рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Литературный процесс

Литературный процесс - раздел Литература, НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Авангардизм – Общее Название Ряда Течений В Искусстве Xx В., Которые Объединя...

АВАНГАРДИЗМ – общее название ряда течений в искусстве XX в., которые объединяет отказ от традиций предшественников, в пер­вую очередь реалистов. Принципы авангардизма как литературно-художественного направления по-разному реализовались в футу­ризме, кубизме, дадаизме, сюрреализме, экспрессионизме и др.

АКМЕИЗМ – течение в русской поэзии 1910–1920-х гг. Представите­ли: Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Кузмин и др. В противовес символизму акмеизм провозглашал возврат к материальному миру, предмету, точному значению сло­ва. Акмеисты составили литературную группу «Цех поэтов», вы­пускали альманах и журнал «Гиперборей» (1912–1913 гг.).

АНДЕРГРАУНД (англ. «undergraund» – подполье) – общее название произведений русского неофициального искусства 70–80-х гг. XX в.

БАРОККО (итал. «barocco» – вычурный) – стиль в искусстве XVI–XVIII вв., характеризующийся преувеличениями, пышностью форм, патетикой, стремлением к противопоставлениям и контра­стам.

ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ – образы, художественное значение которых выш­ло за рамки конкретного литературного произведения и поро­дившей их исторической эпохи. Гамлет (В.Шекспир), Дон-Ки­хот (М.Сервантес) и др.

ДАДАИЗМ (франц. «dada» – деревянная лошадка, игрушка; в перенос­ном смысле – «детский лепет») – одно из направлений литера­турного авангарда, сложившееся в Европе (1916–1922 гг.). Дада­изм предшествовал сюрреализму и экспрессионизму.

ДЕКАДЕНТСТВО (лат. «decadentia» – упадок) – общее наименование кризисных явлений в культуре конца XIX – начала XX в., отмечен­ных настроениями безнадежности, неприятия жизни. Для декаден­тства характерен отказ от гражданственности в искусстве, провозг­лашение культа красоты как высшей цели. Многие мотивы декаден­тства стали достоянием художественных течений модернизма.

ИМАЖИНИСТЫ (франц. «image» – образ) – литературная группи­ровка 1919–1927 гг., в которую входили С.Есенин, А.Мариен­гоф, Р.Ивнев, В.Шершеневич и др. Имажинистами культивиро­вался образ: «мы, кто отшлифовывает образ, кто чистит форму от пыли содержания лучше, чем уличный чистильщик сапог, ут­верждаем, что единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов...» В литературном творчестве имажинисты опи­рались на усложненную метафору, игру ритмов и т.п.

ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве конца XIX – начала XX в. В литературе импрессионизм стремился к передаче отрывоч­ных лирических впечатлений, рассчитанных на ассоциативное мышление читателя, способное в конце концов воссоздать целос­тную картину. К импрессионистической манере прибегали А.Че­хов, И.Бунин, А.Фет, К.Бальмонт и мн. др.

КЛАССИЦИЗМ – литературное направление XVII–XVIII вв., возник­ло во Франции и провозгласило возврат к античному искусству как образцу для подражания. Рационалистическая поэтика классицизма изложена в сочинении Н.Буало «Поэтическое искусство». Характер­ными чертами классицизма являются преобладание разума над чув­ствами; объект изображения – возвышенное в жизни человека. Выдвигаемые этим направлением требования: строгость стиля; изображение героя в судьбоносные моменты жизни; единство вре­мени, действия и места – ярче всего проявились в драматургии. В России классицизм возникает в 30–50-е гг. XVIII в. в творчестве А.Кантемира, В.Тредиаковского, М.Ломоносова, Д.Фонвизина.

КОНЦЕПТУАЛИСТЫ – литературное объединение, возникшее в конце XX в., отрицает необходимость создания художественных образов: художественная идея существует вне материала (на уровне заявки, проекта или комментария). Концептуалистами яв­ляются Д.Пригов, Л.Рубинштейн, Н.Искренко и др.

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – характеризуется общностью ли­тературных явлений на протяжении определенного времени. Лите­ратурное направление предполагает единство мироощущения, эс­тетических взглядов писателей, способов изображения жизни в определенный исторический период. Литературное направление характеризуется также общностью художественного метода. К ли­тературным направлениям относятся классицизм, сентимента­лизм, романтизм и т.п.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС (эволюция литературы) – обнаружива­ет себя в смене литературных направлений, в обновлении содер­жания и формы произведений, в установлении новых связей с другими видами искусства, с философией, с наукой и т.п. Лите­ратурный процесс протекает по своим законам и не связан напря­мую с развитием общества.

МОДЕРНИЗМ (франц. «modern» – современный) – общее определе­ние ряда направлений в искусстве XX в., характеризующихся раз­рывом с традициями реализма. Термин «модернизм» применяется для обозначения самых разных нереалистических течений в искус­стве и литературе XX в. – от символизма в его начале до постмо­дернизма в конце.

ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) – группа писателей и художников: Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий, О.Мале­вич, К.Вагинов, Н.Олейников и др. – работала в Ленинграде в 1926–1931 гг. Обэриуты наследовали футуристам, исповедуя ис­кусство абсурда, отказ от логики, от привычного времяисчисле­ния и т.п. Особенно активны обэриуты были в области театраль­ного искусства и поэзии.

ПОСТМОДЕРНИЗМ – тип эстетического сознания в искусстве конца XX в. В художественном мире писателя-постмодерниста, как пра­вило, либо не обозначены причины и следствия, либо они легко меняются местами. Здесь размыты представления о времени и про­странстве, необычны отношения автора и героя. Существенными элементами стиля выступают ирония и пародия. Произведения по­стмодернизма рассчитаны на ассоциативный характер восприя­тия, на активное сотворчество читателя. Во многих из них содер­жится развернутая критическая самооценка, т.е. литература и ли­тературоведение совмещаются. Для постмодернистских творений характерна специфическая образность, так называемые симулякры, т.е. образы-копии, образы без нового оригинального содержа­ния, использующие уже известное, симулирующие действитель­ность и пародирующие ее. Постмодернизм разрушает всяческие иерархии и оппозиции, замещая их аллюзиями, реминисценция­ми, цитатами. В отличие от авангардизма он не отрицает предше­ственников, но все традиции в искусстве для него равноценны.

Представителями постмодернизма в русской литературе явля­ются Саша Соколов («Школа для дураков»), А.Битов («Пушкинс­кий Дом»), Вен. Ерофеев («Москва–Петушки») и др.

РЕАЛИЗМ – художественный метод, основанный на объективном изображении действительности, воспроизведенной и типизированной в соответствии с авторскими идеалами. Реализм изобража­ет персонаж в его взаимодействиях («сцеплениях») с окружаю­щим миром и людьми. Важной чертой реализма является стремле­ние к правдоподобию, к достоверности. В процессе исторического развития реализм приобретал конкретные формы литературных направлений: античного реализма, реализма эпохи Возрождения, классицизма, сентиментализма и т.п.

В XIX и XX вв. реализм успешно ассимилировал отдельные ху­дожественные приемы романтических и модернистских течений.

РОМАНТИЗМ – 1. Художественный метод, основанный на субъектив­ных представлениях автора, опирающийся, главным образом, на его воображение, интуицию, фантазии, мечты. Как и реализм, романтизм выступает только в форме конкретного литературного направления в нескольких разновидностях: гражданский, психо­логический, философский и т.п. Герой романтического произведе­ния – личность исключительная, выдающаяся, обрисованная с большой экспрессией. Стиль писателя-романтика – эмоциональ­ный, насыщенный изобразительными и выразительными сред­ствами.

2. Литературное направление, возникшее на рубеже XVIII–XIX вв., когда идеалом провозглашалась свобода общества и сво­бода человека. Для романтизма характерен интерес к прошлому, освоение фольклора; его излюбленные жанры – элегия, балла­да, поэма и т.п. («Светлана» В.Жуковского, «Мцыри», «Демон» М.Лермонтова и др.).

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (франц. «sentimental» – чувствительный) – ли­тературное направление второй половины XVII – начала XIX в. Манифестом западноевропейского сентиментализма стала книга Л.Стерна «Сентиментальное путешествие» (1768). Сентимента­лизм провозглашал в противовес рационализму просветителей культ естественных чувств в повседневной жизни человека. В рус­ской литературе сентиментализм зародился в конце XVIII в. и свя­зан с именами Н. Карамзина («Бедная Лиза»), В.Жуковского, поэтов-радищевцев и др. Жанрами этого литературного направления являются эпистолярный, семейно-бытовой роман, исповедальная повесть, элегия, путевые заметки и т.п.

СИМВОЛИЗМ – литературное направление конца XIX – начала XX в.: Д.Мережковский, К.Бальмонт, В.Брюсов, А.Блок, И.Анненский, А.Белый, Ф.Сологуб и др. Основан на ассоциативном мышлении, на субъективном воспроизведении действительности. Система кар­тин (образов), предлагаемая в произведении, создается посредством авторских символов и строится на личном восприятии и эмоциональных ощущениях художника. Важная роль в создании и восприятии произведений символизма принадлежит интуи­ции.

СОЦ-АРТ – одно из характерных явлений советского неофициального искусства 70–80-х гг. Возникло как реакция на всепроникающую идеологизацию советского общества и всех видов искусства, из­брав путь иронического противостояния. Пародируя также евро­пейский и американский поп-арт, использовало в литературе при­емы гротеска, сатирического эпатажа, карикатуры. Особенных ус­пехов соц-арт достиг в живописи.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – направление в искусстве со­ветского периода. Как и в системе классицизма, художник был обязан строго придерживаться определенного свода правил, рег­ламентирующих результаты творческого процесса. Основные идео­логические постулаты в области литературы были сформулирова­ны на Первом съезде советских писателей в 1934 г.: «Социалисти­ческий реализм, являясь основным методом советской художе­ственной литературы и литературной критики, требует от худож­ника правдивого, исторически конкретного изображения действи­тельности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящих­ся людей в духе социализма». Фактически социалистический реа­лизм отнимал у писателя свободу выбора, лишая искусство иссле­довательских функций, оставляя ему только право на иллюстра­цию идеологических установок, служа средством партийной аги­тации и пропаганды.

СТИЛЬ – устойчивые особенности использования поэтических приемов и средств, служащие выражением оригинальности, неповторимос­ти явления искусства. Изучается на уровне художественного произ­ведения (стиль «Евгения Онегина»), на уровне индивидуальной ма­неры писателя (стиль Н.Гоголя), на уровне литературного направ­ления (стиль классицизма), на уровне эпохи (стиль барокко).

СЮРРЕАЛИЗМ – авангардистское направление в искусстве 20-х гг. XX в., провозгласившее источником вдохновения подсознание человека (его инстинкты, сновидения, галлюцинации). Сюрреализм разры­вает логические связи, заменяет их субъективными ассоциация­ми, создает фантастические сочетания реальных и нереальных предметов и явлений. Ярче всего сюрреализм проявился в живопи­си – Сальвадор Дали, Хуан Миро и др.

ФУТУРИЗМ – авангардистское направление в искусстве 10–20-х гг. XX в. Основан на отрицании сложившихся традиций, разрушении традиционных жанровых и языковых форм, на интуитивном вос­приятии стремительного потока времени, сочетании документаль­ного материала и фантастики. Футуризм характеризуется самодов­леющим формотворчеством, созданием заумного языка. Наиболь­шее развитие футуризм получил в Италии и в России. Его яркими представителями в русской поэзии были В.Маяковский, В.Хлеб­ников, А.Кручёных и др.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (лат. «existentia» – существование) – направ­ление в искусстве середины XX в., созвучное учению философов С.Кьеркегора и М.Хайдеггера, отчасти Н.Бердяева. Личность изоб­ражается в замкнутом пространстве, где царят тревога, страх, одиночество. Персонаж постигает свою экзистенцию в погранич­ных ситуациях борьбы, катастрофы, смерти. Прозревая, человек познает самого себя, становится свободным. Экзистенциализм от­рицает детерминизм, утверждает интуицию как главный, если не единственный способ познания произведения искусства. Предста­вители: Ж.-П. Сартр, А.Камю, У.Голдинг и др.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (лат. «expressio» – выражение) – авангардистс­кое направление в искусстве первой четверти XX в., провозгла­сившее единственной реальностью духовный мир личности. Ос­новным принципом изображения сознания человека (главный объект) является беспредельная эмоциональная напряженность, которая достигается нарушением реальных пропорций, вплоть до придания изображаемому миру гротескной изломанности, доходя­щей до абстракции. Представители: Л.Андреев, И.Бехер, Ф.Дюрренмат.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

ВВЕДЕНИЕ... НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ... Введение в литературоведение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Литературный процесс

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности предмета литературы
1. Живая целостность. Ученый дробит предмет, изучает человека по частям: анатом - строение тела, психолог - психическую деятельность и т.д. В литературе человек предстает в живом и целостном

Особенности художественного образа
1. Конкретность - отражение индивидуальных качеств предметов и явлений. Конкретность делает образ узнаваемым, непохожим на другие. В образе человека это внешность, своеобразие речи

Средства создания образа-персонажа
1. Портрет- изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенност

Литературные роды и жанры
Следует говорить о различии трёх родов ли­тературы по содержанию, а именно, по аспекту познания и воспроизведения жизни. В силу этого общие принципы творческой типизации жизни в каждом роде проявля

Жанры эпических произведений
Миф(от гр. mythos - слово, речь) один из древнейших видов фольклора, фантастический рассказ, объясняющий в образной форме явления окружающего мира. Легенда

Жанры лирических произведений
Песня - небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения. Жанр песни своими корнями уходит в глубокую древность. Различают песни фольклорные и литературные.

Жанры драматических произведений
Трагедия (от гp. Tragos - козел и ode - песня) - один из видов драмы, в основе которой лежит непримиримый конфликт необычной личности с непреодолимыми внешними обстоятельствами. Об

Жанр и стиль литературного произведения
Вопрос о жанре произведения - один из наиболее сложных в курсе, он по-разному освещается в учебниках, поскольку в сов­ременной науке нет единства в понимании этой категории. Между тем это одна из д

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Художественная литература существует в форме литературных произведений. Основные свойства литературы, о которых шла речь в первом разделе, проявляются в каждом отдельно взятом произведении. Художес

Особенности темы
1. Социально-историческаяобусловленность. Писатель не выдумывает темы, а берет их из самой жизни, точнее, сама жизнь подсказывает ему темы. Так, в XIX веке актуальной была тема кре

Особенности идеи
1. Мы сказали, что идея - основная мысль произведения. Такое определение правильно, однако оно нуждается в уточнении. Нужно иметь в виду, что идея в художественном произведении выражается очень сво

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Целостность художественного произведения достигается различными средствами. В ряду этих средств важная роль принадлежит композиции и сюжету. Композиция(от лат. componere -

Художественная речь
Филологи различают язык и речь. Язык - это запас слов и грамматические принципы их сочетания, исторически изменяющиеся. Речь - это язык в действии, это высказывание, выражение мыс­лей и чувств на д

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
1. Образность.Слово в художественной речи содержит не только значение, но в сочетании с другими словами создаст образ предмета или явления. Общепринятое значение предмета приобрета

Лексические ресурсы литературного языка
Как было отмечено, основу языка художественной литературы составляет литературный язык. Литературный язык располагает богатыми лексическими ресурсами, позволяющими писателю выразить тончайшие опенк

МЕТАФОРА
Наиболее распространённый троп, основанный на принципе сходства, реже – контраста явлений; часто используется в обиходной речи. Искусство слова для оживления стиля и активизации восприятия использу

Разновидности метафоры
Олицетворение-уподобление неодушевленного предмета живому существу. Ночевала тучка золотая На груди утеса великана (М.Лермонтов)

Разновидности метонимии
1) Замена названия произведения именем его автора. Читать Пушкина, изучать Белинского. 2) Замена названия людей названием страны, города, определенного места. Украина

Основные виды фигур
1. Повторение - повторение слова или группы слов с целью придать им особое значение. Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново. Я люблю

Ритмичность художественной речи
Учебные пособия хорошо ориентируют студента в сложных вопросах ритмической упорядоченности художественной речи - прозаической и стихотворной. Как и в предыдущих разделах кур­са, важно учитывать общ

Особенности стихотворной речи
1. Особая эмоциональная выразительность. Стихотворная речь -эффектная по своей сути. Стихи создаются в состоянии душевного волнения и передают душевное волнение. Л.Тимофеев в своей книге «Очерки те

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят о

Свободный стих
В конце XIX века в русской поэзии утвердился так называемый свободный стих или верлибр (от фр. Vers - стих, librе - свободный), в котором нет внутренней симметрии строк, как в силлабо-тонической си

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Тема эта весьма обширна. Но в этом разделе мы ограничимся лишь самым необходимым. Литературное развитие обычно обозначается термином «литературный процесс». Итак, литературный процесс – эт

XIX—XX ВВ.
В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие литературы шло под знаком романтизма, который противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. Первоначально романтизм

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
Теория литературы – это не набор разрозненных идей, а организо­ванная сила. Теория существует в сообществах читателей и писателей в качестве дискурсивной практики, неразрывно связанной с образо­ват

Новая критика
Явление, получившее название «новой критики», возникло в Соеди­нённых Штатах в 1930–1940-х годах (к этому же времени относится появление в Англии трудов И.А.Ричардса и Уильяма Эмпсона). «Но­вые кри

Феноменология
Истоки феноменологии мы находим в работах философа начала XX века Эдмунда Гуссерля. Это направление пытается обойти проблему разделения субъекта и объекта, сознания и окружающего мира путём сосредо

Структурализм
Литературоведение, ориентированное на читателя, в чём-то сродни структурализму, который также сосредоточен на вопросах создания смысла. Но структурализм зародился как оппозиция феноменологии

Постструктурализм
Когда структурализм стал направлением или «школой», теоретики структурализма от него дистанцировались. Стало ясно, что работы мнимых структуралистов не соответствуют идее структурализма как попытки

Деконструктивизм
Термин «постструктурализм» применяется в отношении широкого круга теоретических дискурсов, содержащих критику понятий объек­тивного знания и субъекта, способного к самопознанию. Таким обра­зом, сов

Феминистская теория
Поскольку феминизм считает своей обязанностью разрушить оппози­цию «мужчина – женщина» и другие оппозиции, связанные с ней на всем протяжении существования западной культуры, то это направ­ление пр

Психоанализ
Теория психоанализа повлияла на литературоведение и как на способ интерпретации, и как на теорию языка, идентичности и субъекта. С одной стороны, психоанализ, наряду с марксизмом, стал наиболее вли

Марксизм
В отличие от Соединенных Штатов, в Великобританию постструктура­лизм проник не в работах Деррида, а затем – Лакана и Фуко, а при посредстве марксистского теоретика Луи Альтюссера. Воспринятый в кон

Новый историзм / культурный материализм
В Великобритании и Соединённых Штатах 1980–1990-е годы были от­мечены возникновением мощной, теоретически обоснованной исто­рической критики. С одной стороны, появился британский культур­ный мат

Постколониальная теория
Сходный ряд вопросов рассматривает постколониальная теория, ко­торая представляет собой попытку разобраться в проблемах, порож­дённых европейской колониальной политикой и последующим пери­одом. Пос

Теория меньшинств
Одна из политических перемен, произошедших в стенах академичес­ких институтов Соединённых Штатов, заключалась в возрастании чис­ла исследований литературы этнических меньшинств. Основные уси­лия и

ТЕКСТОЛОГИЯ
Текстология (от лат. textus – ткань, сплетение; гр. logos – слово, понятие) – филологическая дисциплина, изучающая рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критических, публи

Сюжет и композиция
  АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А.Блок), а может служить при­

Язык художественной литературы
АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, разновидность метафоры. Аллегория фик­сирует условный образ: в баснях лиса – хитрость, осёл – глупость и т.п. Аллегория используется также в сказках, притчах, сатире.

Основы стиховедения
АКРОСТИХ – стихотворение, у которого начальные буквы каждого стиха по вертикали образуют слово или фразу: Ангел лег у края небосклона, Наклонясь,

Общие литературоведческие понятия и термины
АВТОНИМ – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом. Алексей Максимович Пешков (псевдоним Максим Горький). АВТОР – 1. Писатель, поэт – создатель литературного произведения; 2. Повеств

ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамович Г. Л Введение в литературоведение. М, 1975. Аристотель. Риторика // Аристотель и античная литература. М., 1978. 3. Арнхейм Р. Язык, образ и конкретная поэзия

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги