рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ - раздел Литература, Наука о литературе и ее составные части Абрамович Г. Л Введение В Литературоведение. М, 1975. Аристоте...

  1. Абрамович Г. Л Введение в литературоведение. М, 1975.
  2. Аристотель. Риторика // Аристотель и античная литература. М., 1978.

3. Арнхейм Р. Язык, образ и конкретная поэзия // Арнхейм Р. Новые очер­ки по психологии искусства. М., 1994.

4. Баррі П. Вступ до теорії: літературознавство і культурологія; пер. з англ.. О. Погинайко. – К., «Смолоскип», 2008. – 360 с.

  1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  3. Богданова О. В. Современный литературный процесс (К вопросу о по­стмодернизме в русской литературе 70-90-х годов XX века). СПб., 2001.
  4. Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.
  5. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец. М., 2000.
  6. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 2004.
  7. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
  8. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991.
  9. Гаспаров М Л. Оппозиция «стих—проза» и становление русского лите­ратурного стиха // Русское стихосложение: Традиции и проблемы раз­вития. М., 1985.
  10. Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. М., 1989.
  11. Гаспаров М Л Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, риф­ма, строфика. М., 2000.
  12. Гачев Г. Д., Кожинов В. В. Содержательность литературных форм // Тео­рия литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964. Кн. 2.
  13. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1968. Т. 1.
  14. Гин М. От факта к образу и сюжету (О поэзии Н.А.Некрасова). М., 1971.
  15. Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974.
  16. Гинзбург Л. О литературном герое Л., 1979.
  17. Гиршман М. Ритм художественной прозы. М., 1982.
  18. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.
  19. Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений // Жирмун­ский В. М. Теория стиха. Л., 1975.
  20. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
  21. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
  22. История русского литературоведения / Под ред. П. А. Николаева. М., 1980.
  23. Квятковский А. П. Поэтический словарь. М., 1966.
  24. Квятковский А. П. Русский свободный стих // Вопросы литературы. 1963. №1. С. 60-77.
  25. Кларк К. Советский роман: история как ритуал. Екатеринбург, 2002.
  26. Кожинов В. В. Слова как форма образа // Слово и образ. М., 1964.
  27. Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Ос­новные проблемы в историческом освещении. М., 1964. Вып. 2.
  28. Каллер Дж. Теория литературы: краткое введение; пер. с англ.. А. Георгиевна. – М., «Ас трель:АСТ», 2006. – 158 с.
  29. Карман Б. О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982.
  30. Карман Б. О. Целостность литературного произведения и эксперимен­тальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б. О. Из­бранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992.
  31. Краткая литературная энциклопедия. М., 1962-1978. Т. 1-8 / Под ред. А.А.Суркова.
  32. Левитин Л. С., Цилевич Д. М. Основы изучения сюжета. Рига, 1990.
  33. Литературная энциклопедия / Под ред. В. М. Фриче, А. В. Луначарско­го. М., 1929-1939. Т. 1-9.
  34. Литературная энциклопедия. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. М.; Л., 1925. Т. 1-2.
  35. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М., 2001.
  36. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожев­никова, П. А. Николаева. М., 1987.
  37. Литературоведческие термины (Материалы к словарю) / Ред.-сост. Г. В. Краснов. Коломна, 1997-1999. Вып. 1-2.
  38. Літературознавчий словник-довідник. К., 2006.
  39. Лихачев Д. С. Отношение литературных жанров между собой// Лиха­чев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
  40. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
  41. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
  42. Лотман Ю. М, Анализ поэтического текста. Л., 1972.
  43. Маркевич Г. Литературные роды и жанры // Маркевич Г. Основные проб­лемы науки о литературе. М., 1980.
  44. Мережинская А.Ю. Русская постмодернистская литература: Учебник. – К., «Киевский университет», 2007. – 335 с.
  45. Наровчатов С. Необычное литературоведение. М., 1973.
  46. Нире О. Л. О значении композиции в произведениях // Семиотика и ху­дожественное творчество. М., 1977.
  47. Овсянико-Куликовский Д. Н. Словарь важнейших терминов теории сло­весности // Овсянико-Куликовский Д. Н. Теория поэзии и прозы (Теория словесности). М.; Пг., 1923.
  48. Озеров Л. А. От метафоры к эпитету // Озеров Л. А. Необходимость пре­красного. М., 1983.
  49. Определение некоторых основных понятий (Материалы к словарю) // Хре­стоматия по теоретическому литературоведению / Изд. подгот. И. А. Чер­нов; Отв. ред. 3. Г. Минц. Тарту, 1976.
  50. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002.
  51. Поляков М. Я. Теория драмы. Поэтика. М., 1980.
  52. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. М., 1992.
  53. Поспелов Г. Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976.
  54. Потебня А. А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.
  55. Поэтические образы. Словарь. Челябинск, 2002.
  56. Поэтические течения в русской литературе конца XIX - начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А. Г. Соколов. М., 1988.
  57. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. М., 2001.
  58. Словарь литературоведческих терминов/ Ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С. В. Тураев. М., 1974.
  59. Словарь терминов французского структурализма/ Сост. И.П.Ильин // Структурализм: «за» и «против» / Сост. М. Я. Поляков. М., 1975.
  60. Смирнов И. П. Порождение интертекста: Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака. СПб., 1995.
  61. Советское литературоведение и критика. История литературы: Библио­графический указатель. Книги и статьи. 1917-1967. АН ССР, ИНИОН: В 4 ч. М., 1988.
  62. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины: Энциклопедический справоч­ник / Науч. ред. и сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. М., 1996.
  63. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический спра­вочник. М., 1999.
  64. Современные методы анализа художественного произведения. Смо­ленск, 2002.
  65. Теорія літератури: підручник / За наук. ред.. О. Галича. – 3-тє вид. – К., 2006.
  66. Тимофеев Л. И. К проблеме формы и содержания // Современные проб­лемы литературоведения и языкознания. К 70-летию акад. М. Б. Храп-ченко. М., 1974.
  67. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1975.
  68. Тимофеев Л. И. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1958.
  69. Тимофеев Л. И. Слово в стихе. М., 1983.
  70. Толстая Е. Мир после конца: Работы о русской литературе XX в. М., 2002.
  71. Томашевский Б. В. Стилистика. Л., 1983.
  72. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1997.
  73. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. М., 2004.
  74. Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970.
  75. Фатеева Н. А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в ми­ре текстов. М., 2000.
  76. Хализев В. Е. Теория литературы. Л., 1999 и др.. издания этого учебника.
  77. Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.
  78. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. М., 1972.
  79. Шенгели Г. Теория стиха. М., 1960.
  80. Шкловский В.В. Книга о сюжете. М., 1981.
  81. Шкловский В. В. Художественная проза. Размышления и разборы. М., 1959.
  82. Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969.
  83. Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.
  84. Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй пол. XVIII - нач. XX вв. Библиографический указатель. М., 1981.
  85. Эткинд Е. Г. Разговор о стихах. М., 1970.
  86. Якобсон Р. О. Избранные работы. М., 1985.

 


[1] Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох. С. 33.

 

[2] См.: Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981. Из

множества позднейших работ о романтизме см.: Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.,

1966; Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973; Федоров Ф.П. Романтический

художественный мир: пространство и время. Рига, 1988; Манн Ю.В. Динамика русского

романтизма. М., 1995.

[3] См.: Якобсон Р.О. О художественном реализме//Якобсон Р.О. Работы по поэтике.

С. 387—393.

 

[4] См.: Затонский Д.В. Какой не должна быть история литературы?// Вопр. литературы. 1998. Январь—февраль. С. 6, 28—29.

 

* Остранение – термин, введённый русскими формалистами. В.Шкловский в статье «Искусство как приём» определяет приём остранения как «создание особого восприятия предмета, создание «видения» его, а не «узнавания». Это особое восприятие создаётся «затруднением формы» художественного произ­ведения, например, тем, что вещь не называется своим именем, но описывает­ся как в первый раз виденная; в качестве примера остранения Шкловский приводит описание оперного спектакля в «Войне и мире».

 

* См., напр.: В.Шкловский. О теории прозы. М., 1983. С. 100 и далее.

 

* Термин образован от слова дупе – «женщина» (греч.).

** Сексизм – это дискриминация по половому признаку, идеология, которая утверждает неравное положение и разные права мужчин и женщин. Здесь име­ется в виду дискриминация женщин в классическом психоанализе.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Наука о литературе и ее составные части

Введение.. Наука о литературе и ее составные части.. Введение в литературоведение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности предмета литературы
1. Живая целостность. Ученый дробит предмет, изучает человека по частям: анатом - строение тела, психолог - психическую деятельность и т.д. В литературе человек предстает в живом и целостном

Особенности художественного образа
1. Конкретность - отражение индивидуальных качеств предметов и явлений. Конкретность делает образ узнаваемым, непохожим на другие. В образе человека это внешность, своеобразие речи

Средства создания образа-персонажа
1. Портрет- изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенност

Литературные роды и жанры
Следует говорить о различии трёх родов ли­тературы по содержанию, а именно, по аспекту познания и воспроизведения жизни. В силу этого общие принципы творческой типизации жизни в каждом роде проявля

Жанры эпических произведений
Миф(от гр. mythos - слово, речь) один из древнейших видов фольклора, фантастический рассказ, объясняющий в образной форме явления окружающего мира. Легенда

Жанры лирических произведений
Песня - небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения. Жанр песни своими корнями уходит в глубокую древность. Различают песни фольклорные и литературные.

Жанры драматических произведений
Трагедия (от гp. Tragos - козел и ode - песня) - один из видов драмы, в основе которой лежит непримиримый конфликт необычной личности с непреодолимыми внешними обстоятельствами. Об

Жанр и стиль литературного произведения
Вопрос о жанре произведения - один из наиболее сложных в курсе, он по-разному освещается в учебниках, поскольку в сов­ременной науке нет единства в понимании этой категории. Между тем это одна из д

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Художественная литература существует в форме литературных произведений. Основные свойства литературы, о которых шла речь в первом разделе, проявляются в каждом отдельно взятом произведении. Художес

Особенности темы
1. Социально-историческаяобусловленность. Писатель не выдумывает темы, а берет их из самой жизни, точнее, сама жизнь подсказывает ему темы. Так, в XIX веке актуальной была тема кре

Особенности идеи
1. Мы сказали, что идея - основная мысль произведения. Такое определение правильно, однако оно нуждается в уточнении. Нужно иметь в виду, что идея в художественном произведении выражается очень сво

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Целостность художественного произведения достигается различными средствами. В ряду этих средств важная роль принадлежит композиции и сюжету. Композиция(от лат. componere -

Художественная речь
Филологи различают язык и речь. Язык - это запас слов и грамматические принципы их сочетания, исторически изменяющиеся. Речь - это язык в действии, это высказывание, выражение мыс­лей и чувств на д

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
1. Образность.Слово в художественной речи содержит не только значение, но в сочетании с другими словами создаст образ предмета или явления. Общепринятое значение предмета приобрета

Лексические ресурсы литературного языка
Как было отмечено, основу языка художественной литературы составляет литературный язык. Литературный язык располагает богатыми лексическими ресурсами, позволяющими писателю выразить тончайшие опенк

МЕТАФОРА
Наиболее распространённый троп, основанный на принципе сходства, реже – контраста явлений; часто используется в обиходной речи. Искусство слова для оживления стиля и активизации восприятия использу

Разновидности метафоры
Олицетворение-уподобление неодушевленного предмета живому существу. Ночевала тучка золотая На груди утеса великана (М.Лермонтов)

Разновидности метонимии
1) Замена названия произведения именем его автора. Читать Пушкина, изучать Белинского. 2) Замена названия людей названием страны, города, определенного места. Украина

Основные виды фигур
1. Повторение - повторение слова или группы слов с целью придать им особое значение. Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново. Я люблю

Ритмичность художественной речи
Учебные пособия хорошо ориентируют студента в сложных вопросах ритмической упорядоченности художественной речи - прозаической и стихотворной. Как и в предыдущих разделах кур­са, важно учитывать общ

Особенности стихотворной речи
1. Особая эмоциональная выразительность. Стихотворная речь -эффектная по своей сути. Стихи создаются в состоянии душевного волнения и передают душевное волнение. Л.Тимофеев в своей книге «Очерки те

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят о

Свободный стих
В конце XIX века в русской поэзии утвердился так называемый свободный стих или верлибр (от фр. Vers - стих, librе - свободный), в котором нет внутренней симметрии строк, как в силлабо-тонической си

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Тема эта весьма обширна. Но в этом разделе мы ограничимся лишь самым необходимым. Литературное развитие обычно обозначается термином «литературный процесс». Итак, литературный процесс – эт

XIX—XX ВВ.
В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие литературы шло под знаком романтизма, который противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. Первоначально романтизм

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
Теория литературы – это не набор разрозненных идей, а организо­ванная сила. Теория существует в сообществах читателей и писателей в качестве дискурсивной практики, неразрывно связанной с образо­ват

Новая критика
Явление, получившее название «новой критики», возникло в Соеди­нённых Штатах в 1930–1940-х годах (к этому же времени относится появление в Англии трудов И.А.Ричардса и Уильяма Эмпсона). «Но­вые кри

Феноменология
Истоки феноменологии мы находим в работах философа начала XX века Эдмунда Гуссерля. Это направление пытается обойти проблему разделения субъекта и объекта, сознания и окружающего мира путём сосредо

Структурализм
Литературоведение, ориентированное на читателя, в чём-то сродни структурализму, который также сосредоточен на вопросах создания смысла. Но структурализм зародился как оппозиция феноменологии

Постструктурализм
Когда структурализм стал направлением или «школой», теоретики структурализма от него дистанцировались. Стало ясно, что работы мнимых структуралистов не соответствуют идее структурализма как попытки

Деконструктивизм
Термин «постструктурализм» применяется в отношении широкого круга теоретических дискурсов, содержащих критику понятий объек­тивного знания и субъекта, способного к самопознанию. Таким обра­зом, сов

Феминистская теория
Поскольку феминизм считает своей обязанностью разрушить оппози­цию «мужчина – женщина» и другие оппозиции, связанные с ней на всем протяжении существования западной культуры, то это направ­ление пр

Психоанализ
Теория психоанализа повлияла на литературоведение и как на способ интерпретации, и как на теорию языка, идентичности и субъекта. С одной стороны, психоанализ, наряду с марксизмом, стал наиболее вли

Марксизм
В отличие от Соединенных Штатов, в Великобританию постструктура­лизм проник не в работах Деррида, а затем – Лакана и Фуко, а при посредстве марксистского теоретика Луи Альтюссера. Воспринятый в кон

Новый историзм / культурный материализм
В Великобритании и Соединённых Штатах 1980–1990-е годы были от­мечены возникновением мощной, теоретически обоснованной исто­рической критики. С одной стороны, появился британский культур­ный мат

Постколониальная теория
Сходный ряд вопросов рассматривает постколониальная теория, ко­торая представляет собой попытку разобраться в проблемах, порож­дённых европейской колониальной политикой и последующим пери­одом. Пос

Теория меньшинств
Одна из политических перемен, произошедших в стенах академичес­ких институтов Соединённых Штатов, заключалась в возрастании чис­ла исследований литературы этнических меньшинств. Основные уси­лия и

ТЕКСТОЛОГИЯ
Текстология (от лат. textus – ткань, сплетение; гр. logos – слово, понятие) – филологическая дисциплина, изучающая рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критических, публи

Сюжет и композиция
  АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А.Блок), а может служить при­

Язык художественной литературы
АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, разновидность метафоры. Аллегория фик­сирует условный образ: в баснях лиса – хитрость, осёл – глупость и т.п. Аллегория используется также в сказках, притчах, сатире.

Основы стиховедения
АКРОСТИХ – стихотворение, у которого начальные буквы каждого стиха по вертикали образуют слово или фразу: Ангел лег у края небосклона, Наклонясь,

Литературный процесс
АВАНГАРДИЗМ – общее название ряда течений в искусстве XX в., которые объединяет отказ от традиций предшественников, в пер­вую очередь реалистов. Принципы авангардизма как литературно-художественног

Общие литературоведческие понятия и термины
АВТОНИМ – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом. Алексей Максимович Пешков (псевдоним Максим Горький). АВТОР – 1. Писатель, поэт – создатель литературного произведения; 2. Повеств

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги