Греческая проза.

Расцвет греческой прозы приходится на эллинский период (III-I вв. до н.э.). Эта эпоха связана с именем Александра Македонского. Его завоевания и походы в восточные страны оказали большое влияние на греческую культуру. Расселившись по завоёванным странам, принемя в них свою културу, греки сами испытали влияние коренного населения. Сформировался единый греческий язык койне, мировая культура обогатилась именами Архимеда и Эратосфена, Эвклида и Полибия. Особого расцвета достигла филология – наука о языке и литературе, высокого развития достигает техника, по прежнему на высоком уровне пластические искусства.

Изменился круг представлений грека, полисный патриотизм и идея национальной исключительности сменились теориями космополитизма (космополит – гражданин мира). Вера в местных богов слабеет. Под влиянием восточных религий возникают новые культы. Гражданские идеалы уступают место индивидуализму, значение личности определяется не происхождением, а социальным положением. Возникают философские школы:

♦ Киники (Диоген, 400 – 323 гг. до н.э.): все блага цивилизации вредонсны и отдаляют человека от счастья. Богатсво, слава, власть – дым и суета.

♦ Эпикурейцы (Эпикур, 341 – 270 гг. до н.э.): счастье в отказе от тщеславных стремлений, в безмятежной отрешённости от общественных дел (атараксия), а государство если и необходимо, то только как страж индивидуального счастья личности.

♦ Стоики (от храма Стоа): смысл жизни – в умении противостоять бедам. Надо так организовать свой духовный мир, чтобы никакие страдания не смогли вывести из равновесия и унизить человека, ведь в конце концов, выход всегда есть – ты можешь добровольно покинуть этот мир.

♦ Эффектики (Пиррон, 360 – 270 гг. до н.э.): поскольку абсолютного знания не существует, борьба за принципы бесмыссленна, ибо никто не может быть уверен в правоте своего мнения. Поэтому следует уклоняться не только от борьбы, но и от всяких суждений вообще.

Главным предметом философских раздумий древних греков был человек, его взаимосвязи с обществом, его личное счастье. Личностный элемент наглядно проявился и в культуре: искусство воспроизводило не идеалы, а людей обыкновенных, с их достоинствами и недостатками. Гармония богов уже не удовлетворяла. Литература отошла от больших социальных проблем и занялась тревогами и заботами обакновенной личности.

В литературе той эпохи появляются особые жанры идиллии и пасторали в стихах и прозе, художественный эффект которых можно определить одним словом – умиление. В.Даль в своём «Толковом словаре» так объяснил значение этого слова: «трогать нравственно, возбуждать нежные чувства, любовь, жалость». Основоположником жанра стал Феокрит (315 - ??? гг.). Еще одно новшество эллинистической литературы – роман, хотя такой термин самими грекам известен не был. Ярким образцом древнегреческогоромана является прелестная сказка Лонга «Дафнис и Хлоя», очень близкая по духу к жанру пасторалей – те же прекрасные пастушки, та же идеализированная природа, та же сентиментальная дружба и любовь. О Лонге практически ничего не известно. В его романе рассказана история двух юных существ, покинутых родителями и выросших на лоне природы, мирной и благосклонной к человеку. Автор рассказывает, как пробуждается в героях чувство любви, как целомудренно оно, сколько стыдливости и прелести в их отношениях.