Основы стиховедения

АКРОСТИХ – стихотворение, у которого начальные буквы каждого стиха по вертикали образуют слово или фразу:

Ангел лег у края небосклона,

Наклонясь, удивляется безднам.

Новый мир был темным и беззвездным.

Ад молчал. Не слышалось ни стона.

 

Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье,

Миру снов досталось в обладанье

Ангела святое отраженье.

 

Тесно в мире! Пусть живет, мечтая

О любви, о грусти и о тени,

В сумраке предвечном открывая

Азбуку своих же откровений.

Н. Гумилев

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ – система двустиший; шестистопный ямб с рядом парных стихов по принципу чередования мужских и женских пар: ааББввГГ...

Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару:

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит,

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птоломей,

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»

Он дал такой ответ: «В том, что Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

М. Ломоносов

Александрийский стих использовался главным образом в высо­ких классицистических жанрах – трагедиях, одах и т.п.

АМФИБРАХИЙ (греч. «amphi» – кругом; «brachy» – краткий; букваль­ный перевод: «с двух сторон краткий») – трёхсложный размер с ударением на 2-м, 5-м, 8-м, 11-м и т.д. слогах.

Жил малень / кий мальчик Был ростом / он с пальчик. Лицом был / красавчик, – Как искры / глазенки, Как пух во / лосенки...

В.А. Жуковский (двустопный амфибрахий)

АНАПЕСТ (греч. «anapaistos» – отраженный назад) – трёхсложный размер с ударением на 3-м, 6-м, 9-м, 12-м и т.д. слогах.

Ни страны, / ни погос / та Не хочу / выбирать. На Василь / евский ос /тров Я приду / умирать.

И.Бродский (двустопный анапест)

АССОНАНС – неточная рифма, основанная на созвучии корней слов, а не окончаний:

Студенту хочется послушать Скрябина,

И вот полмесяца живет он скрягою.

Е.Евтушенко

АСТРОФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ – текст стихотворного произведения, не разбитый на строфы (Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» и др.).

БАНАЛЬНАЯ РИФМА – часто встречающаяся, примелькавшаяся рифма; звуковой и смысловой трафарет. «...Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. «Пламень» неминуемо та­щит за собою «камень». Из-за «чувства» выглядывает непременно «искусство». Кому не надоели «любовь» и «кровь», «трудный» и «чудный», «верный» и «лицемерный» и проч.» (А. Пушкин «Путе­шествие из Москвы в Петербург»).

БЕДНАЯ РИФМА – в ней созвучны лишь ударные гласные: «вблизи» – «земли», «она» – «душа» и т.д. Иногда бедную рифму называют «достаточной» рифмой.

БЕЛЫЙ СТИХ – стих без рифмы:

Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает;

Но и любовь мелодия...

А.Пушкин

В русской поэзии белый стих появился в XVIII в. (В.Тредиаковский), в XIX в. использовался А.Пушкиным («Вновь я посетил...»), М.Лермонтовым («Песня про царя Ивана Васильевича...»), Н.Не­красовым («Кому на Руси жить хорошо») и др. В XX в. белый стих представлен в творчестве И.Бунина, Саши Черного, О.Мандель­штама, А.Тарковского, Д.Самойлова и др.

БРАХИКОЛОН – односложный стих, используемый для передачи энергичного ритма или как шуточная форма.

Лоб –

Мел.

Бел

Гроб.

Спел

Поп.

Сноп

Стрел –

День

Свят!

Склеп

Слеп

Тень –

В ад!

В.Ходасевич. «Похороны»

БУРИМЕ – 1. Стихотворение на заданные рифмы; 2. Игра, состоящая в составлении таких стихотворений. В процессе игры выполняются следующие условия: рифмы должны быть неожиданными и отли­чаться разнообразием; их нельзя не изменять, ни переставлять.

ВЕРЛИБР – свободный стих. В нём могут отсутствовать метр, рифма. Верлибр – стих, в котором единицей ритмической организации (строка, Рифма, Строфа) выступает интонация (напев в устном ис­полнении):

Я лежал на вершине горы,

Я был окружен землей.

Заколдованный край внизу

Все цвета потерял, кроме двух:

Светло-синий,

Светло-коричневый там, где по синему камню

писало перо Азраила,

Вкруг меня лежал Дагестан.

А. Тарковский

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА – созвучия, из которых одно (или оба) нахо­дятся внутри стиха. Внутренняя рифма бывает постоянной (появ­ляется в цезуре и определяет границу между полустишьями) и не регулярной (разбивает стих на отдельные ритмические неравные и непостоянные группы):

Если рея, пропадая,

Цепенея и блистая

Вьются хлопья снежные. –

Если сонно, отдалённо

То с упрёком, то влюблённо,

Звуки плачут нежные.

К.Бальмонт

ВОЛЬНЫЙ СТИХ – разностопный стих. Преобладающий размер воль­ного стиха – ямб с длиной стиха от одной до шести стоп. Эта фор­ма удобна для передачи живой разговорной речи и поэтому ис­пользуется преимущественно в баснях, стихотворных комедиях и драмах («Горе от ума» А.С. Грибоедова и др.).

Крестья / не, вы / шед из / терпень / я 4-стоп.

От ра / зорень / я, 2-стоп.

Что реч / ки им / и ру / чейки 4-стоп.

При во / допо / лье при / чиня / ли, 4-стоп.

Пошли / просить / себе / упра / вы у / Реки, 6-стоп.

В ко / тору / ю ручь / и реч / ки те / впада / ли 6-стоп.

И.Крылов

ВОСЬМИСТИШИЕ – строфа из восьми стихов с определенным спо­собом рифмовки. Подробнее см. Октава. Триолет.

ГЕКЗАМЕТР – шестистопный дактиль, излюбленный размер древне­
греческой поэзии:

Сын Громовержца и Леты – Феб, царем прогневленный

Язву на воинство злую навел: погибали народы.

Гомер. Илиада; пер. Н.Гнедича

Или

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой,

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

А.Пушкин

ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА– созвучие, в котором ударение падает на четвёртый и далее слог от конца стиха:

 

Идёт, Балда, покрякивает,

А поп, завидя Балду, вскакивает...

А.Пушкин

 

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – созвучие, в котором ударение падает на третий слог от конца стиха:

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного...

М.Лермонтов

ДАКТИЛЬ – трёхсложный размер с ударением на 1-м, 4-м, 7-м, 10-м и т.д. слогах:

Близился / сизый за / кат

Воздух был / нежен и / хмелен,

И оту / маненный / сад

Как-то о / собенно / зелен.

И.Анненский (3-стопный дактиль)

ДВУСТИШИЕ – 1. Строфа из двух стихов с парной рифмой:

 

Бледно-синий загадочный лик

На увядшие розы поник.

 

И светильники гроб золотят

И прозрачно струится их чад...

И.Бунин

2. Вид лирики; законченное стихотворение из двух стихов:

 

От других мне хвала – что зола,

От тебя и хула – похвала.

А.Ахматова

ДОЛЬНИК (Паузник) – стихотворный размер на грани силлабо-тони­ческого и тонического стихосложения. Основан на ритмическом повторении сильных (см. Икт) и слабых мест, а также перемен­ных пауз между ударными слогами. Диапазон междуиктовых ин­тервалов колеблется от 0 до 4-х безударных. Длина стиха определя­ется количеством ударных в строке. В широкое употребление доль­ник входит в начале XX в.:

Осень поздняя. Небо открытое,

И леса сквозят тишиной.

Прилегла на берег размытый

Голова русалки больной.

А.Блок (трёхударный дольник)

ЖЕНСКАЯ РИФМА – созвучие, в котором ударение падает на второй слог от конца стиха:

 

Эти скудные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Ф.Тютчев

ЗЕВГМА (с древнегреч. буквально «связка», «мост») – указание на об­щность различных поэтических форм, литературных направлений, видов искусства (см.: Бирюков С.Е. Зевгма: Русская поэзия от ма­ньеризма до постмодернизма. – М., 1994).

ИКТ – сильный ритмообразующий слог в стихе.

КАТРЕН – 1. Наиболее распространённая в русской поэзии строфа, состоящая из четырёх стихов: «Во глубине сибирских руд» А.Пуш­кина, «Парус» М.Лермонтова, «Что ты жадно глядишь на дорогу» Н.Некрасова, «Портрет» Н.Заболоцкого, «Снег идёт» Б.Пастерна­ка и др. Способ рифмовки может быть парным (аабб), кольцевым (абба), перекрестным (абаб); 2. Вид лирики; стихотворение из че­тырёх строк преимущественно философского содержания, выра­жающее законченную мысль:

До убедительности, до

Убийственности — просто:

Две птицы вили мне гнездо:

Истина — и Сиротство.

М.Цветаева

КЛАУЗУЛА – группа заключительных слогов в стихотворной строке.

ЛИМЕРИК – 1. Твёрдая форма строфы; пятистишие с двойным созву­чием по принципу рифмовки аабба. В литературу лимерик как вид шуточного стихотворения, повествующего о необычном происше­ствии, ввел английский поэт Эдвард Лир:

 

Жил один старичок из Марокко,

Видел он удивительно плохо.

– Это ваша нога?

– Сомневаюсь слегка, –
Отвечал старичок из Марокко.

 

2. Литературная игра, заключающаяся в составлении аналогич­ных шуточных стихотворений; при этом лимерик должен обяза­тельно начинаться со слов: «Жил-был...», «Жил один стари­чок...» и т.д.

ЛИПОГРАММА – стихотворение, в котором не употребляется какой-то определённый звук. Так, в стихотворении Г.Державина «Со­ловей во сне» отсутствует звук «р»:

Я на холме спал высоком,

Слышал глас твой, соловей;

Даже в самом сне глубоком

Внятен был душе моей:

То звучал, то отдавался,

То стенал, то усмехался

В слухе издалече он, —

И в объятиях Каллисты

Песни, вздохи, клики, свисты

Услаждали сладкий сон. <...>

МАКАРОНИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ – поэзия сатирической или пародий­ной направленности; комический эффект достигается в ней сме­шением слов из разных языков и стилей:

Вот в дорогу я пустилась:

В город Питер дотащилась

И промыслила билет

Для себя э пур Анет,

И пур Харитон ле медик

Сюр ле пироскаф «Наследник»,

Погрузила экипаж,

Приготовилась в вояж <...>

И. Мятлев («Сенсации и замечания г-жи Курдюковой за границею дан л'етранже»)

МЕСОСТИХ – стихотворение, в котором буквы в середине строки по вертикали образуют какое-либо слово.

МЕТР – определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. Видами метра в силлабо-тоническом стихо­сложении являются двухсложные (см. Хорей, Ямб), трехсложные (см. Дактиль, Амфибрахий, Анапест) и др. стихотворные размеры.

МЕТРИКА – раздел стиховедения, изучающий ритмическую органи­зацию стиха.

МОНОРИМ – стихотворение, использующее одну рифму:

Когда будете, дети, студентами,

Не ломайте голов над моментами,

Над Гамлетами, Лирами, Кентами,

Над царями и над президентами,

Над морями и над континентами,

Не якшайтесь там с оппонентами,

Поступайте хитро с конкурентами,

А как кончите курс эминентами

И на службу пойдете с патентами –

Не глядите на службе доцентами

И не брезгуйте, дети, презентами! <...>

А. Апухтин

МОНОСТИХ — стихотворение, состоящее из одного стиха.

I

Всевыразительность есть ключ миров и тайн.

II

Любовь огонь, и кровь огонь, и жизнь огонь, мы огненны.

К.Бальмонт

МОРА – в античном стихосложении единица времени для произнесе­ния одного краткого слога.

МУЖСКАЯ РИФМА – созвучие, в котором ударение падает на после­дний слог стиха:

 

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!

А.Пушкин

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – строфа из десяти стихов со способом риф­мовки АбАбВВгДДг:

О, вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих.

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

М. Ломоносов («Ода на день восшествия

на всероссийский престол ея величества

государыни-императрицы Елисаветы Петровны. 1747 г.»)

ОКТАВА – строфа из восьми стихов с тройным созвучием благодаря рифмовке абабабвв:

Гармонии стиха божественные тайны

Не думай разгадать по книгам мудрецов:

У брега сонных вод, один бродя, случайно,

Прислушайся душой к шептанью тростников,

Дубравы говору: их звук необычайный

Прочувствуй и пойми...

В созвучии стихов

Невольно с уст твоих размерные октавы

Польются, звучные, как музыка дубравы.

А.Майков

Октава встречается у Байрона, А. Пушкина, А. К. Толстого и др. по­этов.

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА – строфа, состоящая из 14 стихов (АбАбВВг-гДееДжж); создана А. Пушкиным (роман «Евгений Онегин»). Ха­рактерной приметой онегинской строфы является обязательное употребление четырехстопного ямба.

Пускай слыву я старовером,

Мне все равно – я даже рад:

Пишу Онегина размером:

Пою, друзья, на старый лад.

Прошу послушать эту сказку!

Её нежданную развязку

Одобрите, быть может, вы

Склоненьем легким головы.

Обычай древний наблюдая,

Мы благодетельным вином

Стихи негладкие запьем,

И пробегут они, хромая,

За мирною своей семьей

К реке забвенья на покой. <...>

М. Лермонтов (Тамбовская казначейша)

ПАЛИНДРОМ (греч. «palindromos» – бегу назад), или ПЕРЕВЕРТЕНЬ – слово, фраза, стих, одинаково читающиеся как слева направо, так и справа налево. На палиндроме может быть построена целая по­эма (В.Хлебников «Уструг Разина», В.Гершуни «Тать» и др.):

Хилее дух – худее лих,

хитер (особо ссоре тих).

Те – в сваре Вии. Вера в свет.

В.Пальчиков

ПЕНТАМЕТР – пятистопный дактиль. Употребляется в сочетании с гекзаметром как элегический дистих:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи.

Старца великого тень чую смущенной душой.

А.Пушкин

ПЕНТОН – пятисложная стопа, состоящая из одного ударного и че­тырех безударных слогов. В русской поэзии употребляется главным образом пентон третий, несущий ударение на третьем слоге:

Красным полымем

Заря вспыхнула;

По лицу земли

Туман стелется...

А.Кольцов

ПЕОН – четырёхсложная стопа, состоящая из одного ударного и трёх безударных слогов. Пеоны различаются по месту ударения – с первого по четвёртый:

(1)

Спите, полу / мёртвые у / вядшие цве / ты,

Так и не уз / навшие рас / цвета красо / ты,

Близ путей за / езженных взра / щенные творцом,

Смятые не / видевшим тя / жёлым коле / сом...

К.Бальмонт (пятистопный пеон первый)

(2)

Фонарики – / сударики,

Скажите-ка / вы мне,

Что видели, / что слышали

В ночной вы ти / шине?...

И. Мятлев (двустопный пеон второй)

(3)

Внемля ветру, / тополь гнётся, / с неба дождь о / сенний льется,

Надо мною / раздаётся / мерный стук ча / сов стенных;

Мне никто не / улыбнётся, / и тревожно / сердце бьётся,

И из уст не / вольно рвётся / монотонный / грустный стих;

И как тихий / дальний топот, / за окном я / слышу ропот,

Непонятный / странный шёпот / – шёпот капель / дождевых.

К.Бальмонт (четырёхстопный пеон третий)

Более употребим в русской поэзии третий пеон; пеон четвёртого вида как самостоятельный метр не встречается.

ПЕРЕНОС – ритмическое несовпадение; конец предложения не совпа­дает с концом стиха; служит средством создания разговорной ин­тонации:

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю

Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

Вопросами: тепло ль? Утихла ли метель?..

А.Пушкин

ПИРРИХИЙ – стопа с пропущенным ударением:

Буря / мглою / небо / кроет, Вихри / снежны / е кру / тя...

А.Пушкин (третья стопа второго стиха – пиррихий)

ПЯТИСТИШИЕ – строфа-четверостишие с двойным созвучием:

Как дымный столп светлеет в вышине! —

Как тень внизу скользит неуловима!..

«Вот наша жизнь, – промолвила ты мне,

– Не светлый дым, блестящий при луне,

А эта тень, бегущая от дыма...»

Ф. Тютчев

Видом пятистишия является Лимерик.

РИТМ – повторяемость, соразмерность одинаковых явлений через равные промежутки времени и пространства. В художественном произведении ритм реализуется на разных уровнях: сюжета, ком­позиции, языка, стиха.

РИФМА (Краесогласие) – одинаково звучащие клаузулы. Рифмы ха­рактеризуются по расположению (парная, перекрестная, кольце­вая), по ударению (мужская, женская, дактилическая, гипердак­тилическая), по составу (простые, составные), по звучанию (точ­ные, корневые или ассонанс), монорим и т.п.

СЕКСТИНА – строфа из шести стихов (абабаб). В русской поэзии встречается редко:

Царь-Огонь с Водой-Царицей. –

Мировая красота.

Служит День им белолицый

Ночью нежит темнота,

Полумгла с Луной-Девицей.

Им подножье – три кита. <...>

К. Бальмонт

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосложения, основанная на равном количестве слогов в чередующихся стихах. При большом количестве слогов вводится цезура, которая делит строку на две части. Силлабическое стихосложение используется преимущественно в языках, которые имеют постоянное ударение. В русской поэзии употреблялось в XVII—XVIII вв. С.Полоцким, А.Кантемиром и др.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосло­жения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Основные метры (размеры) – двуслож­ные (Ямб, Хорей) и трёхсложные (Дактиль, Амфибрахий, Анапест).

СОНЕТ – 1. Строфа, состоящая из 14 стихов с разнообразными спосо­бами рифмовки. Виды сонета: итальянский (способ рифмовки: абаб//абаб//вгв//гвг); французский (способ рифмовки: абба/абба// ввг//ддг); английский (способ рифмовки: абаб//вгвг//деде//жж). В русской литературе получают развитие и «неправильные» формы сонета с нефиксированными способами рифмовки.

2. Вид лирики; стихотворение, состоящее из 14 стихов, главным образом философского, любовного, элегического содержания – со­неты В.Шекспира, А.Пушкина, Вяч. Иванова и др.

СПОНДЕЙ – стопа с дополнительным (сверхсхемным) ударением:

Швед, рус / ский ко / лет, ру / бит, ре / жет.

 

А. Пушкин (четырёхстопный ямб – первая стопа спондей)

СТИХ – 1. Строка в стихотворении; 2. Совокупность особенностей сти­хосложения какого-либо поэта: стих Марины Цветаевой, А.Твар­довского и др.

СТОПА – повторяющееся сочетание ударного и безударного гласных. Стопа служит единицей стиха в силлабо-тонической системе сти­хосложения: трёхстопный ямб, четырёхстопный анапест и т.п.

СТРОФА – группа стихов, объединенных повторяющимся размером, способом рифмовки, интонацией и т.п.

СТРОФИКА – раздел стихосложения, изучающий композиционные приемы строения стиха.

ТАКТОВИК – стихотворный размер на грани силлабо-тонического и то­нического стихосложения. Основан на ритмическом повторении сильных (см. Икт) и слабых мест, а также переменных пауз между ударными слогами. Диапазон междуиктовых интервалов колеблется от 2-х до 3-х безударных. Длина стиха определяется количеством ударных в строке. В широкое употребление тактовик входит в начале XX в.:

По городу бегал чёрный человек.

Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу.

Медленный, белый подходил рассвет,

Вместе с человеком взбирался на лестницу.

А.Блок (четырёхударный тактовик)

ТЕРЦЕТ – строфа из трёх стихов (ааа, ббб, eee и т.д.). Терцет в русской поэзии употребляется редко:

Она, как русалка, воздушна и странно бледна,

В глазах у нее, ускользая, играет волна,

В зеленых глазах у нее глубина – холодна.

 

Приди, – и она обоймёт, заласкает тебя,

Себя не жалея, терзая, быть может, губя,

Но все же она поцелует тебя не любя.

И вмиг отвернется, и будет душою вдали,

И будет молчать под Луной в золотистой пыли

Смотря равнодушно, как тонут вдали — корабли.

К. Бальмонт

ТЕРЦИНА – строфа из трёх стихов (аба, бвб, вгв и т.д.):

 

И дале мы пошли – и страх обнял меня.

Бесенок, под себя поджав свое копыто

Крутил ростовщика у адского огня.

Горячий капал жир в копченое корыто,

И лопал на огне печеный ростовщик

А я: «Поведай мне: в сей казни что сокрыто?

А.Пушкин

Терцинами написана «Божественная комедия» Данте.

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосложения, осно­ванная на упорядоченном расположении ударных слогов в стихе, при этом количество безударных слогов в расчет не принимается.

ТОЧНАЯ РИФМА – рифма, при которой звуки клаузул совпадают:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Неудержимо, неповторимо

Все пролетело... далече... мимо...

Сердце остыло, и выцвели очи...

Синее счастье! Лунные ночи!

С.Есенин

ТРИОЛЕТ – строфа из восьми стихов (аббаабаб) с повторением оди­наковых строк:

Лежу в траве на берегу

Ночной реки я слышу плески.

Пройдя поля и перелески,

Лежу в траве на берегу.

На отуманенном лугу

Зеленые мерцают блески,

Лежу в траве на берегу

Ночной реки и слышу всплески.

В.Брюсов

УДАРЕНИЕ – выделение силой голоса слога (или слова). С помощью ударения определяется размер и ритм стиха. Различают логическое и ритмическое ударения.

ФИГУРНЫЕ СТИХИ – стихи, строки которых образуют очертания ка­кого-либо предмета или геометрической фигуры:

Зрю

Зарю

Лучами

Как с вещами

Во мраке блестяшу,

В восторг всю душу приводящу.

Но что? – от солнца в ней толь милое блистанье?

Нет! – Пирамида – дел благих воспоминанье.

Г. Державин

ФОНИКА – раздел стихосложения, изучающий звуковую организа­цию стиха.

ХОРЕЙ (Трохей) – двусложный размер с ударением на 1-м, 3-м, 5-м, 7-м, 9-м и т.д. слогах:

Нивы / сжаты, / рощи / голы,

От во / ды ту / ман и / сырость.

Коле / сом за / сини / горы

Солнце / тихо / е ска / тилось.

С.Есенин (четырёхстопный хорей)

ЦЕЗУРА – пауза в середине стихотворной строки. Обычно цезура по­является в шестистопных и более стихах:

Наука ободрана, // в лоскутах обшита,
Изо всех почти домов // с ругательством сбита;
Знаться с нею не хотят, // бегут ея дружбы, »

Как, страдавший на море, // корабельной службы.

А. Кантемир (Сатира 1. На хулящих учение:

К уму своему)

ШЕСТИСТИШИЕ – шестистрочная строфа с тройным созвучием; способ рифмовки может быть различным:

Это утро, радость эта, А

Эта мощь и дня, и света, А

Этот синий свод, б

Этот крик и вереницы В

Эти стаи, эти птицы, В

Этот говор вод... б

А.Фет

Видом шестистишия является Секстина.

ЯМБ – наиболее распространенный в русской поэзии двусложный размер с ударением на 2-м, 4-м, 6-м, 8-м и т.д. слогах:

Подру / га ду / мы празд / ной

Черниль / ница / моя!

Мой век / одно / образ / ный

Тобой / укра / сил я.

А.Пушкин (трёхстопный ямб)