рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

К теме 9. Стихосложение

К теме 9. Стихосложение - раздел Литература, Основы теории литературы Ритм Художественной Речи. Разделение Литературы На Поэзию И Прозу. Понятие Ри...

Ритм художественной речи. Разделение литературы на поэзию и прозу. Понятие ритма в поэзии. Системы стихосложений (метрическая, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).

Размеры классического (силлабо-тонического) стихосложения: двухсложные (ямб, хорей), трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).

Рифма в классическом стихосложении. Строфа. Виды строфических построений. Понятие верлибра.

 

Стихосложение – это система упорядоченности отвлеченных звуковых признаков текста; обычно она подкрепляется также системой повторений конкретных звуковых единиц текста – звуков (аллитерация), слогов (рифма), слов (рефрен), а также грамматических конструкций (параллелизм) и пр. В разных языках различные системы стихосложения развиваются в различной степени в зависимости от фонетического строя языка (так, в русском стихе невозможны мелодическое и метрическое стихосложение, т.к. высота и долгота звуков в русском языке не фонологичны – не смыслоразличительны) и от культурно-исторических традиций и влияний (так, русское народное и раннее литературное стихосложение было тоническим; в XVII в. усвоено силлабическое, с XVIII в. – силлабо-тоническое стихосложение, в XX в. рядом с ним возрождается чисто тоническое).

Этот способ организации стихотворной речи, противопоставлен прозаическим принципам. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи с характерной стихотворной интонацией. Стихосложение бывает 3 степеней сложности.

1. Тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на стихи, – свободный стих.

2. Обычно к этой организации добавляется дополнительная: строки стихов упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически) по наличию тех или иных звуковых элементов. В силлабическом стихосложении основой соизмеримости строк служит общее количество слогов; в др. системах стихосложения – количество слогов определенной высоты (мелодическое стихосложение), долготы (метрическое, или квантитативное, стихосложение) или силы (тоническое, или квалитативное, стихосложение).

3. Системы стихосложения, основанные на нескольких признаках: чаще всего одновременно упорядочивается общее количество слогов и расположение слогов определенной высоты, долготы или силы на определенных позициях слогового ряда (силлабо-мелодическое, силлабо-метрическое, силлабо-тоническое стихосложение); это упорядоченное расположение неоднородных («сильных» и «слабых») позиций в стихе называется метром.

Тоническое стихосложение –система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительна в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных – русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются «чисто тоническое» стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число ударений, во 2-м также и расположение их в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик.

Силлабо-тоническое стихосложение– это разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых – безударные слоги. Основные метры силлабо-тонического стихосложения – ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Метрическое стихосложение – это система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе. Гласные в древнегреческом языке отличались по долготе и кратности. Чередование слов с такими звуками и задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Рифма отсутствовала. Античное метрическое сложение оказало влияние на европейское силлабо-тоническое стихосложение.

Стихотворный размер– это способ организации звукового состава стихотворного произведения. В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом – числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом – метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., «ямб»), стихотворный размер (напр., «4-стопный ямб») и разновидность стихотворного размера (напр., «4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями»).

Двухсложные размеры силлабо-тонической системы стихосложения.

Ямб –стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха. Ср.:

Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил... (А.С. Пушкин).

– / – / – / – / -

4 стопы (каждая состоит из безударного и ударного слога), значит это 4‑стопный ямб.

Ямб – самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры – 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы XVIII в.), 5-стопный (лирика и драмы XIX–XX вв.), вольный разностопный (басня XVIII–XIX вв., комедия XIX в.).

Хорей– двухсложный стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха. Ср.:

Я пропАл, как звЕрь в загОне… (Б.Л. Пастернак).

/ – / – / – / –

4 стопы (каждая стопа состоит из ударного и безударного слога), значит это 4-х стопный хорей.

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея – 4-, 6-стопный, с сер. XIX в. – 5-стопный.

Трехсложные размеры силлабо-тонической системы стихосложения.

Дактиль – стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом (ударением) на 1-м слоге стопы. Ср.:

ВЫрыта зАступом Яма глубОкая… (И.С. Никитин).

/ – - / – - / – - / – -

4 стопы (каждая стопа состоит из ударного и двух безударных слогов, значит это 4-стопный дактиль.

2-стопный дактиль был наиболее употребителен в XVIII в., а 4- и 3‑стопный в XIX–XX вв.

Амфибрахий –стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом (ударением) на 2-м слоге. Ср.:

Не вЕтер бушУет над бОром…

– / – – / – – / –

3 стопы (каждая стопа состоит из безударного, ударного и безударного слогов), значит это 3-стопный амфибрахий.

Анапест –стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами, с сильным местом (ударением) на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение. Ср.:

Там, в ночнОй завывАющей стУже (А. Блок).

- – / – - / – - /

3 стопы (каждая стопа состоит из двух безударных и одного ударного слогов, значит это 3‑стопный анапест.

Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста – 4- и 3-стопный (с сер. XIX в.).


Рифма– это созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмы классифицируют по разным критериям: по объему – 1-сложные, 2-сложные; по месту ударения (на 1, 2, 3, 4-м, ... слоге от конца) – мужские («... огнев-ой»), женские («огнев-ою»), дактилические («огнев-еющей»), гипердактилические («огнев-еющею»); по точности созвучия – точные (белый – смелый), приблизительные (белым – смелым), неточные (я – меня, пламя – память, неведомо – следом); по лексическим и грамматическим признакам – однородные (напр., глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные; по взаимному расположению рифмующихся строк – смежные (aabb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиеся строки-стихи), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (тернарные – aabccb), двойные, тройные.

Строфа – это группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и/или рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы – повторяемость ее элементов: cтоп, размера, рифмовки, количества стихов и пр.

Виды строф:

Двустишие (дистих) – простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии – дистих, в восточной – бейт, в силлабической – вирши.

Трехстишие(терцет)– простая строфа из трех стихов.

Четверостишие(катрен) – простая строфа из четырех стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

Пятистишие(квинтет) – строфа из пяти стихов.

Шестистишие– строфа из шести стихов.

Семистишие (септима) – сложная строфа из семи стихов.

Восьмистишие(октава) – строфа из восьми стихов.

Одическая строфа– десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественные оды.

Онегинская строфа – 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А.С. Пушкиным.

Балладная строфа –строфа, в которой, как правило, четные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечетные.

Сонет(прованс. sonetto – песенка) – стихотворение твердой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов».

Терцина (лат. terzа rima – третья рифма) – 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC («Божественная комедия» Данте).

Триолет – восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии XV–XVIII вв.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы теории литературы

СБОРНИК УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИХ... МАТЕРИАЛОВ По курсу...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: К теме 9. Стихосложение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
УТВЕРЖДЕНО кафедрой истории журналистики и литературы     Составитель – д-р филол. наук, проф. Л.Г. Кихней

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая работа представляет собой первый опыт создания комплексного учебно-методического пособия нового типа. Программа, отражающая основное содержание курса, сопровождается справочным разделом,

Цели и задачи курса
Цель курса – разъяснить смысл и происхождение основных литературоведческих понятий и терминов, сформировать систему литературоведческих знаний и помочь овладеть студенту первич

Тема 2. Специфика художественной литературы как вида искусства
Литература как вид искусства. Искусство как создание эстетических ценностей. Категория «эстетического», специфика эстетической деятельности и понятие эстетической функии. Классификация видов искусс

Тема 3. Роды литературы
Принцип деления литературы на роды как историко-теоретическая проблема. Критерий определения родовой сущности произведения в зависимости от типа авторского сознания и его проявления в структуре про

Тема 4. Литературные жанры
Категория литературного жанра как исторически изменяющегося типа произведения и одновременно устойчивой формально-содержательной целостности. «Содержательно-типологическая», «формалистская», «генет

Тема 5. Литературное произведение в содержательном аспекте
Содержание художественного произведения и его категории. Замысел и его воплощение. Единство объективно-исторического отражения (тематика, проблематика) и субъективно-идеологического осмысления (иде

Тема 6. Литературное произведение в формальном аспекте
Соотношение формы, содержания и материала произведения. Художественная форма как совокупность способов, приемов и средств воплощения художественного содержания на разных «уровнях» произведения. Кон

Тема 7. Литературное произведение как художественное целое
Понятие текста. Художественный текст как система. Текст и контекст. Заголовочно-финальный комплекс как показатель завершенности произведения. Понятия текста и контекста; текста и подтекста; текста

Тема 10. Закономерности исторического развития литературы
Категории художественного метода, литературного направления, течения и стиля. Художественный метод как принцип отбора и оценки писателем явлений действительности. Соотношение понятий метод

К теме 2. Специфика художественной литературы как вида искусства
Литература – это прежде всего вид художественного творчества, один из видов искусства. Стало быть, определение сущности художественной литературы следует начать с выявления сути понятия искусства,

К теме 3. Роды литературы
Художественные произведения принято объединять в 3 группы – именуемые литературными родами. Это эпос, лирика и драма,выделяемые еще античными философами.

К теме 4. Литературные жанры
Жанр в литературе принято определять как исторически сложившийся тип произведений, относящихся к одному литературному роду. Поиск единых оснований для жанровой классификац

К теме 5. Литературное произведение в содержательном аспекте
Содержание художественного произведения – это совокупность значений, выражающаяся в целостной системе смыслов произведения. Следует заметить, что понятия смысл и содержан

К теме 7. Литературное произведение как художественное целое
Текст – это словесное речевое произведение, представляющее собой сложное сферхразовое единство, в котором все речевые единицы строго организованы. Художественный текст представляет

К теме 10. Закономерности исторического развития литературы
Рассмотрение закономерностей литературного процесса включает в себя исследование генезиса (происхождения) и последующего развития литературы. Закономерности диахронического (исторического) развития

Наличие этической доминанты в осмыслении истории, культуры и искусства.
Суть акмеистической поэтики – в воплощении объективно существующего, но скрытого от поверхностного взгляда родства явлений. Семантические сближения и образные ассоциации базируются на выявлении общ

Вопросы для обсуждения
1. Эпос как род литературы. Предмет и содержание эпоса. 2. Разнообразие повествовательных форм. Образ повествователя. 3. Жанровая дифференциация эпоса. Исторические жанровые формы

Вопросы для обсуждения
1. Характерные особенности драмы как литературного рода. Предмет и способы драматического освоения мира. 2. Специфика драматического конфликта. 3. Роль и значение сценических моно

Вопросы для обсуждения
1. Лирика как род литературы. Предмет и содержание лирики. 2. Лирическое переживание и способы его воплощения. 3. Лирический субъект. Образ лирического героя. Автор, лирический ге

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Теория литературы как наука. Теория литературы в системе гуманитарных дисциплин. 2. Теория литературы и другие литературоведческие дисциплины. 3. Понятие искусства. Художествен

Дополнительная
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Литературно-критические статьи. – М., 1986. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Эпос и роман. – СПб., 2

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги