Феноменология

Истоки феноменологии мы находим в работах философа начала XX века Эдмунда Гуссерля. Это направление пытается обойти проблему разделения субъекта и объекта, сознания и окружающего мира путём сосредоточения внимания на реальности объектов-феноменов, каки­ми они представляются сознанию. Мы можем оставить в стороне воп­росы о конечной реальности или познаваемости мира и описать мир таким, каким он является нашему сознанию. Методика феноменоло­гии была подхвачена теми литературоведами, которые считали своей задачей описание «мира» авторского сознания, каким оно предстает в комплексе его трудов (Жорж Пуле, Дж. Хиллис Миллер). Но ещё важ­нее то, что называют «литературоведением читательского отклика» (Стэнли Фиш, Вольфганг Изер). В восприятии читателя произведение обращено к сознанию; можно сказать, что произведение не есть не­что объективное, существующее независимо от опыта читателя. Сле­довательно, литературоведение может принять форму описания по­степенного продвижения читателя через текст, форму анализа того, как читатели создают смысл путём установления связей, заполнения лакун, прогнозирования, догадок, ожиданий, которые могут либо оп­равдаться, либо быть нарушены.

Другую версию феноменологии, ориентированной на читателя, называют «рецептивной эстетикой» (Ханс Роберт Яусс). Произведе­ние представляет собой ответ на вопросы, возникающие в связи с наличием определенного «горизонта ожиданий». Таким образом, при интерпретации произведения нам следует принимать во внимание не столько индивидуальный опыт читателя, сколько историю восприя­тия произведения в его отношении к меняющимся эстетическим нор­мам и ожиданиям, которые позволяют произведению быть востребо­ванным в разные исторические эпохи.