моделью которой и является образ, и б) материал, из которого образ строится, формируется.

В древности считалось, что художественный образ имеет «миметическую» природу (Аристотель) – являясь как бы отпечатком, копирующим действительность. Но только ли художественный образ является слепком, словесной репродукцией реальности? Чем отличается объект в жизни от отражения его в литературном произведении? О. Мандельштам на этот вопрос отвечает следующим образом: «Поэзия не является частью природы – хотя бы самой лучшей, отборной – и еще меньше является ее отображением <…>, но с потрясающей независимостью водворяется на новом, внепространственном поле действия, не столько рассказывая, сколько разыгрывая природу при помощи орудийных средств, в просторечии именуемых образами» (Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 214). То есть литература – это своего рода «виртуальная», условная, но в то же время материально выраженная реальность, а художественный образ – это способ, «орудийное средство» ее создания. Но ведь и реальность как таковая (вне искусства) – это реальность двух порядков: это явленный, внешний мир и мыслительная, внутренняя, субъективная реальность сознания. Отсюда вопрос: чем отличается мыслительные представления, которые возникают в нашем сознании, от художественного образа?Ответ прост: в первом случае образы спонтанны, стихийны, бесплотны (нематериальны), а во втором случае – они четко структурированы и вещественнозакреплены, то есть воплощены в материале того или иного вида искусства.

Но наши мыслительные представления о вещах и объектах отражены и закреплены в языке. Возникает следующий вопрос, чем слово – как некий первичный образ (слепок) объекта – отличается от художественного образа? Ведь и в том, и в другом случае образ материально выражен?

Ответ таков: художественный образ отличается от языкового образа наличием эстетической функции. Поэтомуслова в языке – это еще не факт искусства, языковое и речевое слово – это «сырец», материал для построения художественного образа. В обычной жизни слово, язык, речь выполняют коммуникативную, познавательную, экспрессивно-модальную функции, а в художественном произведении на первый план выдвигается эстетическая функция.

Что происходит со словом как материалом, из которого формируется образ в литературном произведении? Языковые или речевые единицы должны быть определенным образом организованы в некую системную целостность, обладающую качеством художественностии целостности, внутри которой каждый из словесных элементов оказывается встроенным в более сложную архитектоническую структуру, что изменяет его статус и смысл. О. Мандельштам сравнивает «слово-сырец» с камнем, строительным материалом в зодчестве, а литературное произведение с храмом, архитектурным сооружением, в котором камни теряют свою изначальную природу и становятся элементами произведения искусства. Он пишет: «Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам обнаружил скрытую способность динамики – как бы попросился в «крестовый свод» (Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 143).

Что же такое феномен художественностиприменительнок литературе как виду искусства (в отличие от литературы нехудожественной – научной, технической и т. д.)?

Художественной литературой является «всякий словесный текст, который в пределах данной культуры способен реализовать эстетическую функцию» (Ю.М. Лотман). Таким образом, главным качеством художественного произведения является его эстетическая составляющая. Конкретизируя это определение, обозначим 5 принципов (или законов – в терминологии В.И. Тюпы) художественности:

1. Принцип целостности, обусловливающий внутреннюю организацию и завершенность литературного произведения.

2. Принцип условности, предполагающий, что литература моделирует жизнь, но таковой не является, что отражается в специфике эстетического переживания как рефлексивного чувства, «игрового» по своей сути (ср. с определением понятия «эстетическое восприятие», приведенным выше).

3. Принцип творческого обобщения, означающий выявление в бесконечном разнообразии жизни неких универсальных констант бытия и сознания.

4. Принцип творческой новизны и уникальности, отличающий истинно художественное произведение от ремесленной поделки или эпигонского подражания.

5. Принцип адресованности, подразумевающий, что литературное произведение всегда рассчитано на определенную читательскую аудиторию. «Образ аудитории», степень «проявленности» адресата в произведении является важным структурообразующим фактором литературного текста.