Реализм как универсальная худ. сис-ма.

Реализм — в литературе и искусстве — направление, стремящееся к изображению действительности.

Р. (вещественный, действительный) – худ метод, следуя кот художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений реальности, используя типизацию фактов действительности. Р. проникает и передает причинно-следственные связи явлений, стремится к глубинному постижению жизни, к широкому охвату явлений действительности с присущими ей противоречиями. Искусство реализма показывает взаимодействие чел со средой, воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние соц обстоятельств на нравы и дух мир людей.

Реалисты изображают человеческие хар-ры в конкретно-историч сущности, их интересуют люди определ соц положения, места и времени. Реалисты стремятся раскрыть их объективно, во внутренней логике, во всей сложности, противоречии, в развитии, в нац особенностях.

Одним из первых фактов лит-ры рус реализма явл комедия Грибоедова «Горе от ума» (1824 г) и трагедия Пушкина «Борис Годунов» (1825 г). первым реалистич романом в стихах стал роман Пушкина «Евгений Онегин». В рус реализме выдержано и басенное тв-во И. А. Крылова.

Принципы реалистического метода (по С.М. Петрову):

1. Принцип универсальности – всестороннее изображение чел.

2. Социального и психологич детерминизма, т.е. изображение жизни и личности чел в обусловленности и причинной зависимости от его собственного внутр мира, от окруж-й его объективной действительности.

3. Принцип историзма – изобр жизни чел в соответствии с духом времени, как порождение определенной историч эпохи.

4. Принцип объективности изображения чел и мира.

5. Принцип народности, в основе кот лежит изображение специфических особенностей духа, хар-ра народа (ментальные особенности).

РЕАЛИЗМ КРИТИЧЕСКИЙ (лат. realis - вещественный, действительный) художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Реалисты раскрывают сложное взаимодействие личности со средой, с совокупностью социальных обстоятельств. Ведущим критерием реализма является достоверность изображения жизни, объективного раскрытия ее существенных черт. Эпитет «критический» означает то, что автор соответствующего произведения сосредоточил свое внимание на негативных сторонах воспроизводимой действительности, которую он соответствующе рассматривает и оценивает. В 19 веке в европейской литературе крупным и представителями этого направления были: Бальзак, Стендаль, Флобер, Золя, Ги де Мопассан, Диккенс, Теккерей, Ш.де Костер, Ибсен; в русской литературе: Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Гончаров, Салтыков-Щедрин, А.Островский, Л.Толстой, Чехов. В 20 веке: Голсуорси, Франс, Уэллс, Т.Манн, Неруда, Брехт, Белль, Фолкнер, Хемингуэй, Кобо Абэ, Гарсиа Маркес, Чапек, Бунин, Горький, Замятин, Булгаков, Платонов, Зощенко, Бабель, Набоков, Солженицын, Пастернак.