рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - раздел Литература, НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Тема Эта Весьма Обширна. Но В Этом Разделе Мы Ограничимся Лишь Самым Необходи...

Тема эта весьма обширна. Но в этом разделе мы ограничимся лишь самым необходимым.

Литературное развитие обычно обозначается термином «литературный процесс». Итак, литературный процесс – это совокупность общезначимых изменений в литературной жизни (как творчестве писателей, так и в литературном сознании общества), т.е. динамика литературы в большом историческом времени.

Учёные на протяжении последних десятилетий (прежде всего С.С.Аверинцев) выдвинули и обосновали концепцию, дополняющую и в какой-то степени пересматривающую привычные представления о стадиях литературного развития. Здесь в большей мере, чем раньше, учитываются, во-первых, специфика словесного искусства и, во-вторых, опыт неевропейских регионов и стран. В имеющей итого­вый характер коллективной статье 1994 г. «Категории поэтики в смене литературных эпох» выделены и охарактеризованы три стадии всемир­ной литературы.

Первая стадия – это «архаический период», где безусловно вли­ятельна фольклорная традиция. Здесь преобладает мифопоэтическое художественное сознание и еще отсутствует рефлексия над словесным искусством, а потому нет ни литературной критики, ни теоретических штудий, ни художественно-творческих программ. Все это появляется лишь на второй стадии литературного процесса, начало которой положила литературная жизнь Древней Греции середины I тысячеле­тия до н.э. и которая продолжалась до середины XVIII в. Этот весьма длительный период отмечен преобладанием традиционализма худо­жественного сознания и «поэтики стиля и жанра»: писатели ориен­тировались на заранее готовые формы речи, отвечавшие требованиям риторики, и были зависимы от жанровых канонов. В рамках этой второй стадии, в свою очередь, выделяются два этапа, рубежом между которыми явилось Возрождение (здесь, заметим, речь идет по преимуществу о европейской художественной культуре). На втором из этих этапов, пришедшем на смену средневе­ковью, литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному (хотя еще в рамках традиционализма); литература в большей мере становится светской.

И, наконец, на третьей стадии, начавшейся с эпохи Просвеще­ния и романтизма на авансцену выдвигается «индивидуально-твор­ческое художественное сознание». Отныне доминирует «поэтика автора», освободившегося от всевластия жанрово-стилевых предпи­саний риторики. Здесь литература, как никогда ранее, «предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке»; наступает эпоха индивидуально-авторских стилей; литера­турный процесс теснейшим образом сопрягается «одновременно с личностью писателя и окружающей его действительностью»[1]. Все это имеет место и в романтизме, и в реализме XIX столетия, а в немалой мере и в модернизме нашего века. К этим явлениям литературного процесса мы и обратимся.

Известно, что разные народы проходят в своей социаль­ной жизни аналогичные, хотя и не тождественные, ступени, стадии исторического развития. На этих ступенях их соци­альная жизнь во всей ее противоречивости имеет некоторые общие свойства. Отсюда во взглядах, идеалах, идейных на­строениях общественности разных народов также проявля­ются какие-то общие особенности. Эти взгляды и идеалы становятся предпосылками творчества писателей разных стран. Тогда в самом их творчестве, в содержании и форме произведений также могут быть те или иные черты сходства. Так возникают стадиальные общности в литературе разных народов. На их основе, в их пределах в разных литературах, конечно же, проявляются вместе с тем и национальные осо­бенности литературы разных народов, их национальное сво­еобразие. Это своеобразие вытекает из своеобразия идейного и культурного развития того или другого народа.

Такова основная закономерность мирового литературно­го развития. Её можно сформулировать следующим образом: в процессе исторической эволюции на определённых стадиях развития общества литературы разных народов проявляют те или иные общие черты, вызванные сходством социальной жиз­ни, и одновременно они имеют национальные особенности, вы­текающие из своеобразия культуры каждого народа.

При всей стадиальной общности литературы отдельных народов отличаются не только национальным своеобрази­ем, но и заключают в себе внутренние идейно-художествен­ные различия.

Различия в каждой национальной литературе, на той или иной стадии её исторического развития, возникают потому, что писатели, создающие эту национальную литерату­ру, принадлежат обычно к разным социальным слоям и об­щественным движениям. Вследствие этого у них возникают различные общественные взгляды, идеалы, идейные стрем­ления. Эти взгляды становятся «предпосылками» их творче­ства и выражаются в разных художественных замыслах, при­водят к созданию произведений, отличающихся по содер­жанию и форме, по своему стилю. Это также закономер­ность исторического развития национальных литератур.

Черты общности, например, нетрудно увидеть в разви­тии европейских литератур раннего средневековья време­ни с VI по XII в. н.э. Народы Европы, говорящие на роман­ских, германских, славянских языках, переживали тогда в своей общественной жизни разложение родового строя, а затем зарождение и формирование феодального строя, со­провождаемого междоусобными войнами. Эти народы — одни раньше, другие позднее — переживали замену старой, языческой мифологии с её многобожием христианским верова­нием в единого бога. А это вело к возникновению и усиле­нию значения церкви и духовенства. Поэтому в национальных литературах раннего средневековья легко различались две идейно-творческие традиции: первая — это церковная лите­ратура, основным жанром которой были "жития" святых, написанные в стихах и прозе; вторая — это светская лите­ратура — воинские повести и поэмы о национально-исто­рических событиях и их героях.

Идейная направленность церковной и светской литера­туры была различна. В "житиях" характеры изображались в религиозно-моралистическом плане, им были свойственны смирение, стойкость в борьбе с мирскими соблазнами (напр., старофранц. "Житие святого Алексея"). В светских произве­дениях воплощался идеал рыцарской доблести и преданно­сти интересам родины (старофранц. "Песнь о Роланде"), идеал национальной целостности и независимости своей страны (древнерус. "Слово о полку Игореве"). При этом цер­ковные и светские произведения, при всём их различии, имели и общие черты. Не только отвлечённые образы рели­гиозных подвижников в "житиях", но и конкретные образы национальных героев в воинских повестях и поэмах больше соответствовали идеалам их авторов, чем обстоятельствам реальной жизни того времени.

Следующий период культурного и идейного развития стран Западной и Центральной Европы — эпоха Возрожде­ния, или Ренессанс. Она охватывает XIV-XVI вв. Отличительные черты литературы этого периода: светский характер, гуманистическое мировоззрение, утвер­ждение человека как высшего качала мироздания, обраще­ние к культуре.

Ярким примером глубокого различия идейно-литератур­ных позиций писателей, а отсюда их жанров и стилей в рам­ках одной национальной литературы, может быть творче­ство испанских писателей эпохи Возрождения (Ренессанса). Одни из этих писателей прославили себя произведениями романтического эпоса, другие — разными жанрами драма­тургии.

Крупнейшим эпическим писателем позднего испанского Возрождения был Мигель дс Сервантес с его реалистичес­ким романом "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" (нач. XVII в.). Роман в соответствии с прогрессивно-демократическими взглядами автора был задуман как паро­дия на уже устаревшие тогда рыцарские романы, на тип рыцаря, совершавшего во имя своей "дамы" невероятные и даже смешные подвиги. По ходу действия в герое романа обнаруживается всё большая нравственная сила, вызываю­щая к нему сочувствие читателей. Этот образ принёс писа­телю мировую известность.

Иными особенностями содержания и формы отличаются драматургические произведения Лопе де Вега. Стихийный демократизм взглядов автора противоречиво сочетался с признанием национального значения королевской власти. Эти взгляды проявлялись в пьесах на исторические сюжеты. В особенности в его социальной драме "Овечий источник" ("Фуенте Овехуна"). В многочисленных пьесах с современ­ной тематикой, получивших название "комедий плаща и шпаги", Лопе де Вега посредством острых конфликтов люб­ви, ревности, соперничества изображал частную жизнь ис­панского дворянства, гуманистически раскрывал полноту и силу чувств человеческих личностей. Лучшие из этих пьес - "Собака на сене", "Валенсианская вдова".

 

 

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ярким примером стадиальной общности словесно-худо­жественного творчества разных народов является античная европейская литература. Она создавалась древними греками и римлянами, жившими вусловиях рабовладельческого ук­лада, на протяжении большой исторической эпохи, охва­тившей целое тысячелетие, — с VII в. до н.э. по IIIв. н.э.

Несмотря на политические различия в общественной жизни Греции и Рима, в их литературе можно отмстить су­щественные общие свойства. Античная литература была в основном мифологической по своей образности и почти все­цело стихотворной по форме. В представлениях античного общества боги, бывшие ранее олицетворёнными силами природы, становились высшими духовными существами — покровителями и судьями людей в их общественной жизни.

Вместе с тем миросозерцание древних греков и римлян было в основном общественным, гражданским. Люди того времени рассматривали себя как представителей общества и его сословий, как участников отношений и событий граж­данской жизни. И они стремились утверждать в себе и дру­гих общественные достоинства и добродетели и порицать пороки. Образы богов и героев древности часто выражали у античных писателей современное им социальное содержа­ние, противоречия их общественной жизни. Раскрытие жи­вой современной действительности в отвлечённых мифоло­гических образах становилось принципом отражения жизни.Возвеличение гражданской современности в "высоких" жан­рах (в поэмах, трагедиях, одах) делало содержание антич­ной литературы в основном возвышенным, героическим, трагическим, а её форму — художественной, патетической.

Античные авторы видели в изображаемых лицах неизмен­ные родовые и сословные черты, а в борьбе этих лиц — проявление вечных, сверхличных сил (воли богов, предназ­начений судьбы). Это приводило к отвлечённости характе­ристик героев и к предрешённости развязок конфликтов.

Наивысшего расцвета древнегреческая литература достиг­ла в VI-V вв. до н.э. в творчестве Гомера (поэмы "Илиада" и "Одиссея"), лирических поэтов Сапфо и Анакреонта, а в У-ГУ вв. до н.э. — в произведениях афинских драматургов Эсхила, Софокла, Еврепида, Аристофана. В римской лите­ратуре подобным периодом был I в. до н.э., когда творили крупнейшие поэты — Вергилий, Гораций, Овидий.

 

Обратите внимание на особенности летоисчисления древних эпох. «Наша эра» ведёт начало с I века н.э. (от Рождества Христова). Обозначается: I в.н.э., II в.н.э…. ХХ в. До I в.н.э. отсчёт идёт в обратной хронологии: чем дальше в глубь веков, тем большая цифра соответствует этому века. Обозначается: V в. до н.э., IV в. до н.э., III в. до н.э.

КЛАССИЦИЗМ

Литературное развитие разных народов шло в направле­нии создания творческих программ группами писателей. Эти программы содержали основные требования (принципы) к литературному творчеству, имели обобщающее значение и соответствовали идейно-художественным стремлениям пи­сателей, воплощающих эти принципы в своих произведени­ях. Иначе говоря, в национальных литературах со временем начинают складыватьсялитературные направления.

Литературное направление – это произведения писателей той или иной страны и эпохи, достигшие осознания твор­ческих принципов, которые нашли своё отражение в созда­нии эстетической программы, выражающей идейно-творчес­кие стремления этих писателей.

Первое литературное направление сложилось во Фран­ции в конце XVII - начале XVIII вв, когда впервые в исто­рии группа писателей возвысилась до осознания своих твор­ческих принципов. Это направление получило название "классицизм". Сила это направления заключалась в том, что писатели-классицисты обладали законченной и отчётливой системой гражданских убеждений и последовательно выра­жали их в своём творчестве. Они создали поэтому соответ­ствующую литературную программу. В период становления французского классицизма его творческим "законодателем" был поэт Ф.Малерб, а затем, во второй половине XVII в., его выдающимся теоретиком стал Н.Буало.

Социальной предпосылкой классицизма явилась поли­тическая обстановка во Франции, когда вокруг королевс­кой власти, достигшей политического абсолютизма, объе­динились общенациональные интересы. Деятельность влас­ти, по мысли Малерба, есть проявление общечеловеческих законов разума, гражданского сознания. Это рационалисти­ческое мировоззрение идейно поддерживало существующий консервативно-феодальный строй. Оно же требовало от ху­дожественного творчества гражданского служения, следо­вания идее нравственного долга перед обществом и одно­временно следования принципам разумности - строгости и ясности мысли, стройности композиции и чистоты речи.

Программа французского классицизма была изложена в стихотворном трактате Н.Буало "Поэтическое искусство" (1674). Творческую программу Буало разде­ляли, в той или иной мере, и другие писатели, в частности создатели драматургии французского классицизма - П.Корнель, Ж.Расин, Ж.Мольер.

В основе программы классицистов лежал принцип ''чис­тоты жанров" литературы. Литературные произведения де­лились на "высокие жанры" (оды, поэмы, трагедии) и "низ­кие жанры" (сатиры, басни, комедии). Каждый жанр, по убеждению Н.Буало, должен иметь свою особенную идей­но-эмоциональную направленность и соответствующую ей художественную форму.

Следующий принцип требовал от поэтов и драматургов в разработке целостной системы жанров опираться на твор­ческие достижения античной литературы. Произведения Го­мера, Софокла или Горация, Федра, Аристофана должны стать для них классическими образцами.

Особенно важным считалось тогда требование единства времени, места и действия, которое должны были соблю­дать драматурги в своих произведениях.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ)

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

ВВЕДЕНИЕ... НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ... Введение в литературоведение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности предмета литературы
1. Живая целостность. Ученый дробит предмет, изучает человека по частям: анатом - строение тела, психолог - психическую деятельность и т.д. В литературе человек предстает в живом и целостном

Особенности художественного образа
1. Конкретность - отражение индивидуальных качеств предметов и явлений. Конкретность делает образ узнаваемым, непохожим на другие. В образе человека это внешность, своеобразие речи

Средства создания образа-персонажа
1. Портрет- изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенност

Литературные роды и жанры
Следует говорить о различии трёх родов ли­тературы по содержанию, а именно, по аспекту познания и воспроизведения жизни. В силу этого общие принципы творческой типизации жизни в каждом роде проявля

Жанры эпических произведений
Миф(от гр. mythos - слово, речь) один из древнейших видов фольклора, фантастический рассказ, объясняющий в образной форме явления окружающего мира. Легенда

Жанры лирических произведений
Песня - небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения. Жанр песни своими корнями уходит в глубокую древность. Различают песни фольклорные и литературные.

Жанры драматических произведений
Трагедия (от гp. Tragos - козел и ode - песня) - один из видов драмы, в основе которой лежит непримиримый конфликт необычной личности с непреодолимыми внешними обстоятельствами. Об

Жанр и стиль литературного произведения
Вопрос о жанре произведения - один из наиболее сложных в курсе, он по-разному освещается в учебниках, поскольку в сов­ременной науке нет единства в понимании этой категории. Между тем это одна из д

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Художественная литература существует в форме литературных произведений. Основные свойства литературы, о которых шла речь в первом разделе, проявляются в каждом отдельно взятом произведении. Художес

Особенности темы
1. Социально-историческаяобусловленность. Писатель не выдумывает темы, а берет их из самой жизни, точнее, сама жизнь подсказывает ему темы. Так, в XIX веке актуальной была тема кре

Особенности идеи
1. Мы сказали, что идея - основная мысль произведения. Такое определение правильно, однако оно нуждается в уточнении. Нужно иметь в виду, что идея в художественном произведении выражается очень сво

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Целостность художественного произведения достигается различными средствами. В ряду этих средств важная роль принадлежит композиции и сюжету. Композиция(от лат. componere -

Художественная речь
Филологи различают язык и речь. Язык - это запас слов и грамматические принципы их сочетания, исторически изменяющиеся. Речь - это язык в действии, это высказывание, выражение мыс­лей и чувств на д

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
1. Образность.Слово в художественной речи содержит не только значение, но в сочетании с другими словами создаст образ предмета или явления. Общепринятое значение предмета приобрета

Лексические ресурсы литературного языка
Как было отмечено, основу языка художественной литературы составляет литературный язык. Литературный язык располагает богатыми лексическими ресурсами, позволяющими писателю выразить тончайшие опенк

МЕТАФОРА
Наиболее распространённый троп, основанный на принципе сходства, реже – контраста явлений; часто используется в обиходной речи. Искусство слова для оживления стиля и активизации восприятия использу

Разновидности метафоры
Олицетворение-уподобление неодушевленного предмета живому существу. Ночевала тучка золотая На груди утеса великана (М.Лермонтов)

Разновидности метонимии
1) Замена названия произведения именем его автора. Читать Пушкина, изучать Белинского. 2) Замена названия людей названием страны, города, определенного места. Украина

Основные виды фигур
1. Повторение - повторение слова или группы слов с целью придать им особое значение. Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново. Я люблю

Ритмичность художественной речи
Учебные пособия хорошо ориентируют студента в сложных вопросах ритмической упорядоченности художественной речи - прозаической и стихотворной. Как и в предыдущих разделах кур­са, важно учитывать общ

Особенности стихотворной речи
1. Особая эмоциональная выразительность. Стихотворная речь -эффектная по своей сути. Стихи создаются в состоянии душевного волнения и передают душевное волнение. Л.Тимофеев в своей книге «Очерки те

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят о

Свободный стих
В конце XIX века в русской поэзии утвердился так называемый свободный стих или верлибр (от фр. Vers - стих, librе - свободный), в котором нет внутренней симметрии строк, как в силлабо-тонической си

XIX—XX ВВ.
В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие литературы шло под знаком романтизма, который противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. Первоначально романтизм

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
Теория литературы – это не набор разрозненных идей, а организо­ванная сила. Теория существует в сообществах читателей и писателей в качестве дискурсивной практики, неразрывно связанной с образо­ват

Новая критика
Явление, получившее название «новой критики», возникло в Соеди­нённых Штатах в 1930–1940-х годах (к этому же времени относится появление в Англии трудов И.А.Ричардса и Уильяма Эмпсона). «Но­вые кри

Феноменология
Истоки феноменологии мы находим в работах философа начала XX века Эдмунда Гуссерля. Это направление пытается обойти проблему разделения субъекта и объекта, сознания и окружающего мира путём сосредо

Структурализм
Литературоведение, ориентированное на читателя, в чём-то сродни структурализму, который также сосредоточен на вопросах создания смысла. Но структурализм зародился как оппозиция феноменологии

Постструктурализм
Когда структурализм стал направлением или «школой», теоретики структурализма от него дистанцировались. Стало ясно, что работы мнимых структуралистов не соответствуют идее структурализма как попытки

Деконструктивизм
Термин «постструктурализм» применяется в отношении широкого круга теоретических дискурсов, содержащих критику понятий объек­тивного знания и субъекта, способного к самопознанию. Таким обра­зом, сов

Феминистская теория
Поскольку феминизм считает своей обязанностью разрушить оппози­цию «мужчина – женщина» и другие оппозиции, связанные с ней на всем протяжении существования западной культуры, то это направ­ление пр

Психоанализ
Теория психоанализа повлияла на литературоведение и как на способ интерпретации, и как на теорию языка, идентичности и субъекта. С одной стороны, психоанализ, наряду с марксизмом, стал наиболее вли

Марксизм
В отличие от Соединенных Штатов, в Великобританию постструктура­лизм проник не в работах Деррида, а затем – Лакана и Фуко, а при посредстве марксистского теоретика Луи Альтюссера. Воспринятый в кон

Новый историзм / культурный материализм
В Великобритании и Соединённых Штатах 1980–1990-е годы были от­мечены возникновением мощной, теоретически обоснованной исто­рической критики. С одной стороны, появился британский культур­ный мат

Постколониальная теория
Сходный ряд вопросов рассматривает постколониальная теория, ко­торая представляет собой попытку разобраться в проблемах, порож­дённых европейской колониальной политикой и последующим пери­одом. Пос

Теория меньшинств
Одна из политических перемен, произошедших в стенах академичес­ких институтов Соединённых Штатов, заключалась в возрастании чис­ла исследований литературы этнических меньшинств. Основные уси­лия и

ТЕКСТОЛОГИЯ
Текстология (от лат. textus – ткань, сплетение; гр. logos – слово, понятие) – филологическая дисциплина, изучающая рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критических, публи

Сюжет и композиция
  АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А.Блок), а может служить при­

Язык художественной литературы
АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, разновидность метафоры. Аллегория фик­сирует условный образ: в баснях лиса – хитрость, осёл – глупость и т.п. Аллегория используется также в сказках, притчах, сатире.

Основы стиховедения
АКРОСТИХ – стихотворение, у которого начальные буквы каждого стиха по вертикали образуют слово или фразу: Ангел лег у края небосклона, Наклонясь,

Литературный процесс
АВАНГАРДИЗМ – общее название ряда течений в искусстве XX в., которые объединяет отказ от традиций предшественников, в пер­вую очередь реалистов. Принципы авангардизма как литературно-художественног

Общие литературоведческие понятия и термины
АВТОНИМ – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом. Алексей Максимович Пешков (псевдоним Максим Горький). АВТОР – 1. Писатель, поэт – создатель литературного произведения; 2. Повеств

ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамович Г. Л Введение в литературоведение. М, 1975. Аристотель. Риторика // Аристотель и античная литература. М., 1978. 3. Арнхейм Р. Язык, образ и конкретная поэзия

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги