Новая критика

Явление, получившее название «новой критики», возникло в Соеди­нённых Штатах в 1930–1940-х годах (к этому же времени относится появление в Англии трудов И.А.Ричардса и Уильяма Эмпсона). «Но­вые критики» сосредоточились на единстве, или интеграции, литературных произведений. Споря с методом университетских историчес­ких штудий, сторонники этого направления стали рассматривать сти­хи как эстетические объекты, а не как исторические документы, ис­следовать свойства, обусловленные их вербальной организацией, и анализировать процесс возникновения смысла, вместо того чтобы вни­кать в исторические условия или жизненные обстоятельства авторов. Новые критики (Клинт Брукс, Джон Кроу Рэнсом, У.К.Уимсэтт) виде­ли свою задачу в изучении отдельных литературных произведений. Сосредоточив внимание на двусмысленности, парадоксах, иронии, кон­нотациях поэтических образов и производимом художественном эф­фекте, «новая критика» стремится определить вклад каждого элемен­та поэтической формы в создание единой структуры.

«Новая критика» мыслится как один из видов техники вниматель­ного чтения и исходит из предположения о том, что ценность крити­ческой деятельности определяется тем, насколько эта деятельность помогает создавать более глубокие интерпретации тех или иных про­изведений. Но с начала 1960-х гг. многие направления теоретичес­кой мысли – феноменология, лингвистика, психоанализ, марксизм, структурализм, феминизм, деконструктивизм – предлагают более пол­ные концепции осмысления литературы и других продуктов культуры, чем это могла сделать «новая критика».