рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

К теме 3. Роды литературы

К теме 3. Роды литературы - раздел Литература, Основы теории литературы Художественные Произведения Принято Объединять В 3 Группы – Именуемые ...

Художественные произведения принято объединять в 3 группы – именуемые литературными родами. Это эпос, лирика и драма,выделяемые еще античными философами.

Так,Сократ (цитируемый Платоном в «Государстве») считал, что «поэт может напрямую говорить от своего лица (в дифирамбах)», строить произведение в виде «обмена речами» героев к которому не примешиваются слова поэта (в трагедиях и комедиях), и наконец, «соединять свои слова со словами чужими, принадлежащими действующим лицам».

Аристотель определял роды «поэзии» (то есть литературы) по способу подражания действительности. Он полагал, что подражать можно тремя способами: 1) «рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя»; 2) так, что «подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица»; 3) «представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных».

Гегель в качестве критерия родового разделения литературы выдвинул гносеологические категории «субъективное» и «объективное». Лирика в его родовой концепции – «субъективна», эпос – «объективен», драма соединяет эти два начала.

Следуя за Аристотелем, Гегель делит поэзию (то есть литературу) на эпическую, лирическую и драматическую. Под эпической им разумеется поэзия «в форме внешней реальности», определяющим содержа­нием которой является событие, поэт же отступает на второй план. Со­держание лирики «составляет субъективность, внутренний мир, созерцающая, чувствующая душа – вместо того, что­бы обращаться к действиям, она скорее останавливается на себе, как внутренней стихии; поэтому-то как субъект высказывается, является единственной формой и послед­ней целью лирики». Наконец, «третий способ изложения связывает оба предшествующих в новую целостность, в ко­торой мы также перед собой имеем как объективное рас­крытие, так и источник его, а именно внутреннюю жизнь индивида,– таким образом, объективное изображается вместе с тем, как принадлежащее субъекту; наоборот, субъективное, с одной стороны, дано в наглядном изобра­жении в его переходе к реальному обнаружению, с другой стороны – в виде судьбы, которую вызывает страсть, как неизбежный результат ее собственной деятельности» (Гегель. Соч. Т. 14. С. 225).

Следующий этап в осмыслении проблем литературного рода связан с теоретическими представлениями В.Г. Белинского. В статье «Разделение поэзии на роды и виды» (1841) он изложил свои взгляды на проблему жанров. Принимая традиционное деление на роды и виды, Белинский дает обстоятельную характеристику эпосу, лирике и драме и приво­дит аристотелевские категории в соответствие с новым содержани­ем, которое принесло с собою реалистическое искусство. Он впервые в жанровой теории опирается не только на ан­тичное искусство, но и на творчество своих современни­ков, в частности на Пушкина и Гоголя.

Причем Белинский впервые исследует не только дифференциацию, но и син­тез родовых форм. «Хотя все эти три рода поэзии, – утверждает Белинский, – существуют отдельно один от дру­гого, как самостоятельные элементы, одна­ко ж, проявляясь в особых произведениях, они не всегда отличаются один от другого резко определенными грани­цами. Напротив, они часто являются в смешанности, так что иное эпическое по форме своей произведение отлича­ется драматическим характером, или наоборот. Эпическое произведение не только ничего не теряет из своего досто­инства, когда в него входит драматический элемент, но еще много выигрывает от этого».

Эпическое, драматическое и лирическое начала по отношению к жанровым формам выступают у Белинского не столько формальными, сколько содержательными категориями и детерминируются самой действительностью. «У греков все роды поэзии, не исключая и самой лирики, – пишет Белинский, – отличаются характе­ром более или менее эпическим: ибо вся жизнь этого на­рода выразилась преимущественно в пластической созер­цательности». Отсюда народность, по Белинскому, – главнейшее условие возникновения эпической поэмы. История того или иного жанра объясняется критиком историей самой действительности, а не имманентными законами искусства. При этом он не отри­цает специфики искусства, а лишь подчеркивает, что она находится в зависимости от жизни.

Важное место в осмыслении родовых проблем принадлежит А. Веселовскому, который в работе «Историческая поэтика» доказывает, что разделение поэзии на роды и виды – явление истори­ческое и что первоначально возникли не эпос или лирика, а синкретическое искусство, единая и неразделимая ритуальная пес­ня-пляска. А. Веселовский первый противопоставил нормативной поэтике, ориентированной на застывшие, константные формы, поэтику «генетическую» и «историческую». Он пытался вывести дефиниции жанровой системы из истории происхождения этих жанров и характера первобытного общества. Исследуя архаические ритуалы, обрядовые игры, мифоло­гические системы и сопутствующие им разнообразные жанры устной поэзии Веселовский разрабатывал «поэтику традиции» относительно родов и жанров литературы. Он особо подчеркивал, что «реликты» архаического литератур­ного сознания получают новую жизнь в процессе развития культуры.

В ХХ веке предлагались другие классификации – по содержательным или формальным, психологическим или лингвистическим параметрам. Например, в последнем случае критерием выступают доминирующие речевые модели (сообщение, экспрессивный монолог, апелляция) или категория времени (прошедшее время – коррелирует с эпосом, настоящее – с драмой и лирикой) и т. п.

Несмотря на зыбкость определений межродовых границ и наличие промежуточных форм (лиро-эпическая поэма, лирическая драма), практически в каждом произведении можно выделить родовуюдоминанту. Родовая сущность произведения зависит от типа авторского сознания и способа его проявления в речевой структуре произведения.

Итак,литературный род – это категория, объединяющая ряд литературных произведений, сходных по типу речевой структуры и познавательной направленности на объект (внешний мир), субъект (внутренний мир автора) или на интерсубъективные отношения (диалогическое изображение событий).

Один из основныхлитературныхродов (наряду с драмой и лирикой) – это эпос (от др.-греч. – слово, повествование). Предмет эпоса – внешняя по отношению к сознанию автора жизнь. В эпосе предполагается объективированный рассказ о событиях, как бы погруженных в «поток жизни», при котором автор выступает рассказчиком, «изобразителем» событий. Речевую структуру эпоса организует повествование, которое является его доминирующим началом (речевым ядром), подчиняющим себе все остальные речевые модели.

Повествование представляет собой изображение объективного хода событий, развертывающихся во времени, а также описание, рассуждение, то есть все, за исключением прямой речи персонажей. Прямая речь персонажей органично включена в повествование, которое как бы имитирует, разыгрывает, как в драме, диалоги персонажей, но она всегда обрамлена авторскими комментариями и пояснениями.

Повествование в эпическом произведении обретает разные формы – в зависимости от типа повествователя и способа его общения с адресатом-читателем. Повествование может вестись: 1) автором; 2) персонифицированным рассказчиком (рассказчиками).

В первом случае автор может выступить в двух повествовательных «ипостасях»:

в объектной форме: в статусе посредника между событием и читателем. Он предельно дистанцирован от изображаемых событий и от читателей. Его функция – отстраненное, спокойно-уравновешенное изображение случившегося;

в субъектной форме: в личностном статусе, что предполагает позиционирование собственного (то есть авторского) отношения к происходящему и выстраивания определенной коммуникативной тактики общения с читателем.

Во втором случае права повествования могут быть переданы повествователю-рассказчику. Им может выступить:

1) один из героев;

2) несколько персонажей поочередно;

3) условный повествователь, который не является непосредственным участником событий – сказитель, издатель и т. п.

Все перечисленные формы повествования обладают только им свойственным набором коммуникативно-смысловых и возможностей. Например, отстраненно-объектная форма повествования позволяет показать мир и героев эпического произведения как бы с позиции всеведения. Повествование от лица меняющихся героев-рассказчиков позволяет увидеть происходящее под разными углами зрения, подчас (как в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова) «спорящих» между собой. Повествование от лица сказителя (такое повествование принято называть сказом) имитирует особенности мышления, логики и речи рассказчика как сугубо индивидуальной личности и одновременно представителя определенного сословия, класса, культурного сообщества.

Ядром эпического повествования, его структурным стержнем являетсясюжет(см. определение понятия «сюжет» и комментарий к нему в разделе справочных материалов «К теме 6»), поскольку в центре внимания повествователя всегда находится событийный план. Сюжет предполагает последовательную смену событий, связанных между собой причинно-следственными связями. Отметим, что именно в ходе сюжетного развертывания раскрываются характеры и судьбы героев, обнажается авторская концепция бытия.

Но сюжетно-событийное развитие – это всегда развертывание во времени и пространстве. Поэтому неотъемлемыми элементами эпического повествования является пространственно-временныемодели, типология которых определяется их принадлежностью к эпосу. Время в эпосе – всегда прошедшее, ибо эпическое повествование предполагает дистанцию между временем протекания событий и временем повествования. Не случайно прототип (аналог) эпического произведения в жизни – устный рассказ о событиях прошлого. Объективизм повествования основан именно на временной дистанции по отношению к предмету изображения, а не на отказе от интерпретации и оценки. Время в эпосе – производное от внешнесобытийного плана повествования, поэтому оно, как правило, коррелирует с причинно-следственным развертыванием событий, но в то же время весьма условно. Образ времени в эпосе не столько имитирует реальный ход времени (как в драме), но скорее обозначает, маркирует его протекание и изменение, сжатие и растяжение – в зависимости от масштаба, скорости протекания и быстроты смены событий художественном мире эпического произведения.

Пространство в эпосе моделирует внешний (трехмерный) план бытия и воплощается в так называемых пространственных описаниях – пейзаже и интерьере. Важно отметить, что эпические персонажи обязательно даются в тех или иных пространственных координатах.

Формы пространственно-временной организации в художественном (эпическом,драматическом и лирическом) произведении принято называть хронотопом (термин введен М. Бахтиным).

Вторым основным родом литературы является лирика (от греч. lirikos – произносимый под звуки лиры). Предмет изображения лирики – внутренняя жизнь поэта, картина его сознания, воплощенная, как правило, в речевой форме внутреннего монолога.

Любое явление и событие жизни в лирике переводится в регистр субъективного переживания. Мироотношение автора раскрывается как излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.

При этом поэт, отражая картину своего собственного сознания, как бы совершает прорыв к универсальным моделям духовно-психологической жизни всего человечества. «Великий поэт, – писал В. Г. Белинский, – говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество» (Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 4. С. 521).

Претворяя неповторимое духовное состояние в художественный образ, лирика придает ему широко обобщенное значение; лирическое произведение как бы предлагает читателям, переживающим аналогичное состояние, готовые формы его выражения. Вместе с тем любое умонастроение оформляется в лирике как конкретно принадлежащее личности, как ее внутренний монолог.

Событийность (свойственная эпосу) или сфера поступков героя (свойственная драме) не свойственны лирике. Ее сфера – внутренние состояния, а не внешние действия и события. Глубинные конфликты бытия и сознания (в том числе политические, социально-исторические, философские) воплощаются в лирическом произведении через картину переживания (непосредственное или опосредованное воплощение чувств, мыслей, эмоций и т. д.).

Разноаспектность духовных проблем, становящихся предметом лирического осмысления, нашла отражение в тематическом выделении таких видов лирики, как философская, пейзажная, гражданская, любовная и т. п.

Но даже тогда, когда автор вводит в лирические произведения приметы внешнего мира – пейзажные, бытовые, портретные и пр., изобразительные элементы приобретают выразительные функции и становятся проводниками лирического переживания,своеобразными эмоциональными сигналами, отражениями, символами. Они могут бытьвключены в картину переживания как некий повод, или могут составлять природную параллель (антитезу) настроению. Включение образов внешних объектов в пространство лирического текста связано с таким свойством нашего сознания, как «интенциональность» (термин, введенный Э. Гуссерлем), то есть его направленностью на внешние объекты (а не только на самое себя).

Родовая же сущность лирики с максимальной наглядностью проявляется в произведениях, предмет которых составляет «сама душа, субъективность как таковая» (Гегель), то есть когда сознание как раз направлено вовнутрь, когда «чувство служит себе объектом» (А. Веселовский). Тогда в лирике особенно явно проступает внутреннее и внешне-структурное отличие от эпоса, тяготеющего к сюжетной развернутости во времени и пространстве.

Поэтому, анализируя лирику, следует говорить об образе переживания,который создается не столько изобразительными, сколько выразительными средствами.

Образно-выразительные возможности, необходимые для творческого претворения и типизации внутренней жизни, лирика открывает в самой природе слова – в фонетическом облике, звуковой и семантической сочетаемости слов, во внутренней форме слова, в лексических корреляциях и оппозициях языка, в синтаксически-интонационной организации речи. Эти возможности и реализуются в лирике: слово «уплотняется» – обретает значимость каждый звуковой, лексический, интонационно-ритмический элемент.

Особо следует подчеркнуть, что адекватному воплощению образа переживания способствует ритмическая и тропеическая организация речи. Поэтому лирика тяготеет к стихотворной форме, а на определенных этапах развития (в творчестве трубадуров, менестрелей, мейстерзингеров) она соединяется с музыкой.

Одно из основных отличий лирики от эпоса заключается в специфике воплощенияавторского сознания в лирике. Автор в лирике является не повествователем(как в эпосе), а носителем переживания. Наивный читатель склонен отождествлять субъекта речи в лирическом произведении с самим автором (эта точка зрения идет от Аристотеля). Только в ХХ веке перестали смешивать автора как биографическую личность с тем образом лирического «Я», который возникает в стихотворении.

Однако субъективность и подлинность лирического чувства не означают здесь буквального совпадения с биографическим опытом автора, который «объективируя» в словесных образах свои жизненные переживания, творчески их преображает, благодаря чему факт личной биографии перерастает в произведение искусства, а «самовыражение» поэта – в выражение дум и чаяний его современников.

Разнообразие форм и типов лирической субъектности, проявляющееся в произведениях лирического рода, нашло отражение в понятиях лирический субъект, лирический герой и лирический персонаж.

Лирический субъект – наиболее широкое понятие, обозначающее всякого носителя лирической эмоции, воплощенного в пространстве произведения. Нередко синонимичным понятием выступает лирическое «Я». Причем эта категория в разные литературные эпохи имела разное содержательное наполнение. В древней лирике «я» – хоровое, синкретическое (родовое). Там и автор еще не выделился из хора. В эпоху классицизма автор ориентирован на жанр, и специфика воплощения лирического субъекта в классицистической лирике более зависит жанровой модификации стихотворения (оды, сатиры, послания, элегии), нежели от его личностно-биографических свойств. Он – «абстрактное, жанровое условие, заранее данное поэту» (Л. Гинзбург). И только в романтизме начинает складываться индивидуально-творческий тип лирического субъекта, к которому мы привыкли. Он ориентирован на личностное начало.

Лирический герой – это особая форма проявления авторского сознания, при котором лирическое «я» присутствует не просто как призма авторского сознания, а облекается устойчивыми психолого-биографическими чертами, выступает как фигура, наделенная цельной характеристикой, а подчас и сюжетной типологией.

Лирический персонаж– это герой ролевой лирики; внутренние коллизии автора даются опосредованно, объективировано, воплощаясь в некоем «чужом Я» (или «Он»), обретающем в пространстве стихотворения как бы самостоятельное бытие.

Если прототипом лирического «я» (лирического субъекта) выступает сам автор, с его подлинными настроениями, живыми эмоциями, то в таких случаях обычно говорят о субъективной лирике.

Если же лирическое «я» не совпадает с голосом автора, т. е. автор воспроизводит чужие мысли и чувства, то в таких случаях говорят о ролевой лирике.

Лирическую композицию обычно определяет образ переживания и тип лирического субъекта – созерцающего, рефлексирующего, апеллирующего, медитирующего (хотя в определенных тематических видах лирики, например, в пейзажной, философской, «Я» иногда только подразумевается, не присутствуя композиционно).

Сюжет, характерный для эпического повествования, в лирике отсутствует, но может появиться так называемый лирический сюжет, который знаменует движение и развитие переживания, как бы фиксируя сам процесс внутренних изменений или динамических реакций сознания на внешние факторы.

Особенности воплощения пространстваивременив лирике обусловлены тем, чтоздесь объектомотраженияявляетсяне внешнее трехмерное пространство, а пространство сознания, поэтому лирический хронотоп отражает закономерности человеческого восприятия и памяти. Поэтому он иногда парадоксален и алогичен, поскольку подчинен не причинно-следственному развитию событий, а ассоциативному развертыванию переживания, воспоминания, чувства. Отсюда в лирическом пространстве могут одновременно присутствовать разновременные пласты (прошлое, настоящее и даже мыслимое будущее), и соответственно, разные топосы. Основой подобных совмещений могут служить механизмы ассоциативного мышления и памяти, которая вольна «сжимать» и «растягивать» время и трансформировать пространство. Иногда личная авторская память, постепенно расширяясь, начинает вбирать в себя мифопоэтически сдвинутое пространство культуры, что на уровне поэтики выражается в феномене интертекста.

Классификация видов и жанров лирики исторически изменчива, и нет еще типологии, сколько-нибудь адекватной реальной сложности и многообразию лирических типов. В народном творчестве, например, жанры классифицируются по практическому назначению и условиям исполнения (обрядовые, например, подблюдные, свадебные; игровые; плясовые песни и т. д.); в античной литературе – по формам исполнения (сольная, хоровая) и типу строфической организации (элегия, ямб); в европейской литературе Средних веков и эпохи Возрождения – по эмоционально-эстетической тональности и строфической организации (канцона, баллада, сонет); в литературе классицизма – по целевому назначению и социально-эстетической функции (ода, сатира, эпистола и др.).

В литературе романтизма наблюдается определенное размывание прежних жанровых координат, хотя жанры элегии и послания переживают свой расцвет.

В реалистической литературе жанровая классификация перестает быть доминирующей. Наряду с ней и отчасти на смену ей приходит более общее –видовое разделение лирики по тематически-содержательному признаку и по типу субъектно-объектной организации. Намечается членение на философскую, гражданскую, любовную, пейзажную лирику. Вместе с тем актуализируется разделение на ролевую лирику (объектную) и медитативную (субъектную). О механизмах жанрообразования в лирике см. ниже (раздел «К теме 4. Литературные жанры»).

Драма(от греч. dráma – действие) – третий из основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). Особенность драмы как литературного рода определяется тем, что она принадлежит одновременно театру и литературе, являясь первоосновой спектакля, вместе с тем, драма воспринимается и в чтении. В.Е. Хализев отмечает, что драма сформировалась на основе эволюции театрального искусства: выдвижение на первый план актеров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало ее возникновение как рода литературы.

Драма как род литературы имеет общие черты с эпосом. Так, драма, прежде всего, предполагает сюжетность, т. е. воспроизведение цепи взаимосвязанных событий. Однако, «эпическое» повествовательное начало в драме отсутствует (за неимением повествователя, ибо повествовательная функция автора в драме сведена к минимуму: она явлена лишь в преамбуле к пьесе, содержащей перечень действующих лиц и их краткие характеристики; в пейзажно-интерьерных пометах, предваряющих каждый акт; в лапидарных ремарках, сопровождающих слова и поступки персонажей). Собственно художественные свойства драмы связаны с драматической напряженностью действия и его членением на сценические эпизоды, что предполагает непрерывность цепи высказываний персонажей.

Важная особенность драмы заключается в способе ее бытования. Драма предназначена для сценического исполнения, в силу чего драматические произведения тяготеют к наиболее острым проблемам современности и в самых ярких образцах становятся народными. Так, по мысли А. С. Пушкина, назначение драмы в том, чтобы «действовать на толпу, на множество, занимать его любопытство» (Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. 2-е изд. М.; Л., 1956–1958. Т. 7. С. 214).

Конфликтность, присущая всем родам литературы, закономерно доминирует в драме. По мысли В.Г. Белинского, драматизм – важное свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное или страстно желаемое, требуя осуществления, находится под угрозой. Отсюда сущностная черта драмы – наличие «глубокого конфликта», связанного с напряженным переживанием людьми разнообразных (межличностных, социально-исторических и экзистенциальных противоречий).

Драматические конфликты развертываются в действии (в поведении героев, в их поступках и свершениях), что и обусловливает наличие сюжета. Специфика драматического действия заключается в том, что большинство драматических произведений построено на едином внешнем действии. Концепция единства драматического действия предполагает, что действие прослеживается от завязки до развязки, захватывая значимые промежутки времени, или же берется лишь в его кульминационном моменте, близком к развязке. Так, еще Гегель рассматривал драму как воспроизведение сталкивающихся между собой волевых актов («акций» и «реакций»). В.Г. Белинский, развивая гегелевскую концепцию драмы, писал: «Действие драмы должно быть сосредоточено на одном интересе и быть чуждо побочных интересов <...>. В драме не должно быть ни одного лица, которое не было бы необходимо в механизме ее хода и развития» (Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 5. С. 53). Однако нередко решающую роль обретает действие внутреннее, при котором герои не столько совершают что-либо, сколько переживают устойчиво конфликтные ситуации, уясняют свои позиции, напряженно размышляют.

Основная задача драматурга, по мнению В.Е. Хализева, – поиск значительных и ярких, целиком заполняющие сознание душевных движений – словесно и действенно выраженных, которые являются преимущественно реакциями персонажей на ситуацию данного момента: на сказанные слова, на чей-то поступок и т. п. Мысли же, чувства и намерения, неопределенные и смутные, не связанные с ситуацией данного момента, воспроизводятся в драме с меньшей конкретностью и полнотой, чем повествовательной формой.

В художественной структуре драмы неизменно доминирует речевая характеристика – в виде монологов и диалогов, в которых самораскрываются персонажи (действующие лица). Однако текст драмы должен быть ориентирован и на зрелищную выразительность (отсюда важность авторских ремарок, характеризующих мимику, жестикуляцию, сферу поступков и передвижений героев), а также соответствовать возможностям сценического времени, пространства и театральной техники (построению мизансцен). Отсюда такое специфическое качество драмы, как сценичность, обусловливаемая в конечном счете конфликтностью (драматизмом действия).

Из вышесказанного следуют важнейшие формальные свойства драмы: сплошная цепь высказываний, которые выступают в функции действий персонажей (поведенческих актов), и как следствие этого – сосредоточенность изображаемого на замкнутых участках пространства и времени.

Универсальная основа композиции драмы – сценические эпизоды (мизансцены), скомпонованные в явления и акты (действия), в пределах которых изображаемое (так называемое художественное)время адекватно временивосприятия (так называемому реальному времени).

Предназначенная для сценического воплощения и сосредоточивающая действие на замкнутых участках пространства и времени, драма, как правило, тяготеет к условности образов. А.С. Пушкин отмечал, что «…изо всех родов сочинений самые неправдоподобные <...> сочинения драматические» (Пушкин А.С. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 37). Готовность безоглядно предаваться страстям, склонность к внезапным решениям, к острым интеллектуальным реакциям и яркому лапидарному выражению мыслей и чувств присущи героям драмы в большей степени, чем людям в реальной жизни и персонажам повествовательных произведений.

Драма как род литературы включает в себя множество жанров. Основные из них – трагедия, комедия, драма (см. справочные материалы к следующему разделу).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы теории литературы

СБОРНИК УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИХ... МАТЕРИАЛОВ По курсу...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: К теме 3. Роды литературы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
УТВЕРЖДЕНО кафедрой истории журналистики и литературы     Составитель – д-р филол. наук, проф. Л.Г. Кихней

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая работа представляет собой первый опыт создания комплексного учебно-методического пособия нового типа. Программа, отражающая основное содержание курса, сопровождается справочным разделом,

Цели и задачи курса
Цель курса – разъяснить смысл и происхождение основных литературоведческих понятий и терминов, сформировать систему литературоведческих знаний и помочь овладеть студенту первич

Тема 2. Специфика художественной литературы как вида искусства
Литература как вид искусства. Искусство как создание эстетических ценностей. Категория «эстетического», специфика эстетической деятельности и понятие эстетической функии. Классификация видов искусс

Тема 3. Роды литературы
Принцип деления литературы на роды как историко-теоретическая проблема. Критерий определения родовой сущности произведения в зависимости от типа авторского сознания и его проявления в структуре про

Тема 4. Литературные жанры
Категория литературного жанра как исторически изменяющегося типа произведения и одновременно устойчивой формально-содержательной целостности. «Содержательно-типологическая», «формалистская», «генет

Тема 5. Литературное произведение в содержательном аспекте
Содержание художественного произведения и его категории. Замысел и его воплощение. Единство объективно-исторического отражения (тематика, проблематика) и субъективно-идеологического осмысления (иде

Тема 6. Литературное произведение в формальном аспекте
Соотношение формы, содержания и материала произведения. Художественная форма как совокупность способов, приемов и средств воплощения художественного содержания на разных «уровнях» произведения. Кон

Тема 7. Литературное произведение как художественное целое
Понятие текста. Художественный текст как система. Текст и контекст. Заголовочно-финальный комплекс как показатель завершенности произведения. Понятия текста и контекста; текста и подтекста; текста

Тема 10. Закономерности исторического развития литературы
Категории художественного метода, литературного направления, течения и стиля. Художественный метод как принцип отбора и оценки писателем явлений действительности. Соотношение понятий метод

К теме 2. Специфика художественной литературы как вида искусства
Литература – это прежде всего вид художественного творчества, один из видов искусства. Стало быть, определение сущности художественной литературы следует начать с выявления сути понятия искусства,

К теме 4. Литературные жанры
Жанр в литературе принято определять как исторически сложившийся тип произведений, относящихся к одному литературному роду. Поиск единых оснований для жанровой классификац

К теме 5. Литературное произведение в содержательном аспекте
Содержание художественного произведения – это совокупность значений, выражающаяся в целостной системе смыслов произведения. Следует заметить, что понятия смысл и содержан

К теме 7. Литературное произведение как художественное целое
Текст – это словесное речевое произведение, представляющее собой сложное сферхразовое единство, в котором все речевые единицы строго организованы. Художественный текст представляет

К теме 9. Стихосложение
Ритм художественной речи. Разделение литературы на поэзию и прозу. Понятие ритма в поэзии. Системы стихосложений (метрическая, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая). Размеры класс

К теме 10. Закономерности исторического развития литературы
Рассмотрение закономерностей литературного процесса включает в себя исследование генезиса (происхождения) и последующего развития литературы. Закономерности диахронического (исторического) развития

Наличие этической доминанты в осмыслении истории, культуры и искусства.
Суть акмеистической поэтики – в воплощении объективно существующего, но скрытого от поверхностного взгляда родства явлений. Семантические сближения и образные ассоциации базируются на выявлении общ

Вопросы для обсуждения
1. Эпос как род литературы. Предмет и содержание эпоса. 2. Разнообразие повествовательных форм. Образ повествователя. 3. Жанровая дифференциация эпоса. Исторические жанровые формы

Вопросы для обсуждения
1. Характерные особенности драмы как литературного рода. Предмет и способы драматического освоения мира. 2. Специфика драматического конфликта. 3. Роль и значение сценических моно

Вопросы для обсуждения
1. Лирика как род литературы. Предмет и содержание лирики. 2. Лирическое переживание и способы его воплощения. 3. Лирический субъект. Образ лирического героя. Автор, лирический ге

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Теория литературы как наука. Теория литературы в системе гуманитарных дисциплин. 2. Теория литературы и другие литературоведческие дисциплины. 3. Понятие искусства. Художествен

Дополнительная
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Литературно-критические статьи. – М., 1986. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Эпос и роман. – СПб., 2

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги