СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят от фонетических особенностей языка.

1. Метрическая или античная система характерна для древнегреческого и древнеримского языков, в которых были долгие и краткие гласные. Ритм в строке создавался повторением стоп, состоящих из равного количества долгих и кратких слогов. Стопы были разные и могли включать от двух до четырех слогов.

Двухсложные стопы – хорей или трохей (–U), ямб (U–), спондей (- -), пиррихий (U U);

трехсложные - дактиль (–U U), амфибрахий (U – U), анапест (U U –), бакхий - - U), антибакхий (U - -), амфимакр (– U –), моллос (---).

Четырехсложных стоп было 17 видов, перечислять их нет необходимости.

Наиболее популярным размером в античной поэзии был гекзаметр- шестистопный дактиль с неполной последней стопой и цезурой посередине:

- U U | - U U | - || U U | - U U | - U U | - U

Гекзаметром написаны «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия. Часто в сочетании с гекзаметром использовался пентаметр,состоявший из пяти стоп:

- U U | - U U | - || - U U | - U U | -

Античные стихи не читались, а пелись и не имели рифм.

Метрическая система характерна для некоторых современных языков, в частности арабского. В начале XVII века известный русский ученый Мелетий Смотрицкий (1578 -1633), автор первой грамматики русского языка, сделал попытку применить эту систему к русской поэзии, однако из этого ничего не вышло, так как огга не соответствовала звуковым особенностям русской речи.

2. Тоническая система (от гр. tonos – ударение) основана на чередовании ударений в строке, создающих ритм. Она характерна для языков, в которых ударные слоги качественно отличаются от безударных, а ударения не имеют постоянного места в слове. К ним относятся русский, украинский, немецкий и некоторые другие языки. Как известно, ударения бывают трех видов: грамматическое выделение голосом гласного звука в слове (вода), логическое выделение голосом определенного слова в предложении и ритмическое - выделение голосом определенных речевых единиц, придающих речи музыкально-ритмический характер.

Тоническая система с древних времен утвердилась в народной поэзии.

Как во славном | городе | во Киеве,

У ласкового | князя | Володимира ...

Былина напевалась под аккомпанемент гуслей, и в строке отчетливо видны три ритмические ударения. Кстати, в литературе принято обозначать только ударные слоги, однако такое обозначеггие не всегда правильно передает ритмическую структуру стиха. Ритмическое ударение часто охватывает несколько слов, в каждом из которых есть свое ударение. Поэтому предлагаемое нами обозначение представляется более точным: