Свободный стих

В конце XIX века в русской поэзии утвердился так называемый свободный стих или верлибр (от фр. Vers - стих, librе - свободный), в котором нет внутренней симметрии строк, как в силлабо-тонической системе. Известный ученый-стиховед А.Квятковский установил два вида верлибра-метрический и дисметрический.

Метрический верлибр, или дольник в своей основе силлабо-тонический стих с частично разрушенными стопами.

U / U / U U / U

Всё чаще | [] в темных | костелах,

U/ U / U U /

В углу [] | без сил скло|нена,

U / U / U U U

Сидит [] | в мечтах не|веселых

U U / U U /

Мать, [] | сестра иль | жена.

(В. Брюсов)

Стих написан амфибрахием, однако в некоторых стопах пропущены слоги (они отмечены квадратиком). Пропуск слогов называется стяжением. В дольнике снижается роль безударных слогов, ритм строится главным образом на ударениях. Можно сказать, что дольник представляет собой переходную форму от силлаботоники к тоническому стиху. Термин дольник введен поэтом В/Брюсовым. Широко использовали его А.Блок, В.Брюсов и другие поэты-символисты.

Дисметрический верлибр называют по-разному: акцентный стих, фразовик, ударник. В своей основе это тонический стих, в котором ритм создается ритмическими ударениями.

Фразовиком принято называть стих с повествовательной интонацией:

Одесса грузила пшеницу,

Киев щерился Лаврой,

Люди

занимались самым

разнообразным трудом,

и никому не было дела

до этой яркой и ярой

юности,

которой был он

в будущее

ведом.

(Н. Асеев)

В таком стихе большую роль играют смысловые паузы, которые делят строки на фразовые части, придающие стиху повествовательность. Количество ударных слогов в строках может быть разным.

Ударник- тот же тонический стих, в котором с большей силой акцентируются ударения, придающие стиху ораторскую интонацию:

Мой стих

трудом

громаду лет

прорвет

и явится

весомо,

грубо,

зримо (В.Маяковский)

Подлинным новатором тонического стиха явился В.Маяковский. С целью выделения слов, несущих ритмическое ударение, он слал писать строки лесенкой, усилил роль пауз и рифм. Стихотворную строку Маяковский составляет из определенного числа ритмических структур с сильно выраженным ударением. I Новаторство обусловлено не прихотью поэта, а его личностью, той ролью поэта «агитатора, горлана, шаваря», которую определила ему революционная эпоха.