Фигуры речи. Тропы.

Средства изобразительности речи. Правильность, ясность, точность и чистота – это такие свойства речи, которым должен отличаться слог каждого писателя, независимо от формы речи. Существенное свойство поэтической формы выражения мыслей составляет изобразительность, т.е. употребление таких слов и оборотов, которые возбуждают в воображении читателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений событий и действий. Изобразительности речи способствуют: 1) эпитеты; 2) сравнения; 3) тропы; 4) фигуры.

1. Эпитеты.Под эпитетами в широком смысле понимаются все грамматические определения и приложения (человек - добрый, путь - далекий). Но в строгом смысле эпитетами называются только такие определения, в которых указываются свойства предметов, производящие на человека особенно сильное впечатление. Напр.: море - синее, поле - чистое, береза - кудрявая, леса - зеленокудрые. Такого рода эпитеты называются украшающими. Эпитеты в речи способствуют живому и картинному изображению предметов, указывая на самые характерные их внутренние и внешние признаки. ...Кроме прилагательных, эпитетами могут быть: а) существительные (Волга - матушка, рожь - кормилица), б) существительные с прилагательными (Владимир - красное солнышко, Москва - золотые маковки), в) качественные наречия (ласково - приветствовать, сладко - спать).

Постоянные эпитеты. В народных произведениях известные слова постоянно сопровождаются одними и теми же эпитетами. Такие эпитеты называются постоянными: солнце красное, месяц ясный, добрый молодец, могучие плечи, красна девица, щеки алые, брови черные, уста сахарные, море синее, поле чистое и т.д.

2. Сравнениемназ сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете. Напр.:

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

(Лермонтов)

В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное. Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п.

И погнувшись изба,

Как старушка, стоит.

(Кольцов)

Отрицательные сравнения. Особый вид сравнений представляют так называемые отрицательные сравнения, которые особенно часто встречаются в народных произведениях. В них сопоставляются два сходных между собою предмета, но в то же время указывается, что эти предметы не одно и то же (отрицается тождество сходных предметов).

Не белы снеги забелелись:

Забелелись каменны палаты.

Не былинушка в чистом поле зашаталася:

Зашаталася бесприютная головушка...

Что не ласточки, не касаточки

Вкруг гнезда увиваются:

Увивается тут родная матушка;

Она плачет - как речка льется.

Отрицательные сравнения встречаются и в художественной литературе:

Не серна под утес уходит,

Орла заслышав тяжкий лет:

Одна в сенях невеста бродит,

Трепещет и решенья ждет.

(Пушкин)

3. Синтаксическая выразительность является еще одним важным языковым средством художественной литературы. Здесь важны и длина и мелодический рисунок фраз, и расположение в них слов, и разного рода повторы и убавления.

Фигуры (от лат. figura - изображение) - такие обороты речи, в которых писатель, под влиянием волнующих его чувств, отступает от строя обыкновенных выражений. Возникая под влиянием сильно возбужденного чувства писателя, фигуры в читателе пробуждают соответствующее настроение. ФИГУРЫ – стилистический прием, состоящий в употреблении особых сочетаний слов, выходящих за рамки обычного применения с целью усиления выразительности текста. Виды фигур: повторы, пропуски, инверсия, параллелизм, оксюморон, обращение или апострофа, усиление или градация, противопоставление или антитеза, риторические вопросы, умолчание, восклицание.

Повтор– основная разновидность стилистических фигур прибавления. Выделяют следующие виды повторов:

эпаналепсис – повтор слов подряд (АА);

анафора– повтор в началах смежных отрезков текста (А…, А…);

эпифора – повтор в концах смежных отрезков текста (…А, …А);

анадиплосис(…А, А…);

симплока (А…В, А…В).

Фигура повторения является, когда мысль автора особенно занята каким-нибудь предметом, и он обнаруживает это в речи, повторяя несколько раз одно слово или целую картину.

Вырыта заступом яма глубокая.

Жизнь невеселая, жизнь одинокая,

Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,

Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -

Горько она, моя бедная, шла...

(Никитин)

Многосоюзие (полисинтетон) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры: “И блеск, и шум, и говор волн” (А.С. Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон) – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов: “Швед, русский колет, рубит, режет. / Бой барабанный, клики, скрежет”, А.С. Пушкин).

Хиазм – обращенный параллелизм с расположением аналогичных частей в последовательности A B – B’ A’: “Все во мне, и я во всем” (Ф.И. Тютчев).

Пропуски– фигуры убавления слов:

· эллипсис (пропуск слова, восстанавливаемого контекстом): Мы встаем и тотчас на коня, // И рысью по полю при первом свете дня…

· зевгма (объединение неоднородных слов в общем подчинении): У кумушки глаза и зубы разгорелись…

· бессоюзие (опущение служебных слов): Швед, русский – колет, рубит, режет…

Инверсия – необычный порядок слов в предложении: Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной…

Параллелизм – сходное строение смежных фраз: В синем небе звезды блещут, // В синем море волны хлещут…

Оксюморон– сочетание несочетаемых понятий: Живой труп, оптимистическая трагедия, грустная радость, барышня-крестьянка.

Усиление или градация. Градация– расположение по возрастающей или убывающей: Я звал тебя, но ты не оглянулась, // Я слезы лил, но ты не снизошла… Усиление состоит из расположения мыслей в порядке их важности, силы и убедительности. " Я этого не говорил, даже не писал: не только не писал, но и не был в посольстве; мало того, что не был в посольстве, но и не давал совета фиванцам". Демосфен (речь "О венке").

Противопоставление или антитеза. Антитеза– контрастное противопоставление. Состоит в сопоставлении совершенно противоположных предметов или явлений, с целью сильнее подействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений: Они сошлись. Вода и камень, // Стихи и проза, лед и пламень…

Где стол был яств, там гроб стоит;

Где пиршеств раздавались крики,

Надгробные там воют лики...

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь - я раб, я червь - я Бог.

(Державин)

Риторические вопросы, восклицания, обращения– повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя, усиливают выраженные чувства:

Что ищет он в стране далекой?…

Москва! Люблю тебя, как сын…

Обращение или апострофа. Эта фигура является у сильно взволнованного человека, когда он под влиянием чувства обращается в форме вопроса или восклицания к Богу, к предметам неодушевленным, к отсутствующим или мертвым и т.п. Напр.:

О чем шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

Что возмутило вас?

(Пушкин)

Ах ты, поле мое, поле чистое!

Ты раздолье мое широкое!

(Народная песня)

Скажи мне, ветка Палестины,

Где ты росла, где ты цвела?

(Лермонтов)

Восклицание. Писатель выражает сильно волнующие его чувства, прерывая восклицаниями последовательное течение мысли. Ломоносов в оде "На восшествие на престол Елизаветы Петровны" речь о делах Петра Великого вдруг прерывает восклицанием:

Но ах, жестокая судьбина!

Бессмертия достойный муж,

Блаженства нашего причина,

К небесной скорби наших душ,

Завистливым отторжен роком...

Эпитеты, тропы и фигуры являются в речи сами собой, под влиянием живости воображения, силы испытываемых впечатлений и глубины переживаемых чувств. Без этих условий, сколько бы ни старались мы украшать речь образными выражениями, мы ничего не достигнем, а только сообщим речи крайне неприятную напыщенность.

Умолчание. Состоит в опущении слов и целых предложений, и является тогда, когда у взволнованного человека быстро сменяется одно чувство другим, быстро следует одна мысль за другою, и он не успевает облекать их в словесную форму.

После предложения Гаврилы Пушкина Басманову перейти на сторону самозванца, у Басманова душевное волнение выразилось в такой форме:

Опальному изгнаннику легконас еще в сей жизни? Чего мы не навлекли на себя? Каких еще не понесли мы наказаний от Бога? Не была ли пленена земля наша? Не были ли взяты города наши? Не в короткое ли время отцы и братья наши пали мертвы на земле?" (2-е слово Серапиона, еп. влад.)