Архитектурные памятники Кремля

Творческая работа по москвоведению по теме Архитектурные памятники Кремля. Работа выполнена учеником 9 класса школы 1020 Ю-ЗАО г. Москвы Гореликом Дмитрием. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 АНДРЕЙ ЧОХОВ И ЕГО ЦАРЬ-ПУШКА 2 ЦАРЬ-КОЛОКОЛ МАСТЕРА ИВАНА МОТОРИНА 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 Царь-пушка и Царь-колокол. Вижу старую Москву В молодом уборе. Я смеюсь и я живу, Солнце в каждом взоре. От старинного Кремля Звон плывет волною.А во рвах живет земля Молодой травою.

К. Д.Бальмонт. ВВЕДЕНИЕ. Ежедневно сотни тысяч русских и зарубежных гостей посещают Московский Кремль. Они приходят сюда, чтобы полюбоваться величественным ансамблем кремлевских дворцов и соборов, познакомиться с произведениями древнерусской живописи, с замечательными памятниками декоративного и прикладного искусства, хранящимися в Кремлевских музеях. И конечно же, внимание всех посетителей Московского Кремля привлекают выдающиеся произведения русского литейного искусства - Царь-пушка и Царь-колокол.

Их значительные размеры, удивительная четкость и красота декора, высокие технические данные вызывают всеобщее восхищение. Создание этих произведений явилось закономерным итогом длительного развития бронзо-литейного дела - старейшей отрасли русского ремесла. В X-XI веках большое развитие получило на Руси литье пушек и первыми создателями пушек были колокольных дел мастера. Надо сказать, что история развития артиллерии, пришедшей на смену стенобитным орудиям, зародившимся в странах Древнего Востока, насчитывает уже много веков. В нашей стране первые артиллерийские орудия появились в XIV веке. Как свидетельствуют письменные источники, в Древней Руси артиллерия впервые была применена при обороне Москвы от орд хана Тохтамыша в 1382 году. Русская артиллерия на протяжении веков постоянно совершенствовалась и развивалась.

В конце XV века медная артиллерия была поставлена на колеса, что резко увеличило подвижность тяжелых пушек. В 1480 году артиллерийские орудия с успехом были применены в войне против ордынского хана Ахмата.

Русские литейщики - пушечных и колокольных дел мастера - не только были хорошо знакомы с технической стороной дела, но и уделяли много внимания художественному оформлению своих изделий. Почти каждый орудийный ствол имел свои, только ему присущие характерные особенности. Многие орудия, получившие, как тогда было принято, собственные имена, мастер снабжал литыми украшениями. Литье отличалось тщательной проработкой всех деталей, выполнялось с большим художественным мастерством.

Украшения многих орудий соответствовали их названиям. О развитии и совершенствовании на Руси литейного дела свидетельствует примечательный факт - в 1488 году в Москве отливается первое гигантское орудие, которое получило название Царь-пушка. Это огромное орудие не сохранилось до наших дней, но то внимание, которое уделяли ему современники, заставляет думать, что его отливка была в те времена событием исключительным. Подобное орудие - гигант, естественно, не могло бы появиться на Руси, если бы не было в то время открытых рудных месторождений, обеспечивающих литейное производство достаточным количеством меди и олова, литейных печей большой емкости и, главное, достаточного количества мастеров высокой квалификации.

Трудно предположить, что иноземный литейщик И. Дебосис, автор первой Царь-пушки, мог только недавно прибыв в Россию, выполнить такую работу один. Невозможно, что большая часть работы по формовке, отливке и отрежке Царь-пушки использовалась русскими мастерами.

Сохранившиеся до наших дней памятники литейного искусства конца XVI и начала XVII столетия свидетельствуют о высоком мастерстве русских умельцев. Именно в это время прославились своими выдающимися произведениями талантливые литцы Кондратий Михайлов, Григорий Наумов и особенно Андрей Чохов. Литец

АНДРЕЙ ЧОХОВ И ЕГО ЦАРЬ-ПУШКА

Известные нам орудия той далекой поры, как правило, снабжались надпися... Царь-пушка имеет своеобразную конструкцию. В течение почти четырехсотлетнего существования Царь-пушка не раз меня... Здесь ей было определено место на Красной площади около Лобного места.... Тогда исполнение заказа было предложено владельцу судостроительного за...

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ МАСТЕРА ИВАНА МОТОРИНА

Этот заказ вызвал у почтенного академика явное удивление, еще более ув... Изображения царя Алексея Михайловича напоминало о том, что новый колок... Под изображением империатрицы Анны Ивановны, на нижнем краю колокола, ... Вскоре огромный колокол показался из ямы. Важным событием в истории этого выдающегося памятника русского литейно...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сознательно выбранная столь узкая тема реферата на самом деле достаточно полно отображает величие и могущество русского народа, его талант и трудолюбие, стремления и помыслы. Уже в самих названиях Царь-пушка, Царь-колокол звучит желание превосходить, главентствовать, быть Царем, то есть первым в делах созидания. Появление Царь-пушки можно рассматривать и как символ укрепления, сохранения державы Российской.

Ведь пушка такого размера и калибра вряд ли могла быть использована в качестве мобильного наступательного орудия, а вот в отражении внешних врагов столицы и государства сослужила бы великую службу. Известный русский историк ХIХ века Алексей Федорович Малиновский считал, что Сие огромное орудие вылито на подивление простому народу и на устрашение приезжавших тогда в Москву татар. Голос же Царь-колокола укрепил бы душу русскую в вере в Бога и Царя, слышен был бы он не только по Москве и окрестностям, но и по всей Руси великой.

Символичен и тот факт, что Царь-пушка была отлита на Московском Пушечном дворе и уже никогда не покидала сердца Москвы - Кремля и Красной площади. Царь-клокол же и вовсе был отлит в литейной яме, расположенной на территории Кремля. Интересно отметить и факты, символизирующие единение двух русских столиц - Москвы и Петербурга. В северной столице находятся семь пушек, отлитых Чоховым, лафет для Царь пушки был отлит на заводе Берда в Петербурге, а известнийший архитектор А.А. Монферран, создатель величественного Исаакиевского собора, принимал живейшее участие в судьбе как одного, так и другого произведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Портнов М. Э. Царь-пушка и Царь-колокол изд. Московский рабочий, 1990г. 2. Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы-изд. Московский рабочий, 1992г. 3.Московский Кремль. М 1990г.