Сюрреализм как литературное направление.

Сюрреализм(фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в литературе и искусстве 20 века, сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.).

СЮРРЕАЛИЗМ (фр. surréalisme — сверхреализм) авангардистское направление в искусстве, объявляющее своей задачей бесконтрольное, автоматическое воспроизведение сознания и особенно подсознания, что порождает причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и нереальных предметов. Изображение сверхчувст. надреальности и мира подсознат, а в кач-ве гл. способа творения - "автоматич. письмо", метод бесконтрольной выразительности и совмещение несовместимого. Ими двигало стремление раскрепостить сущность чел-ка, т.к его подавляет цивилизация. Воздействовать надо на подсознат импульсы. Большое значение придавали грезам, т.к. важна основа психики чел-ка.

Начало сюрреализму (от фр. surre´alite´ - cверхреальность) было положено изданием книги «Магнитные поля» А. Бретона и Ф. Супо. Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Вместо изображения объективной реальность целью искусства Бретон провозгласил сверхчувственную надреальность и мир подсознательного, а в кач-ве гл. способа творения - «автоматическое письмо», метод бесконтрольной выразительности и совмещение несовместимого. Философ основой сюрреализма служит интуитивизм А. Бретон, способствовавший выработке философской и эстетической программы сюрреализма, опубликовал первый манифест сюрреалистов. Все хорошо, что будит в человеке определенные ассоциации. Самое интересное для Бретона в человеке - изучение подсознательного мира смутных инстинктов, неопределенных порывов, спящих ассоциаций - всего, что отходит от нормы и приближается к патологии. Разум должен отойти в сторону, дать дорогу потоку подсознания, он будет не осмысливать, а бездумно впитывать в себя хаос жизненных впечатлений. Их-то и нужно переносить в искусство - свежими, нестертыми, первозданными. «Сюрреализм - чистый психологический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим любым способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений». Также сюрреалисты опирались на учение Фрейда о господстве подсознательного в психике чел-ка, обращая внимание на грезы как важную сторону психич активности. Сюрреализм стремился раскрепостить сущность чел-ка, подавленного цивилизацией, и осуществить коммуникацию, воздействуя на подсознательные импульсы. Сюрреалисты обращаются к надреальности, в тайники человеческой души, в мир темных глухих инстинктов, болезненных снов, горячечного бреда.

Сквозь "железный занавес" в Советский Союз так и не прорвался из Европы сюрреализм, несмотря на то, что Бретон и Поль Элюар были крайне левыми в своих политических установках. Манифесты сюрреалистов не так талантливы, как "Пощечина общественному вкусу", но драматургия Кокто, поэзия Элюара и Гарсия Лорки, абсурдизм пьес Ионеско - все это роскошные плоды с древа сюрреализма. Слово "сюр" ныне стало синонимом свободного, ничем не скованного полета фантазии. Сюр давно растиражирован в видеоклипах и стал, как ни странно, достоянием массовой культуры. Сюрреализм можно назвать реализмом подсознания.

В русской литературе сюрреализм вкупе с абсурдизмом нашел наиболее полное воплощение в эстетике ОБЭРИУ, пришедшей на смену футуризму. Это молодые ленинградские поэты Хармс, Введенский, Олейников, Ватинов.

Следует добавить, что еще до появления в литературе обэриутов возникло неофициальное литературно-философское содружество, участники которого — Введенский, Хармс и Л. Липавский — называли себя «чинарями».

«Слово „чинарь“ придумано А. И. Введенским — пишет друг обэриутов, литературовед Яков Друскин. — Произведено оно, я думаю, от слова „чин“; имеется в виду, конечно, не официальный чин, а духовный ранг. С 1925 до 1926 или 1927 года Введенский подписывал свои стихи: „Чинарь авторитет бессмыслицы“, Даниил Иванович Хармс называл себя „чинарем-взиральником“...»

«Чинари» писали в авангардистском духе, присущий им «нигилизм» носил юмористический характер. Они были противниками официоза и литературной приглаженности. Но первые эксперименты «чинарей» с рифмой и ритмом, а главное — со смыслами слов имели успех лишь в узком дружеском кругу. Их опусы не только не печатали, но и подвергали насмешкам и освистанию на выступлениях. Один из таких скандалов едва не закончился плачевно, когда ведущая ленинградская газета опубликовала разгромную статью о происшествии, омрачившем собрание литературного кружка Высших курсов искусствоведения. В ней было подчеркнуто, что поэты не просто нахулиганили, но и оскорбили советское (!) высшее учебное заведение... К счастью, в тот раз инцидент не получил никакого продолжения.

После этого, решив расширить свой состав, «чинари» образовали литературную группу, которую первоначально хотели назвать «Академия левых классиков». Но в результате получилось то, что получилось,— ОБЭРИУ.