рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основы стиховедения

Основы стиховедения - раздел Литература, НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Акростих – Стихотворение, У Которого Начальные Буквы Каждого Стиха По Вертика...

АКРОСТИХ – стихотворение, у которого начальные буквы каждого стиха по вертикали образуют слово или фразу:

Ангел лег у края небосклона,

Наклонясь, удивляется безднам.

Новый мир был темным и беззвездным.

Ад молчал. Не слышалось ни стона.

 

Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье,

Миру снов досталось в обладанье

Ангела святое отраженье.

 

Тесно в мире! Пусть живет, мечтая

О любви, о грусти и о тени,

В сумраке предвечном открывая

Азбуку своих же откровений.

Н. Гумилев

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ – система двустиший; шестистопный ямб с рядом парных стихов по принципу чередования мужских и женских пар: ааББввГГ...

Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару:

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит,

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птоломей,

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»

Он дал такой ответ: «В том, что Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

М. Ломоносов

Александрийский стих использовался главным образом в высо­ких классицистических жанрах – трагедиях, одах и т.п.

АМФИБРАХИЙ (греч. «amphi» – кругом; «brachy» – краткий; букваль­ный перевод: «с двух сторон краткий») – трёхсложный размер с ударением на 2-м, 5-м, 8-м, 11-м и т.д. слогах.

Жил малень / кий мальчик Был ростом / он с пальчик. Лицом был / красавчик, – Как искры / глазенки, Как пух во / лосенки...

В.А. Жуковский (двустопный амфибрахий)

АНАПЕСТ (греч. «anapaistos» – отраженный назад) – трёхсложный размер с ударением на 3-м, 6-м, 9-м, 12-м и т.д. слогах.

Ни страны, / ни погос / та Не хочу / выбирать. На Василь / евский ос /тров Я приду / умирать.

И.Бродский (двустопный анапест)

АССОНАНС – неточная рифма, основанная на созвучии корней слов, а не окончаний:

Студенту хочется послушать Скрябина,

И вот полмесяца живет он скрягою.

Е.Евтушенко

АСТРОФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ – текст стихотворного произведения, не разбитый на строфы (Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» и др.).

БАНАЛЬНАЯ РИФМА – часто встречающаяся, примелькавшаяся рифма; звуковой и смысловой трафарет. «...Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. «Пламень» неминуемо та­щит за собою «камень». Из-за «чувства» выглядывает непременно «искусство». Кому не надоели «любовь» и «кровь», «трудный» и «чудный», «верный» и «лицемерный» и проч.» (А. Пушкин «Путе­шествие из Москвы в Петербург»).

БЕДНАЯ РИФМА – в ней созвучны лишь ударные гласные: «вблизи» – «земли», «она» – «душа» и т.д. Иногда бедную рифму называют «достаточной» рифмой.

БЕЛЫЙ СТИХ – стих без рифмы:

Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает;

Но и любовь мелодия...

А.Пушкин

В русской поэзии белый стих появился в XVIII в. (В.Тредиаковский), в XIX в. использовался А.Пушкиным («Вновь я посетил...»), М.Лермонтовым («Песня про царя Ивана Васильевича...»), Н.Не­красовым («Кому на Руси жить хорошо») и др. В XX в. белый стих представлен в творчестве И.Бунина, Саши Черного, О.Мандель­штама, А.Тарковского, Д.Самойлова и др.

БРАХИКОЛОН – односложный стих, используемый для передачи энергичного ритма или как шуточная форма.

Лоб –

Мел.

Бел

Гроб.

Спел

Поп.

Сноп

Стрел –

День

Свят!

Склеп

Слеп

Тень –

В ад!

В.Ходасевич. «Похороны»

БУРИМЕ – 1. Стихотворение на заданные рифмы; 2. Игра, состоящая в составлении таких стихотворений. В процессе игры выполняются следующие условия: рифмы должны быть неожиданными и отли­чаться разнообразием; их нельзя не изменять, ни переставлять.

ВЕРЛИБР – свободный стих. В нём могут отсутствовать метр, рифма. Верлибр – стих, в котором единицей ритмической организации (строка, Рифма, Строфа) выступает интонация (напев в устном ис­полнении):

Я лежал на вершине горы,

Я был окружен землей.

Заколдованный край внизу

Все цвета потерял, кроме двух:

Светло-синий,

Светло-коричневый там, где по синему камню

писало перо Азраила,

Вкруг меня лежал Дагестан.

А. Тарковский

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА – созвучия, из которых одно (или оба) нахо­дятся внутри стиха. Внутренняя рифма бывает постоянной (появ­ляется в цезуре и определяет границу между полустишьями) и не регулярной (разбивает стих на отдельные ритмические неравные и непостоянные группы):

Если рея, пропадая,

Цепенея и блистая

Вьются хлопья снежные. –

Если сонно, отдалённо

То с упрёком, то влюблённо,

Звуки плачут нежные.

К.Бальмонт

ВОЛЬНЫЙ СТИХ – разностопный стих. Преобладающий размер воль­ного стиха – ямб с длиной стиха от одной до шести стоп. Эта фор­ма удобна для передачи живой разговорной речи и поэтому ис­пользуется преимущественно в баснях, стихотворных комедиях и драмах («Горе от ума» А.С. Грибоедова и др.).

Крестья / не, вы / шед из / терпень / я 4-стоп.

От ра / зорень / я, 2-стоп.

Что реч / ки им / и ру / чейки 4-стоп.

При во / допо / лье при / чиня / ли, 4-стоп.

Пошли / просить / себе / упра / вы у / Реки, 6-стоп.

В ко / тору / ю ручь / и реч / ки те / впада / ли 6-стоп.

И.Крылов

ВОСЬМИСТИШИЕ – строфа из восьми стихов с определенным спо­собом рифмовки. Подробнее см. Октава. Триолет.

ГЕКЗАМЕТР – шестистопный дактиль, излюбленный размер древне­
греческой поэзии:

Сын Громовержца и Леты – Феб, царем прогневленный

Язву на воинство злую навел: погибали народы.

Гомер. Илиада; пер. Н.Гнедича

Или

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой,

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

А.Пушкин

ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА– созвучие, в котором ударение падает на четвёртый и далее слог от конца стиха:

 

Идёт, Балда, покрякивает,

А поп, завидя Балду, вскакивает...

А.Пушкин

 

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – созвучие, в котором ударение падает на третий слог от конца стиха:

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного...

М.Лермонтов

ДАКТИЛЬ – трёхсложный размер с ударением на 1-м, 4-м, 7-м, 10-м и т.д. слогах:

Близился / сизый за / кат

Воздух был / нежен и / хмелен,

И оту / маненный / сад

Как-то о / собенно / зелен.

И.Анненский (3-стопный дактиль)

ДВУСТИШИЕ – 1. Строфа из двух стихов с парной рифмой:

 

Бледно-синий загадочный лик

На увядшие розы поник.

 

И светильники гроб золотят

И прозрачно струится их чад...

И.Бунин

2. Вид лирики; законченное стихотворение из двух стихов:

 

От других мне хвала – что зола,

От тебя и хула – похвала.

А.Ахматова

ДОЛЬНИК (Паузник) – стихотворный размер на грани силлабо-тони­ческого и тонического стихосложения. Основан на ритмическом повторении сильных (см. Икт) и слабых мест, а также перемен­ных пауз между ударными слогами. Диапазон междуиктовых ин­тервалов колеблется от 0 до 4-х безударных. Длина стиха определя­ется количеством ударных в строке. В широкое употребление доль­ник входит в начале XX в.:

Осень поздняя. Небо открытое,

И леса сквозят тишиной.

Прилегла на берег размытый

Голова русалки больной.

А.Блок (трёхударный дольник)

ЖЕНСКАЯ РИФМА – созвучие, в котором ударение падает на второй слог от конца стиха:

 

Эти скудные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Ф.Тютчев

ЗЕВГМА (с древнегреч. буквально «связка», «мост») – указание на об­щность различных поэтических форм, литературных направлений, видов искусства (см.: Бирюков С.Е. Зевгма: Русская поэзия от ма­ньеризма до постмодернизма. – М., 1994).

ИКТ – сильный ритмообразующий слог в стихе.

КАТРЕН – 1. Наиболее распространённая в русской поэзии строфа, состоящая из четырёх стихов: «Во глубине сибирских руд» А.Пуш­кина, «Парус» М.Лермонтова, «Что ты жадно глядишь на дорогу» Н.Некрасова, «Портрет» Н.Заболоцкого, «Снег идёт» Б.Пастерна­ка и др. Способ рифмовки может быть парным (аабб), кольцевым (абба), перекрестным (абаб); 2. Вид лирики; стихотворение из че­тырёх строк преимущественно философского содержания, выра­жающее законченную мысль:

До убедительности, до

Убийственности — просто:

Две птицы вили мне гнездо:

Истина — и Сиротство.

М.Цветаева

КЛАУЗУЛА – группа заключительных слогов в стихотворной строке.

ЛИМЕРИК – 1. Твёрдая форма строфы; пятистишие с двойным созву­чием по принципу рифмовки аабба. В литературу лимерик как вид шуточного стихотворения, повествующего о необычном происше­ствии, ввел английский поэт Эдвард Лир:

 

Жил один старичок из Марокко,

Видел он удивительно плохо.

– Это ваша нога?

– Сомневаюсь слегка, –
Отвечал старичок из Марокко.

 

2. Литературная игра, заключающаяся в составлении аналогич­ных шуточных стихотворений; при этом лимерик должен обяза­тельно начинаться со слов: «Жил-был...», «Жил один стари­чок...» и т.д.

ЛИПОГРАММА – стихотворение, в котором не употребляется какой-то определённый звук. Так, в стихотворении Г.Державина «Со­ловей во сне» отсутствует звук «р»:

Я на холме спал высоком,

Слышал глас твой, соловей;

Даже в самом сне глубоком

Внятен был душе моей:

То звучал, то отдавался,

То стенал, то усмехался

В слухе издалече он, —

И в объятиях Каллисты

Песни, вздохи, клики, свисты

Услаждали сладкий сон. <...>

МАКАРОНИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ – поэзия сатирической или пародий­ной направленности; комический эффект достигается в ней сме­шением слов из разных языков и стилей:

Вот в дорогу я пустилась:

В город Питер дотащилась

И промыслила билет

Для себя э пур Анет,

И пур Харитон ле медик

Сюр ле пироскаф «Наследник»,

Погрузила экипаж,

Приготовилась в вояж <...>

И. Мятлев («Сенсации и замечания г-жи Курдюковой за границею дан л'етранже»)

МЕСОСТИХ – стихотворение, в котором буквы в середине строки по вертикали образуют какое-либо слово.

МЕТР – определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. Видами метра в силлабо-тоническом стихо­сложении являются двухсложные (см. Хорей, Ямб), трехсложные (см. Дактиль, Амфибрахий, Анапест) и др. стихотворные размеры.

МЕТРИКА – раздел стиховедения, изучающий ритмическую органи­зацию стиха.

МОНОРИМ – стихотворение, использующее одну рифму:

Когда будете, дети, студентами,

Не ломайте голов над моментами,

Над Гамлетами, Лирами, Кентами,

Над царями и над президентами,

Над морями и над континентами,

Не якшайтесь там с оппонентами,

Поступайте хитро с конкурентами,

А как кончите курс эминентами

И на службу пойдете с патентами –

Не глядите на службе доцентами

И не брезгуйте, дети, презентами! <...>

А. Апухтин

МОНОСТИХ — стихотворение, состоящее из одного стиха.

I

Всевыразительность есть ключ миров и тайн.

II

Любовь огонь, и кровь огонь, и жизнь огонь, мы огненны.

К.Бальмонт

МОРА – в античном стихосложении единица времени для произнесе­ния одного краткого слога.

МУЖСКАЯ РИФМА – созвучие, в котором ударение падает на после­дний слог стиха:

 

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!

А.Пушкин

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – строфа из десяти стихов со способом риф­мовки АбАбВВгДДг:

О, вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих.

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

М. Ломоносов («Ода на день восшествия

на всероссийский престол ея величества

государыни-императрицы Елисаветы Петровны. 1747 г.»)

ОКТАВА – строфа из восьми стихов с тройным созвучием благодаря рифмовке абабабвв:

Гармонии стиха божественные тайны

Не думай разгадать по книгам мудрецов:

У брега сонных вод, один бродя, случайно,

Прислушайся душой к шептанью тростников,

Дубравы говору: их звук необычайный

Прочувствуй и пойми...

В созвучии стихов

Невольно с уст твоих размерные октавы

Польются, звучные, как музыка дубравы.

А.Майков

Октава встречается у Байрона, А. Пушкина, А. К. Толстого и др. по­этов.

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА – строфа, состоящая из 14 стихов (АбАбВВг-гДееДжж); создана А. Пушкиным (роман «Евгений Онегин»). Ха­рактерной приметой онегинской строфы является обязательное употребление четырехстопного ямба.

Пускай слыву я старовером,

Мне все равно – я даже рад:

Пишу Онегина размером:

Пою, друзья, на старый лад.

Прошу послушать эту сказку!

Её нежданную развязку

Одобрите, быть может, вы

Склоненьем легким головы.

Обычай древний наблюдая,

Мы благодетельным вином

Стихи негладкие запьем,

И пробегут они, хромая,

За мирною своей семьей

К реке забвенья на покой. <...>

М. Лермонтов (Тамбовская казначейша)

ПАЛИНДРОМ (греч. «palindromos» – бегу назад), или ПЕРЕВЕРТЕНЬ – слово, фраза, стих, одинаково читающиеся как слева направо, так и справа налево. На палиндроме может быть построена целая по­эма (В.Хлебников «Уструг Разина», В.Гершуни «Тать» и др.):

Хилее дух – худее лих,

хитер (особо ссоре тих).

Те – в сваре Вии. Вера в свет.

В.Пальчиков

ПЕНТАМЕТР – пятистопный дактиль. Употребляется в сочетании с гекзаметром как элегический дистих:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи.

Старца великого тень чую смущенной душой.

А.Пушкин

ПЕНТОН – пятисложная стопа, состоящая из одного ударного и че­тырех безударных слогов. В русской поэзии употребляется главным образом пентон третий, несущий ударение на третьем слоге:

Красным полымем

Заря вспыхнула;

По лицу земли

Туман стелется...

А.Кольцов

ПЕОН – четырёхсложная стопа, состоящая из одного ударного и трёх безударных слогов. Пеоны различаются по месту ударения – с первого по четвёртый:

(1)

Спите, полу / мёртвые у / вядшие цве / ты,

Так и не уз / навшие рас / цвета красо / ты,

Близ путей за / езженных взра / щенные творцом,

Смятые не / видевшим тя / жёлым коле / сом...

К.Бальмонт (пятистопный пеон первый)

(2)

Фонарики – / сударики,

Скажите-ка / вы мне,

Что видели, / что слышали

В ночной вы ти / шине?...

И. Мятлев (двустопный пеон второй)

(3)

Внемля ветру, / тополь гнётся, / с неба дождь о / сенний льется,

Надо мною / раздаётся / мерный стук ча / сов стенных;

Мне никто не / улыбнётся, / и тревожно / сердце бьётся,

И из уст не / вольно рвётся / монотонный / грустный стих;

И как тихий / дальний топот, / за окном я / слышу ропот,

Непонятный / странный шёпот / – шёпот капель / дождевых.

К.Бальмонт (четырёхстопный пеон третий)

Более употребим в русской поэзии третий пеон; пеон четвёртого вида как самостоятельный метр не встречается.

ПЕРЕНОС – ритмическое несовпадение; конец предложения не совпа­дает с концом стиха; служит средством создания разговорной ин­тонации:

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю

Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

Вопросами: тепло ль? Утихла ли метель?..

А.Пушкин

ПИРРИХИЙ – стопа с пропущенным ударением:

Буря / мглою / небо / кроет, Вихри / снежны / е кру / тя...

А.Пушкин (третья стопа второго стиха – пиррихий)

ПЯТИСТИШИЕ – строфа-четверостишие с двойным созвучием:

Как дымный столп светлеет в вышине! —

Как тень внизу скользит неуловима!..

«Вот наша жизнь, – промолвила ты мне,

– Не светлый дым, блестящий при луне,

А эта тень, бегущая от дыма...»

Ф. Тютчев

Видом пятистишия является Лимерик.

РИТМ – повторяемость, соразмерность одинаковых явлений через равные промежутки времени и пространства. В художественном произведении ритм реализуется на разных уровнях: сюжета, ком­позиции, языка, стиха.

РИФМА (Краесогласие) – одинаково звучащие клаузулы. Рифмы ха­рактеризуются по расположению (парная, перекрестная, кольце­вая), по ударению (мужская, женская, дактилическая, гипердак­тилическая), по составу (простые, составные), по звучанию (точ­ные, корневые или ассонанс), монорим и т.п.

СЕКСТИНА – строфа из шести стихов (абабаб). В русской поэзии встречается редко:

Царь-Огонь с Водой-Царицей. –

Мировая красота.

Служит День им белолицый

Ночью нежит темнота,

Полумгла с Луной-Девицей.

Им подножье – три кита. <...>

К. Бальмонт

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосложения, основанная на равном количестве слогов в чередующихся стихах. При большом количестве слогов вводится цезура, которая делит строку на две части. Силлабическое стихосложение используется преимущественно в языках, которые имеют постоянное ударение. В русской поэзии употреблялось в XVII—XVIII вв. С.Полоцким, А.Кантемиром и др.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосло­жения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Основные метры (размеры) – двуслож­ные (Ямб, Хорей) и трёхсложные (Дактиль, Амфибрахий, Анапест).

СОНЕТ – 1. Строфа, состоящая из 14 стихов с разнообразными спосо­бами рифмовки. Виды сонета: итальянский (способ рифмовки: абаб//абаб//вгв//гвг); французский (способ рифмовки: абба/абба// ввг//ддг); английский (способ рифмовки: абаб//вгвг//деде//жж). В русской литературе получают развитие и «неправильные» формы сонета с нефиксированными способами рифмовки.

2. Вид лирики; стихотворение, состоящее из 14 стихов, главным образом философского, любовного, элегического содержания – со­неты В.Шекспира, А.Пушкина, Вяч. Иванова и др.

СПОНДЕЙ – стопа с дополнительным (сверхсхемным) ударением:

Швед, рус / ский ко / лет, ру / бит, ре / жет.

 

А. Пушкин (четырёхстопный ямб – первая стопа спондей)

СТИХ – 1. Строка в стихотворении; 2. Совокупность особенностей сти­хосложения какого-либо поэта: стих Марины Цветаевой, А.Твар­довского и др.

СТОПА – повторяющееся сочетание ударного и безударного гласных. Стопа служит единицей стиха в силлабо-тонической системе сти­хосложения: трёхстопный ямб, четырёхстопный анапест и т.п.

СТРОФА – группа стихов, объединенных повторяющимся размером, способом рифмовки, интонацией и т.п.

СТРОФИКА – раздел стихосложения, изучающий композиционные приемы строения стиха.

ТАКТОВИК – стихотворный размер на грани силлабо-тонического и то­нического стихосложения. Основан на ритмическом повторении сильных (см. Икт) и слабых мест, а также переменных пауз между ударными слогами. Диапазон междуиктовых интервалов колеблется от 2-х до 3-х безударных. Длина стиха определяется количеством ударных в строке. В широкое употребление тактовик входит в начале XX в.:

По городу бегал чёрный человек.

Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу.

Медленный, белый подходил рассвет,

Вместе с человеком взбирался на лестницу.

А.Блок (четырёхударный тактовик)

ТЕРЦЕТ – строфа из трёх стихов (ааа, ббб, eee и т.д.). Терцет в русской поэзии употребляется редко:

Она, как русалка, воздушна и странно бледна,

В глазах у нее, ускользая, играет волна,

В зеленых глазах у нее глубина – холодна.

 

Приди, – и она обоймёт, заласкает тебя,

Себя не жалея, терзая, быть может, губя,

Но все же она поцелует тебя не любя.

И вмиг отвернется, и будет душою вдали,

И будет молчать под Луной в золотистой пыли

Смотря равнодушно, как тонут вдали — корабли.

К. Бальмонт

ТЕРЦИНА – строфа из трёх стихов (аба, бвб, вгв и т.д.):

 

И дале мы пошли – и страх обнял меня.

Бесенок, под себя поджав свое копыто

Крутил ростовщика у адского огня.

Горячий капал жир в копченое корыто,

И лопал на огне печеный ростовщик

А я: «Поведай мне: в сей казни что сокрыто?

А.Пушкин

Терцинами написана «Божественная комедия» Данте.

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосложения, осно­ванная на упорядоченном расположении ударных слогов в стихе, при этом количество безударных слогов в расчет не принимается.

ТОЧНАЯ РИФМА – рифма, при которой звуки клаузул совпадают:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Неудержимо, неповторимо

Все пролетело... далече... мимо...

Сердце остыло, и выцвели очи...

Синее счастье! Лунные ночи!

С.Есенин

ТРИОЛЕТ – строфа из восьми стихов (аббаабаб) с повторением оди­наковых строк:

Лежу в траве на берегу

Ночной реки я слышу плески.

Пройдя поля и перелески,

Лежу в траве на берегу.

На отуманенном лугу

Зеленые мерцают блески,

Лежу в траве на берегу

Ночной реки и слышу всплески.

В.Брюсов

УДАРЕНИЕ – выделение силой голоса слога (или слова). С помощью ударения определяется размер и ритм стиха. Различают логическое и ритмическое ударения.

ФИГУРНЫЕ СТИХИ – стихи, строки которых образуют очертания ка­кого-либо предмета или геометрической фигуры:

Зрю

Зарю

Лучами

Как с вещами

Во мраке блестяшу,

В восторг всю душу приводящу.

Но что? – от солнца в ней толь милое блистанье?

Нет! – Пирамида – дел благих воспоминанье.

Г. Державин

ФОНИКА – раздел стихосложения, изучающий звуковую организа­цию стиха.

ХОРЕЙ (Трохей) – двусложный размер с ударением на 1-м, 3-м, 5-м, 7-м, 9-м и т.д. слогах:

Нивы / сжаты, / рощи / голы,

От во / ды ту / ман и / сырость.

Коле / сом за / сини / горы

Солнце / тихо / е ска / тилось.

С.Есенин (четырёхстопный хорей)

ЦЕЗУРА – пауза в середине стихотворной строки. Обычно цезура по­является в шестистопных и более стихах:

Наука ободрана, // в лоскутах обшита,
Изо всех почти домов // с ругательством сбита;
Знаться с нею не хотят, // бегут ея дружбы, »

Как, страдавший на море, // корабельной службы.

А. Кантемир (Сатира 1. На хулящих учение:

К уму своему)

ШЕСТИСТИШИЕ – шестистрочная строфа с тройным созвучием; способ рифмовки может быть различным:

Это утро, радость эта, А

Эта мощь и дня, и света, А

Этот синий свод, б

Этот крик и вереницы В

Эти стаи, эти птицы, В

Этот говор вод... б

А.Фет

Видом шестистишия является Секстина.

ЯМБ – наиболее распространенный в русской поэзии двусложный размер с ударением на 2-м, 4-м, 6-м, 8-м и т.д. слогах:

Подру / га ду / мы празд / ной

Черниль / ница / моя!

Мой век / одно / образ / ный

Тобой / укра / сил я.

А.Пушкин (трёхстопный ямб)

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

ВВЕДЕНИЕ... НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ... Введение в литературоведение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основы стиховедения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности предмета литературы
1. Живая целостность. Ученый дробит предмет, изучает человека по частям: анатом - строение тела, психолог - психическую деятельность и т.д. В литературе человек предстает в живом и целостном

Особенности художественного образа
1. Конкретность - отражение индивидуальных качеств предметов и явлений. Конкретность делает образ узнаваемым, непохожим на другие. В образе человека это внешность, своеобразие речи

Средства создания образа-персонажа
1. Портрет- изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенност

Литературные роды и жанры
Следует говорить о различии трёх родов ли­тературы по содержанию, а именно, по аспекту познания и воспроизведения жизни. В силу этого общие принципы творческой типизации жизни в каждом роде проявля

Жанры эпических произведений
Миф(от гр. mythos - слово, речь) один из древнейших видов фольклора, фантастический рассказ, объясняющий в образной форме явления окружающего мира. Легенда

Жанры лирических произведений
Песня - небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения. Жанр песни своими корнями уходит в глубокую древность. Различают песни фольклорные и литературные.

Жанры драматических произведений
Трагедия (от гp. Tragos - козел и ode - песня) - один из видов драмы, в основе которой лежит непримиримый конфликт необычной личности с непреодолимыми внешними обстоятельствами. Об

Жанр и стиль литературного произведения
Вопрос о жанре произведения - один из наиболее сложных в курсе, он по-разному освещается в учебниках, поскольку в сов­ременной науке нет единства в понимании этой категории. Между тем это одна из д

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Художественная литература существует в форме литературных произведений. Основные свойства литературы, о которых шла речь в первом разделе, проявляются в каждом отдельно взятом произведении. Художес

Особенности темы
1. Социально-историческаяобусловленность. Писатель не выдумывает темы, а берет их из самой жизни, точнее, сама жизнь подсказывает ему темы. Так, в XIX веке актуальной была тема кре

Особенности идеи
1. Мы сказали, что идея - основная мысль произведения. Такое определение правильно, однако оно нуждается в уточнении. Нужно иметь в виду, что идея в художественном произведении выражается очень сво

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Целостность художественного произведения достигается различными средствами. В ряду этих средств важная роль принадлежит композиции и сюжету. Композиция(от лат. componere -

Художественная речь
Филологи различают язык и речь. Язык - это запас слов и грамматические принципы их сочетания, исторически изменяющиеся. Речь - это язык в действии, это высказывание, выражение мыс­лей и чувств на д

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
1. Образность.Слово в художественной речи содержит не только значение, но в сочетании с другими словами создаст образ предмета или явления. Общепринятое значение предмета приобрета

Лексические ресурсы литературного языка
Как было отмечено, основу языка художественной литературы составляет литературный язык. Литературный язык располагает богатыми лексическими ресурсами, позволяющими писателю выразить тончайшие опенк

МЕТАФОРА
Наиболее распространённый троп, основанный на принципе сходства, реже – контраста явлений; часто используется в обиходной речи. Искусство слова для оживления стиля и активизации восприятия использу

Разновидности метафоры
Олицетворение-уподобление неодушевленного предмета живому существу. Ночевала тучка золотая На груди утеса великана (М.Лермонтов)

Разновидности метонимии
1) Замена названия произведения именем его автора. Читать Пушкина, изучать Белинского. 2) Замена названия людей названием страны, города, определенного места. Украина

Основные виды фигур
1. Повторение - повторение слова или группы слов с целью придать им особое значение. Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново. Я люблю

Ритмичность художественной речи
Учебные пособия хорошо ориентируют студента в сложных вопросах ритмической упорядоченности художественной речи - прозаической и стихотворной. Как и в предыдущих разделах кур­са, важно учитывать общ

Особенности стихотворной речи
1. Особая эмоциональная выразительность. Стихотворная речь -эффектная по своей сути. Стихи создаются в состоянии душевного волнения и передают душевное волнение. Л.Тимофеев в своей книге «Очерки те

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят о

Свободный стих
В конце XIX века в русской поэзии утвердился так называемый свободный стих или верлибр (от фр. Vers - стих, librе - свободный), в котором нет внутренней симметрии строк, как в силлабо-тонической си

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Тема эта весьма обширна. Но в этом разделе мы ограничимся лишь самым необходимым. Литературное развитие обычно обозначается термином «литературный процесс». Итак, литературный процесс – эт

XIX—XX ВВ.
В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие литературы шло под знаком романтизма, который противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. Первоначально романтизм

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
Теория литературы – это не набор разрозненных идей, а организо­ванная сила. Теория существует в сообществах читателей и писателей в качестве дискурсивной практики, неразрывно связанной с образо­ват

Новая критика
Явление, получившее название «новой критики», возникло в Соеди­нённых Штатах в 1930–1940-х годах (к этому же времени относится появление в Англии трудов И.А.Ричардса и Уильяма Эмпсона). «Но­вые кри

Феноменология
Истоки феноменологии мы находим в работах философа начала XX века Эдмунда Гуссерля. Это направление пытается обойти проблему разделения субъекта и объекта, сознания и окружающего мира путём сосредо

Структурализм
Литературоведение, ориентированное на читателя, в чём-то сродни структурализму, который также сосредоточен на вопросах создания смысла. Но структурализм зародился как оппозиция феноменологии

Постструктурализм
Когда структурализм стал направлением или «школой», теоретики структурализма от него дистанцировались. Стало ясно, что работы мнимых структуралистов не соответствуют идее структурализма как попытки

Деконструктивизм
Термин «постструктурализм» применяется в отношении широкого круга теоретических дискурсов, содержащих критику понятий объек­тивного знания и субъекта, способного к самопознанию. Таким обра­зом, сов

Феминистская теория
Поскольку феминизм считает своей обязанностью разрушить оппози­цию «мужчина – женщина» и другие оппозиции, связанные с ней на всем протяжении существования западной культуры, то это направ­ление пр

Психоанализ
Теория психоанализа повлияла на литературоведение и как на способ интерпретации, и как на теорию языка, идентичности и субъекта. С одной стороны, психоанализ, наряду с марксизмом, стал наиболее вли

Марксизм
В отличие от Соединенных Штатов, в Великобританию постструктура­лизм проник не в работах Деррида, а затем – Лакана и Фуко, а при посредстве марксистского теоретика Луи Альтюссера. Воспринятый в кон

Новый историзм / культурный материализм
В Великобритании и Соединённых Штатах 1980–1990-е годы были от­мечены возникновением мощной, теоретически обоснованной исто­рической критики. С одной стороны, появился британский культур­ный мат

Постколониальная теория
Сходный ряд вопросов рассматривает постколониальная теория, ко­торая представляет собой попытку разобраться в проблемах, порож­дённых европейской колониальной политикой и последующим пери­одом. Пос

Теория меньшинств
Одна из политических перемен, произошедших в стенах академичес­ких институтов Соединённых Штатов, заключалась в возрастании чис­ла исследований литературы этнических меньшинств. Основные уси­лия и

ТЕКСТОЛОГИЯ
Текстология (от лат. textus – ткань, сплетение; гр. logos – слово, понятие) – филологическая дисциплина, изучающая рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критических, публи

Сюжет и композиция
  АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А.Блок), а может служить при­

Язык художественной литературы
АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, разновидность метафоры. Аллегория фик­сирует условный образ: в баснях лиса – хитрость, осёл – глупость и т.п. Аллегория используется также в сказках, притчах, сатире.

Литературный процесс
АВАНГАРДИЗМ – общее название ряда течений в искусстве XX в., которые объединяет отказ от традиций предшественников, в пер­вую очередь реалистов. Принципы авангардизма как литературно-художественног

Общие литературоведческие понятия и термины
АВТОНИМ – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом. Алексей Максимович Пешков (псевдоним Максим Горький). АВТОР – 1. Писатель, поэт – создатель литературного произведения; 2. Повеств

ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамович Г. Л Введение в литературоведение. М, 1975. Аристотель. Риторика // Аристотель и античная литература. М., 1978. 3. Арнхейм Р. Язык, образ и конкретная поэзия

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги