Сюжет и композиция

 

АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А.Блок), а может служить при­емом создания всего произведения в целом. Таково противопос­тавление двух частей стихотворения А.Пушкина «Деревня» (1819), где в первой рисуются картины прекрасной природы, мирной и счастливой, а во второй – по контрасту – эпизоды из жизни бес­правного и жестоко угнетенного русского крестьянина.

АРХИТЕКТОНИКА – взаимосвязь и соразмерность основных частей и элементов, составляющих литературное произведение.

ДИАЛОГ – разговор, беседа, спор двух или нескольких персонажей произведения.

ЗАВЯЗКА – элемент сюжета, означающий момент возникновения конфликта, начала событий, изображенных в произведении.

ИНТЕРЬЕР – композиционное средство, воссоздающее обстановку в помещении, где происходит действие.

ИНТРИГА – движение души и действия персонажа, имеющие целью поиски смысла жизни, истины и др., – своеобразная «пружина», движущая действие в драматическом или эпическом произведении и сообщающая ему занимательность.

КОЛЛИЗИЯ – столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов персонажей художественного произведения.

КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения, опре­деленная система в расположении его частей. Различаются компо­зиционные средства (портреты действующих лиц, интерьер, пей­заж, диалог, монолог, в том числе внутренний) и композиционные приёмы (монтаж, символ, поток сознания, самораскрытие персо­нажа, взаимораскрытие, изображение характера героя в динамике или в статике). Композиция обусловливается особенностями та­ланта писателя, жанром, содержанием и целью произведения.

КОМПОНЕНТ – составная часть произведения: при его анализе, на­пример, может идти речь о компонентах содержания и компонен­тах формы, иногда взаимопроникающих.

КОНФЛИКТ – столкновение мнений, позиций, характеров в произ­ведении, движущее, подобно интриге и коллизии, его действие.

КУЛЬМИНАЦИЯ – элемент сюжета: момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения.

ЛЕЙТМОТИВ – главная мысль произведения, неоднократно повторя­емая и подчеркиваемая.

МОНОЛОГ – пространная речь действующего лица в литературном произведении, обращенная в отличие от монолога внутреннего к окружающим. Примером внутреннего монолога может служить первая строфа романа А.Пушкина «Евгений Онегин»: «Мой дядя самых честных правил...» и т.д.

МОНТАЖ – композиционный прием: составление произведения или его раздела в одно целое из отдельных частей, отрывков, цитат. Примером может служить книга Евг. Попова «Прекрасность жиз­ни».

МОТИВ – один из компонентов художественного текста, часть темы произведения, чаще других приобретающая символическое значе­ние. Мотив дороги, мотив дома и т.п.

ОППОЗИЦИЯ – вариант антитезы: противодействие, противопостав­ление взглядов, поведения персонажей на уровне характеров (Онегин – Ленский, Обломов – Штольц) и на уровне понятий («венок – венец» в стихотворении М.Лермонтова «Смерть поэта»; «казалось – оказалось» в рассказе А.Чехова «Дама с собачкой»).

ПЕЙЗАЖ – композиционное средство: изображение в произведении картин природы.

ПОРТРЕТ – 1. Композиционное средство: изображение внешности пер­сонажа – лицо, одежда, фигура, манера поведения и т.п.; 2. Лите­ратурный портрет – один из прозаических жанров.

ПОТОК СОЗНАНИЯ – композиционный приём, используемый в ос­новном в литературе модернистских направлений. Область его применения – анализ сложных кризисных состояний духа челове­ка. Мастерами «потока сознания» признаны Ф.Кафка, Дж. Джойс, М.Пруст и др. В отдельных эпизодах этот прием может использо­ваться и в реалистических произведениях – Артём Веселый, В.Ак­сёнов и др.

ПРОЛОГ – внесюжетный элемент, описывающий события или уча­ствующих лиц перед началом действия в произведении («Снегу­рочка» А.Н.Островского, «Фауст» И.В.Гёте и др.).

РАЗВЯЗКА – элемент сюжета, фиксирующий момент разрешения конфликта в произведении, итог развития событий в нем.

РЕТАРДАЦИЯ – композиционный прием, задерживающий, останав­ливающий или возвращающий(Вспять развитие действия в произ­ведении. Осуществляется включением в текст различного рода от­ступлений лирического и публицистического характера («Повесть о капитане Копейкине» в «Мёртвых душах» Н.Гоголя, автобиог­рафические отступления в романе А.Пушкина «Евгений Онегин» и т.п.).

СЮЖЕТ – система, порядок развития событий в произведении. Его основные элементы: пролог, экспозиция, завязка, развитие дей­ствия, кульминация, развязка; в отдельных случаях возможен эпилог. Сюжет раскрывает в произведении причинно-следствен­ные связи в отношениях между персонажами, фактами и собы­тиями. Для оценки различного рода сюжетов могут быть исполь­зованы такие понятия, как интенсивность сюжета, «бродячие» сюжеты.

ТЕМА – предмет изображения в произведении, его материал, указы­вающий место и время действия. Главная тема, как правило, кон­кретизируется тематикой, т.е. совокупностью частных, отдельных тем.

ФАБУЛА – последовательность развертывания событий произведения во времени и в пространстве.

ФОРМА – определенная система художественных средств, раскрыва­ющая содержание литературного произведения. Категории формы — сюжет, композиция, язык, жанр и т.д. Форма как способ суще­ствования содержания литературного произведения.

ХРОНОТОП – пространственно-временная организация материала в художественном произведении.

ЦЕНТОН – приём использования автором цитат из произведений дру­гих писателей и поэтов:

 

Лысый с белой бородою – И.Никитин

Старый русский великан – М.Лермонтов

С догарессой молодою – А.Пушкин

Упадает на диван – Н.Некрасов

 

Используется чаще всего в произведениях постмодернистских:

Под ним струя,

Но не лазури,

Над ним амбре –

Ну нету сил.

Он, все отдав литературе,

Сполна плодов ее вкусил.

 

Гони, мужик, пятиалтынный,

И без нужды не раздражай.

Свободы сеятель пустынный

Сбирает скудный урожай.

И.Иртеньев

 

ЭКСПОЗИЦИЯ – элемент сюжета: обстановка, обстоятельства, поло­жения действующих лиц, в которых они находятся до начала дей­ствия в произведении.

ЭПИГРАФ – пословица, цитата, чье-либо высказывание, помещае­мое автором перед произведением или его частью, частями, при­званное указать на его замысел: «...Так кто ж ты наконец? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гёте. «Фауст» – эпиграф к роману М.Булгакова «Мастер и Мар­гарита».

ЭПИЛОГ – элемент сюжета, описывающий события, происшедшие после окончания действия в произведении (иногда через многие годы – И.Тургенев. «Отцы и дети»).