Наличие этической доминанты в осмыслении истории, культуры и искусства.

Суть акмеистической поэтики – в воплощении объективно существующего, но скрытого от поверхностного взгляда родства явлений. Семантические сближения и образные ассоциации базируются на выявлении общих структурных связей, общего смыслового кода, с помощью которого можно прочитать «письмена бытия». Установка на самоценность чувственно явленного бытия приводит к разработке в акмеизме пластических принципов письма, формированию квазиэпических жанров, близких к балладе и лирической новелле, ибо воплощение реального мира с его событийной динамикой требовало сюжетной организации материала.

Футуризм – литературное течение модернизма, возникшее в России в середине 1910-х гг. Традиционно футуризм считается авангардистским течением, которое представляло собой своеобразную «реакцию» на «старое» («классическое» и новое «модернистское» искусство). Пафос футуризма состоит в отрицании «устаревших» эстетических норм. Так, в «Пощечине общественному вкусу», главном манифесте футуристического искусства, находим типичный для футуристов призыв «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности».

Одной из главных черт футуристической эстетики является «синтетизм». Однако если символисты ориентировались на музыку, то футуристы во главу угла ставят – живопись. Так, литература футуризма была связана с авангардными течениями в изобразительном искусстве (с группой М.Ф. Ларионова «Ослиный хвост», с петербургским «Союзом молодежи», с Н. Гончаровой и М. Ларионовым). Кроме того, многие из поэтов-футуристов были художниками (В. Маяковский, Е. Гуро и др.).

Футуризм был внутренне неоднородным течением, внутри него выделялись разнообразные поэтические «группы» (кубофутуризм, эгофутуризм, «Центрифуга»). Наиболее радикальная программа обновления старого искусства была предложена кубофутуристами, в число которых входили В. Маяковский, В. Хлебников и А. Крученых. Эти поэты отождествили поэтическое слово с вещью, обратили его в знак самодовлеющей физической данности. Слово, таким образом, мыслилось ими как «материальное» средство постижения основ бытия и переустройства реальности. Полагая основным критерием стихотворного текста «затрудненность» его восприятия, кубофутуристы следовали в создании поэтической конструкции логике пространственных искусств (прежде всего живописи кубизма, отсюда их название), стремились к семантической «уплотненности», к столкновению и взаимопроникновению ассоциативных ходов, пытаясь выразить элементами поэтической речи чисто пластические характеристики – «плоскость», «фактуру», «сдвиг». Это вело к поискам «самовитого слова», «слова как такового», то есть к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, призванным передать качества зримого мира одной лишь фоникой (ср. знаменитой «стихотворение» А. Крученых: «Дыр бул щыл убещур»).