рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общие литературоведческие понятия и термины

Общие литературоведческие понятия и термины - раздел Литература, Наука о литературе и ее составные части Автоним – Подлинное Имя Автора, Пишущего Под Псевдонимом. Алексей Максимович ...

АВТОНИМ – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом. Алексей Максимович Пешков (псевдоним Максим Горький).

АВТОР – 1. Писатель, поэт – создатель литературного произведения; 2. Повествователь в произведении.

АВТОРСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА – даётся повествователем (авто­ром) и содержит его оценку событий и героев литературного про­изведения.

АДЕКВАТНЫЙ – равный, тождественный.

АЛЛЮЗИЯ – употребление слова (сочетания, фразы, цитаты и т.п.) в качестве намека, активизирующего внимание читателя и по­зволяющего увидеть связь изображаемого с каким-либо извест­ным фактом литературной, бытовой или общественно-полити­ческой жизни.

АЛЬМАНАХ – непериодический сборник произведений, подобранных по тематическому, жанровому, территориальному и т.п. призна­кам: «Северные цветы», «Физиология Петербурга», «День по­эзии», «Тарусские страницы», «Прометей», «Метрополь» и др.

«ALTER EGO» – второе «я»; отражение в литературном герое части ав­торского сознания.

АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ – стихи, воспевающие радость жизни. Анакреонт – древнегреческий лирик, писавщий стихи о любви, застольные песни и т.п. Переводы на русский язык Г.Дер­жавина, К.Батюшкова, А.Дельвига, А.Пушкина и др.

АННОТАЦИЯ (лат. «annotatio» – примечание) – краткая, поясняю­щая содержание книги заметка. Аннотация дается, как правило, на обороте титульного листа книги, после библиографического описания произведения.

АНОНИМ (греч. «anonymos» – безымянный) – автор опубликованно­го литературного произведения, не назвавший своего имени и не использовавший псевдонима. Первое издание «Путешествия из Петербурга в Москву» в 1790 г. вышло без указания фамилии ав­тора на титульном листе книги.

АНТИУТОПИЯ – жанр эпического произведения, чаще всего романа, создающего картину жизни общества, обманутого утопическими иллюзиями. – Дж. Оруэлл «1984», Евг. Замятин «Мы», О.Хаксли «О дивный, новый мир», В.Войнович «Москва 2042» и др.

АНТОЛОГИЯ – 1. Сборник избранных произведений одного автора или группы поэтов определенного направления и содержания. – Петербург в русской поэзии (XVIII — начало XX в.): Поэтическая антология. – Л., 1988; Радуга: Детская антология / Сост. Саша Чер­ный. – Берлин, 1922 и др.; 2. В XIX в. антологическими назывались стихи, написанные в духе античной лирической поэзии: А.Пушкин «Царскосельская статуя», А.Фет «Диана» и др.

АПОКРИФ (греч. «anokryhos» – тайный) – 1. Произведение с биб­лейским сюжетом, содержание которого не вполне совпадает с текстом святых книг. Например, «Лимонарь, сиречь Луг Духов­ный» А.Ремизова и др. 2. Сочинение, с малой степенью достовер­ности приписываемое какому-либо автору. В древнерусской лите­ратуре, например, «Сказания о царе Константине», «Сказания о книгах» и некоторые др., как предполагалось, были написаны Иваном Пересветовым.

АССОЦИАЦИЯ (литературная) – психологический феномен, когда при чтении литературного произведения одно представление (об­раз) по сходству или противоположности вызывает в воображе­нии другое.

АТРИБУЦИЯ (лат. «attributio» – приписывание) – текстологическая проблема: установление автора произведения в целом или его ча­стей.

АФОРИЗМ – лаконическое изречение, выражающее емкую обобщён­ную мысль: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (А.Гри­боедов).

БАЛЛАДА – лиро-эпическое стихотворение с историческим или геро­ическим сюжетом, с обязательным присутствием фантастическо­го (или мистического) элемента. В XIX в. баллада получила разви­тие в творчестве В.Жуковского («Светлана»), А.Пушкина («Песнь о вещем Олеге»), А.Толстого («Василий Шибанов»). В XX в. балла­да возродилась в творчестве Н.Тихонова, А.Твардовского, Е.Евту­шенко и др.

БАСНЯ – эпическое произведение аллегорического и нравоучительно­го характера. Повествование в басне окрашено иронией -и в заклю­чении содержит так называемую мораль – поучающий вывод. Свою историю басня ведет от легендарного древнегреческого по­эта Эзопа (VI–V вв. до н. э.). Крупнейшими мастерами басни были француз Лафонтен (XVII в.), немец Лессинг (XVIII в.) и наш И.Крылов (XVIII–XIX вв.). В XX в. басня была представлена в творчестве Д Бедного, С.Михалкова, Ф.Кривина и др.

БИБЛИОГРАФИЯ – раздел литературоведения, дающий целенаправ­ленное систематическое описание книг и статей по различным рубрикам. Широко известны справочные библиографические по­собия по художественной литературе, подготовленные Н.Рубакиным, И.Владиславлевым, К.Муратовой, Н.Мацуевым и др. Мно­готомный библиографический справочник в двух сериях: «Русские советские прозаики» и «Русские советские поэты» сообщает под­робные сведения как об изданиях художественных текстов, так и о научной и критической литературе по каждому из авторов, во­шедших в это пособие. Существуют и др. типы библиографических изданий. Таковы, например, пятитомный библиографический словарь «Русские писатели 1800–1917 гг.», «Лексикон русской ли­тературы XX в.», составленный В. Казаком, или «Русские писате­ли 20 в.» и др.

Оперативную информацию о новинках предоставляет специ­альный ежемесячный бюллетень «Литературоведение», издавае­мый институтом научной информации РАН. О новинках художе­ственной, научной и критической литературы систематически со­общают также газета «Книжное обозрение», журналы «Вопросы литературы», «Русская литература», «Литературное обозрение», «Новое литературное обозрение» и др.

БУФФ (итал. «buffo» – шутовской) – комический, главным образом цирковой жанр.

ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворение из 15-ти сонетов, образующих своеобразную цепочку: каждый из 14-ти сонетов начинается пос­ледней строчкой предыдущего. Пятнадцатый сонет состоит из этих четырнадцати повторяющихся строк и называется «клю­чом», или «магистралом». Венок сонетов представлен в творче­стве В.Брюсова («Светоч мысли»), М.Волошина («Corona astralis»), Вяч. Иванова («Венок сонетов»). Встречается он и в со­временной поэзии.

ВОДЕВИЛЬ – вид комедии положения. Легкая развлекательная пьеса бытового содержания, построенная на занимательной, чаще все­го, любовной интриге с музыкой, песнями, танцами. Водевиль представлен в творчестве Д.Ленского, Н.Некрасова, В.Сологуба, А.Чехова, В. Катаева и др.

ВОЛЯПЮК (Волапюк) – 1. Искусственный язык, который пытались использовать в качестве международного; 2. Тарабарщина, бес­смысленный набор слов, абракадабра.

ДЕМИУРГ – творец, созидатель.

ДЕТЕРМИНИЗМ – материалистическая философская концепция об объективных закономерностях и причинно-следственных связях всех явлений природы и общества.

ДРАМА – 1. Род искусства, имеющий синтетический характер (сочета­ние лирического и эпического начал) и принадлежащий равно литературе и театру (кино, телевидению, цирку и т.п.); 2. Соб­ственно драма – вид литературного произведения, изображаю­щий остроконфликтные отношения человека и общества. – А.Чехов «Три сестры», «Дядя Ваня», М.Горький «На дне», «Дети сол­нца» и др.

ДУМА – 1. Украинская народная песня или поэма на историческую тему; 2. Жанр лирики; стихи медитативного характера, посвящен­ные философским и социальным проблемам. – См. «Думы» К.Ры­леева, А.Кольцова, М.Лермонтова.

ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ – поэтические произведения разных видов и жан­ров, содержащие религиозные мотивы: Ю.Кублановский, С.Аверинцев, 3.Миркина и др.

ЖАНР – тип литературного произведения, особенности которого хотя и сложились исторически, находятся в процессе постоянных изме­нений. Понятие жанра употребляется на трёх уровнях: родовом – жанр эпоса, лирики или драмы; видовом – жанр романа, элегии, комедии; собственно жанровом – исторический роман, философ­ская элегия, комедия нравов и т.п.

ИДИЛЛИЯ – вид лирической или лироэпической поэзии. В идиллии, как правило, изображается мирная безмятежная жизнь людей на лоне прекрасной природы. – Античные идиллии, а также рус­ские идиллии XVIII – начала XIX в. А.Сумарокова, В.Жуковско­го, Н.Гнедича и др.

ИЕРАРХИЯ – расположение элементов или частей целого по призна­ку от высших к низшим и наоборот.

ИНВЕКТИВА – гневное обличение.

ИПОСТАСЬ (греч. «hipostasis» – лицо, сущность) – 1. Название каж­дого лица Святой Троицы: Единый Бог выступает в трёх ипоста­сях – Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой; 2. Две или несколько сторон одного явления или предмета.

ИСТОРИОГРАФИЯ – раздел литературоведения, изучающий историю его развития.

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ – раздел литературоведения, изучающий особенности развития литературного процесса и определяющий место литературного направления, писателя, литературного про­изведения в этом процессе.

КАЛЬКА – копия, точный перевод с одного языка на другой.

КАНОНИЧЕСКИЙ ТЕКСТ (соотносится с греч. «kanon» – правило) – устанавливается в процессе текстологических сверок издательских и рукописных вариантов произведения и отвечает последней «ав­торской воле».

КАНЦОНА – вид лирики, главным образом, любовной. Время расцве­та канцоны – Средневековье (творчество трубадуров). В русской поэзии встречается редко (В.Брюсов «К даме»).

КАТАРСИС – очищение души зрителя или читателя, испытываемое им в процессе сопереживания литературным персонажам. По Ари­стотелю, катарсис – цель трагедии, облагораживающей зрителя и читателя.

КОМЕДИЯ – один из видов литературного творчества, принадлежа­щих к драматическому роду. Действие и характеры в комедии ста­вят целью осмеяние безобразного в жизни. Комедия возникла еще в античной литературе и активно развивается вплоть до нашего времени. Различаются комедии положений и комедии характеров. Отсюда жанровое разнообразие комедии: социальная, психологи­ческая, бытовая, сатирическая.

КОММЕНТАРИИ – заметки, толкование; объяснительные примеча­ния к тексту художественного произведения. Комментарии могут иметь биографический, историко-литературный, текстологичес­кий и т.п. характер.

КОНТАМИНАЦИЯ (лат. «contaminatio» – смешение) – 1. Образование слова или выражения путем соединения частей слов или выраже­ний, связанных между собой ассоциативно; 2. Соединение текстов разных редакций одного произведения.

КОНТЕКСТ (лат. «contextus» – связь, соединение) – 1. Законченный в смысловом отношении отрывок текста, в котором слово приобре­тает необходимый автору смысл. Взятое вне контекста оно может иметь другое значение; 2. Сумма сведений, необходимая для пони­мания смысла произведения в исторических и эстетических обсто­ятельствах его появления и функционирования.

КОНЪЮНКТУРА (лат. «conjungere» – связывать, соединять) – сово­купность условий, влияющих на развитие ситуации и рассматри­ваемых в их взаимосвязи.

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ – вид художественной литературы, ис­кусство анализа как отдельных художественных произведений, так и всего творчества писателя с целью их истолкования и оценки в связи с современными проблемами жизни и литературы. Осуще­ствляется в процессе сотворчества.

ЛИРИКА – род литературы, воссоздающий субъективные пережива­ния автора и персонажа, их отношения к изображаемому. Речевой формой лирики обычно является внутренний монолог, преиму щественно в стихах. Видами лирики являются сонет, ода, элегия, песня, эпиграмма и др., жанрами – гражданская, любовная, пей­зажная, философская и т.п.

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ – баллада, поэма, роман в стихах соче­тают особенности изображения действительности, присущие эпо­су и лирике, и представляют собой их органическое, качественно новое единство:

Это было

с бойцами,

или страной,

или в сердце было

в моём.

В.Маяковский

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ – цикл научных дисциплин, изучающих сущность, специфику, функции художественной литературы, осо­бенности литературных произведений; закономерности литератур­ного процесса и т.п.

МАДРИГАЛ – вид лирики; небольшое стихотворение комплиментар­ного содержания, обычно обращенное к женщине. Будучи разно­видностью салонной, альбомной поэзии, мадригал последнее вре­мя не имеет широкого распространения.

МЕДИТАТИВНАЯ ЛИРИКА – жанр, содержащий философские раз­думья об основных проблемах бытия:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся,

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Ф. Тютчев

МЕЛОДРАМА – жанр драмы, посвященный преимущественно любов­ной тематике и отличающийся напряженной интригой, сентимен­тальностью, поучительной интонацией.

МЕМУАРЫ (Воспоминания) – автобиографические произведения о ли­цах и событиях, участником или свидетелем которых был автор. – «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим», «Люди, годы, жизнь» И.Эренбурга, «Эпилог» В.Каверина и т.п.

МЕТОД (греч. «meta» – через; «hodos» – путь; буквально «путь через материал») – 1. Способ познания, исследования, изображения жизни; 2. Приём, принцип.

МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ – изучает совокупность методов и при­емов наиболее целесообразного преподавания литературы в шко­ле, гимназии, лицее, вузе и т.п.

МЕТОДОЛОГИЯ – совокупность методов и приемов исследования.

МИФ (греч. «mithos» – слово, сказание) – предания об устройстве мира, явлениях природы, о богах и героях. Таковы, например, мифы Древней Греции. Мифы могут своеобразно переосмысли­ваться в литературном творчестве, на разных этапах литературно­го процесса выполняя различные функции.

НОВЕЛЛА (итал. «novella» – новость) – прозаический (реже стихот­ворный) жанр эпоса с острым сюжетом, лаконичным повествова­нием и неожиданной концовкой. – Новеллы Мопассана, О.Генри, А.Чехова, Л.Андреева, И.Бунина, В.Шукшина, Ю.Казакова и др.

ОБРАЗ – эстетическая категория: способ изображения и освоения мира, присущий всем видам искусства, в каждом со своими спе­цифическими средствами и приемами.

ОДА – вид лирики; произведение торжественного патетического ха­рактера, содержащее хвалу человеку или событию. Предмет изоб­ражения оды – возвышенное в жизни человека. В русской литера­туре ода появилась в XVIII в. (В.Тредиаковский, М.Ломоносов, В.Майков, Г.Державин и др.), в XIX в. ода приобретает гражданс­кий характер (А.Пушкин «Вольность»).

ОЧЕРК – вид эпического произведения, принадлежащий главным образом публицистике. Очерк отличается достоверностью изобра­жения реальных жизненных фактов и затрагивает преимуще­ственно злободневные социальные проблемы. – Очерки Г.Успен­ского, В.Овечкина, Ю.Черниченко и др.

ПАМФЛЕТ – жанр публицистики, обличительное полемическое про­изведение общественно-политического содержания: М.Горький «Город жёлтого дьявола», «Прекрасная Франция» и т.п.

ПАРОДИЯ – шуточное воспроизведение особенностей содержания и формы произведения или творчества художника в целом. Пародия может быть самостоятельным произведением или входить частью в крупное сочинение – «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле, «История одного города» М.Салтыкова-Щедрина, «Новая москов­ская философия» В.Пьецуха и т.п. Цели пародии различны. Она может выступать формой критики, осмеяния каких-то стилевых или тематических пристрастий автора, несоответствия содержания и формы – бурлеск, травестия, – использовать комический эффект, возникающий от перемещения героя какого-нибудь извест­ного литературного произведения в иные пространственно-вре­менные координаты. Такова пародия Е.Хазина:

В трамвай садится наш Евгений.

О, бедный, милый человек!

Не знал таких передвижений

Его непросвещённый век.

Судьба Евгения хранила,

Ему лишь ногу отдавило,

И только раз, толкнув в живот.

Ему сказали: «Идиот!»

Он, вспомнив древние порядки,

Решил дуэлью кончить спор,

Полез в карман... Но кто-то спёр

Уже давно его перчатки.

За неименьем таковых

Смолчал Онегин и притих.

Высокие образцы различных пародий можно найти в книге «Пар­нас дыбом» (М., 1990).

ПАФОС (греч. «pathos» – чувство, страсть) – эмоциональная окрашен­ность литературного произведения, его духовное наполнение, це­леустремленность. Виды пафоса: героический, трагический, ро­мантический и т.п.

ПЕРСОНАЖ (лат. «persona» – личность) – действующее лицо в худо­жественном произведении.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ – приписывание мыслей, чувств персонажа или автора другому лицу.

ПЕСНЯ – 1. Вид лирического рода; небольшое стихотворение, как правило, с четверостишной строфой и рефреном; 2. Особый вид творчества, создаваемый усилиями поэта, композитора, певца. Вид песни – авторская песня: В.Высоцкий, А.Галич, Ю.Визбор и др.

ПЛАГИАТ – литературное воровство.

ПОВЕСТЬ – вид эпического произведения, в котором преобладает повествовательное начало. Повесть раскрывает жизнь главного ге­роя в пределах немногих эпизодов. Автор повести дорожит досто­верностью описанного и внушает читателю мысль о его реально­сти. (А.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», И.Тургенев «Вешние воды», А.Чехов «Степь» и др.).

ПОДТЕКСТ – внутренний, словесно не выраженный смысл текста. Подтекст скрыт и может быть восстановлен читателем с учетом конкретной исторической ситуации. Чаще всего присутствует в психологических жанрах.

ПОЛИФОНИЯ – многоголосие; в русскую литературу термин вошел в XX в., указывая в художественном тексте на многоравноголосие главных и второстепенных героев. См.: М.Бахтин «Проблемы твор­чества Достоевского».

ПОСЛАНИЕ – вид лирики; стихотворение в форме письма или обра­щения к какому-нибудь лицу или группе лиц: А.Пушкин «Во глу­бине сибирских руд», Ф. Тютчев «К.Б. («Я встретил Вас...»)», С. Есе­нин «Письмо матери» и др.

ПОЭЗИЯ – 1. Искусство слова; 2. Художественная литература в стихот­ворной форме.

ПОЭМА – вид лиро-эпического произведения, «схватывающий жизнь в высших моментах» (В.Белинский) с лаконичным сюжетом. Жанрами поэмы являются героические и сатирические, романти­ческие и реалистические и т.п. В XX в. в русской литературе появ­ляются поэмы необычной, нетрадиционной формы – А.Ахматова «Поэма без героя».

ПОЭТИКА – 1. Общее название эстетических трактатов, посвященных изучению специфики литературного творчества («Поэтика» Арис­тотеля, «Поэтическое искусство» Буало и т.п.) и служащих на­ставлением для начинающих литераторов; 2. Система художествен­ных средств или приемов (художественный метод, жанры, сюжет, композиция, стих, язык и т.д.), используемая писателем для со­здания художественного мира в отдельно взятом произведении или творчестве в целом.

ПРЕТЕНЦИОЗНОСТЬ – манерность, нарочитость; желание произвес­ти впечатление.

ПРИТЧА (одно из значений) – жанр рассказа, содержащего поучение в иносказательной, аллегорической форме. Притчи возможны в стихах (притчи А.Сумарокова и др.).

ПСЕВДОНИМ – вымышленная подпись, скрывающая имя писателя: Саша Чёрный – A.M.Гликберг; Максим Горький – A.M.Пешков и т.п.; или группы писателей, таков коллективный псевдоним Козьма Прутков, под которым скрывались А.К.Толстой и братья Жемчужниковы – Алексей, Владимир и Александр Михайловичи.

ПУБЛИЦИСТИКА (лат. «publicus» – общественный) – вид литерату­ры; публицистическое произведение создается на стыке художе­ственной литературы и журналистики и рассматривает актуальные проблемы общества – политические, экономические и т.п. В пуб­лицистическом произведении художественный образ выполняет вспомогательную иллюстративную функцию и служит для уясне­ния читателем главной мысли автора: Л.Н.Толстой «Не могу мол­чать», М.Горький «Несвоевременные мысли» и др.

ПЬЕСА – общее название драматургических произведений.

РАССКАЗ – вид эпоса; произведение небольшое по объему, содержа­щее описание какого-то краткого эпизода из личной жизни ге­роя (или рассказчика), имеющего, как правило, общечеловечес­кое значение. Рассказ характеризуется наличием одной сюжетной линии и небольшим количеством действующих лиц. Разновидно­стью является рассказ настроения, передающий определенное душевное состояние (при этом события не играют существенной роли).

РЕМАРКА – в драматическом произведении авторские пояснения, с помощью которых уточняются обстановка действия, психологи­ческие и портретные характеристики действующих лиц и т.п.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – особый вид ассоциации, который возникает из личных ощущений читателя, заставляя его вспомнить анало­гичный образ или картину.

РЕЦИПИЕНТ (лат. «recipientis» – принимающий) – человек, воспри­нимающий искусство.

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ – тип литературных произведений. В основе разделения произведений по родам лежат цель и способ их созда­ния: объективное повествование о событиях (см. Эпос); субъектив­ный рассказ о внутреннем мире личности (см. Лирика); способ, сочетающий объективный и субъективный показ действительнос­ти, диалогическое изображение событий (см. Драма).

РОМАН – вид эпоса; произведение, в основе которого лежит всесто­ронний анализ частной жизни человека на всем ее протяжении и в многочисленных связях с окружающей действительностью. Обя­зательными признаками романа являются наличие нескольких па­раллельных сюжетных линий и полифонии. Жанрами романа явля­ются – социальный, философский, психологический, фантасти­ческий, детективный и т.п.

РОМАН В СТИХАХ – лиро-эпический вид литературного творчества; форма, сочетающая эпический размах изображения действитель­ности с лирическим самовыражением автора. – А.Пушкин «Евге­ний Онегин», Б.Пастернак «Спекторский».

РОМАНС – небольшое лирическое стихотворение, либо переложенное на музыку, либо рассчитанное на такое переложение. У романса давнее прошлое. Его история уходит корнями в позднее Средневе­ковье и Возрождение. Время наибольшей популярности: конец XVIII – начало XIX в. Среди мастеров романса – В.Жуковский, А.Пушкин, Евг. Баратынский и др.:

 

Не говори: любовь пройдет,

О том забыть твой друг желает;

В ее он вечность уповает,

Ей в жертву счастье отдает.

 

Зачем гасить душе моей

Едва блеснувшие желанья?

Хоть миг позволь мне без роптанья

Предаться нежности твоей.

 

За что страдать? Что мне в любви

Досталось от небес жестоких

Без горьких слез, без ран глубоких,

Без утомительной тоски?

 

Любви дни краткие даны,

Но мне не зреть ее остылой;

Я с ней умру, как звук унылый

Внезапно порванной струны.

А. Дельвиг

САГА – 1. Вид древнеирландского и древнескандинавского эпоса; 2. По­вествование-эпопея – «Сага о Форсайтах» Д.Голсуорси.

САТИРА – 1. Своеобразный способ изображения действительности, имеющий целью обнаружение, наказание и осмеяние пороков, недостатков, изъянов общества и личности. Эта цель достигается, как правило, путем преувеличения, гротеска, карикатуры, абсур­да. Жанры сатиры – басня, комедия, сатирический роман, эпиг­рамма, памфлет и т.п.; 2. Жанр лирики; произведение, содержа­щее обличение какого-нибудь лица или порока. – К.Рылеев «К временщику».

СЕРВИЛЬНЫЙ – раболепный, угодливый.

СКАЗ – способ повествования, ориентированный на монолог персона­жа-рассказчика. Ведется чаще всего от первого лица. Произведение может быть либо целиком построено на сказе («Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.Гоголя, некоторые рассказы Н. Лескова, М.Зо­щенко), либо включать его как отдельную свою часть.

СТАНСЫ – в русской поэзии XVIII–XIX вв. небольшое стихотворение медитативного характера. Строфа – обычно четверостишие, раз­мер – чаще всего четырехстопный ямб (А.Пушкин. Стансы («В на­дежде славы и добра...»); М.Лермонтов. Стансы («Мгновенно про­бежав умом...») и др.).

ТАВТОГРАММА – стихотворение, в котором все слова начинаются одним и тем же звуком. Тавтограмму иногда называют стихами «с доведенной до крайности аллитерацией» (Н.Шульговский):

 

Ленивых лет легко ласканье

Луга лиловые люблю,

Люблю левкоев ликованье

Легенды ломкие ловлю.

Лучистый лен любовно лепит

Лазурь ласкающих лесов.

Люблю лукавый лилий лепет,

Летящий ладан лепестков.

В.Смиренский

ТАНКА – жанр японской поэзии; пятистишная строфа медитативного характера с использованием белого стиха:

О, не забудь,

Как в моем саду

Ты сломала ветку азалии белой...

Чуть-чуть светил

Тонкий серп Луны.

ТЕКСТОЛОГИЯ – раздел литературоведения; научная дисциплина, которая занимается изучением художественного текста путем сравнения различных вариантов произведения.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ – раздел литературоведения, изучающий виды, формы и законы художественного творчества, его обще­ственные функции. У теории литературы три главных объекта изу­чения: природа художественной литературы, литературное произ­ведение и литературный процесс. Теория литературы определяет методологию и методику анализа литературных произведений.

ТИП ЛИТЕРАТУРНЫЙ – художественное воплощение характерных ус­тойчивых особенностей личности на конкретном историческом эта­пе развития общества. Литературный тип психологически мотивиро­ван и обусловлен общественно-исторической ситуацией. В. Белинс­кий называл литературный тип «знакомым незнакомцем», имея в виду воплощение общего в индивидуальном.

ТРАГЕДИЯ – вид драмы. В основе трагедии лежит неразрешимый кон­фликт, оканчивающийся гибелью героя. Главная цель трагедии состоит, по Аристотелю, в катарсисе, в очищении души зрителя-читателя посредством сострадания герою, являющемуся игрушкой в руках Рока. – Античные трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида; трагедии В.Шекспира, П.Корнеля, Ж.-Б.Расина, Ф.Шиллера и др. В русской литературе трагедия – редкий жанр, существовавший, главным образом, в XVIII в. в творчестве М.Хераскова, А.Сумаро­кова и др.

УНИКАЛЬНЫЙ – неповторимый, единственный в своем роде, ис­ключительный.

УТОПИЯ – жанр фантастики, содержащий описание идеального об­щественного устройства: «Город Солнца» Т.Кампанеллы, «Крас­ная звезда» А.Богданова и др.

ФАРС – легкая комедия, водевиль грубоватого содержания.

ФЕЛЬЕТОН – публицистический жанр; небольшое произведение на актуальную тему, как правило, сатирического характера, публику­емое обычно в газетах и журналах.

ФИЛОЛОГИЯ (греч. «phileo» – люблю; «logos» – слово) – совокуп­ность гуманитарных наук, изучающих письменные тексты и на ос­нове их анализа историю и сущность духовной культуры общества. В составе филологии – литературоведение и языкознание в их со­временном и историческом аспектах.

ФЭНТЕЗЙ – жанр ненаучной фантастики, ведущий свою родословную от различных видов мифотворчества, легенд, сказок, утопий. Фэнтези, как правило, строится на антитезе: добра и зла, порядка и ха­оса, гармонии и диссонанса; герой пускается в путешествие, сра­жаясь за истину и справедливость. Классическим произведением в жанре фэнтезй признана книга Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин ко­лец» (1954 г.). Широко известны такие мастера фэнтези, как Урсула К. Ле Гуин, М.Муркок, Р.Желязны. В русской литературе жанр представлен в творчестве М.Семёновой, Н.Перумова.

ХОККУ – жанр японской поэзии; лирическое стихотворение из одно­го трехстишия (17 слогов) без рифмы.

С ветки на ветку

Тихо сбегают капли...

Дождик весенний.

Или:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД – 1. Общие принципы работы над текстом, опираясь на которые, писатель организует свой твор­ческий процесс. Составными элементами художественного мето­да являются: писательское мировоззрение; изображаемая дей­ствительность; талант писателя; 2. Принцип художественного изображения действительности в искусстве. На конкретном исто­рическом этапе художественный метод выступает в виде литера­турного направления и может представлять особенности трех раз­личных вариантов: реалистического, романтического и модерни­стского.

ЭЗОПОВ ЯЗЫК – способ выражения мысли путем иносказаний, на­мёков, недомолвок. Традиции эзопова языка были заложены в творчестве древнегреческого баснописца Эзопа. В литературе чаще всего использовался в годы цензурных гонений.

ЭЛЕГИЯ – небольшое стихотворение, окрашенное грустными раз­мышлениями, тоской, скорбью:

Ещё молчит гроза народа,

Ещё окован русский ум.

И угнетённая свобода

Таит порывы смелых дум.

О, долго цепи вековые

С рамен отчизны не спадут,

Столетья грозно протекут, –

И не пробудится Россия!

Н. Языков

ЭПАТАЖ – скандальная выходка, вызов общепринятым нормам.

ЭПИГОН – последователь какого-либо направления, лишенный само­бытности, способности мыслить и писать независимо, оригиналь­но; подражатель, перепевающий мотивы мастера.

ЭПИГРАММА (дословно с греч. «надпись») – небольшое стихотворе­ние иронического содержания. Е.Баратынский писал:

Оконченная летунья,

Эпиграмма — хохотунья,

Эпиграмма егоза,

рется, вьется средь народа,

И завидит лишь урода,

Разом вцепится в глаза.

Характерной чертой эпиграммы должны быть краткость, мет­кость, остроумие:

Виктор Шкловский о Толстом

Сочинил солидный том.

Хорошо, что этот том

В свет не вышел при Толстом.

А.Иванов

ЭПИСТОЛЯРНАЯ ФОРМА ЛИТЕРАТУРЫ (греч. «epistola» – письмо, послание) – используется как в документально-публицистичес­ких, так и в художественных жанрах (А.Пушкин «Роман в письмах»; Н.Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями»; Ф.Достоевс­кий «Бедные люди»; И.Бунин «Неизвестный друг»; В.Каверин «Перед зеркалом» и т.п.).

ЭПИТАЛАМА – жанр античной лирики; свадебная песня с пожелани­ями новобрачным. В поэзии нового времени встречается редко – В.Тредиаковский, И.Северянин.

ЭПИТАФИЯ – надгробная надпись, иногда в стихах:

Не нужно надписи для камня моего,

Скажите просто здесь: он был и нет его!

К. Батюшков

ЭПОПЕЯ – вид эпоса; большое по объему произведение, отражающее центральные проблемы жизни народа, изображающее основные слои общества подробно, вплоть до деталей быта. В эпопее описы­ваются и переломные моменты жизни нации, и мелочи каждо­дневного существования персонажей. – О.Бальзак «Человеческая комедия», Л.Н.Толстой «Война и мир» и др.

ЭПОС – 1. Род искусства; способ изображения действительности – объективный показ художником окружающего мира и людей в нем. Эпос предполагает наличие повествовательного начала; 2. Вид народного творчества; большое по объему произведение, содержа­щее мифы, легенды, сказания: древне-индийский эпос «Рамая­на», финский «Калевала», индейский «Песнь о Гайавате» и др.

ЭССЕ – художественно-публицистическое произведение небольшого объёма, содержащее размышления автора, не ограниченные каки­ми-либо композиционными рамками и условиями.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Наука о литературе и ее составные части

Введение.. наука о литературе и ее составные части.. введение в литературоведение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общие литературоведческие понятия и термины

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности предмета литературы
1. Живая целостность. Ученый дробит предмет, изучает человека по частям: анатом - строение тела, психолог - психическую деятельность и т.д. В литературе человек предстает в живом и целостном

Особенности художественного образа
1. Конкретность - отражение индивидуальных качеств предметов и явлений. Конкретность делает образ узнаваемым, непохожим на другие. В образе человека это внешность, своеобразие речи

Средства создания образа-персонажа
1. Портрет- изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенност

Литературные роды и жанры
Следует говорить о различии трёх родов ли­тературы по содержанию, а именно, по аспекту познания и воспроизведения жизни. В силу этого общие принципы творческой типизации жизни в каждом роде проявля

Жанры эпических произведений
Миф(от гр. mythos - слово, речь) один из древнейших видов фольклора, фантастический рассказ, объясняющий в образной форме явления окружающего мира. Легенда

Жанры лирических произведений
Песня - небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения. Жанр песни своими корнями уходит в глубокую древность. Различают песни фольклорные и литературные.

Жанры драматических произведений
Трагедия (от гp. Tragos - козел и ode - песня) - один из видов драмы, в основе которой лежит непримиримый конфликт необычной личности с непреодолимыми внешними обстоятельствами. Об

Жанр и стиль литературного произведения
Вопрос о жанре произведения - один из наиболее сложных в курсе, он по-разному освещается в учебниках, поскольку в сов­ременной науке нет единства в понимании этой категории. Между тем это одна из д

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Художественная литература существует в форме литературных произведений. Основные свойства литературы, о которых шла речь в первом разделе, проявляются в каждом отдельно взятом произведении. Художес

Особенности темы
1. Социально-историческаяобусловленность. Писатель не выдумывает темы, а берет их из самой жизни, точнее, сама жизнь подсказывает ему темы. Так, в XIX веке актуальной была тема кре

Особенности идеи
1. Мы сказали, что идея - основная мысль произведения. Такое определение правильно, однако оно нуждается в уточнении. Нужно иметь в виду, что идея в художественном произведении выражается очень сво

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Целостность художественного произведения достигается различными средствами. В ряду этих средств важная роль принадлежит композиции и сюжету. Композиция(от лат. componere -

Художественная речь
Филологи различают язык и речь. Язык - это запас слов и грамматические принципы их сочетания, исторически изменяющиеся. Речь - это язык в действии, это высказывание, выражение мыс­лей и чувств на д

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
1. Образность.Слово в художественной речи содержит не только значение, но в сочетании с другими словами создаст образ предмета или явления. Общепринятое значение предмета приобрета

Лексические ресурсы литературного языка
Как было отмечено, основу языка художественной литературы составляет литературный язык. Литературный язык располагает богатыми лексическими ресурсами, позволяющими писателю выразить тончайшие опенк

ОСОБЫЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: ТРОПЫ, ФИГУРЫ, ФОНИКА
  Мы охарактеризовали основные ресурсы литературного и общенародного языка, которые использует писатель в своем творчестве. Однако существуют и особые языковые средства художественной

МЕТАФОРА
Наиболее распространённый троп, основанный на принципе сходства, реже – контраста явлений; часто используется в обиходной речи. Искусство слова для оживления стиля и активизации восприятия использу

Разновидности метафоры
Олицетворение-уподобление неодушевленного предмета живому существу. Ночевала тучка золотая На груди утеса великана (М.Лермонтов)

Разновидности метонимии
1) Замена названия произведения именем его автора. Читать Пушкина, изучать Белинского. 2) Замена названия людей названием страны, города, определенного места. Украина

Основные виды фигур
1. Повторение - повторение слова или группы слов с целью придать им особое значение. Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново. Я люблю

Ритмичность художественной речи
Учебные пособия хорошо ориентируют студента в сложных вопросах ритмической упорядоченности художественной речи - прозаической и стихотворной. Как и в предыдущих разделах кур­са, важно учитывать общ

Особенности стихотворной речи
1. Особая эмоциональная выразительность. Стихотворная речь -эффектная по своей сути. Стихи создаются в состоянии душевного волнения и передают душевное волнение. Л.Тимофеев в своей книге «Очерки те

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят о

Свободный стих
В конце XIX века в русской поэзии утвердился так называемый свободный стих или верлибр (от фр. Vers - стих, librе - свободный), в котором нет внутренней симметрии строк, как в силлабо-тонической си

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Тема эта весьма обширна. Но в этом разделе мы ограничимся лишь самым необходимым. Литературное развитие обычно обозначается термином «литературный процесс». Итак, литературный процесс – эт

XIX—XX ВВ.
В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие литературы шло под знаком романтизма, который противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. Первоначально романтизм

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
Теория литературы – это не набор разрозненных идей, а организо­ванная сила. Теория существует в сообществах читателей и писателей в качестве дискурсивной практики, неразрывно связанной с образо­ват

Русский формализм
В начале XX века русские формалисты заявили, что литературоведы должны сосредоточиться на вопросах литературности литературы: на словесных стратегиях, которые делают произведение литературным, на и

Новая критика
Явление, получившее название «новой критики», возникло в Соеди­нённых Штатах в 1930–1940-х годах (к этому же времени относится появление в Англии трудов И.А.Ричардса и Уильяма Эмпсона). «Но­вые кри

Феноменология
Истоки феноменологии мы находим в работах философа начала XX века Эдмунда Гуссерля. Это направление пытается обойти проблему разделения субъекта и объекта, сознания и окружающего мира путём сосредо

Структурализм
Литературоведение, ориентированное на читателя, в чём-то сродни структурализму, который также сосредоточен на вопросах создания смысла. Но структурализм зародился как оппозиция феноменологии

Постструктурализм
Когда структурализм стал направлением или «школой», теоретики структурализма от него дистанцировались. Стало ясно, что работы мнимых структуралистов не соответствуют идее структурализма как попытки

Деконструктивизм
Термин «постструктурализм» применяется в отношении широкого круга теоретических дискурсов, содержащих критику понятий объек­тивного знания и субъекта, способного к самопознанию. Таким обра­зом, сов

Феминистская теория
Поскольку феминизм считает своей обязанностью разрушить оппози­цию «мужчина – женщина» и другие оппозиции, связанные с ней на всем протяжении существования западной культуры, то это направ­ление пр

Психоанализ
Теория психоанализа повлияла на литературоведение и как на способ интерпретации, и как на теорию языка, идентичности и субъекта. С одной стороны, психоанализ, наряду с марксизмом, стал наиболее вли

Марксизм
В отличие от Соединенных Штатов, в Великобританию постструктура­лизм проник не в работах Деррида, а затем – Лакана и Фуко, а при посредстве марксистского теоретика Луи Альтюссера. Воспринятый в кон

Новый историзм / культурный материализм
В Великобритании и Соединённых Штатах 1980–1990-е годы были от­мечены возникновением мощной, теоретически обоснованной исто­рической критики. С одной стороны, появился британский культур­ный мат

Постколониальная теория
Сходный ряд вопросов рассматривает постколониальная теория, ко­торая представляет собой попытку разобраться в проблемах, порож­дённых европейской колониальной политикой и последующим пери­одом. Пос

Теория меньшинств
Одна из политических перемен, произошедших в стенах академичес­ких институтов Соединённых Штатов, заключалась в возрастании чис­ла исследований литературы этнических меньшинств. Основные уси­лия и

Теория инаковости
Подобно деконструктивизму и другим современным теоретическим направлениям, «теория инаковости» (о ней уже шла речь в главе 7) использует понятие маргинального – чего-то, что не соответствует норме

ТЕКСТОЛОГИЯ
Текстология (от лат. textus – ткань, сплетение; гр. logos – слово, понятие) – филологическая дисциплина, изучающая рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критических, публи

Сюжет и композиция
  АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А.Блок), а может служить при­

Язык художественной литературы
АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, разновидность метафоры. Аллегория фик­сирует условный образ: в баснях лиса – хитрость, осёл – глупость и т.п. Аллегория используется также в сказках, притчах, сатире.

Основы стиховедения
АКРОСТИХ – стихотворение, у которого начальные буквы каждого стиха по вертикали образуют слово или фразу: Ангел лег у края небосклона, Наклонясь,

Литературный процесс
АВАНГАРДИЗМ – общее название ряда течений в искусстве XX в., которые объединяет отказ от традиций предшественников, в пер­вую очередь реалистов. Принципы авангардизма как литературно-художественног

ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамович Г. Л Введение в литературоведение. М, 1975. Аристотель. Риторика // Аристотель и античная литература. М., 1978. 3. Арнхейм Р. Язык, образ и конкретная поэзия

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги