Понятие о направлении, течении и стиле в современном литературоведении.

Но при всей неповторимости творческих индивидуальностей внутри художественных систем складываются особые разновидности по своим общим признакам. Для исследования этих разновидностей более всего подходят термины «течение», «направление», «стиль».

ТЕЧЕНИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНОЕ) — поэтическая группировка, отмеченная большим или меньшим единством приемов художественного оформления у входящих в нее писателей. Характерным признаком художественно-литературного течения является его хронологическая ограниченность. Течение – это общность художников на основе единства социально-идеологической позиции, поскольку она нашла выражение в содержании их художественного творчества. Относительное единство стиля, характерное для течения, не находится в противоречии с индивидуальным своеобразием каждого из принадлежащих к нему поэтов. Своеобразие это придает лишь значительность и яркость художественно-литературному течению. Понятны протесты художников слова против наименования той или иной поэтической группировки — школой, так как с термином «школа» связано понятие выучки и прямого влияния руководителя, почти подражания ему. Не следует смешивать художественно-литературное течение со школой того или иного писателя. С другой стороны, к художественному литературному течению могут быть отнесены иногда и писатели (Ламартин и романтизм), находившиеся вне определенных форм литературных организаций, лишь в силу того единства стиля с какой-либо группой писателей, которое определяется, в конечном счете, общими психологическими и формальными художественными устремлениями эпохи или отдельных социальных групп.

Зачастую «школа» — это та стилистическая традиция, которая преодолевается творцом в борьбе за новый литературный стиль. Например, в русской реалистической литературе можно выделить течение дворянской революционной демократии (Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чернышевский), либерального дворянства (Тургенев, Гончаров), патриархального крестьянства (Л. Толстой). В западноевропейской реалистической литературе можно выделить по тому же признаку мощное буржуазно-демократическое течение (Стендаль, Золя, Р.Роллан, Теккерей, Диккенс и др.), революционно-демократическое (Беранже, Гейне), пролетарско-социалистическое (Веерт, Фройлиграт, Потье и др.). Художественно-литературному течению свойственны определенные внешние организационные формы. К таковым относятся — литературные манифесты (см. Литературный манифест), различные литературные объединения, журналы, издательства.

Литературные объединения многообразны. Каждая эпоха, каждое литературное течение имеет свои характерные особенности. (Напр.: Направление модернизм, а его течения: символизм, акмеизм, футуризм и др; направление реализм, его течения: критический и социалистический реализм).

Литературное направление представляет собой единство творчества писателей по общему типу художественного содержания, прежде всего в зависимости от того, в чём, в какой стороне жизни художник видит основной, высший смысл человеческого существования или, напротив, корень, причину бед и мучений человека.

Характерными чертами сложившегося литературного направления, как правило, бывают: ясность концепции, определяющей деятельность писателей, и наличие известного коллектива авторов, связанных общими творческими и мировоззренческими принципами. Обычно обе эти черты выражаются в манифесте - декларации, где объявляются литературная и общественная позиции представителей данного направления, их требования к литературному творчеству. Так, манифестом французского классицизма было знаменитое «Поэтическое искусство» Буало, русского классицизма - «Наставление хотящим бути писателями» Сумарокова и отчасти «Разговор с Анакреоном» Ломоносова, русского сентиментализма - статья Карамзина «Что нужно автору?» и его письма и т. д.

Литературное направление всегда опирается на определенный художественный метод, на известные творческие принципы, Ни один художественный метод не может проявиться в истории литературы иначе, как через то или иное литературное направление. При этом художественный метод получает конкретные историко-социальные черты, присущие данному направлению, и, строго говоря, каждое направление бывает носителем вполне определенного метода. Другими словами, сколько методов - столько и литературных направлений.

Например, в художественной системе Просвещения XVIII века писатели-просветители достаточно определённо делятся на два направления. Одни из них видели высшее выражение естественной природы человека в разуме, в сознании человеком своей естественной добродетели (Филдинг, Дидро, Лессинг) другие – в чувстве (Гольдсмит, Руссо, Грез, немецкие штюрмеры). Первое направление историки искусства обычно называют собственно просветительским, а второе – сентиментализмом.

В реалистической литературе 19 века также вполне отчетливо проявились две разновидности, два особых направления по преобладанию в них определенных типов художественного содержания. Одни реалисты сосредоточивают свое внимание преимущественно на внешней стороне человеческого бытия и дают прямую, часто сатирическую критику социального положения людей; их имущественных отношений, нравов той или иной общественной среды (например, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Бальзак, Золя). Другие же ставят в центр внимания судьбы духовно богатых личностей; их стремления к лучшей жизни и их собственные возможности на этом пути (например, Тургенев, Чернышевский, Толстой, Стендаль, Диккенс).

При этом необходимо иметь в виду, что художники, стоящие на одной социально-идеологической позиции, то есть писатели одного течения, могут входить в разные художественные направления (например, революционный демократ Салтыков-Щедрин по своему открыто критическому пафосу стоит в одном ряду с Гоголем, Бальзаком, Теккереем, которые были далеки от революционно-демократической позиции, а наиболее последовательный революционный демократ Чернышевский благодаря своему особому интересу к положительным возможностям людей образует направление с либеральным дворянином Тургеневым и патриархально-крестьянским писателем Л. Толстым). И ещё в большей мере надо учитывать, что писатели разных течений и направлений составляют одну художественную систему, в данном случае – реалистическую.

В литературном процессе мы постоянно наблюдаем повторяемость многих его элементов. Эту повторяемость мы замечаем, сравнивая в частности творчество писателей, принадлежащих к одной художественной системе. Мы обнаруживаем в их произведениях сходство самых общих особенностей содержания, а следовательно, и формы всей художественной системы. Поэтому и говорим, например, о стилевой общности классицизма, романтизма, реализма и т.д. Стиль – это индивидуально-очерченная и замкнутая целенаправленная система средств словесно-эстетического выражения и воплощения художественной действительности. Широкое литературоведческое определение стиля художника как "основных идейно-художественных особенностей, присущих его творчеству (идейных позиций, круга характеров и сюжетов, своеобразие языка). Но в ещё большей мере выявляется стилистическая общность литературного направления внутри художественной системы, обусловленная общностью содержания и жанровым своеобразием литературного направления. Например, очевидна стилевая общность творчества И. Анненского и А. Блока как представителей символистского направления в русской модернистской литературе. Она проистекает из идеалистического миропонимания обоих художников, стремления к полной свободе личности, с представлением о том, что искусство выше «пошлой» реальности и, конечно, с использованием символа как ключевого тропа при создании художественных произведений.

Свои стилевые особенности создают и литературные течения внутри художественных систем.

В целом же, в своей законченности, стиль создается тогда, когда стилевые особенности и всей художественной системы, и литературного направления, и литературного течения преломляются в творческой индивидуальности писателя. Стиль писателя - это основные художественные и идейные особенности, присущие его творчеству (круг характеров и сюжетов, своеобразие языка и т.д.). Стиль писателя неразрывно связан с только ему присущим талантом, жизненным опытом, культурным кругозором, особенностями речи.

В новейшую эпоху убыстрения исторического движения настолько повышается интенсивность жизни личности, что ранее устойчивые, неизменные её характеристики – индивидуальность, тип мышления, ценностная ориентация – в течение творческой жизни художника иногда столь существенно меняются, что индивидуальный художественный стиль членится и обретает новую степень общности – стиль периода творчества. Например, стиль есенинских произведений первых послереволюционных лет и стиль его позднейших произведений настолько различаются между собой, что может показаться, будто их создавали совершенно разные люди.

В новейшую эпоху у гениальных художников столь интенсивно протекает духовная жизнь, что стилистическая целостность и неповторимость возникает также у отдельного художественного произведения, обретающего стилистическое своеобразие по отношению к другим шедеврам того же художника. Этот уровень стилистической общности называется стилем произведения. Например, стиль «Поднятой целины», других произведений Шолохова и «Тихого Дона» настолько различаются, что этот факт некоторые исследователи используют для того, чтобы обвинить писателя в плагиате.

В XX веке возник ещё один слой стилистической общности: стиль элемента произведения, предполагающий стыковку в пределах одного художественного произведения стилистически разнородных элементов

( «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго», «Печальный детектив»).