рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ - раздел Литература, Введение В Литературоведение ...

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Введение в литературоведение

Наука о литературе называется литературоведением. Она охватывает различные области изучения литературы и на современном этапе на­учного развития делится на такие самостоятельные научные дисциплины, как теория литературы, история лите­ратуры и литературная критика.

Т е о р и я литературы изучает социальную природу, специфику, закономерности развития и общественную роль художественной литературы и устанавливает принципы рассмотрения и оценки литературного материала.

Более частные, но не менее важные задачи решает и с т о­ р и я литературы. Она исследует процесс литературного развития и определяет место и значение в этом процессе различных литературных явлений. В поле зрения историков лите­ратуры входят конкретные литературные произведения и литературно-критические статьи, творчество отдельных писателей и критиков, формирование, особенности и исторические судьбы художественных методов, литературных видов и жанров.

Поскольку развитие литературы в каждой стране неразрыв­но связано с историей жизни данного народа и отличается не­повторимым национальным своеобразием, постольку история литературы подразделяется на истории отдельных националь­ных литератур. Это не значит, однако, что историко-литератур­ное рассмотрение ограничивается только национальными рам­ками. Напротив, прослеживая литературный процесс, проте­кавший в одной стране, историк литературы обязан выяснить его связь и взаимодействие с литературным процессом в дру­гих странах и охарактеризовать общечеловеческое значение того национального вклада, который был внесен или вносится определенным народом во всемирную литературу. Всемирной же она, подобно всемирной истории, становится лишь на опре­деленном этапе развития, в процессе возникновения и укрепле­ния связей и взаимодействий между народами.

Л и т е р а т у р н а я к р и т и к а — живой отклик на важнейшие литературные события времени. Ее задача — всесторонний анализ тех или иных литературных явлений и оценка их идейно-художественной значимости для современности. Предметом ана­лиза в литературно-критических работах может быть или отдельное произведение, или творчество писателя в целом, или ряд произведений различных писателей. Цели литературной критики двояки. С одной стороны, критик призван помочь чи­тателям правильно понять и по достоинству оценить разбирае­мые им произведения. С другой стороны, задачей критика являет­ся содействие дальнейшему творческому росту самих писа­телей. Указывая на положительные и отрицательные стороны тех или иных литературных произведений, критик помогает писателям развивать и совершенствовать ценное и преодолевать ошибочное. Теория литературы, история литературы и литературная критика находятся в непосредственной связи и взаимодействии.

Теория литературы в своих научных построениях опирается на всю совокупность добытых историей литературы фактов и на достижения критических исследований и оценки литературных памятников.

История литературы исходит из общих разработанных тео­рией литературы принципов рассмотрения литературного процесса и при освещении литературного материала основывается на результатах литературно-критических работ.

Литературная критика, отправляясь, подобно истории литературы от теоретико-литературных предпосылок, в то же время строго учитывает историко-литературные данные, помогающие ей выяснить степень того нового и значительного, что вносится в литературу анализируемым произведением по сравнению с предшествующими. Тем самым литературная критика обогащает историю литературы новым материалом, проясняет тенденции и перспективы литературного развития.

Нами названы три основные отрасли литературоведения. Кроме них, литературоведение, как и всякая другая наука, располагает и вспомогательными дисциплинами, к числу которых относятся историография, текстология и библиография.

Историография литературоведения собирает материа­лы, знакомящие с историческим развитием теории и истории литературы и литературной критики. Освещая пройденный каждой данной наукой путь и достигнутые ею результаты, исто­риография позволяет плодотворно продолжать исследование, опираясь на все лучшее, что было в данной области уже со­здано.

Текстология устанавливает в нужных случаях автора безымянного художественного произведения или научного тру­да, определяет степень законченности различных редакций, очищает от посторонних привнесений исследуемые тексты. Восста­навливая окончательную, каноническую, редакцию тех или иных произведений, текстологи оказывают неоценимую услугу как читателям, так и исследователям.

Библиография — указатель книг — помогает ориенти­роваться в громадном количестве как художественных произве­дений, так и теоретических и историко-литературных работ. Она регистрирует, а подчас и снабжает кратким описанием издания сочинений писателя, специальные работы о них, общие труды литературоведческого характера.

В разработке своего материала литературоведение постоян­но опирается на данные ряда других наук. Анализ и обобщение практики литературного творчества и литературного развития, естественно, неотделимы от понимания всего развития общест­венной жизни, в процессе которого возникают и складываются различные формы общественного сознания. Поэтому естествен­но обращение литературоведов к ряду научных дисциплин, тес­но связанных с наукой о. литературе: к философии, и эстетике, к истории, к науке об искусстве и науке о языке.

На филологических факультетах и литературы высших учебных заведений изучаются два теоретических курса: «Введение в литературоведение» и «Теория литературы».

«Введение в литературоведение» знакомит с основными понятиями теории литературы и создает необходимую перспективу для дальнейшего изучения теории и истории литературы в высшем учебном заведении. Главное внимание в этом курсе уделяется рассмотрению общих свойств художественной литературы, осо­бенностям отдельных литературных произведений, важнейшим закономерностям литературного процесса.

«Теория литературы» углубляет и расширяет получен­ные ранее теоретико-литературные знания, развивает навыки анализа творений литературы. В центре внимания этого курса, читаемого выпускникам, — художественные методы и стили, по­этические роды, виды и жанры, традиции и новаторство, пробле­мы социалистического реализма, проблема художественности, принципы литературоведческого анализа, вопросы историо­графии.

«Введение в литературоведение» состоит из трех разделов. В первом характеризуются общие свойства литературы. Второй посвящен выяснению идейно-художественных особенностей литературных произведений. В третьем рассматриваются закономерности литературного развития.

Знакомство с общими свойствами литературы естественно предваряет осмысление тех особенностей отдельных литератур­ных произведений, в которых общие свойства литературы и по­лучают свое конкретное преломление. Усвоение же студентами и общих сведений о литературе в целом, и сведений об отдель­ных произведениях создает необходимую базу для дальнейшей работы по изучению закономерностей литературного развития:

Историческое осмысление закономерностей развития худо­жественной литературы получает во «Введении в литерату­роведение» только свое начало. Позднее, при изучении исто­рико-литературных курсов, это осмысление подкрепляется новым материалом.

 

 

 

МОДУЛЬ ПЕРВЫЙ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЛИТЕРАТУРЫ

СПОСОБЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

Литературные роды и жанры

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА

Художественная литература – один из видов искусства, отражающий жизнь в образах, созданных с помощью слова. Главное предназначение литературы, как и всех других видов искусства, состоит в познании жизнисцелью преобразования се на благо людям. Этим самым она близканауке, которая также призвана познавать окружающий мир с целью преобразования его на благо людям. Различие между литературой и наукой состоит в форме познания: литература познает жизнь в образах, а наука в понятиях.

Кроме познавательной функции, литература выполняет иряд других, прежде всего воспитательную и эстетическую и, разумеется, компенсаторную и развлекательную.

Познавательная функция.Главным предметом познания литературы является человек. Не случайно Горький называл литературу человековедением, то есть наукой о человеке. Писатель не раз повторял, что каждое произведение должно открывать в человеке то, что читателю не известно о нем. Человек является предметом всех видов искусства и некоторых наук (анатомия,физиология, психология, педагогика и др.), поэтому необходимо уяснить своеобразие предмета литературы.

Особенности предмета литературы

2. Общедоступность. То, что изображается в человеке, доступно каждому. К какой бы сфере деятельности ни относился герой, писательне может… 3. Социальная значимость. То, что изображается в человеке, должно представлять… 4. Предмет литературы вотличие от живописи или скульптуры не виден,он воспринимается с помощью воображения. Читатель…

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Человек является предметом не только литературы, но и предметом других видов искусства. В течение веков периодически вспыхивали споры о том, какой вид искусства важнее. Леонардо да Винчи отдавал предпочтение живописи; просветители XVIII века - театру; Лессинг, Гегель, Белинский литературе; некоторые современные теоретики - кино и телевидению. В связи с этим необходимо сопоставить литературу с другими видами искусства, чтобы убедиться в возможностях изображения человека каждым из них.

Архитектураспособна передать только общие устремления людей, отдельная личность ей недоступна. Архитектурный стиль отражает наиболее общие основы духовного бытия общества в определенную историческую эпоху.

Скульптураизображает внешний облик человека, способна раскрыть некоторые черты его внутреннего мира, однако передает наиболее общие, преимущественно гражданские черты личности. Так, даже неискушенный зритель, рассматривая памятник Т.Г. Шевченко на Монастырском острове в Днепропетровске по выражению лица, позе, одежде и другим деталям внешности может определить, что Шевченко - человек из народа, по характеру - борец, что идеалы его жизни близки новой эпохе. Вместе с тем конкретных реалий жизни узнать из скульптуры нельзя.

Живопись изображает живой облик человека, cпособна глубже, чем скульптура, проникать в его внутренний мир. Однако она фиксирует только один момент жизни человека. В этом недостатке живописи кроется и ее достоинство: художник как бы останавливает прекрасное мгновение жизни, позволяет повторно насладиться им. «...то, что в области природы быстро проходит, - писал Гегель, - искусством закрепляется в нечто пребывающее: быстро исчезающую улыбку, внезапно появившуюся, хитрую, шаловливую складку губ, взгляд, мимолетный луч света».

Музыка глубоко раскрывает внутреннее состояние человека, передает его тончайшие переживания, однако, по словам Белинского, много говоря сердцу, она мало говорит уму. «Музыка гот же язык, но выражающий то, что сознание еще не одолело», – так охарактеризовал ее Ф. Достоевский.

Театр создает иллюзию реальной жизни: в нем действуют реальные люди, которые в словах и поступках раскрывают себя и характерные явления жизни. Зрителю нет необходимости напрягать свою фантазию, так как все происходит как бы в натуральном виде Доступность – важнейшее достоинство театра. Слабая сторона театра как искусства – недостаток средств раскрытия внутреннего мира человека. В нем отсутствует автор – всезнающий комментатор происходящего в душах героев. Чтобы восполнить этот недостаток, иногда авторы пьес прибегают к искусственным приемам: «голосу из-за кадра», «репликам в сторону» и др.

Литература, по мнению В.Белинского, является высшим родом искусства, потому что она воплощает достоинства всех других видов искусства. Она имеет неограниченные возможности изображения жизни во времени и пространстве, а также глубоко проникать dо внутренний мир человека. Важнейшее ее достоинство – изображение жизни человека в движении и в сложной взаимосвязи его с окружающим миром.

Кино сравнительно новый вид искусства, изображающий жизнь с помощью сложной видео- и аудиотехники. Оно как бы вобрало достоинства живописи, театра и важнейшее качество литературы показывать жизнь в развитии. Некоторые теоретики переоценивают преимущество кино над литературой и делают вывод, что кино се заменит. Однако кино как вид искусства имеет свои достоинства и свои недостатки. Так же, как театр, кино ощущает недостаток средств раскрытия внутреннего мира героев. Не случайно оно с самого начала взяло себе в союзники музыку, отличающуюся способностью раскрывать внутреннее состояние человека. Во-вторых, кино уступает литературе в полноте изображения жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить экранизации известных литературных произведений. В-третьих, литература является основой киноискусства.

Таким образом, нет никаких оснований для пессимистических выводов о судьбе художественной литературы. Пока существует слово, до тех пор будет существовать и искусство слова.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЛИТЕРАТУРЫ

В связи с тем, что литература является отражением жизни, содержание ее составляют явления жизни, изображенные сквозь призму авторского восприятия. В содержании литературы следует различать два начала объективное и субъективное, то есть то, что изображается, и то, как изображается. Другими словами, содержание литературы составляют изображенные картины жизни и выраженное отношение к ним автора. Субъективное начало в художественном творчестве теоретики называли по-разному: эстетическое суждение (Кант), пафос (Гегель), тенденциозность (В.Белинский), приговор писателя над явлениями жизни (М.Чернышевский). Реальный мир, отраженный писателем, предстает в произведении как художественный мир, воссозданный воображением автора в соответствии с его эстетическим идеалом.

Форму любого объекта в философии принято определять как способ выражения содержания. Н.Чернышевский форму литературы определил как форму жизни. В художественном произведении, как и в реальной жизни, мы видим людей, которые живут, к чему-то стремятся, страдают и радуются. Форма жизни – это образная форма. Мы подошли к одному из важнейших понятий теории литературы – образу. Как известно, образность составляет специфическую особенность литературы и искусства, поэтому можно сказать, что образ – это форма отражения жизни в литературе и искусстве. Правда, этот термин употребляется и в узком смысле, как яркое красочное выражение. Например:

Луна золотою порошею

Осыпала даль деревень.

(С. Есенин)

Известный теоретик литературы Л.И. Тимофеев дает следующее определение образа: «Образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение». В целом такое определение приемлемо, однако в нем нет указания на то, что речь идет о литературном образе. А он, как известно, имеет свои отличия: материалом для его создания служит слово. Вот почему в приведенное определение мы внесли бы такое уточнение: литературный образ - что конкретная и в то же время обобщенная словесная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение.

АВТОР

Автор (от лат. au(c)tor – виновник, основатель, учредитель, сочи­нитель) — одно из ключевых понятий литературной науки, определя­ющее субъекта словесно-художественного высказывания.

В современном литературоведении внятно различаются: 1) автор биографический — творческая личность, существующая во внехудоже-ственной, первично-эмпирической реальности, и 2) автор в его внут­ритекстовом, художественном воплощении.

Автор в первом значении — писатель, имеющий свою биографию (известен литературоведческий жанр научной биографии писателя, например четырехтомный труд С.А.Макашина, посвященный жизне­описанию М.Е.Салтыкова-Щедрина, и др.), создающий, сочиняющий другую реальность — словесно-художественные высказывания любого рода и жанра, претендующий на собственность сотворенного им текста.

В нравственно-правовом поле искусства широкое хождение имеют понятия: авторское право (часть гражданского права, определяющая юридические обязанности, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусств); авторский договор (до­говор об использовании произведений литературы, науки и искусств, заключаемый обладателем авторского права); авторская рукопись (в текстологии—понятие, характеризующее принадлежность данного письменного материала конкретному автору); авторизованный текст (текст, на публикацию, перевод и распространение которого дано согласие автора); авторская корректура (правка гранок или верстки, которая выполняется самим автором по договоренности с редакцией или издательством); авторский перевод (вьшолненный автором ориги­нала перевод произведения на другой язык) и др.

С разной степенью включенности автор участвует в литературной жизни своего времени, вступая в непосредственные отношения с другими авторами, с литературными критиками, с редакциями журна­лов и газет, с книгоиздателями и книготорговцами, в эпистолярные контакты с читателями и т. д. Сходные эстетические воззрения при­водят к созданию писательских групп, кружков, литературных обществ, других авторских объединений.

Понятие об авторе как лице эмпирико-биографическом и всецело ответственном за сочиненное им произведение укореняется вместе с признанием в истории культуры самоценности творческой фантазии, художественного вымысла (в древних же литературах описания часто принимались за несомненную правду, за то, что было или происходило на самом деле1). В стихотворении, цитата из которого приведена выше, Пушкин запечатлел психологически сложный переход от восприятия поэзии как вольного и величавого «служенья муз» к осознанию искус­ства слова как определенного рода творческой работы. То был отчет­ливый симптом профессионализации литературного труда, характерный для русской словесности начала XIX в.

В устном коллективном народном творчестве (фольклоре) катего­рия автора лишена статуса персональной ответственности за поэтиче­ское высказывание. Место автора текста заступает там исполнитель текста —певец, сказитель, рассказчик и т.п. Долгие века литературного и тем более долитературного творчества представление об авторе с разной степенью открытости и отчетливости включалось в универ­сальное, эзотерически осмысляемое понятие Божественного автори­тета, пророческой поучительности, медиативности, освященной мудростью веков и традиций1. Историками литературы отмечается постепенное возрастание личностного начала в словесности, едва за­метное, но неотступное усиление роли авторской индивидуальности в литературном развитии нации2. Этот процесс, начиная с античной культуры и более отчетливо обнаруживая себя в эпоху Возрождения (творчество Боккаччо, Данте, Петрарки), главным образом связывается с исподволь намечавшимися тенденциями преодоления художествен­но-нормативных канонов, освященных пафосом сакральной культовой учительности. Проявление непосредственных авторских интонаций в поэтической словесности обусловливается прежде всего ростом автори­тета задушевно-лирических, сокровенно-личностныхмотивов и сюжетов.

Авторское самосознание достигает апогея в эпоху расцвета роман­тического искусства, ориентированного на обостренное внимание к неповторимому и индивидуально-ценностному в человеке, в его твор­ческих и нравственных исканиях, на живописание тайных движений, на воплощение мимолетных состояний, трудновыразимых пережива­ний человеческой души.

Автор в его внутритекстовом бытии в свою очередь рассматрива­ется в широком и в более конкретном, частном значениях.

В широком значении автор выступает как устроитель, воплотитель и выразитель эмоционально-смысловой целостности, единства данно­го художественного текста, как автор-творец. В сакральном смысле принято говорить о живом присутствии автора в самом творении (ср. в стихотворении Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»: «...Душа в заветной лире/Мой прах переживет и тленья убежит...»).

Отношения автора, находящегося вне текста, и автора, запечатлен­ного в тексте, отражаются в трудно поддающихся исчерпывающему описанию представлениях о субъективной и всеведущей авторской роли, авторском замысле, авторской концепции (идее, воле), обнаружива­емых в каждой «клеточке» повествования, в каждой сюжетно-композиционной единице произведения, в каждой составляющей текста и в художественном целом произведения.

Вместе с тем известны признания многих авторов, связанные с тем, что литературные герои в процессе их создания начинают жить как бы самостоятельно, по неписаным законам собственной органики, обре­тают некую внутреннюю суверенность и поступают при этом вопреки изначальным авторским ожиданиям и предположениям. Л.Н.Тол­стой вспоминал (пример этот давно уже стал хрестоматийным), что Пушкин как-то одному из приятелей своих сознался: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна! Она — замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее». И продолжал так: «То же самое и я могу сказать про Анну Каренину. Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы: они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется...»

Субъективная авторская воля, выраженная во всей художественной целостности произведения, повелевает неоднородно трактовать автора за текстом, признавая в нем в нераздельности и неслиянности эмпи-рико-бытовые и художественно-созидательные начала. Общепоэтиче­ским откровением стало четверостишие А.А.Ахматовой из цикла «Тайны ремесла» (стихотворение «Мне ни к чему одические рати...»):

Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда, / Как желтый одуванчик у забора, / Как лопухи и лебеда.

Часто своеобразным калейдоскопически-центростремительным текстом становится усердно пополняемая современниками, а затем и потомками «копилка курьезов» — легенд, мифов, преданий, анекдотов о жизни автора. Повышенный интерес может быть привлечен к непроясненным любовным, семейно-конфликтным и другим сторонам биографии, а также к необычным, нетривиальным проявлениям лич­ности поэта. А.С.Пушкин в письме к П.А.Вяземскому (вторая половина ноября 1825 г.) в ответ на сетования своего адресата по поводу «потери записок Байрона» заметил: «Мы знаем Байрона довольно. Видели его на троне славы, видели в мучениях великой души, видели в гробе посреди воскресающей Греции.— Охота тебе видеть его на судне. Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок —не так, как вы — иначе».

Более конкретные «олицетворенные» авторские внутритекстовые проявления дают веские основания литературоведам внимательно исследовать образ автора в художественной литературе, обнаруживать различные формы присутствия автора в тексте. Эти формы зависят от родовой принадлежности произведения, от его жанра, но есть и общие тенденции. Как правило, авторская субъективность отчетливо прояв­ляется в рамочных компонентах текста: заглавии, эпиграфе, начале и концовке основного текста. В некоторых произведениях есть также посвящения, авторские примечания (как в «Евгении Онегине»), преди­словие, послесловие, образующие в совокупности своеобразный мета-текст, составляющий целое с основным текстом. К этому же кругу вопросов можно отнести использование псевдонимов с выразительным лексическим значением: Саша Черный, Андрей Белый, Демьян Бед­ный, Максим Горький. Это тоже способ построения образа автора, целенаправленного воздействия на читателя.

Пронзительнее всего автор заявляет о себе в лирике, где высказы­вание принадлежит одному лирическому субъекту, где изображены его переживания, отношение к «невыразимому» (В.А.Жуковский), к внешнему миру и миру своей души в бесконечности их переходов друг в друга.

В драме автор в большей степени оказывается в тени своих героев. Но и здесь его присутствие усматривается в заглавии, эпиграфе (если он есть), списке действующих лиц, в разного рода сценических указаниях, предуведомлениях (напр., в «Ревизоре» Н.В.Гоголя—«Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров» и т. п.), в системе ремарок и любых других сценических указаний, в репликах в сторону. Рупором автора могут быть сами действующие лица: герои -резонеры (ср. моно­логи Стародума в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»), хор (от древнегреческого театра до театра Бертольда Брехта) и др. Авторская преднамеренность являет себя в общей концепции и сюжетосложении драмы, в расстановке действующих лиц, в природе конфликтного напряжения и т.д. В инсценировках классических произведений нередко появляются персонажи «от автора» (в кинофильмах по моти­вам литературных произведений вводится закадровый «авторский» голос).

С большей мерой включенности в событие произведения выглядит автор в эпосе. Лишь жанры автобиографической повести или автобиографического романа, а также примыкающие к ним произведения с вымышленными героями, согретыми светом автобиографического ли­ризма, предъявляют автора до известной степени непосредственно (в «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо, «Поэзии и правде» И.В.Гёте, «Былом и думах» А.И.Герцена, «Пошехонской старине» М.Е.Салтыкова-Щед­рина, в «Истории моего современника» В.Г. Короленко и др.).

Наиболее же часто автор выступает как повествователь, ведущий рассказ от третьего лица, во внесубъектной, безличной форме. Со времен Гомера известна фигура всеведущего автора, знающего все и вся о своих героях, свободно переходящего из одного временного плана в другой, из одного пространства в другое. В литературе Нового времени такой способ повествования, наиболее условный (всезнание повество­вателя не мотивируется), обычно сочетается с субъектными формами, с введением рассказчиков, с передачей в речи, формально принадле­жащей повествователю, точки зрения того или иного героя (так, в «Войне и мире» Бородинское сражение читатель видит «глазами» Андрея Болконского, Пьера Безухова). Вообще в эпосе система пове­ствовательных инстанций может быть очень сложной, многоступенча­той, и формы ввода «чужой речи» отличаются большим разнообразием. Автор может передоверять свои сюжеты сочиненному им, подставному Рассказчику (участнику событий, хроникеру, очевидцу и пр.) или рассказчикам, которые могут быть, таким образом, персонажами соб­ственного повествования. Рассказчик ведет повествование от первого лица; в зависимости от его близости/чуждости к кругозору автора, использованию той или иной лексики некоторые исследователи вы­деляют личного повествователя («Записки охотника» И.С.Тургенева) и собственно рассказчика, с его характерным, узорчатым сказом («Воительница» Н.С.Лескова).

В любом случае объединяющим началом эпического текста явля­ется авторское сознание, проливающее свет на целое и на все состав­ляющие художественного текста. «...Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит ил­люзию отражения жизни,— писал Л.Н. Толстой,— есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету»2. В эпических произведениях авторское начало проступает по-разному: как авторская точка зрения на воссоздаваемую поэтическую реальность, как авторский комментарий по ходу сюжета, как прямая, косвенная или несобственно-прямая характеристика ге­роев, как авторское описание природного и вещного мира, и т. д.

Образ автора как семантико-стилевая категория эпического и лиро-эпического произведения целеустремленно осмыслен В.В. Виноградо­вым в составе разработанной им теории функциональных стилей2. Образ автора понимался В.В. Виноградовым как главная и многознач­ная стилевая характеристика отдельно взятого произведения и всей художественной литературы как отличительного целого. Причем образ автора мыслился прежде всего в его стилевой индивидуализации, в его художественно-речевом выражении, в отборе и осуществлении в тексте соответствующих лексических и синтаксических единиц, в общем композиционном воплощении; образ автора, по Виноградову,— это центр художественно-речевого мира, обнаруживающий эстетические отношения автора к содержанию собственного текста.

Одна из них признает в диалоге с художественным текстом полное или почти полное всевластие читателя, его безусловное и естественное право на свободу восприятия поэтического произведения, на свободу от автора, от послушного следования авторской концепции, воплощенной в тексте, на независимость от авторской воли и авторской позиции. Восходя к трудам В. Гумбольдта, А.А.Потебни, эта точка зрения нашла свое воплощение в работах представителей психологической школы литературоведения XX в. А.Г.Горнфельд писал о художественном про­изведении: «Завершенное, отрешенное от творца, оно свободно от его воздействия, оно стало игралищем исторической судьбы, ибо стало орудием чужого творчества: творчества воспринимающих. Произведение художника необходимо нам именно потому, что оно есть ответ на наши вопросы: наши, ибо художник не ставил их себе и не мог их предвидеть <...> каждый новый читатель Гамлета есть как бы его новый автор...». Ю.И.Айхенвальд предлагал свою на этот счет максиму: «Никогда читатель не прочтет как раз того, что написал писатель».

Крайнее выражение обозначенной позиции заключается в том, что авторский текст становится лишь предлогом для последующих актив­ных читательских рецепций, литературных перелицовок, своевольных переводов на языки других искусств и т. п. Осознанно или непредна­меренно оправдывается при этом самонадеянный читательский кате-горизм, безапелляционность суждений. В практике школьного, а подчас и специального филологического образования рождается уве­ренность в безграничной власти читателя над художественным текстом, тиражируется выстраданная М.И.Цветаевой формула «Мой Пушкин», и непроизвольно является на свет другая, восходящая к гоголевскому Хлестакову: «С Пушкиным на дружеской ноге».

Во второй половине XX в. «читателецентристская» точка зрения была доведена до своего крайнего предела. Ролан Барт, ориентируясь на так называемый постструктурализм в художественной словесности и филологической науке и объявляя текст зоной исключительно языковых интересов, способных приносить читателю главным образом игровое удовольствие и удовлетворение, утверждал, что в словесно-ху­дожественном творчестве «теряются следы нашей субъективности», «исчезает всякая самотождественность и в первую очередь телесная тождественность пишущего», «голос отрывается от своего источника, для автора наступает смерть». Художественный текст, по Р.Барту,— внесубъектная структура, и соприродный самому тексту хозяин-рас­порядитель — это читатель: «...рождение читателя приходится оплачи­вать смертью Автора». Вопреки своей самолюбивой эпатажности и экстравагантности, концепция смерти автора, развиваемая Р.Бартом, помогла сосредоточить исследовательское филологическое внимание на глубинных семантико-ассоциативных корнях, предшествующих наблюдаемому тексту и составляющих его не фиксируемую авторским сознанием генеалогию («тексты в тексте», плотные слои невольных литературных реминисценций и связей, архетипические образы и др.). Трудно переоценить роль читающей публики в литературном про­цессе: ведь от ее одобрения (путь молчаливого), возмущения или полного безразличия зависит судьба книги. Споры читателей о харак­тере героя, убедительности развязки, символике пейзажа и пр.— вот лучшее свидетельство о «жизни» художественного сочинения. «Что касается до моего последнего произведения: «Отцы и дети», я могу только сказать, что стою сам изумленный перед его действием»,— пишет И.С.Тургенев П.В.Анненкову.

Но читатель заявляет о себе не только тогда, когда произведение завершено и предложено ему. Он присутствует в сознании (или подсознании) писателя в самом акте творчества, влияя на результат. Иногда же мысль о читателе оформляется как художественный образ. Для обозначения участия читателя в процессах творчества и восп­риятия используют различные термины: в первом случае — адресат (вообрйжаемый, имплицитный, внутренний читатель); во втором — реальный читатель (публика, реципиент). Кроме того, выделяют образ читателя в произведении2. Здесь речь пойдет о читателе-адресате творчества, некоторых смежных проблемах (в основном на материале русской литературы XIX—XX вв.).

Проблема автора и читателя, особенности их творческого взаимодействия продолжает оставаться одной из самых дискуссионных в литературоведении конца XX в.

Особенности художественного образа

2. Обобщенность - отражение в людях, предметах и явлениях черт, присущих многим. Другими словами, образ должен быть типичным, то есть отражать не… 3. Художественный вымысел. Образ создается с помощью творческой фантазии… 4. Эстетическое значение образа состоит в том, что он оказывает воздействие на эстетическое чувство читателя,…

Средства создания образа-персонажа

2. Поступки. Как и в жизни, характер героя раскрывается прежде всего в том, что он делает, в поступках. Сюжет произведения представляет собой цепь… 3. Индивидуализация речи. Это также одно из важнейших средств раскрытия… 4. Биография героя. В художественном произведении жизнь героя изображается, как правило, на протяжении определенною…

СПОСОБЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

Литературные роды и жанры

Различия в родовом содержании определяют различия в форме эпических, лирических и драматических произведений. В эпосе и драме в центре произведения… Твёрдых границ между родами литературы нет. Особенно характерны в этом плане… Попытаемся конкретизировать понятие «род литературы».

Жанры эпических произведений

Легенда (от лат. legenda - то, что следует читать) - один из древних видов фольклора, фантастический рассказ о событиях, которые могли иметь место в… Сказание- древнее повествовательное произведение преимущественно о событиях… действительных событиях и реальных людях, хотя преобладает вымысел в их освещении («Сказание о Мамаевом побоище»,…

Жанры лирических произведений

Ода(от rp. ode - песня) - хвалебное, торжественно-патетическое стихотворение, посвященное важному событию или выдающейся личности. Гимн(от гр. hymnos- торжественная песня) торжественная песня в честь героя,… Элегия(от гр. elegeia - жалоба, грустная песня) - стихотворение медитативного содержания, проникнутое грустным…

Жанры драматических произведений

Комедия (от гр. comoidia. Comos - веселая толпа и ode - песня) - вид драматическою произволения, в котором изображается комическое в социальной… Драма - вид драматургии, промежуточный между трагедией и комедией («Гроза» А.… Мистерия (от гр. mysterion - таинство, религиозная служба, обряд) -жанр массового религиозною театра эпохи позднего…

Жанр и стиль литературного произведения

Уже из простого перечисления жанров видно, что исторически наметились две тенденции в выделении жанров. Одна ориентирует­ся на композиционные… В учебнике Абрамовича удачно охарактеризованы ведущие жанры (автор называет их… Не менее сложна проблема стиля. В прошлом критики и теоре­тики искусства обычно рассматривали стиль в связи с жанром.…

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Содержание произведения определяется так же, как и содержание литературы: явления жизни, отраженные писателем в свете его восприятия мира. К… Тема(от rp. them – то, что лежит в основе) – явления жизни, отраженные в…  

Особенности темы

2. Актуальность.То, о чем повествуется в произведении, должно быть социально значимым, то есть интересовать и волновать общество. Русская литература всегда отличалась постановкой острых социальных проблем, о чем… 3. Множественность тем. В каждом, даже небольшом произведении есть не одна тема, а несколько. Это объясняется…

Особенности идеи

2. Идея в готовом виде, как правило, не формулируется (исключение — басни, в которых всегда есть мораль). Она выражается в выборе темы, в системе… 3. Множественность идей. Если в произведении много тем, то соответственно…

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Композиция(от лат. componere - составлять, соединять) - построение произведения, соотношение всех его элементов, создающее целостную картину жизни и… В научной литературе иногда употребляются термины архитектоника, структура как… Сюжет(от фр. sujet - предмет) - система событий художественного произведения, раскрывающая характеры героев и…

Художественная речь

Лингвисты обращаются к изучению художественной речи с иной целью, они выясняют развитие норм национального литературного языка. Чтобы… Значение речи в произведении в большой степени определяется тем, что это -… Отвергая формалистические концепции поэтического языка, следует, однако, избегать и противоположной тенденции к…

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

2. Эмоциональность.Художественная речь эмоционально окрашена, поэтому она воздействует на читателя, вызывая соответствующие эмоции. Эта особенность… Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит...

Лексические ресурсы литературного языка

В лексике есть много синонимов- слов, близких по смыслу, но по-разному звучащих. Например: родина—отечество — отчизна - Русь - Россия — край родной… Найти точное, необходимое в данном контексте слово - большое искусство и,… Антонимы--слова, противоположные по смыслу. Включая подобные пары слов и художественный текст, писатель достигает…

ОСОБЫЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: ТРОПЫ, ФИГУРЫ, ФОНИКА

 

Мы охарактеризовали основные ресурсы литературного и общенародного языка, которые использует писатель в своем творчестве. Однако существуют и особые языковые средства художественной выразительности, выработанные многовековой творческой практикой. Как известно, язык состоит из трех компонентов слов (лексика), словосочетаний (синтаксис), и звуков. В соответствии с этим различают и три вида художественных средств: тропы слова, фигуры синтаксические средства, фоника фонетические. Остановимся на этом более подробно.

ТРОПЫ

Тропы— лексические средства художественной выразительности. Часто их определяют так: слова, употребляемые в переносном значении. В основе тропов уподобление предметов и явлений, переосмысление значений слов.

Виды тропов:

МЕТАФОРА

Греческая М. еще не троп, поскольку отвлеченное, по­нятийное значение образа должно быть непременно тож­дественно его конкретной, мифологической… 1. Метафора - уподобление одного предмета или явления другому, когда…

Разновидности метафоры

Ночевала тучка золотая На груди утеса великана (М.Лермонтов)

Разновидности метонимии

2) Замена названия людей названием страны, города, определенного места. Украина празднует День Победы. Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит...

ФИГУРЫ

Художественная выразительность речи достигается не только словами, но и способом их сочетания, то есть не только лексикой, но и синтаксисом. Синтаксические приемы принято называть фигурами. Синтаксис русского

языка очень гибок, благодаря чему предоставляются широкие возможности для достижения идейно-художественной выразительности речи. Однако спедует иметь в виду, что синтаксический строй определяет не семантику речи, а характер интонации - тональность, эмоциональную окраску, способствующие постижению смысла изображенного или выраженного.

Основные виды фигур

Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново. Я люблю тебя, жизнь,

ФОНИКА

Художественная выразительность достигается также с помощью звуков, хотя роль их значительно скромнее, чем тропов и фигур. История литературы знает случаи, когда отдельные теоретики и поэты преувеличивали роль звука, придавали ему особую значимость. Однако сам по себе звук, вырванный из слова, ничего не выражает, его выразительность проявляется только в слове. Русский язык отличается богатством звуковой системы, поэтому для достижения большей художественной выразительности довольно часто используются звуки. Различают два вида фоники: ассонанс и аллитерация.

1. Ассонанс(от лат. assonare - созвучность) - повторение гласных звуков с целью придания речи мелодичности или создания определенного звукового образа. 13 стихотворении П.Некрасова «Па Волге» говорится о повсеместном стоне угнетенного народа:

Стонет он по нолям, по дорогам.

Стонет он под овином, под стогом...

Стонет в собственном бедном домишке,

Стонет в каждом глухом городишке.

Повторяющийся много раз гласный о доминирует в тональности стихотворения, благодаря чему как бы слышится стон.

2. Аллитерация (от лат. ad - до и littera - буква) - повторение согласных звуков с целью создания определенного звукового образа.

Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний первый гром.

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом.

(Ф. Тютчев)

Повторение согласных г и р как бы имитирует грохот грома

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал…

(А.Пушкин)

В вагоне шаркают и шамкают

И шумно просят к шалашу.

Слегка пошатывает шахматы,

А я тихонечко пишу.

(Е.Евтушенко)

В этих отрывках повторяющийся звук ш передает шум, шорох.

Прием создания слухового образа на основе повторения согласных принято называть звукоподражанием.

Поэты-символисты широко пользовались фоникой, придавая стиху мелодичный характер. Однако иногда они перенасыщали стих аллитерациями, не заботясь о его смысле. Вот отрывок из стихотворения К.Бальмонта:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Повторяющиеся согласные в, б и ч не создают целостной звуковой картины вследствие разнородности звуков.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМOПОДГОТОВКИ (м. 3)

1. В чём различие языка и речи? Каковы особенности худо­жественной речи? В чем заключается ее образность и экспрессив­ность? Можно ли отождествлять понятия «образность художест­венной речи» и «образные слова и выражения»?

2. Какие лексические пласты языка использует писатель и с какой целью? Почему писатель не всегда точно придерживается норм литературного языка?

3. Язык художественной литературы и литературный язык. Особенности художественной речи.

4. Лексические ресурсы литературного языка. Синонимы, антонимы, омонимы, омографы. Многозначность слова.

5. Лексические ресурсы общенародного языка. Просторечия, диалектизмы, профессионализмы, варваризмы, жаргонизмы, архаизмы, неологизмы, вульгаризмы.

6. Что такое тропы, каковы принципы их классификации и цели поэтического использования тропов?

7. По каким принципам создаются неологизмы поэтические и с какой целью?

8. Троп и его особенности. Виды тропов. Метафора и ее разновидности, сравнение, перифраз, гипербола, литота, метонимия, синекдоха, эпитет и др.

9. Фигуры поэтической речи. Виды фигур. Повторение, градация, антитеза, синтаксический параллелизм, инверсия, обрыв, умолчание, бессоюзие, многосоюзие, риторический вопрос, риторическое обращение и др.

10. Фонетические средства художественной выразительности. Аллитерация и ассонанс.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Абрамович ГЛ. Введение и литературоведение. Изд.6. -М., 1975.

Введение в литературоведение /Под ред. Л.В.Чернец. - М., 2000. С. 11-20,

209-219,228-239,245-251.

Галич О. та інш. Teopiя літератури. -- К., 2001. - С. 83-115.

Гетьманець М.Ф. Сучасний словник літературознавчих термінів. - Харків, 2003.

 

ОСНОВЫ СТИХОВЕДЕНИЯ

Ритмичность художественной речи

Для понимания стихотворной речи центральное понятие - стихотворная строка с присущим ей константным ударе­нием и паузой, отделяющей её от следующей… Следует отметить, что стихотворная строка («стих») является ритмической… Существенно также обратить внимание на связь систем сти­хосложения с особенностями национального языка. Об этом…

Особенности стихотворной речи

Повышенная эмоциональность, эффектность обусловливает непосредственность, искренность и задушевность в выражении мыслей и чувств. Поэзия – это… 2. Вторая важная особенность стихотворной речи - ритмичность. Ритм -… Ритм составляет основу строения и движения материи: ритмичны смена времен года, дня и ночи, ритмичны у человека…

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

1. Метрическая или античная система характерна для древнегреческого и древнеримского языков, в которых были долгие и краткие гласные. Ритм в строке… Двухсложные стопы – хорей или трохей (–U), ямб (U–), спондей (- -), пиррихий… трехсложные - дактиль (–U U), амфибрахий (U – U), анапест (U U –), бакхий - - U), антибакхий (U - -), амфимакр (– U…

___ /__ _/__ /_ ___ /___

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

____ /__ ___ /_........ / I..

Не мешай мне, добру молодцу, думу думати.

Итак, тоническая система характеризуется:

а) правильным чередованием ритмических ударений;

б) количество безударных слогов - произвольно;

в) в народном стихе часто повторяются служебные слова, имеет место
перенос грамматических ударений, что вызывалось музыкально-ритмическим
строем стиха.

Тонический стих оказал огромное влияние на развитие русскою стихосложения. Это объясняется тем, что он соответствовал фонетическим особенностям русского языка. Тоническим стихом написаны многие произведения А.Пушкина (сказки), М.Лермонтова («Песня про купца Калашникова»), Н.Некрасова, А.Кольцова и других. Он явился основой стиха В.Маяковского.

3. Силлабическая система (от гр. syllable – слог) основана на повторении равного количества слогов с строке. Она характерна дня тех языков, в которых гласные звуки произносятся полнозвучно и между ударными и безударными нет большой разницы, а слова имеют постоянное ударение. К таким языкам относятся польский, чешский, итальянский, французский.

В начале XVII века силлабическая система из Польши через Украину пришла в русскую поэзию и стала господствующей в ней до середины XVIII века. Для иллюстрации приведем отрывок из сатиры А.Кантемира.

Главно воспитания || в том состоит дело,

Чтоб сердце, страсти изгнав, || младепчее зрело.

В добрых нравах утвердить, || чтоб чрез то полезен

Сын твой был отечеству, || меж людьми любезен.

Особенности силлабическою стиха:

1) равное количество слогов в строках (здесь 13);

2) парная рифма;

3) женская рифма;

4) цезура - пауза в середине строк.

Требует пояснения женская рифма. Подробно об этом речь пойдет позже, а сейчас отметим, что по месту ударений в конце строк рифмы делятся на мужские (ударение на последнем слоге), женские (ударение на втором слоге от конца), дактилические (третий слог от конца), гипердактилические (все другие). В русском стихе женская рифма оказалась обязательной (вопреки здравому смыслу!) потому, что силлабический стих пришел из Польши, а в польском языке в словах ударение всегда стоит на втором слоге от конца (Адам – Адама).

Силлабический стих оказался чуждым русской речи, тяжелым и неуклюжим. Вот почему необходима была реформа. Её осуществили выдающиеся ученые-филологи и поэты В.Тредиаковский и М.Ломоносов, которые открыли силлабо-тоническую систему, основанную на правильном чередовании ударных и безударных слогов.

В 1735 году В.Тредиаковский издал трактат «Новый и краткий способ к сложению стихов российских», положивший начало новой эре в истории русской поэзии. Автор правильно утверждал, что «способ сложения стихов весьма есть различный по различию языков». Для русского языка, писал он, совершенно не подходит метрическая система, которую хотел привить Мелетий Смотрицкий. Правильнее поступали те, кто строил стих по польскому образцу, то есть по силлабическому принципу. Однако силлабические стихи, сделал он вывод, являются не столько стихами, сколько прозой. Глубоко изучив народную поэзию, Тредиаковский пришел к выводу, что в русском стихе должны чередоваться сочетания ударных и безударных слогов, которые он назвал стопами. Правда, рекомендации ученого были половинчатыми. Он считал, что стопы должны быть только двухсложные (хорей и ямб), что стопы могут быть только в длинных строках, и что рифма должна быть только женской.

В 1739 году М.Ломоносов прислал в Русскую академию из-за границы (в это время он обучался в Марбургском университете Германии) оду «На взятие Хотина» и приложил к ней «Письмо о правилах российского стихотворства», которое вошло в историю науки о литературе как один из выдающихся трудов.

Ломоносов половинчатое преобразование Тредиаковского довел до его логического завершения. Он доказал, что русскому стиху присущи не только двухсложные стопы, но и трехсложные, и отверг вывод Тредиаковского о том, что стонами могут писаться только длинные стихи, и что рифмы должны быть только женскими. В качестве образца новой системы стихосложения он приложил к письму оду «На взятие Хотина», которая написана ямбом и начиналась так:

Любовь России, страх врагов.

Страны полночной героиня.

Седми пространных морь, брегов

Надежда, радость и богиня.

В.Белинский считал, что с этой оды начинается новая русская поэзия.

4. Силлабо-тоническая система. В ней ритм создается повторением стоп, состоящих из равного количества ударных и безударных слогов. Стопы бывают двухсложные и трехсложные.

Двухсложные:

хорей (/ U):

/U /U /U /U

Буря | мглою | небо | кроет|

ямб (U /):

U / U/ U/ U/ U

Люблю | тебя, | Петра | творень|е,

 

Трехсложные:

 

дактиль (/ UU):

/ U U / U U / U U / U U

Тучки нe|бесные, | вечные | странники |

амфибрахий (U / U):

U / U U / U U /U

Не ветер | бушует | над бором |

aнапест (U U /):

U U / U U / U U / U U /

Раз я ви|дел сюда | мужики | подошли |

Самый распространенный размер - ямб. Согласно подсчетам исследователей, более 90 % стихов написано ямбом. Однако это не свидетельствует об однообразии тональности стихов. Большое значение имеет количество стоп в строке. Так, 4-cтопный ямб в стихотворении Пушкина «К Чаадаеву» создает впечатление монолога, 6-стопный ямб в стихотворении «Памятник»-размышления. Повествовательную интонацию стиху придает разностопный басенный стих. Например:

U / U U / U

Проказ|ница| - Мартыш|ка,

U /

Осёл,

U /

Козёл

U / U / U / U

Да ко|сола|пый Миш|кА

 

U / U U / U /

Зате|яли | сыграть | квартет|.

Такой стих называют еще вольным стихом.

Следует отметить, что чистых ямбов и хореев в стихах не бывает. Иногда в стопах оба слога безударные (U U) или имеют два ударения (/ /). Первую называют пиррихием (она встречается чаще), вторую - спондеем.

Свободный стих

Метрический верлибр, или дольник в своей основе силлабо-тонический стих с частично разрушенными стопами. U / U / U U / U Всё чаще | [] в темных | костелах,

РИФМА

Рифма (от гр. rhythmos - соразмерность) - это созвучие в конце двух или нескольких строк. Она имеет интонационно-ритмическое и смысловое значение. Рифмующиеся слова часто имеют особый смысл, как бывыделяются и подчеркиваются. Большое значение рифме придавалВ.Маяковский: «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, - писал он в статье «Как дел ат ь стихи?», - заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе... Рифма связывает строки, поэтому ее материал долженбыть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки» [7, с. 105-106].

Существуют различные способы классификации рифм. Один из самыхраспространенных - по полноте созвучия. Перед тем как рассматривать ихвиды, следует освоить такое понятие, как клаузула(от лат. с1аusu1а - замыкание,окончание). Клаузулой называется конечная часть стихотворной строки,включающая ударный слог.

изгнанники, небесный

По месту ударения в клаузуле различают: мужские рифмы- с ударениемна последнем слоге (листы - мечты); женские -с ударением на второмслоге от конца (обильный - щепетильный); дактилические-с ударением натретьем слоге от конца (жемчутсная южная); гипердактилические- с ударением за третьим слогом от конца (исследующий - преследующий).

По полноте созвучия клаузул различают точныеилиполные рифмы, вкоторых совпадаю! все звуки (духовный греховный) инеточныеилинеполные,в которых совпадают не все звуки. Последние бывают двух видов:ассонанссозвучие ударных гласных звуков в клаузуле (лекарство - отыскался, нацепясь- Венесуэла); диссонанссозвучие согласных звуков при отсутствии созвучия ударных гласных (норов - коммунаров, стеная -стеною).

По месту рифм в строфе различают: перекрестные(абаб), парныеилисмежные(аабб) и охватныеиликольцевые(абба). Существуют и другие виды рифм.

Опорнаярифма, в которой созвучны звуки, предшествующие ударному гласному: обошел хорошо, расквась Москва.

Корневаярифма, в которой созвучны ударные корневые части слов: молнии - мордами, химии - хилые, .жестами - женщина. Эта рифма очень популярна в современной поэзии.

Составная- рифма, состоящая из нескольких слов: на грани я- играние, возражаете-возрожаете. Разновидностью ее является каламбурная рифма, основанная на игре слов. Классическим примером является стихотворение поэта XIX века Д.Минаева:

Область рифм - моя стихия,

И легко пишу стихи я,

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки.

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

Монорим - стихотворение, написанное однородной рифмой. Встречается в восточной поэзии. В русской поэзии обычно используется в сатирических и юмористических стихотворениях.

Когда будете, дети, студентами,

Не ломайте голов над моментами,

Над Гамлетами, Лирами, Кентами,

Над царями и над президентами,

Над морями и над континентами...

и т.д.

(А.Апухтин)

Белый стих- стих, не имеющий рифм, преимущественно пятистопный ямб. Отсутствие рифм компенсируется внутренней ритмомелодикой строк. Чаще всего используется в пьесах, что позволяет приблизить диалог к разговорной речи. В качестве примера приведем отрывок из монолога Пимена («Борис Годунов» А.Пушкина):

Еще одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя.

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

 

 

СТРОФА

Строфа(от гр. strophe - поворот) - группа стихов (строк), объединенных определенной системой рифм и выражающих законченную мысль. Онапредставляет собой ритмико-синтаксическое целое, выделяемое в концебольшой паузой. Термин происходит из древнегреческой трагедии: песни хораделились на две части строфа и антистрофа. Первая исполнялась, когда хордвигался слева направо, а вторая - после поворота назад.

Общепринятая классификация строф - по количеству строк.

Двустишие- минимальная строфа, состоящая из двух строк.

В море царевич купает коня;

Слышит: «Царевич, взгляни на меня!»

(М.Лермонтов)

В античной и древнерусской литературе двустишие называлось дистих(от гр. di - два и stichos - стих). Наиболее распространенным был элегический дистих.

Трехстишие- строфа, состоящая из трех строк. Она часто называется терциною(от ит. terzina - третья). Своеобразие ее состоит в том, что строки связаны «бесконечной» цепью рифм:

В начале жизни школу помню я; а

Там нас, детей беспечных, было много; б
Неровная и резвая семья; а

Смиренная, одетая убого, б

Но видом величавая жена в

Над школою надзор хранила строго б

Толпою нашею окружена. в

Приятным, сладким голосом, бывало, г

С младенцами беседует она. в

(А.Пушкин)

Терцины требуют большого профессионального мастерства. Терцинами написаны «Божественная комедия» Данте, поэма «Моисей» И.Франко.

Четверостишие строфа, состоящая из четырех строк. Она является самой распространенной в современной поэзии. Схема рифм может быть разной: перекрестной абаб, кольцевой - абба или смежной - аабб.

Пятистишиевстречается редко.

В последний раз твой образ милый а
Дерзаю мысленно ласкать, б

Будить мечту сердечной силой а

И с негой робкой и унылой а

Твою любовь воспоминать. б
(А.Пушкин)

Шестишиевстречается чаще: «'Зимнее утро», «Кавказ» Л.Пушкина и др.

Семистишие:«Бородино» МЛермонтова.

Восьмистишиечасто называют октавой (от лат. осю -восемь), которая имеет постоянную схему рифм: абабабвв. Эта строфа встречается как в классической, так и в современной поэзии: «Осень», «Домик в Коломне» А.Пушкина, «Октавы» А.Майкова, «Карпатские октавы» М.Рыльского.

Сонет- стихотворение, состоящее из двух четверостиший и двух трехстиший с такой схемой рифм: абба абба вгв гвг или абаб абаб ввб гбг.

Близка к сонету онегинскаястрофа, открытая 11ушкиным и закрепленная на практике в романе «Евгений Онегин». Она отличается от сонета тем, что размер стиха- четырехстопный ямб, в то время как в сонете пятистопный. Иная и структура строфы: три четверостишия и одно двустишие. Первое четверостишие раскрывает тему, второе развивает ее, третье представляет собой кульминацию, а двустишие-завершение. Четверостишия имеютразные схемы рифм: первое - трехкрестную, второе - парную, третье - кольцевую. Общая схема онегинской строфы такова:

 

Изображу ль в картине верной а

Уединенный кабинет, б

Где мод воспитанник примерный а

Одет, раздет и вновь одет? б

Все, чем для прихоти обильной в

Торгует Лондон щепетильны и в

И по Балтическим волнам г

За лес и сало возит нам, г

Все, что в Париже вкус голодный, д

Полезный промысел избрав, е
Изобретает для забав, е

Для роскоши, для неги модной, - д

Все украшало кабинет ж

Философа в осьмнадцать лет. ж

Онегинская строфа оказалась очень удобной для воссоздания различных картин жизни, выражения настроения, чувств, мыслей. Не использовали некоторые русские и украинские поэты (М.Лермонтов, М.Рыльский).

Александрийский стих - французский силлабический дистих, состоящий из двенадцати слогов, разделенных цезурою. Он использовался в драматических произведениях эпохи классицизма (П.Корнель, Ж.Расин и др.). В русской поэзии заменителем ему стал шестистопный ямб с цезурой после третьей стоны, с парными рифмами Он встречается в поэзии А.Пушкина, преимущественно в сатирических посланиях, эпиграммах, лирических размышлениях. Вот отрывок из послания «К вельможе»:

Ты понял жизни цель: счастливый человек,

Для жизни ты живешь.

Свой долгий ясный век

Еще ты смолоду умно разнообразил,

Искал возможного, умеренно проказил...

В современной русской поэзии используются все разновидности силлабо-тонической и тонической систем. В силлабо-тонической системе, как и прежде, самым популярным является ямб, однако довольно часто встречаются хорей (поэма А.Твардовского "Василий Теркин" написана 4-стопным хореем) и трехсложные размеры. Многие поэты используют верлибр - дольник и ударник. Под влиянием украинской народной поэзии в русской поэзии появился коломийковый стих - четырнадцатисложный хорей со строками, разбитыми на две части:

Протекли над Украиной

Боевые годы.

Отшумели, отгудели

Молодые воды.

(Э.Багрицкий)

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Особенности стихотворной речи.

2. Что такое ритм? Каково происхождение ритма в стихе?

3. Что является ритмической единицей стихотворной речи? Что такое константное ударение и клаузула?

4. Каков принцип характеристики систем стихосложения?

5. В чем различие напевного и декламационного тонического стиха?

6. Ритм и его роль в стихе. Системы стихосложения.

7. Метрическая система стихосложения.

8. Тоническая система стихосложения.

9. Силлабическая система стихосложения.

10. Силлабо-тоническая система стихосложения.

11. Верлибр. Дольник и ударник (акцентный стих).

12. Что такое дольник и свободный стих?

13. Рифма. Виды рифм. Что такое корневая рифма?

14. Строфа. Виды строф.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамович ГЛ. Введение в литературоведение. Изд.6. - М., 1975.

2.Введение в литературоведение /Под ред. Л.В.Чернец . - М, 2000.

3. Галич О. та інш. Теорія літератури. - К., 2001.

4. Гетьманець М.Ф. Сучасний словник штературознавчих термшв. - Харюв, 2003.

5. Краткая литературная энциклопедия. -Т. 1-9. -М, 1962- 1978.

6. Литературный энциклопедический словарь. - М, 1987.

7. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. -М, 1974.

8. Томашевский Б.В. Стилистика. Уч. Пособие. 2-е изд., испр. И доп. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983.

9. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 2000.

 

 

МОДУЛЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Литературное развитие обычно обозначается термином «литературный процесс». Итак, литературный процесс – это совокупность общезначимых изменений в… Учёные на протяжении последних десятилетий (прежде всего С.С.Аверинцев)… Первая стадия – это «архаический период», где безусловно вли­ятельна фольклорная традиция. Здесь преобладает…

XIX—XX ВВ.

Авторы этих произведений создали соответствующие про­граммы и этим оформили литературные направления. Наи­большую активность и оригинальность… При всём различии социальных и политических взгля­дов, общим для романтиков… Романтики рассматривали своё творчество как антитезу классицизму. Они выступали против рационалистической…

Приложение

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

До 1960-х гг. также существовало несколько значительных теоре­тических направлений.

Русский формализм

В начале XX века русские формалисты заявили, что литературоведы должны сосредоточиться на вопросах литературности литературы: на словесных стратегиях, которые делают произведение литературным, на изучении поэтического языка как такового, на характерном для художественного произведения приёме «остранения»* опыта. Пере­ключая внимание с интенции автора на стилистические «приёмы», формалисты заявляли, что слово – «единственный герой литерату­ры»*. Вместо того чтобы спрашивать: «Что автор здесь говорит?», мы должны задавать вопрос вроде: «Что здесь происходите сонетом?» или: «Что здесь выпадает на долю романа Диккенса?». Три основных участника этой группы – Роман Якобсон, Борис Эйхенбаум и Виктор Шкловский – переориентировали литературоведение на изучение формы и писательской техники.

Новая критика

«Новая критика» мыслится как один из видов техники вниматель­ного чтения и исходит из предположения о том, что ценность крити­ческой деятельности…

Феноменология

Другую версию феноменологии, ориентированной на читателя, называют «рецептивной эстетикой» (Ханс Роберт Яусс). Произведе­ние представляет собой…

Структурализм

Термин структурализм обычно используется по отношению к группе мыслителей, преимущественно французских, которые в 1950–1960-е годы под влиянием… В литературоведении структурализм исследует установления (кон­венции),… Структурализм нелегко отделить от семиотики, науки о знаковых системах, восходящей к Соссюру и американскому философу…

Постструктурализм

Деконструктивизм

Деконструктивизм проще всего определить как критику иерархи­ческих оппозиций, организующих западную философскую мысль: внут­ри – вне, душа – тело,…

Феминистская теория

Психоанализ

Марксизм

Такое сочетание стало в Великобритании основой широких теоре­тических дискуссий как в литературоведении и культурологии, так и в политической…

Новый историзм / культурный материализм

Постколониальная теория

Теория меньшинств

Теория инаковости

Подобно деконструктивизму и другим современным теоретическим направлениям, «теория инаковости» (о ней уже шла речь в главе 7) использует понятие маргинального – чего-то, что не соответствует норме и остаётся на периферии – для попыток анализа центральной культурной конструкции, то есть гетеросексуальной нормы. В работах Ив Седжвик, Джудит Батлер и других исследователей теория предста­ёт средоточием продуктивных вопросов, касающихся не только места сексуальности в культурных построениях, но самой культуры в той мере, в какой она основана на отрицании гомоэротических отношений. По­добно феминизму и этническим исследованиям, теория инаковости черпает интеллектуальную энергию в своей связи с либеральными общественными движениями и в дискуссиях о стратегиях и концепци­ях, которые ведутся в рамках этих движений. Следует ли приветство­вать и акцентировать различия или эта деятельность позорна? Теория свидетельствует о возможности обоих подходов.

 

 

Приложение № 2

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ – пристрастное интуитивно-интеллектуальное прочтение словесно-художественных текстов, пронизанное при этом интересами, волнениями, соблазнами, сомнениями, связующими словесное искусство с многоцветной реальностью жизни. Литературно-критические высказывания обращены к широкому спектру социально-нравственных вопросов, к «живым потребностям общественного организма» (Ап. Григорьев). По заключению Р.Барта, литературная критика «занимает промежуточное положение между наукой и чтением» (Барт Р. Избранные статьи. 1989. С. 361). Литературный критик, способный выразить индивидуальное понимание художественных откровений, заключенных в тексте, – сознательный или невольный посредник на пути литературно произведения от автора к читателю. В одном лице часто представляет и писательский цех, и читательский мир. «Функция критики, — писал в 1891 Ф.Брюнетьер, заключается в том, чтобы влиять на общественное мнение, на самих авторов и на общее направление развитие литературы и искусства» (Брюнетьер Ф. Литературная критика // Зарубежная эстетика и теория литературы ХІХ-ХХ вв. М., 1987. С. 105). Литературно-критическому труду почти неизменно сопутствует полемическая настроенность, полемический диалог с автором, с предполагаемыми читателями, с коллегами-оппонентами. Литературный критик одним из первых, не имея еще за собой традиций интерпретации новорожденного текста, определяет его ценностные параметры. Критик может обращаться и к текстам, давним по своему происхождению, но продолжающим властно влиять на умонастроение тающей публики. Критический этюд И.А.Гончарова «Мильон терзаний» (1872), откликавшийся на постановку «Горя от ума» (1822–24) на сцене Александринского театра в Петербурге и содержавший развернутый анализ самой комедии А.С.Грибоедова, отделен от времени рождения комедии несколькими десятилетиями. При подобной временной дистанции с большей степенью вероятности дает о себе знать публицистический пафос критического выступления, возвращающегося к литературным событиям вчерашнего дня для уяснение злободневного звучания. Литературно-критические тексты осмысляют и оформляют литературный процесс. Опираясь на богатый исторический опыт западноевропейской и русской словесности, В.Г.Белинский заключал: «Искусство и литература идут об руку с критикой и оказывают взаимное действие друг на друга» («Речь о критике», 1842).

В современной филологии различают литературную критику профессиональную, писательскую и читательскую критику профессиональной критике относится литературно-критическая деятельность, ставшая для автора доминирующим родом занятий. Профессиональная критика — явление пограничное между художественной словесностью и литературоведением. «Критик, оставаясь ученым, – поэт» (Белый А. Поэзия слова // Семиотика. М., 1983. С. 551). Критик-профессионал характеризуется глубиной литературной и общекультурной памяти, собственно эстетическим ходом к феномену словесно-художественного текста, способами реакций на этический, социально-нравственный диктат современности, на читательский спрос.

В России формирование литературной критики, осмысление ею своего предмета и своих задач происходит в 18 в. Художественный текст, однако, еще не осознается как эстетический феномен, и его критическая оценка строится преимущественно на рационалистической основе; мысль критика замкнута и ориентирована на узкий круг писателей и любителей изящного. В начале 19 в. обозначается резкое противостояние рационалистических и эстетического подходов к произведению. Критика постепенно профессионализируется, обретает журнальный характер. С середины 19 в. обозначается противостояние критики реальной, эстетической и органической. Погруженности в эстетический анализ противопоставляется утилитарный подход к литературе; художественное произведение становится удобным предлогом для сосредоточенных раздумий над проблемами «жизни действительной». Литературная критика радикального направления вторгается в окололитературную проблематику, связанную со «злобой дня», вступает в яростные споры с непримиримыми для нее точками зрения по важнейшим социальным вопросам. В последней трети 19 в., отказываясь от эстетически критериев, критика все последовательнее подчиняет свои оценки определенным социологическим концепциям. В конце 19 — начале 20 в. продолжается и завершается акт деятельность критиков, чей творческий путь начале в 1860–70-е под влиянием идей реальной критики (Н.К.Михайловский, А.М.Скабичевский, Л.Е.Оболенский и др.). Формируется критика, сосредоточенная главным образом на феномене текста и одновременно обращенная к большому философскому, религиозному, эстетическому контексту. Складываются литературно-критические формы модернистских течений, отличающиеся широтой, жанрово-тематическим диапазоном, стилистически изысканным разнообразием. Окончательно определяются приметы массовой журнальной и газетной («фельетонной») критики. Явственно обнаруживают себя располагающиеся особняком оригинальные литературно-критические концепции В.С.Соловьева, И.Ф.Анненского, В.В.Розанова.

В западноевропейской профессиональной К.л. 19 — нач. 20 в. отмечается повышенный интерес к биографи­ческому методу («Литературно-критические портреты», 1836–39, Ш.О.Сент-Бёва; «Литературные прогулки», 1904–27, Р. де Гурмона и др.), к позитивистским подходам в оценке изящной словесности, восходящим к французу И.Тэну, итальянцу Ф.Де Санктису, датчанину Г.Брандесу. В литературной критике 20 в. на Западе особым кредитом доверия пользу­ются интуитивистские идеи А.Бергсона и Б.Кроче, пси­хоаналитическая доктрина З.Фрейда, экзистенциализм Ж.П.Сартра, семиология Р.Барта.

Писательская критика подразумевает литературно-критические и критико-публицистические выступления литераторов, основной корпус творческого наследия которых – художественные тексты (в России – лите­ратурно-критические статьи, письма В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салты­кова-Щедрина, Д.С.Мережковского, Розанова, А.А.Блока, М.Горького, А.П.Платонова, А.Т.Твардовского, А.И.Сол­женицына и др.). В творческой практике некоторых ав­торов складывается относительное равновесие между поэтическим и собственно литературно-критическим творчеством (А.С.Хомяков, И.С.Аксаков, Анненский). Писательская критика интересна своей отчетливо явлен­ной нетрадиционностью, внезапностью ассоциативных рядов, невольным или вполне осознанным стремлением понять «чужое слово» во всепоглощающем свете собствен­ной поэтической практики, в масштабах своих сокровен­ных эстетических исканий.

Известно, что, начиная со второй половины XVIII века, литературная критика, созданная в основном писателями, представляла собой не совсем обычное явление. Являясь плодом труда писателей, для которых художественное творчество было основной сферой деятельности, критика, выполняющая второстепенную роль, испытывала известное влияние со стороны художественной литературы. Это способствовало тому, что писатели, выступая в качестве критиков, пользовались теми же приёмами и методами, которыми они руководствовались при создании художественных произведений: сюжетность повествования, отсутствие активного авторского начала, теоретическая необоснованность суждений. Литературно-критические оценки стали своего рода продолжением идейно-эстетических читательских запросов. Г.Н.Поспелов в работе «Литературоведение и литературная критика» отмечал, что «каждый более или менее идейно активный и вдумчивый читатель стремится так или иначе осознать и осмыслить идейно-эмоциональную направленность произведений, и в этом процессе, в частности в общении с другими такими же читателями, перевести в какой-то мере свои впечатления на язык общих понятий». Другими словами, читатель, сам того не подозревая, становится критиком, анализирующим то или иное литературное явление. «Если словесное искусство на своём особенном, часто сложном и изысканном и всегда ...показательно-образном «языке» выносит свой «приговор» жизни, то критика, стараясь уловить и разгадать через этот образный «язык» словесного искусства его осуждающий или оправдывающий жизнь голос, берёт на себя важную и трудную задачу – судить за это сами его произведения и выносить им свой «приговор» в свете тех или иных общественных идеалов».

Писательская критика соотносится с литературной критикой. Её можно рассматривать как один из компонентов художественной культуры, как возможное выражение её самосознания. В конечном счёте, тщательный анализ отдельного художественного произведения или художественного процесса в целом не только может, но и должен выводить к разговору о насущных проблемах самой жизни, определяя, таким образом, как развитие литературного процесса, так и развитие общественной мысли и общественного чувства. Мы знаем немало писателей, которые оставили не только отдельные критические замечания, суждения о своих собратьях по перу, их произведениях, каких-то явлениях в литературе, но и статьи и даже циклы статей. А.Пушкин, Н.Гоголь, И.Тургенев, Л.Толстой, А.Чехов, В.Брюсов, А.Блок, А.Белый и многие другие посвятили творчеству русских и зарубежных писателей немало работ. Конечно, их суждения о литературе далеко не всегда могут претендовать на весомое место в истории критики, в то время как в историко-литературном аспекте и, особенно, в пределах творчества того или иного писателя их значение резко возрастает.

У профессионального критика наблюдается некоторая отстранённость от литературного процесса. Его взгляд – это до некоторой степени взгляд «со стороны», здесь ощутима некоторая дистанция. Профессиональный критик, так или иначе, изначально претендует на некоторую степень научности своей оценки. Он стремится соотнести принципы изучения литературных произведений с особенностями отдельно рассматриваемого литературного творения. И это естественно. В противном же случае об объективности позиции профессионального критика речь не может идти. Тем не менее, литературная критика, будучи неотъемлемой частью литературы, воспринимается как акт творчества. Писатель же сам является непосредственным творцом этого литературного процесса, и его взгляд – это в гораздо большей степени взгляд «изнутри». Следовательно, писательская критика, тем более, является творческим актом.

Необходимо различать два значения, которые придаются словосочетанию «писательская критика». Как правило, с одной стороны, имеются в виду выступления писателя в качестве профессионального критика. Это – выступления в традиционных критических жанрах (обзоре, рецензии, библиографической заметке, проблемной статье, предисловии, юбилейной статье, обзоре и т.д.) Такого рода выступлениям присущи те же особенности, что и традиционным выступлениям профессиональных критиков. С той только разницей, что работы писателей-критиков отличаются большей субъективностью в интерпретации того или иного литературного явления, и, в то же время, – меньшей теоретической «наполненностью», в них, словно, «проступает» идиостиль писателя. Деятельность писателя-критика, когда он предстаёт в качестве критика, должна рассматриваться в одном ряду, что и «обычная», неписательская критика. Как отмечают исследователи, никакие отдельные специальные методологические проблемы в научном изучении писательской критики не возникают.

С другой стороны, объём понятия «писательская критика» включает в себя и всё многообразие выражения писателем своего отношения к литературному движению, к другим художникам и их произведениям, к обстоятельствам современной литературной жизни. В таком случае материал, подлежащий осмыслению, расширяется. Критические суждения, мнения писателя, его отношение к литературе воплощаются в образной ткани его художественного произведения. Оценки «чужого» творчества входят в текст произведения, погружаются и растворяются в этом тексте. Существенное значение приобретают черновики, варианты, письма, дневниковые записи, мемуары, публицистика и т.п. И, наконец, что становится принципиально важным, иной оказывается цель исследования и его результаты. Изучение писательской критики становится уникальным, ничем не заменимым путём к постижению творческих принципов, художественного своеобразия, эстетической позиции не того автора, которого критикуют, а того, который критикует. Подход, который пока что далеко не освоен, возможности которого только начинают раскрываться. Если мы, в общих чертах, знаем, как и для чего изучать критику, в том числе и критику, которой занимаются писатели, то изучение писательской критики в том её значении, которое имеется в виду в данном контексте, – дело ещё совсем не освоенное и, очевидно, весьма перспективное. Читательская критика – многообразные реакции на художественную словесность, принадлежащие людям, профессионально не связанным с литературным делом. Часто читательская критика отмечена печатью непос­редственности, проникнута духом исповедальности.

ТЕКСТОЛОГИЯ

Текстология развивается в содружестве всех филологических дис­циплин и не мыслится вне связи с теорией и историей литературы, историей и теорией… Хотя фольклор, древняя литература, литература нового времени имеют свои… Применительно к новой литературе важнейшая цель текстолога — установление основного текста произведения; его часто…

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ

ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Сюжет и композиция

АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый… АРХИТЕКТОНИКА – взаимосвязь и соразмерность основных частей и элементов,… ДИАЛОГ – разговор, беседа, спор двух или нескольких персонажей произведения.

Язык художественной литературы

АЛЛИТЕРАЦИЯ – выразительное средство языка: повторение одина­ковых или однородных согласных звуков с целью создать звуковой образ:   И он по площади пустой

Основы стиховедения

Ангел лег у края небосклона, Наклонясь, удивляется безднам. Новый мир был темным и беззвездным.

Литературный процесс

АКМЕИЗМ – течение в русской поэзии 1910–1920-х гг. Представите­ли: Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Кузмин и др. В противовес… АНДЕРГРАУНД (англ. «undergraund» – подполье) – общее название произведений… БАРОККО (итал. «barocco» – вычурный) – стиль в искусстве XVI–XVIII вв., характеризующийся преувеличениями, пышностью…

Общие литературоведческие понятия и термины

АВТОР – 1. Писатель, поэт – создатель литературного произведения; 2. Повествователь в произведении. АВТОРСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА – даётся повествователем (авто­ром) и содержит его… АДЕКВАТНЫЙ – равный, тождественный.

ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

4. Баррі П. Вступ до теорії: літературознавство і культурологія; пер. з англ.. О. Погинайко. – К., «Смолоскип», 2008. – 360 с. Бахтин М. М.…   [1] Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных…

– Конец работы –

Используемые теги: наука, литературе, Составные, части0.066

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Понятие, система и задачи Особенной части уголовного права РФ. Принцип организационного строения Особенной части УК РФ. Структура Особенной части. Разделы Особенной части УК РФ и их содержание
Понятие особенной части уголовного права это единство и целостность норм исчерпывающим образом определяющих все существующие преступления... В особенной части в соответствии с принципом законности определяется... Задачи...

НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
ВВЕДЕНИЕ... НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ... Введение в литературоведение...

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОЧНИКИ НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА КП ® юридические науки ® общественные науки
ПРИМЕРЫ СОБЫТИЙ И ДЕЙСТВИЙ... Событие смерть Президента РФ новые выборы... Правомерное действие принятие законопроекта в м чтении ГД передачу его на рассмотрение СФ...

Доктор технических наук, профессором Жакулиным А. С. и кандидатом технических наук Жакулиной А.А
Карагандинский государственный технический университет...

Предмет, завдання та структура психології як науки Психологія –наука і система знань про закономірності, механізми, психічні факти і явища в житті людини
Психологія наука і система знань про закономірності механізми психічні факти і явища в житті людини... Основними механізмами психіки людини є відображення проектування і... Об єктом вивчення психології є психіка як функція мозку Предмет психології закономірності розвитку і проявів...

Причастие и деепричастие
Для раскрытия понятия причастия необходимо найти наиболее подходящую синтаксическую базу. Такой базой может послужить наг- лядное сопоставление… Наблюдая образованные глагольные формы и сопоставляя их с исходными, ученики ,… При этом особо - 2 - подчеркивается необходимость сохранения ся в структуре причас- тия. После ознакомления с общим…

Понятие науки, классификация наук. Особенности научного знания
Наука это и итог познания мира система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности духовного... Во первых под наукой имеют в виду особый вид человеческой деятельности... Различают субъект познания и объект познания Можно сказать что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является...

История геологии; корифеи отечественной геологической науки и практики (Ломоносов, Карпинский, Вернадский, Ферсман, Губкин, Заварицкий ), их вклад в науку
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ Вопросам минералогии геологии и горного дела он посвятил целый ряд трудов среди которых наиболее... АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ КАРПИНСКИЙ В году он защитил диссертацию на звание... В период годы он президент Минералогического общества России Опубликовал работы по палеонтологии...

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ. Статистика как наука
Статистика как наука... Предмет статистической науки основные понятия и... Метод статистики Задачи статистики на современном...

Современная наука и ее основные разделы. Классификация естественных наук.
Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых… Так, например, Египет славился своими геометрами; но если взять египетский… Действительно, требование «доказательств» показалось бы почти кощунством в условиях, предполагавших авторитарную…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам