рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Художественная речь

Художественная речь - раздел Литература, НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Филологи Различают Язык И Речь. Язык - Это Запас Слов И Грамматические Принци...

Филологи различают язык и речь. Язык - это запас слов и грамматические принципы их сочетания, исторически изменяющиеся. Речь - это язык в действии, это высказывание, выражение мыс­лей и чувств на данном национальном языке. Особенности речи зависят от цели и содержания высказывания. Особенности худо­жественной речи определяются тем, что она является одной из сторон образной формы. Поэтому ей присущи те же свойства, которые характеризуют всю форму в искусстве: образность и экс­прессивность. Задача литературоведа при исследовании отдельного произведения - установить стилистическое своеобразие художест­венной речи, обусловленное в конечном счете своеобразием идейно-эмоционального содержания произведения.

Лингвисты обращаются к изучению художественной речи с иной целью, они выясняют развитие норм национального литературного языка. Чтобы ориентироваться в многочисленных работах, посвя­щенных изучению художественной речи, студенту необходимо иметь в виду возможность таких двух по существу своему совер­шенно различных подходов.

Значение речи в произведении в большой степени определяется тем, что это - непосредственно воспринимаемая сторона художе­ственной формы, она эстетически воздействует на слушателя и чи­тателя. В литературоведении есть формалистические школы, кото­рые абсолютизируют именно эстетические свойства художественной речи и сосредоточивают свое внимание на тех звуковых и конструк­тивных ее особенностях, которые и создают эстетическое впечатле­ние. При этом возникают две ошибочные тенденции в истолковании таких особенностей. Во-первых, свойства речи рассматриваются в отрыве от того содержания, которое она выражает, тогда эстетиче­ские ее свойства выступают как самоценные и главные в работе ху­дожника. Во-вторых, художественная речь с ее эстетическими уста­новками противопоставляется нормам общенационального языка. Однако практика показывает, что все попытки создать особый поэтический язык, не опирающийся на внутренние законы нацио­нального языка, терпят крах, ибо ведут к бессмыслице. Примером может служить поэтическая практика русских футуристов. Методологическая критика формалистических концепций поэтического языка есть и в учебнике Г.Н.Поспелова, и у Л.И.Тимофеева.

Отвергая формалистические концепции поэтического языка, следует, однако, избегать и противоположной тенденции к игно­рированию эстетических качеств, высокой организованности худо­жественной речи.

Все учебные пособия помогают студенту понять источники выразительности художественной речи, таящиеся в лексике, фор­мах словообразования, многозначности и интонационно-синтак­сических средствах национального языка. Но надо иметь © виду, что имеются терминологические различия: Абрамович, Тимофеев и многие другие теоретики обозначают словесную сторону художественной формы термином «язык» (хотя по существу они разли­чают те понятия «речь и язык», о которых уже говорилось выше). Главная и общая установка заключается в том, чтобы не просто знать характеристику различных пластов лексики национального языка (диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов, вуль­гаризмов и т. д.), образных слов и выражений (тропов), интона­ционно-синтаксических средств (словесных повторов, антитезы, инверсии, эллипсиса, градации и т. д.), но уметь выяснить их изобразительно-экспрессивную функцию в художественном произ­ведении. Для этого необходимо каждое средство словесной выра­зительности рассматривать не изолированно, но в контексте художественного целого. Так, изучая поэтическую лексику, надо обратить внимание, почему писатель активно использует, напри­мер, архаизмы и в какой роли (они могут придавать речи торже­ственный характер, выступая как «высокая» книжная лексика, или служить целям иронической оценки, или созданию исторического колорита). Ясно, что для этого надо не ограничиваться учебника­ми, но заняться конкретным анализом текста самостоятельно выб­ранного художественного произведения. Изучая тропы, также надо не только уметь отличать метафору от метонимии или иронии, но и понять, с какой целью ее использует писатель, как обновляет ее или создает новую.

Анализируя явления поэтического синтаксиса, тоже нельзя» ограничиться простой классификацией «фигур» и их определением, а следует понять, как писатель добивается с их помощью экспрес­сивного эффекта.

В трактовке некоторых средств словесной выразительности есть расхождения в учебных пособиях. Так, у Поспелова эпитет как поэтическое определение относится к синтаксическим средствам. Абрамович и Тимофеев рассматривают эпитет как вид словесной иносказательности (троп), при этом Абрамович подчеркивает его образный, а не разделительный смысл. Тимофеев относит к тро­пам также и сравнение (с. 219).

Исторический принцип характеристики поэтических словесных средств наиболее отчетливо проведен у Поспелова.Он показывает, например, что доминирующее значение метонимии у классицистов и метафоры у романтиков обусловлено общими идейными и сти­левыми особенностями их творчества. Эту продуктивную установку на историзм исследования студенту необходимо четко осознать и затем освоить на практике.

Другое отличие в том, что Поспелов выделяет в самостоятель­ный раздел, имеющий особое значение, виды словесно-предметной изобразительности (гл. 16), которые у Тимофеева и Абрамовича рассматриваются в пределах иносказательности слов.

Во всех учебных пособиях подчеркнута индивидуализирующая и оценочная роль средств словесной выразительности, и отсю­да - образность (в широком смысле этого слова, которое следует отличать от образности иносказательных выражений, тропов) и экспрессивность этой речи.

Язык художественной литературы (равнозначные термины художественная речь, поэтический язык) - особый вид общенародного языка, имеющий целый ряд специфических особенностей, обусловленных основной функцией литературы отражать явления жизни в образной форме. Слово в литературе-материал, из которого создаются образы, такой же, как краски в живописи или мрамор в скульптуре. Однако слово - материал особого рода. Мрамор и краски - инертный материал, до воплощения его в образ ничего не значащий. Слово же изначально имеет определенное значение. М.Горький считал слово первоэлементом литературы - первичной клеткой художественного произведения, в которой содержатся определенные качества, характеризующие целое.

Проблема художественной речи - одна из важнейших в науке о литературе, так как она относится к пониманию специфики художественного творчества, особенностей поэтического мастерства писателя. Она издавна привлекала внимание исследователей и самих писателей. Из капитальных трудов нового времени, посвященных этой проблеме, можно назвать такие исследования: Б.В.Томашевский. Язык и литература; В.В.Виноградов. О языке художественной литературы; Л.И.Тимофеев. Проблемы теории литературы; А.В.Чичерин. Идеи и стиль и др.

Следует различать понятия литературный язык и язык литературы. Литературный язык - это нормированный язык, закрепленный правилами грамматики и словарями. Язык художественной литературы включает литературный язык и различные слова общенародного языка, не являющиеся нормативными. К ним относятся: просторечия, диалектизмы, профессионализмы, варваризмы, жаргонизмы, архаизмы, неологизмы, вульгаризмы.

Просторечия - слова, употребляемые в устной речи, не являющиеся литературной нормой, упасть- загреметь, телевизор -ящик, автомобиль — тачка.

Диалектизмы - слова, употребляемые в определенной местности. Они используются писателем для воссоздания социально-бытового колорита. В произведениях М.Шолохова широко представлены диалектизмы, бытующие в речи донских казаков: говорить – гутарить, дом – курень, двор – баз, овчарня – катух.

Профессионализмы – слова, употребляемые людьми определенной профессии. Гак, в среде журналистов встречаются такие слова: полоса страница газеты, шапка общее заглавие, подвал – большая статья внизу страницы.

Варваризмы - слова иноязычного происхождения, не ставшие литературной нормой. В зависимости от происхождения они подразделяются на германизмы (фюрер, гестапо, фатерланд), англицизмы (леди, сендвич, окей), галлицизмы (мадам, пардон, бомонд), украинизмы (парубок, макитра, хата), тюркизмы (чайхана, туркмен-баши, яман) и другие.

Жаргонизмы (арго) - слова, употребляемые в определенной социальной среде. В жаргоне преобладают созданные слова. Различают уголовный жаргон, солдатский, студенческий и др. По нашим подсчетам, в кинофильме «Джентельмены удачи» использовано свыше 40 жаргонизмов: зэк, липа, перо, фраер и др. Исследователь жаргона московских студентов установил более тридцати жаргонизмов, широко бытующих в студенческой среде: шпоры, удочка, корочки, сдуть, стипуха, общага и др.

Архаизмы - устаревшие слова. Различают славянизмы и историзмы. Славянизмы - слова церковнославянского языка, используемые с целью придания речи торжественно-патетического или иронического характера. Пример первого - «Пророк» А.Пушкина, второго - Лиса, исповедующая Петyxa в басне И.Крылова.

Историзмы - устаревшие, вышедшие из употребления слова: повытчик, целовальник, отрок.

Неологизмы – новые слова, которые бывают двух видов: одни возникают естественно для обозначения новых явлений и предметов: марсоход, дальнобойщик, мобилка. Другие искусственно создаются писателями для выражения определенной мысли в конкретном литературном контексте. Подобных слов много в творчестве В.Маяковского: рука миллионнопалая, змея двухметроворостая, шаги саженьи. Некоторые неологизмы со временем могут пополнить лексику литературного языка.

Вульгаризмы – грубые слова. В авторской речи они служат для крайнего выражения негативных эмоций (одно из стихотворений В.Маяковского называется «Сволочи!»), в речи персонажей они являются средством их социально-бытовой характеристики. Различают изначально грубые слова (нецензурная лексика) и переосмысленные литературные слона: сука, кобель, корова.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

ВВЕДЕНИЕ... НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ... Введение в литературоведение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественная речь

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности предмета литературы
1. Живая целостность. Ученый дробит предмет, изучает человека по частям: анатом - строение тела, психолог - психическую деятельность и т.д. В литературе человек предстает в живом и целостном

Особенности художественного образа
1. Конкретность - отражение индивидуальных качеств предметов и явлений. Конкретность делает образ узнаваемым, непохожим на другие. В образе человека это внешность, своеобразие речи

Средства создания образа-персонажа
1. Портрет- изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенност

Литературные роды и жанры
Следует говорить о различии трёх родов ли­тературы по содержанию, а именно, по аспекту познания и воспроизведения жизни. В силу этого общие принципы творческой типизации жизни в каждом роде проявля

Жанры эпических произведений
Миф(от гр. mythos - слово, речь) один из древнейших видов фольклора, фантастический рассказ, объясняющий в образной форме явления окружающего мира. Легенда

Жанры лирических произведений
Песня - небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения. Жанр песни своими корнями уходит в глубокую древность. Различают песни фольклорные и литературные.

Жанры драматических произведений
Трагедия (от гp. Tragos - козел и ode - песня) - один из видов драмы, в основе которой лежит непримиримый конфликт необычной личности с непреодолимыми внешними обстоятельствами. Об

Жанр и стиль литературного произведения
Вопрос о жанре произведения - один из наиболее сложных в курсе, он по-разному освещается в учебниках, поскольку в сов­ременной науке нет единства в понимании этой категории. Между тем это одна из д

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Художественная литература существует в форме литературных произведений. Основные свойства литературы, о которых шла речь в первом разделе, проявляются в каждом отдельно взятом произведении. Художес

Особенности темы
1. Социально-историческаяобусловленность. Писатель не выдумывает темы, а берет их из самой жизни, точнее, сама жизнь подсказывает ему темы. Так, в XIX веке актуальной была тема кре

Особенности идеи
1. Мы сказали, что идея - основная мысль произведения. Такое определение правильно, однако оно нуждается в уточнении. Нужно иметь в виду, что идея в художественном произведении выражается очень сво

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Целостность художественного произведения достигается различными средствами. В ряду этих средств важная роль принадлежит композиции и сюжету. Композиция(от лат. componere -

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
1. Образность.Слово в художественной речи содержит не только значение, но в сочетании с другими словами создаст образ предмета или явления. Общепринятое значение предмета приобрета

Лексические ресурсы литературного языка
Как было отмечено, основу языка художественной литературы составляет литературный язык. Литературный язык располагает богатыми лексическими ресурсами, позволяющими писателю выразить тончайшие опенк

МЕТАФОРА
Наиболее распространённый троп, основанный на принципе сходства, реже – контраста явлений; часто используется в обиходной речи. Искусство слова для оживления стиля и активизации восприятия использу

Разновидности метафоры
Олицетворение-уподобление неодушевленного предмета живому существу. Ночевала тучка золотая На груди утеса великана (М.Лермонтов)

Разновидности метонимии
1) Замена названия произведения именем его автора. Читать Пушкина, изучать Белинского. 2) Замена названия людей названием страны, города, определенного места. Украина

Основные виды фигур
1. Повторение - повторение слова или группы слов с целью придать им особое значение. Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново. Я люблю

Ритмичность художественной речи
Учебные пособия хорошо ориентируют студента в сложных вопросах ритмической упорядоченности художественной речи - прозаической и стихотворной. Как и в предыдущих разделах кур­са, важно учитывать общ

Особенности стихотворной речи
1. Особая эмоциональная выразительность. Стихотворная речь -эффектная по своей сути. Стихи создаются в состоянии душевного волнения и передают душевное волнение. Л.Тимофеев в своей книге «Очерки те

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят о

Свободный стих
В конце XIX века в русской поэзии утвердился так называемый свободный стих или верлибр (от фр. Vers - стих, librе - свободный), в котором нет внутренней симметрии строк, как в силлабо-тонической си

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Тема эта весьма обширна. Но в этом разделе мы ограничимся лишь самым необходимым. Литературное развитие обычно обозначается термином «литературный процесс». Итак, литературный процесс – эт

XIX—XX ВВ.
В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие литературы шло под знаком романтизма, который противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. Первоначально романтизм

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
Теория литературы – это не набор разрозненных идей, а организо­ванная сила. Теория существует в сообществах читателей и писателей в качестве дискурсивной практики, неразрывно связанной с образо­ват

Новая критика
Явление, получившее название «новой критики», возникло в Соеди­нённых Штатах в 1930–1940-х годах (к этому же времени относится появление в Англии трудов И.А.Ричардса и Уильяма Эмпсона). «Но­вые кри

Феноменология
Истоки феноменологии мы находим в работах философа начала XX века Эдмунда Гуссерля. Это направление пытается обойти проблему разделения субъекта и объекта, сознания и окружающего мира путём сосредо

Структурализм
Литературоведение, ориентированное на читателя, в чём-то сродни структурализму, который также сосредоточен на вопросах создания смысла. Но структурализм зародился как оппозиция феноменологии

Постструктурализм
Когда структурализм стал направлением или «школой», теоретики структурализма от него дистанцировались. Стало ясно, что работы мнимых структуралистов не соответствуют идее структурализма как попытки

Деконструктивизм
Термин «постструктурализм» применяется в отношении широкого круга теоретических дискурсов, содержащих критику понятий объек­тивного знания и субъекта, способного к самопознанию. Таким обра­зом, сов

Феминистская теория
Поскольку феминизм считает своей обязанностью разрушить оппози­цию «мужчина – женщина» и другие оппозиции, связанные с ней на всем протяжении существования западной культуры, то это направ­ление пр

Психоанализ
Теория психоанализа повлияла на литературоведение и как на способ интерпретации, и как на теорию языка, идентичности и субъекта. С одной стороны, психоанализ, наряду с марксизмом, стал наиболее вли

Марксизм
В отличие от Соединенных Штатов, в Великобританию постструктура­лизм проник не в работах Деррида, а затем – Лакана и Фуко, а при посредстве марксистского теоретика Луи Альтюссера. Воспринятый в кон

Новый историзм / культурный материализм
В Великобритании и Соединённых Штатах 1980–1990-е годы были от­мечены возникновением мощной, теоретически обоснованной исто­рической критики. С одной стороны, появился британский культур­ный мат

Постколониальная теория
Сходный ряд вопросов рассматривает постколониальная теория, ко­торая представляет собой попытку разобраться в проблемах, порож­дённых европейской колониальной политикой и последующим пери­одом. Пос

Теория меньшинств
Одна из политических перемен, произошедших в стенах академичес­ких институтов Соединённых Штатов, заключалась в возрастании чис­ла исследований литературы этнических меньшинств. Основные уси­лия и

ТЕКСТОЛОГИЯ
Текстология (от лат. textus – ткань, сплетение; гр. logos – слово, понятие) – филологическая дисциплина, изучающая рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критических, публи

Сюжет и композиция
  АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А.Блок), а может служить при­

Язык художественной литературы
АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, разновидность метафоры. Аллегория фик­сирует условный образ: в баснях лиса – хитрость, осёл – глупость и т.п. Аллегория используется также в сказках, притчах, сатире.

Основы стиховедения
АКРОСТИХ – стихотворение, у которого начальные буквы каждого стиха по вертикали образуют слово или фразу: Ангел лег у края небосклона, Наклонясь,

Литературный процесс
АВАНГАРДИЗМ – общее название ряда течений в искусстве XX в., которые объединяет отказ от традиций предшественников, в пер­вую очередь реалистов. Принципы авангардизма как литературно-художественног

Общие литературоведческие понятия и термины
АВТОНИМ – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом. Алексей Максимович Пешков (псевдоним Максим Горький). АВТОР – 1. Писатель, поэт – создатель литературного произведения; 2. Повеств

ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамович Г. Л Введение в литературоведение. М, 1975. Аристотель. Риторика // Аристотель и античная литература. М., 1978. 3. Арнхейм Р. Язык, образ и конкретная поэзия

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги