С интонационно-синтаксическим строем связана и ритмическая организация художественной речи. Наибольшей мерой ритмичности отличается стихотворная речь, где ритмичность достигается за счет равномерного чередования речевых элементов – стихотворных строк, пауз, ударных и безударных слогов и т. д.
Конкретная ритмическая организация стиха зависит от системы стихосложения.
Системы стихосложения:
Система
Силлабика
Силлабо-тоника
Тоника
Принцип организации:
Равное количество слогов в стихе (слоговой принцип)
Равный межударный интервал (слогоударный принцип)
Равное количество ударных слогов при колеблющемся межударном интервале
Размеры:
Размер стихотворный – форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка.
Хорей – метр в силлабо-тоническом стихосложении, образуемый стопами из 2 слогов, с сильным местом первом. В русском стихе употребительны 4-стопный хорей (“Мчатся тучи, вьются тучи”, А.С. Пушкин), 5-стопный хорей (“Выхожу один я на дорогу”, М.Ю. Лермонтов) и др. Стопа хорея: –U.
Ямб– метр в силлабо-тоническом стихосложении, образуемый стопами из двух слогов с сильным местом на втором. В русском стихе употребительны 3-стопный ямб (“Подруга думы праздной”), 4-стопный ямб (“Мой дядя самых честных правил”), 5-стопный ямб (“Еще одно, последнее сказанье”) (все примеры из А.С. Пушкина). Стопа ямба: U–.
Дактиль – метр в силлабо-тоническом стихосложении, образуемый стопами из 3 слогов с сильным местом на первом; в русском стихе 18 в. преобладали 2-стопные и 4-стопные дактили (“Суетен будешь / Ты, человек…”, А.П. Сумароков), в 19 в. – 4-стопные и 3-стопные (“Где твое личико смуглое…”, Н.А. Некрасов). Стопа дактиля: –UU.
Амфибрахий – метр в силлабо-тоническом стихосложении, образуемый стопами из 3 слогов с сильным местом на втором; наиболее частые размеры в русской поэзии – 4-стопный (“Гляжу, как безумный, на черную шаль…”, А.С. Пушкин), 3-стопный (“По синим волнам океана…”, М.Ю. Лермонтов) и их чередование (“Песнь о вещем Олеге” Пушкина.). Стопа амфибрахия: U–U.
Анапест– метр в силлабо-тоническом стихосложении, образованный стопами из 3 слогов с сильным местом на третьем; наиболее частые размеры – 3-стопный (“Что ты жадно глядишь на дорогу…”, Н.А. Некрасов), 4-стопный (“Не гулял с кистенем я в дремучем лесу…”, его же) и их чередование (“Иванов вечер” В.А. Жуковского и др.). Стопа анапеста: UU–.
Пиррихий– стопа из двух безударных слогов.
Спондей– название сверхсхемного ударения в стопе ямба (“Швед, русский колет, рубит, режет”, А.С. Пушкин) или хорея.
Дольник – русский стихотворный размер с переменным межударным интервалом, колеблющимся в диапазоне 1–2 слогов:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
(А.А. Блок)
Тактовик – русский стихотворный размер с переменным межударным интервалом, колеблющимся в диапазоне 1–3 (0–2) слогов:
Такая была ночь, что ни ветер гулевой,
Ни русская старуха-земля
Не знали, что поделать с тяжелой головой,
Золотой головой Кремля.
(В.А. Луговской)