Феминистская теория

Поскольку феминизм считает своей обязанностью разрушить оппози­цию «мужчина – женщина» и другие оппозиции, связанные с ней на всем протяжении существования западной культуры, то это направ­ление представляет собой вариант постструктурализма. Однако это лишь одна сторона феминизма, который можно назвать скорее не еди­ной школой, а социальным и интеллектуальным движением, простран­ством дискуссий. С одной стороны, теоретики феминизма отстаивают идентичность женщин, борются за права женщин и поддерживают созданные женщинами тексты, считая их отражением жизненного опы­та женщины. С другой стороны, сторонники феминизма предприни­мают теоретическую критику гетеросексуальной матрицы, организу­ющей идентичность и культуру в рамках противопоставления мужчи­ны и женщины. Элен Шоуолтер разграничивает «феминистскую критику» мужских постулатов и методов и «гинокритику»*, то есть фе­министскую критику, касающуюся исключительно женщин-авторов и изображения женского опыта. Оба названных типа критики противо­поставляются явлению, которое в Британии и в Америке порой назы­вают «французским феминизмом», когда «женщина» предстаёт как радикальная сила, ниспровергающая концепции, посылки и структуры патриархального дискурса, на котором строится мужская культура. Точно так же феминистская теория включает в себя как отрицание психоанализа из-за его непреодолимо сексистских** оснований, так и его блестящую трансформацию, проведенную такими теоретиками феминизма, как Жаклин Роуз4, Мэри Якобус5 и Кая Силверман. По их мнению, только благодаря психоаналитическому истолкованию труд­ностей, связанных с осознанием общественных норм как части наше­го внутреннего опыта, человек может надеяться понять те препятствия и затруднения, которые приходится преодолевать женщинам. Феми­низм в своих многочисленных вариациях стал причиной значитель­ных перемен в преподавании литературы в Соединенных Штатах и Великобритании: литературный канон был расширен, а в программу были включены новые материалы.