Поэтические фигуры.

Синтаксическая выразительность является еще одним важным языковым средством художественной литературы. Здесь важны и длина и мелодический рисунок фраз, и расположение в них слов, и разного рода повторы и убавления.

Повтор– основная разновидность стилистических фигур прибавления. Выделяют следующие виды повторов:

эпаналепсис – повтор слов подряд (АА);

анафора– повтор в началах смежных отрезков текста (А…, А…);

эпифора – повтор в концах смежных отрезков текста (…А, …А);

анадиплосис(…А, А…);

симплока (А…В, А…В).

Многосоюзие (полисинтетон) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры: “И блеск, и шум, и говор волн” (А.С. Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон) – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов: “Швед, русский колет, рубит, режет. / Бой барабанный, клики, скрежет”, А.С. Пушкин).

Параллелизм– тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ:

Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ох, кабы на меня не кручина,

Ни о чем-то бы я не тужила.

Хиазм – обращенный параллелизм с расположением аналогичных частей в последовательности A B – B’ A’: “Все во мне, и я во всем” (Ф.И. Тютчев).

Инверсия– нарушение “естественного” порядка слов для выделения их во фразе: “И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости” (т.е. гости сей чуждой земли, не успокоенные даже смертью) (А.С. Пушкин).

Антитеза – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий, иногда сочетающаяся с парадоксальным их сближением: “К добру и злу постыдно равнодушны”; “И ненавидим мы, и любим мы случайно” (“Дума” М.Ю. Лермонтова); “Не отстать тебе. Я – острожник, / Ты – конвойный. Судьба одна” (М.И. Цветаева, из цикла “Ахматовой”).

Градация– цепь членов с постепенным нарастанием значимости (“Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь”, М. Волошин) или убыванием (“Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах”, А. Белый).

Риторический вопрос – одна из стилистических фигур; такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.

Риторическое восклицание – одна из стилистических фигур; такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью.