ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамович Г. Л Введение в литературоведение. М, 1975.
  2. Аристотель. Риторика // Аристотель и античная литература. М., 1978.

3. Арнхейм Р. Язык, образ и конкретная поэзия // Арнхейм Р. Новые очер­ки по психологии искусства. М., 1994.

4. Баррі П. Вступ до теорії: літературознавство і культурологія; пер. з англ.. О. Погинайко. – К., «Смолоскип», 2008. – 360 с.

  1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  3. Богданова О. В. Современный литературный процесс (К вопросу о по­стмодернизме в русской литературе 70-90-х годов XX века). СПб., 2001.
  4. Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.
  5. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец. М., 2000.
  6. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 2004.
  7. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
  8. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991.
  9. Гаспаров М Л. Оппозиция «стих—проза» и становление русского лите­ратурного стиха // Русское стихосложение: Традиции и проблемы раз­вития. М., 1985.
  10. Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. М., 1989.
  11. Гаспаров М Л Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, риф­ма, строфика. М., 2000.
  12. Гачев Г. Д., Кожинов В. В. Содержательность литературных форм // Тео­рия литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964. Кн. 2.
  13. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1968. Т. 1.
  14. Гин М. От факта к образу и сюжету (О поэзии Н.А.Некрасова). М., 1971.
  15. Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974.
  16. Гинзбург Л. О литературном герое Л., 1979.
  17. Гиршман М. Ритм художественной прозы. М., 1982.
  18. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.
  19. Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений // Жирмун­ский В. М. Теория стиха. Л., 1975.
  20. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
  21. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
  22. История русского литературоведения / Под ред. П. А. Николаева. М., 1980.
  23. Квятковский А. П. Поэтический словарь. М., 1966.
  24. Квятковский А. П. Русский свободный стих // Вопросы литературы. 1963. №1. С. 60-77.
  25. Кларк К. Советский роман: история как ритуал. Екатеринбург, 2002.
  26. Кожинов В. В. Слова как форма образа // Слово и образ. М., 1964.
  27. Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Ос­новные проблемы в историческом освещении. М., 1964. Вып. 2.
  28. Каллер Дж. Теория литературы: краткое введение; пер. с англ.. А. Георгиевна. – М., «Ас трель:АСТ», 2006. – 158 с.
  29. Карман Б. О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982.
  30. Карман Б. О. Целостность литературного произведения и эксперимен­тальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б. О. Из­бранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992.
  31. Краткая литературная энциклопедия. М., 1962-1978. Т. 1-8 / Под ред. А.А.Суркова.
  32. Левитин Л. С., Цилевич Д. М. Основы изучения сюжета. Рига, 1990.
  33. Литературная энциклопедия / Под ред. В. М. Фриче, А. В. Луначарско­го. М., 1929-1939. Т. 1-9.
  34. Литературная энциклопедия. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. М.; Л., 1925. Т. 1-2.
  35. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М., 2001.
  36. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожев­никова, П. А. Николаева. М., 1987.
  37. Литературоведческие термины (Материалы к словарю) / Ред.-сост. Г. В. Краснов. Коломна, 1997-1999. Вып. 1-2.
  38. Літературознавчий словник-довідник. К., 2006.
  39. Лихачев Д. С. Отношение литературных жанров между собой// Лиха­чев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
  40. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
  41. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
  42. Лотман Ю. М, Анализ поэтического текста. Л., 1972.
  43. Маркевич Г. Литературные роды и жанры // Маркевич Г. Основные проб­лемы науки о литературе. М., 1980.
  44. Мережинская А.Ю. Русская постмодернистская литература: Учебник. – К., «Киевский университет», 2007. – 335 с.
  45. Наровчатов С. Необычное литературоведение. М., 1973.
  46. Нире О. Л. О значении композиции в произведениях // Семиотика и ху­дожественное творчество. М., 1977.
  47. Овсянико-Куликовский Д. Н. Словарь важнейших терминов теории сло­весности // Овсянико-Куликовский Д. Н. Теория поэзии и прозы (Теория словесности). М.; Пг., 1923.
  48. Озеров Л. А. От метафоры к эпитету // Озеров Л. А. Необходимость пре­красного. М., 1983.
  49. Определение некоторых основных понятий (Материалы к словарю) // Хре­стоматия по теоретическому литературоведению / Изд. подгот. И. А. Чер­нов; Отв. ред. 3. Г. Минц. Тарту, 1976.
  50. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002.
  51. Поляков М. Я. Теория драмы. Поэтика. М., 1980.
  52. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. М., 1992.
  53. Поспелов Г. Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976.
  54. Потебня А. А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.
  55. Поэтические образы. Словарь. Челябинск, 2002.
  56. Поэтические течения в русской литературе конца XIX - начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А. Г. Соколов. М., 1988.
  57. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. М., 2001.
  58. Словарь литературоведческих терминов/ Ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С. В. Тураев. М., 1974.
  59. Словарь терминов французского структурализма/ Сост. И.П.Ильин // Структурализм: «за» и «против» / Сост. М. Я. Поляков. М., 1975.
  60. Смирнов И. П. Порождение интертекста: Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака. СПб., 1995.
  61. Советское литературоведение и критика. История литературы: Библио­графический указатель. Книги и статьи. 1917-1967. АН ССР, ИНИОН: В 4 ч. М., 1988.
  62. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины: Энциклопедический справоч­ник / Науч. ред. и сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. М., 1996.
  63. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический спра­вочник. М., 1999.
  64. Современные методы анализа художественного произведения. Смо­ленск, 2002.
  65. Теорія літератури: підручник / За наук. ред.. О. Галича. – 3-тє вид. – К., 2006.
  66. Тимофеев Л. И. К проблеме формы и содержания // Современные проб­лемы литературоведения и языкознания. К 70-летию акад. М. Б. Храп-ченко. М., 1974.
  67. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1975.
  68. Тимофеев Л. И. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1958.
  69. Тимофеев Л. И. Слово в стихе. М., 1983.
  70. Толстая Е. Мир после конца: Работы о русской литературе XX в. М., 2002.
  71. Томашевский Б. В. Стилистика. Л., 1983.
  72. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1997.
  73. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. М., 2004.
  74. Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970.
  75. Фатеева Н. А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в ми­ре текстов. М., 2000.
  76. Хализев В. Е. Теория литературы. Л., 1999 и др.. издания этого учебника.
  77. Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.
  78. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. М., 1972.
  79. Шенгели Г. Теория стиха. М., 1960.
  80. Шкловский В.В. Книга о сюжете. М., 1981.
  81. Шкловский В. В. Художественная проза. Размышления и разборы. М., 1959.
  82. Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969.
  83. Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.
  84. Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй пол. XVIII - нач. XX вв. Библиографический указатель. М., 1981.
  85. Эткинд Е. Г. Разговор о стихах. М., 1970.
  86. Якобсон Р. О. Избранные работы. М., 1985.

 


[1] Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох. С. 33.

 

[2] См.: Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981. Из

множества позднейших работ о романтизме см.: Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.,

1966; Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973; Федоров Ф.П. Романтический

художественный мир: пространство и время. Рига, 1988; Манн Ю.В. Динамика русского

романтизма. М., 1995.

[3] См.: Якобсон Р.О. О художественном реализме//Якобсон Р.О. Работы по поэтике.

С. 387—393.

 

[4] См.: Затонский Д.В. Какой не должна быть история литературы?// Вопр. литературы. 1998. Январь—февраль. С. 6, 28—29.

 

* Остранение – термин, введённый русскими формалистами. В.Шкловский в статье «Искусство как приём» определяет приём остранения как «создание особого восприятия предмета, создание «видения» его, а не «узнавания». Это особое восприятие создаётся «затруднением формы» художественного произ­ведения, например, тем, что вещь не называется своим именем, но описывает­ся как в первый раз виденная; в качестве примера остранения Шкловский приводит описание оперного спектакля в «Войне и мире».

 

* См., напр.: В.Шкловский. О теории прозы. М., 1983. С. 100 и далее.

 

* Термин образован от слова дупе – «женщина» (греч.).

** Сексизм – это дискриминация по половому признаку, идеология, которая утверждает неравное положение и разные права мужчин и женщин. Здесь име­ется в виду дискриминация женщин в классическом психоанализе.