Наличие этической доминанты в осмыслении истории, культуры и искусства.
Наличие этической доминанты в осмыслении истории, культуры и искусства. - раздел Литература, Основы теории литературы Суть Акмеистической Поэтики – В Воплощении Объективно Существующего, Но Скрыт...
Суть акмеистической поэтики – в воплощении объективно существующего, но скрытого от поверхностного взгляда родства явлений. Семантические сближения и образные ассоциации базируются на выявлении общих структурных связей, общего смыслового кода, с помощью которого можно прочитать «письмена бытия». Установка на самоценность чувственно явленного бытия приводит к разработке в акмеизме пластических принципов письма, формированию квазиэпических жанров, близких к балладе и лирической новелле, ибо воплощение реального мира с его событийной динамикой требовало сюжетной организации материала.
Футуризм – литературное течение модернизма, возникшее в России в середине 1910-х гг. Традиционно футуризм считается авангардистским течением, которое представляло собой своеобразную «реакцию» на «старое» («классическое» и новое «модернистское» искусство). Пафос футуризма состоит в отрицании «устаревших» эстетических норм. Так, в «Пощечине общественному вкусу», главном манифесте футуристического искусства, находим типичный для футуристов призыв «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности».
Одной из главных черт футуристической эстетики является «синтетизм». Однако если символисты ориентировались на музыку, то футуристы во главу угла ставят – живопись. Так, литература футуризма была связана с авангардными течениями в изобразительном искусстве (с группой М.Ф. Ларионова «Ослиный хвост», с петербургским «Союзом молодежи», с Н. Гончаровой и М. Ларионовым). Кроме того, многие из поэтов-футуристов были художниками (В. Маяковский, Е. Гуро и др.).
Футуризм был внутренне неоднородным течением, внутри него выделялись разнообразные поэтические «группы» (кубофутуризм, эгофутуризм, «Центрифуга»). Наиболее радикальная программа обновления старого искусства была предложена кубофутуристами, в число которых входили В. Маяковский, В. Хлебников и А. Крученых. Эти поэты отождествили поэтическое слово с вещью, обратили его в знак самодовлеющей физической данности. Слово, таким образом, мыслилось ими как «материальное» средство постижения основ бытия и переустройства реальности. Полагая основным критерием стихотворного текста «затрудненность» его восприятия, кубофутуристы следовали в создании поэтической конструкции логике пространственных искусств (прежде всего живописи кубизма, отсюда их название), стремились к семантической «уплотненности», к столкновению и взаимопроникновению ассоциативных ходов, пытаясь выразить элементами поэтической речи чисто пластические характеристики – «плоскость», «фактуру», «сдвиг». Это вело к поискам «самовитого слова», «слова как такового», то есть к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, призванным передать качества зримого мира одной лишь фоникой (ср. знаменитой «стихотворение» А. Крученых: «Дыр бул щыл убещур»).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая работа представляет собой первый опыт создания комплексного учебно-методического пособия нового типа. Программа, отражающая основное содержание курса, сопровождается справочным разделом,
Цели и задачи курса
Цель курса – разъяснить смысл и происхождение основных литературоведческих понятий и терминов, сформировать систему литературоведческих знаний и помочь овладеть студенту первич
Тема 2. Специфика художественной литературы как вида искусства
Литература как вид искусства. Искусство как создание эстетических ценностей. Категория «эстетического», специфика эстетической деятельности и понятие эстетической функии. Классификация видов искусс
Тема 3. Роды литературы
Принцип деления литературы на роды как историко-теоретическая проблема. Критерий определения родовой сущности произведения в зависимости от типа авторского сознания и его проявления в структуре про
Тема 4. Литературные жанры
Категория литературного жанра как исторически изменяющегося типа произведения и одновременно устойчивой формально-содержательной целостности. «Содержательно-типологическая», «формалистская», «генет
Тема 5. Литературное произведение в содержательном аспекте
Содержание художественного произведения и его категории. Замысел и его воплощение. Единство объективно-исторического отражения (тематика, проблематика) и субъективно-идеологического осмысления (иде
Тема 6. Литературное произведение в формальном аспекте
Соотношение формы, содержания и материала произведения. Художественная форма как совокупность способов, приемов и средств воплощения художественного содержания на разных «уровнях» произведения. Кон
Тема 7. Литературное произведение как художественное целое
Понятие текста. Художественный текст как система. Текст и контекст. Заголовочно-финальный комплекс как показатель завершенности произведения. Понятия текста и контекста; текста и подтекста; текста
Тема 10. Закономерности исторического развития литературы
Категории художественного метода, литературного направления, течения и стиля. Художественный метод как принцип отбора и оценки писателем явлений действительности.
Соотношение понятий метод
К теме 2. Специфика художественной литературы как вида искусства
Литература – это прежде всего вид художественного творчества, один из видов искусства. Стало быть, определение сущности художественной литературы следует начать с выявления сути понятия искусства,
К теме 3. Роды литературы
Художественные произведения принято объединять в 3 группы – именуемые литературными родами. Это эпос, лирика и драма,выделяемые еще античными философами.
К теме 4. Литературные жанры
Жанр в литературе принято определять как исторически сложившийся тип произведений, относящихся к одному литературному роду.
Поиск единых оснований для жанровой классификац
К теме 7. Литературное произведение как художественное целое
Текст – это словесное речевое произведение, представляющее собой сложное сферхразовое единство, в котором все речевые единицы строго организованы. Художественный текст представляет
К теме 9. Стихосложение
Ритм художественной речи. Разделение литературы на поэзию и прозу. Понятие ритма в поэзии. Системы стихосложений (метрическая, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).
Размеры класс
К теме 10. Закономерности исторического развития литературы
Рассмотрение закономерностей литературного процесса включает в себя исследование генезиса (происхождения) и последующего развития литературы. Закономерности диахронического (исторического) развития
Вопросы для обсуждения
1. Эпос как род литературы. Предмет и содержание эпоса.
2. Разнообразие повествовательных форм. Образ повествователя.
3. Жанровая дифференциация эпоса. Исторические жанровые формы
Вопросы для обсуждения
1. Характерные особенности драмы как литературного рода. Предмет и способы драматического освоения мира.
2. Специфика драматического конфликта.
3. Роль и значение сценических моно
Вопросы для обсуждения
1. Лирика как род литературы. Предмет и содержание лирики.
2. Лирическое переживание и способы его воплощения.
3. Лирический субъект. Образ лирического героя. Автор, лирический ге
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Теория литературы как наука. Теория литературы в системе гуманитарных дисциплин.
2. Теория литературы и другие литературоведческие дисциплины.
3. Понятие искусства. Художествен
Дополнительная
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Литературно-критические статьи. – М., 1986.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Эпос и роман. – СПб., 2
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов