рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Литературные роды и жанры

Литературные роды и жанры - раздел Литература, НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Следует Говорить О Различии Трёх Родов Ли­тературы По Содержанию, А Именно, П...

Следует говорить о различии трёх родов ли­тературы по содержанию, а именно, по аспекту познания и воспроизведения жизни. В силу этого общие принципы творческой типизации жизни в каждом роде проявляются по-своему, и это приходится учитывать в трактовке тематики, проблематики и идей­но-эмоциональной оценки. Однако родовое своеобразие идейного содержания не изменяет его природы, в нём всегда есть объектив­ная и субъективная стороны. Вот почему вызывают возражение те теоретические концепции, которые сводят эпос только к объек­тивному воспроизведению внешнего мира, игнорируя выражение в нем авторской точки зрения, а лирику - только к раскрытию авторского переживания, упуская из виду, что лирика тоже воз­никает в процессе типизации характера, точнее - определенного переживания, которое не всегда принадлежит самому поэту. (Та­кая односторонняя интерпретация проблемы рода изложена в учебнике Г.Л.Абрамовича.)

Различия в родовом содержании определяют различия в форме эпических, лирических и драматических произведений. В эпосе и драме в центре произведения - более или менее раз­вёрнутая система персонажей. Подробности их жизни воспроиз­водятся в эпосе с помощью повествования и описания. Объем текста не ограничен. Драматическое действие складывается из сценических эпизодов, текст которых состоит из высказываний действующих лиц пьесы, их монологов и диалогов. Объём пьесы ограничен длительностью спектакля. В лирике системы, персонажей нет, здесь раскрывается внутренний мир лирического героя. События его жизни непосредственно не воссоздаются, о них можно узнать только косвенно - по тому, о чем думает, что переживает герой. Его переживание раскрывается в форме лирических меди­таций (размышлений), а также лирического повествования или описания тех явлений, которые составляют предмет его пережива­ний.

Твёрдых границ между родами литературы нет. Особенно характерны в этом плане лиро-эпические произведения, например поэмы. Произведения всех трёх родов могут быть написаны и стихами, и прозой. Историческое возникновение литературных родов показано в работе А.Н.Веселовского «Историческая поэ­тика».

Попытаемся конкретизировать понятие «род литературы».

Эпический способ предполагает изображение внешних по отношению к автору явлений жизни. Писатель как бы наблюдает жизнь со стороны и изображает то, что видит. Эпический способ представлен в романах, повестях, рассказах и других жанрах. Он позволяет широко и всеобъемлюще изображать жизнь во времени и пространстве. В романах «Война и мир» Л.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.Достоевского, «Тихий Дон» М.Шолохова воссозданы целые исторические эпохи русской жизни, важные события и судьбы многих людей.

Лирический способ предполагает выражение мыслей и чувств автора, вызванных явлениями реальной жизни. Можно сказать, что при эпическом способе писатель изображает виденное, а при лирическом выражает свои чувства от увиденного. Наиболее популярные лирические жанры стихотворение, песня, элегия, сонет и др. Высшим достоинством лирика является лаконизм и смысловая емкость.

Драматический способ предполагает изображение жизни путем самовыявления самих персонажей. Автор как бы устраняется из изображенного им художественного мира и предоставляет возможность героям действовать самостоятельно. Драма в театральном исполнении создаст иллюзию реальной жизни, поэтому отличается доступностью и большой силой воздействия на зрителя.

Как видим, каждый из названных способов имеет свои достоинства и преимущества, поэтому в течение веков не утратил своего значения. В художественной практике имеет место смешение этих способов. Так, в романах встречаются лирические монологи героев, сближающие их с лирикой, диалоги, напоминающие структуру пьес. Существуют даже некоторые промежуточные жанры.

РАЗДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ И ВИДЫ (ЖАНРЫ)

Традиционно выделяются три литературных рода, каждый из которых соответствует определенной функции слова (репрезентатив­ной, экспрессивной, коммуникативной) и разрабатывает ее эстетиче­скую специфику: эпос, лирика, драма.

Эпос охватывает бытие в его пластической объемности, про­странственно-временной протяженности, событийной насыщенности (сюжетности) и динамике. Познавательная направленность эпоса со­средоточена на объекте, на изображении внешнего предметного мира.

Лирика запечатлевает внутренний мир личности в его импуль­сивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, на­строений, ассоциаций, медитации, рефлексии. Непосредственное пе­реживание как бы отодвигает на второй план жизненные ситуации, поступки, действия. Изображение какого-либо события, предмета, картин природы может служить целям самовыражения. Даже когда дается какое-либо «описание», в подтексте можно почувствовать субъективное ощуще­ние, точку зрения поэта.

Различают лирику мысли (философская лирика), лирику созерца­ния (пейзажная лирика, элегия, идиллия) и лирику коллизии (противо­речий), которой свойствен пафос, патетика.

Дра́ма (греч. Δρα´μα) — один из трёх родов литературы (наряду с лирикой и эпосом), передающий события через диалоги персонажей. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки. Драма фиксирует речевые акты в их эмоционально-волевой устремленности и социально-психологической характерности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности, т.е. в их двойствен­ной экспрессивно-сюжетной соотнесенности, позволяющей видеть в этом роде литературы слияние черт лирики и эпоса.

Впервые осуществил разделение литературы на роды и виды греческий философ Аристотель (IV век до н.э.), выделивший эпос, лирику и драму, а также основные их виды. Само собой разумеется, Аристотель опирался на современную ему художественную практику, когда еще не было большого жанрового разнообразия. Следует отметить, что в научной и учебной литературе такие понятия, как вид и жанр часто смешиваются. Очевидно, это объясняется тем, что французское слово genre означает род и вид. Мы считаем целесообразной и правомерной такую градацию: род вид подвид (жанр). Например: род - эпос, вид - роман, подвид (жанр) - исторический роман.

Литературные жанры – это сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений. Проблему жанра можно сформулировать как проблему классификации произведений, выделения в них общих жанровых признаков.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

ВВЕДЕНИЕ... НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ... Введение в литературоведение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Литературные роды и жанры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности предмета литературы
1. Живая целостность. Ученый дробит предмет, изучает человека по частям: анатом - строение тела, психолог - психическую деятельность и т.д. В литературе человек предстает в живом и целостном

Особенности художественного образа
1. Конкретность - отражение индивидуальных качеств предметов и явлений. Конкретность делает образ узнаваемым, непохожим на другие. В образе человека это внешность, своеобразие речи

Средства создания образа-персонажа
1. Портрет- изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенност

Жанры эпических произведений
Миф(от гр. mythos - слово, речь) один из древнейших видов фольклора, фантастический рассказ, объясняющий в образной форме явления окружающего мира. Легенда

Жанры лирических произведений
Песня - небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения. Жанр песни своими корнями уходит в глубокую древность. Различают песни фольклорные и литературные.

Жанры драматических произведений
Трагедия (от гp. Tragos - козел и ode - песня) - один из видов драмы, в основе которой лежит непримиримый конфликт необычной личности с непреодолимыми внешними обстоятельствами. Об

Жанр и стиль литературного произведения
Вопрос о жанре произведения - один из наиболее сложных в курсе, он по-разному освещается в учебниках, поскольку в сов­ременной науке нет единства в понимании этой категории. Между тем это одна из д

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Художественная литература существует в форме литературных произведений. Основные свойства литературы, о которых шла речь в первом разделе, проявляются в каждом отдельно взятом произведении. Художес

Особенности темы
1. Социально-историческаяобусловленность. Писатель не выдумывает темы, а берет их из самой жизни, точнее, сама жизнь подсказывает ему темы. Так, в XIX веке актуальной была тема кре

Особенности идеи
1. Мы сказали, что идея - основная мысль произведения. Такое определение правильно, однако оно нуждается в уточнении. Нужно иметь в виду, что идея в художественном произведении выражается очень сво

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Целостность художественного произведения достигается различными средствами. В ряду этих средств важная роль принадлежит композиции и сюжету. Композиция(от лат. componere -

Художественная речь
Филологи различают язык и речь. Язык - это запас слов и грамматические принципы их сочетания, исторически изменяющиеся. Речь - это язык в действии, это высказывание, выражение мыс­лей и чувств на д

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
1. Образность.Слово в художественной речи содержит не только значение, но в сочетании с другими словами создаст образ предмета или явления. Общепринятое значение предмета приобрета

Лексические ресурсы литературного языка
Как было отмечено, основу языка художественной литературы составляет литературный язык. Литературный язык располагает богатыми лексическими ресурсами, позволяющими писателю выразить тончайшие опенк

ОСОБЫЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: ТРОПЫ, ФИГУРЫ, ФОНИКА
  Мы охарактеризовали основные ресурсы литературного и общенародного языка, которые использует писатель в своем творчестве. Однако существуют и особые языковые средства художественной

МЕТАФОРА
Наиболее распространённый троп, основанный на принципе сходства, реже – контраста явлений; часто используется в обиходной речи. Искусство слова для оживления стиля и активизации восприятия использу

Разновидности метафоры
Олицетворение-уподобление неодушевленного предмета живому существу. Ночевала тучка золотая На груди утеса великана (М.Лермонтов)

Разновидности метонимии
1) Замена названия произведения именем его автора. Читать Пушкина, изучать Белинского. 2) Замена названия людей названием страны, города, определенного места. Украина

Основные виды фигур
1. Повторение - повторение слова или группы слов с целью придать им особое значение. Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново. Я люблю

Ритмичность художественной речи
Учебные пособия хорошо ориентируют студента в сложных вопросах ритмической упорядоченности художественной речи - прозаической и стихотворной. Как и в предыдущих разделах кур­са, важно учитывать общ

Особенности стихотворной речи
1. Особая эмоциональная выразительность. Стихотворная речь -эффектная по своей сути. Стихи создаются в состоянии душевного волнения и передают душевное волнение. Л.Тимофеев в своей книге «Очерки те

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят о

Свободный стих
В конце XIX века в русской поэзии утвердился так называемый свободный стих или верлибр (от фр. Vers - стих, librе - свободный), в котором нет внутренней симметрии строк, как в силлабо-тонической си

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Тема эта весьма обширна. Но в этом разделе мы ограничимся лишь самым необходимым. Литературное развитие обычно обозначается термином «литературный процесс». Итак, литературный процесс – эт

XIX—XX ВВ.
В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие литературы шло под знаком романтизма, который противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. Первоначально романтизм

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
Теория литературы – это не набор разрозненных идей, а организо­ванная сила. Теория существует в сообществах читателей и писателей в качестве дискурсивной практики, неразрывно связанной с образо­ват

Русский формализм
В начале XX века русские формалисты заявили, что литературоведы должны сосредоточиться на вопросах литературности литературы: на словесных стратегиях, которые делают произведение литературным, на и

Новая критика
Явление, получившее название «новой критики», возникло в Соеди­нённых Штатах в 1930–1940-х годах (к этому же времени относится появление в Англии трудов И.А.Ричардса и Уильяма Эмпсона). «Но­вые кри

Феноменология
Истоки феноменологии мы находим в работах философа начала XX века Эдмунда Гуссерля. Это направление пытается обойти проблему разделения субъекта и объекта, сознания и окружающего мира путём сосредо

Структурализм
Литературоведение, ориентированное на читателя, в чём-то сродни структурализму, который также сосредоточен на вопросах создания смысла. Но структурализм зародился как оппозиция феноменологии

Постструктурализм
Когда структурализм стал направлением или «школой», теоретики структурализма от него дистанцировались. Стало ясно, что работы мнимых структуралистов не соответствуют идее структурализма как попытки

Деконструктивизм
Термин «постструктурализм» применяется в отношении широкого круга теоретических дискурсов, содержащих критику понятий объек­тивного знания и субъекта, способного к самопознанию. Таким обра­зом, сов

Феминистская теория
Поскольку феминизм считает своей обязанностью разрушить оппози­цию «мужчина – женщина» и другие оппозиции, связанные с ней на всем протяжении существования западной культуры, то это направ­ление пр

Психоанализ
Теория психоанализа повлияла на литературоведение и как на способ интерпретации, и как на теорию языка, идентичности и субъекта. С одной стороны, психоанализ, наряду с марксизмом, стал наиболее вли

Марксизм
В отличие от Соединенных Штатов, в Великобританию постструктура­лизм проник не в работах Деррида, а затем – Лакана и Фуко, а при посредстве марксистского теоретика Луи Альтюссера. Воспринятый в кон

Новый историзм / культурный материализм
В Великобритании и Соединённых Штатах 1980–1990-е годы были от­мечены возникновением мощной, теоретически обоснованной исто­рической критики. С одной стороны, появился британский культур­ный мат

Постколониальная теория
Сходный ряд вопросов рассматривает постколониальная теория, ко­торая представляет собой попытку разобраться в проблемах, порож­дённых европейской колониальной политикой и последующим пери­одом. Пос

Теория меньшинств
Одна из политических перемен, произошедших в стенах академичес­ких институтов Соединённых Штатов, заключалась в возрастании чис­ла исследований литературы этнических меньшинств. Основные уси­лия и

Теория инаковости
Подобно деконструктивизму и другим современным теоретическим направлениям, «теория инаковости» (о ней уже шла речь в главе 7) использует понятие маргинального – чего-то, что не соответствует норме

ТЕКСТОЛОГИЯ
Текстология (от лат. textus – ткань, сплетение; гр. logos – слово, понятие) – филологическая дисциплина, изучающая рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критических, публи

Сюжет и композиция
  АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А.Блок), а может служить при­

Язык художественной литературы
АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, разновидность метафоры. Аллегория фик­сирует условный образ: в баснях лиса – хитрость, осёл – глупость и т.п. Аллегория используется также в сказках, притчах, сатире.

Основы стиховедения
АКРОСТИХ – стихотворение, у которого начальные буквы каждого стиха по вертикали образуют слово или фразу: Ангел лег у края небосклона, Наклонясь,

Литературный процесс
АВАНГАРДИЗМ – общее название ряда течений в искусстве XX в., которые объединяет отказ от традиций предшественников, в пер­вую очередь реалистов. Принципы авангардизма как литературно-художественног

Общие литературоведческие понятия и термины
АВТОНИМ – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом. Алексей Максимович Пешков (псевдоним Максим Горький). АВТОР – 1. Писатель, поэт – создатель литературного произведения; 2. Повеств

ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамович Г. Л Введение в литературоведение. М, 1975. Аристотель. Риторика // Аристотель и античная литература. М., 1978. 3. Арнхейм Р. Язык, образ и конкретная поэзия

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги