Другие группировки футуристов.

После «кубо» и «эго» возникли другие футуристические группировки. Наиболее известные из них – «Мезонин поэзии» (В.Шершеневич, Р.Ивнев, С.Третьяков, Б.Лавренев и др.) и «Центрифуга» (С.Бобров, Н.Асеев, Б.Пастернак, К.Большаков, Божидар (Б.Гордеев) и др.). Каждая из этих групп считала именно себя выразительницей «истинного» футуризма.

«Мезонин поэзии», вся история которого умещается в несколько месяцев зимы 1913–1914, даже не выпустил своего манифеста. Зак и В. Шершеневич предлагали: первый – «слово-запах», второй – «слово-образ», что предшествовало пониманию поэтического слова в имажинизме. Ни одного крупного таланта среди участников «Мезонина поэзии» не было. Интересна их судьба: Вадим Шершеневич и Рюрик Ивнев станут соратниками С. Есенина в эпоху имажинизма, Сергей Третьяков – в будущем теоретик и практик авангарда - будет расстрелян в тридцатые годы. Борис Лавренев станет советским писателем.

«Центрифуга», организованная С.Бобровым в 1914, просуществовала несколько лет. Книги «Центрифуги» оформляли «левые» художники (А.Экстер, А.Родченко, Эль Лисицкий – будущие теоретики и практики авангарда в Советской России.)

Борис Пастернакпойдет своим путем и станет одним из самых крупных поэтов 20 в. Николай Асеев – в будущем верный соратник Маяковского в ЛЕФе – Левом фронте искусств после революции, - известный советский поэт.

Впервые о смерти футуризма как направления заговорили уже в 1915: «… русского футуризма нет. Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Бурлюк, В.Каменский», – писал М.Горький.