Литературный процесс

АВАНГАРДИЗМ – общее название ряда течений в искусстве XX в., которые объединяет отказ от традиций предшественников, в пер­вую очередь реалистов. Принципы авангардизма как литературно-художественного направления по-разному реализовались в футу­ризме, кубизме, дадаизме, сюрреализме, экспрессионизме и др.

АКМЕИЗМ – течение в русской поэзии 1910–1920-х гг. Представите­ли: Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Кузмин и др. В противовес символизму акмеизм провозглашал возврат к материальному миру, предмету, точному значению сло­ва. Акмеисты составили литературную группу «Цех поэтов», вы­пускали альманах и журнал «Гиперборей» (1912–1913 гг.).

АНДЕРГРАУНД (англ. «undergraund» – подполье) – общее название произведений русского неофициального искусства 70–80-х гг. XX в.

БАРОККО (итал. «barocco» – вычурный) – стиль в искусстве XVI–XVIII вв., характеризующийся преувеличениями, пышностью форм, патетикой, стремлением к противопоставлениям и контра­стам.

ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ – образы, художественное значение которых выш­ло за рамки конкретного литературного произведения и поро­дившей их исторической эпохи. Гамлет (В.Шекспир), Дон-Ки­хот (М.Сервантес) и др.

ДАДАИЗМ (франц. «dada» – деревянная лошадка, игрушка; в перенос­ном смысле – «детский лепет») – одно из направлений литера­турного авангарда, сложившееся в Европе (1916–1922 гг.). Дада­изм предшествовал сюрреализму и экспрессионизму.

ДЕКАДЕНТСТВО (лат. «decadentia» – упадок) – общее наименование кризисных явлений в культуре конца XIX – начала XX в., отмечен­ных настроениями безнадежности, неприятия жизни. Для декаден­тства характерен отказ от гражданственности в искусстве, провозг­лашение культа красоты как высшей цели. Многие мотивы декаден­тства стали достоянием художественных течений модернизма.

ИМАЖИНИСТЫ (франц. «image» – образ) – литературная группи­ровка 1919–1927 гг., в которую входили С.Есенин, А.Мариен­гоф, Р.Ивнев, В.Шершеневич и др. Имажинистами культивиро­вался образ: «мы, кто отшлифовывает образ, кто чистит форму от пыли содержания лучше, чем уличный чистильщик сапог, ут­верждаем, что единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов...» В литературном творчестве имажинисты опи­рались на усложненную метафору, игру ритмов и т.п.

ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве конца XIX – начала XX в. В литературе импрессионизм стремился к передаче отрывоч­ных лирических впечатлений, рассчитанных на ассоциативное мышление читателя, способное в конце концов воссоздать целос­тную картину. К импрессионистической манере прибегали А.Че­хов, И.Бунин, А.Фет, К.Бальмонт и мн. др.

КЛАССИЦИЗМ – литературное направление XVII–XVIII вв., возник­ло во Франции и провозгласило возврат к античному искусству как образцу для подражания. Рационалистическая поэтика классицизма изложена в сочинении Н.Буало «Поэтическое искусство». Характер­ными чертами классицизма являются преобладание разума над чув­ствами; объект изображения – возвышенное в жизни человека. Выдвигаемые этим направлением требования: строгость стиля; изображение героя в судьбоносные моменты жизни; единство вре­мени, действия и места – ярче всего проявились в драматургии. В России классицизм возникает в 30–50-е гг. XVIII в. в творчестве А.Кантемира, В.Тредиаковского, М.Ломоносова, Д.Фонвизина.

КОНЦЕПТУАЛИСТЫ – литературное объединение, возникшее в конце XX в., отрицает необходимость создания художественных образов: художественная идея существует вне материала (на уровне заявки, проекта или комментария). Концептуалистами яв­ляются Д.Пригов, Л.Рубинштейн, Н.Искренко и др.

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – характеризуется общностью ли­тературных явлений на протяжении определенного времени. Лите­ратурное направление предполагает единство мироощущения, эс­тетических взглядов писателей, способов изображения жизни в определенный исторический период. Литературное направление характеризуется также общностью художественного метода. К ли­тературным направлениям относятся классицизм, сентимента­лизм, романтизм и т.п.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС (эволюция литературы) – обнаружива­ет себя в смене литературных направлений, в обновлении содер­жания и формы произведений, в установлении новых связей с другими видами искусства, с философией, с наукой и т.п. Лите­ратурный процесс протекает по своим законам и не связан напря­мую с развитием общества.

МОДЕРНИЗМ (франц. «modern» – современный) – общее определе­ние ряда направлений в искусстве XX в., характеризующихся раз­рывом с традициями реализма. Термин «модернизм» применяется для обозначения самых разных нереалистических течений в искус­стве и литературе XX в. – от символизма в его начале до постмо­дернизма в конце.

ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) – группа писателей и художников: Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий, О.Мале­вич, К.Вагинов, Н.Олейников и др. – работала в Ленинграде в 1926–1931 гг. Обэриуты наследовали футуристам, исповедуя ис­кусство абсурда, отказ от логики, от привычного времяисчисле­ния и т.п. Особенно активны обэриуты были в области театраль­ного искусства и поэзии.

ПОСТМОДЕРНИЗМ – тип эстетического сознания в искусстве конца XX в. В художественном мире писателя-постмодерниста, как пра­вило, либо не обозначены причины и следствия, либо они легко меняются местами. Здесь размыты представления о времени и про­странстве, необычны отношения автора и героя. Существенными элементами стиля выступают ирония и пародия. Произведения по­стмодернизма рассчитаны на ассоциативный характер восприя­тия, на активное сотворчество читателя. Во многих из них содер­жится развернутая критическая самооценка, т.е. литература и ли­тературоведение совмещаются. Для постмодернистских творений характерна специфическая образность, так называемые симулякры, т.е. образы-копии, образы без нового оригинального содержа­ния, использующие уже известное, симулирующие действитель­ность и пародирующие ее. Постмодернизм разрушает всяческие иерархии и оппозиции, замещая их аллюзиями, реминисценция­ми, цитатами. В отличие от авангардизма он не отрицает предше­ственников, но все традиции в искусстве для него равноценны.

Представителями постмодернизма в русской литературе явля­ются Саша Соколов («Школа для дураков»), А.Битов («Пушкинс­кий Дом»), Вен. Ерофеев («Москва–Петушки») и др.

РЕАЛИЗМ – художественный метод, основанный на объективном изображении действительности, воспроизведенной и типизированной в соответствии с авторскими идеалами. Реализм изобража­ет персонаж в его взаимодействиях («сцеплениях») с окружаю­щим миром и людьми. Важной чертой реализма является стремле­ние к правдоподобию, к достоверности. В процессе исторического развития реализм приобретал конкретные формы литературных направлений: античного реализма, реализма эпохи Возрождения, классицизма, сентиментализма и т.п.

В XIX и XX вв. реализм успешно ассимилировал отдельные ху­дожественные приемы романтических и модернистских течений.

РОМАНТИЗМ – 1. Художественный метод, основанный на субъектив­ных представлениях автора, опирающийся, главным образом, на его воображение, интуицию, фантазии, мечты. Как и реализм, романтизм выступает только в форме конкретного литературного направления в нескольких разновидностях: гражданский, психо­логический, философский и т.п. Герой романтического произведе­ния – личность исключительная, выдающаяся, обрисованная с большой экспрессией. Стиль писателя-романтика – эмоциональ­ный, насыщенный изобразительными и выразительными сред­ствами.

2. Литературное направление, возникшее на рубеже XVIII–XIX вв., когда идеалом провозглашалась свобода общества и сво­бода человека. Для романтизма характерен интерес к прошлому, освоение фольклора; его излюбленные жанры – элегия, балла­да, поэма и т.п. («Светлана» В.Жуковского, «Мцыри», «Демон» М.Лермонтова и др.).

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (франц. «sentimental» – чувствительный) – ли­тературное направление второй половины XVII – начала XIX в. Манифестом западноевропейского сентиментализма стала книга Л.Стерна «Сентиментальное путешествие» (1768). Сентимента­лизм провозглашал в противовес рационализму просветителей культ естественных чувств в повседневной жизни человека. В рус­ской литературе сентиментализм зародился в конце XVIII в. и свя­зан с именами Н. Карамзина («Бедная Лиза»), В.Жуковского, поэтов-радищевцев и др. Жанрами этого литературного направления являются эпистолярный, семейно-бытовой роман, исповедальная повесть, элегия, путевые заметки и т.п.

СИМВОЛИЗМ – литературное направление конца XIX – начала XX в.: Д.Мережковский, К.Бальмонт, В.Брюсов, А.Блок, И.Анненский, А.Белый, Ф.Сологуб и др. Основан на ассоциативном мышлении, на субъективном воспроизведении действительности. Система кар­тин (образов), предлагаемая в произведении, создается посредством авторских символов и строится на личном восприятии и эмоциональных ощущениях художника. Важная роль в создании и восприятии произведений символизма принадлежит интуи­ции.

СОЦ-АРТ – одно из характерных явлений советского неофициального искусства 70–80-х гг. Возникло как реакция на всепроникающую идеологизацию советского общества и всех видов искусства, из­брав путь иронического противостояния. Пародируя также евро­пейский и американский поп-арт, использовало в литературе при­емы гротеска, сатирического эпатажа, карикатуры. Особенных ус­пехов соц-арт достиг в живописи.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – направление в искусстве со­ветского периода. Как и в системе классицизма, художник был обязан строго придерживаться определенного свода правил, рег­ламентирующих результаты творческого процесса. Основные идео­логические постулаты в области литературы были сформулирова­ны на Первом съезде советских писателей в 1934 г.: «Социалисти­ческий реализм, являясь основным методом советской художе­ственной литературы и литературной критики, требует от худож­ника правдивого, исторически конкретного изображения действи­тельности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящих­ся людей в духе социализма». Фактически социалистический реа­лизм отнимал у писателя свободу выбора, лишая искусство иссле­довательских функций, оставляя ему только право на иллюстра­цию идеологических установок, служа средством партийной аги­тации и пропаганды.

СТИЛЬ – устойчивые особенности использования поэтических приемов и средств, служащие выражением оригинальности, неповторимос­ти явления искусства. Изучается на уровне художественного произ­ведения (стиль «Евгения Онегина»), на уровне индивидуальной ма­неры писателя (стиль Н.Гоголя), на уровне литературного направ­ления (стиль классицизма), на уровне эпохи (стиль барокко).

СЮРРЕАЛИЗМ – авангардистское направление в искусстве 20-х гг. XX в., провозгласившее источником вдохновения подсознание человека (его инстинкты, сновидения, галлюцинации). Сюрреализм разры­вает логические связи, заменяет их субъективными ассоциация­ми, создает фантастические сочетания реальных и нереальных предметов и явлений. Ярче всего сюрреализм проявился в живопи­си – Сальвадор Дали, Хуан Миро и др.

ФУТУРИЗМ – авангардистское направление в искусстве 10–20-х гг. XX в. Основан на отрицании сложившихся традиций, разрушении традиционных жанровых и языковых форм, на интуитивном вос­приятии стремительного потока времени, сочетании документаль­ного материала и фантастики. Футуризм характеризуется самодов­леющим формотворчеством, созданием заумного языка. Наиболь­шее развитие футуризм получил в Италии и в России. Его яркими представителями в русской поэзии были В.Маяковский, В.Хлеб­ников, А.Кручёных и др.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (лат. «existentia» – существование) – направ­ление в искусстве середины XX в., созвучное учению философов С.Кьеркегора и М.Хайдеггера, отчасти Н.Бердяева. Личность изоб­ражается в замкнутом пространстве, где царят тревога, страх, одиночество. Персонаж постигает свою экзистенцию в погранич­ных ситуациях борьбы, катастрофы, смерти. Прозревая, человек познает самого себя, становится свободным. Экзистенциализм от­рицает детерминизм, утверждает интуицию как главный, если не единственный способ познания произведения искусства. Предста­вители: Ж.-П. Сартр, А.Камю, У.Голдинг и др.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (лат. «expressio» – выражение) – авангардистс­кое направление в искусстве первой четверти XX в., провозгла­сившее единственной реальностью духовный мир личности. Ос­новным принципом изображения сознания человека (главный объект) является беспредельная эмоциональная напряженность, которая достигается нарушением реальных пропорций, вплоть до придания изображаемому миру гротескной изломанности, доходя­щей до абстракции. Представители: Л.Андреев, И.Бехер, Ф.Дюрренмат.