рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Духовная культура Москвы конца XV—XVI в.

Духовная культура Москвы конца XV—XVI в. - раздел Искусство, Духовная Культура Москвы Конца Xv Xvi В. Содержание Литература И Летописание...

Духовная культура Москвы конца XV XVI в. Содержание Литература и летописание. 1 Общественная мысль. 3 Нумизматика. 4 Научные знания. 6 Архитектура. 7 Книжная культура. 11 Московская живопись. 14 Литература 16 Литература и летописание. К концу XV века собирание земель вокруг Москвы завершилось образованием единого Русского государства.Теперь управлять всем стал великий князь Московский и всея Руси. Все князья крупных и мелких княжеств и слуги вольные из вассалов переходили в разряд поданных.

Перед государем они называли себя его холопами. А горожане и крестьяне для всех стали сиротами. Так сложилась на Руси простая, но своеобразная государственная структура, представляемая двумя основными категориями государь и его холопы. В едином государстве власть великого князя сильно возросла. По своему характеру она стала самодержавной и уже практически ничем и никем не ограниченной.

В Москве заработали летописцы надо писать новую историю Руси. Летописание все больше становилось официальным. Для летописей отбирали то, что нужно или выгодно великому князю и митрополиту. Правда, мнения в оценке некоторых событий у них порой расходились и митрополичий летописец мог отойти от официальной версии. Поэтому великий князь не всегда уже полагался на митрополита. При Иване III составление летописей и целых летописных сводов стало заботой и светской власти.

В 70-х годах XV в. была составлена великокняжеская летопись, в которой главное место отводилось феодальной войне при Василии II. Тогда-то галицкие князья и обрели все свои отрицательные качества. Затем эта летопись была переработана, и на ее основе великокняжеские летописцы создали большой летописный свод Московский свод 1479 г В нем военное лихолетье было дополнено событиями, ставшими прологом создания единого государства. Флорентийскому собору 1437 года была посвящена пространная повесть, которой оправдывалось свержение Василием II митрополита Исидора.

Это событие послужило началом так называемой автокефалии русской церкви избрание митрополитов независимо от Константинополя церковными иерархами под наблюдением светской власти. Особенно постарались летописцы великого князя при обосновании и описании покорения Новгорода. Именно в 1479 г. в свод вошел рассказ о роковом противопоставлении титулов государь и господин, объясняющий причины новгородского похода.

Дело заключалось в том, что на одном из этапов переговоров послы Великого Новгорода назвали Ивана III государем, а не господином как прежде. Новгородцы хотели было поправить своих послов, но было уже поздно. Иван III, задав новгородским боярам вопрос какого хотите государства, решил сам на него ответить вооруженной силой. Завершался свод описанием строительства Успенского собора в 1479 г которое велось уже под наблюдением самого великого князя. Московский свод 1479 г созданный при великом князе, стал основой для последующего летописания.

В конце правления Ивана III московские книжники занялись еще одной проблемой. Правящей династии нужна была хорошая родословная легенда. Для возвеличивания престижа правителя огромной державы вести происхождение от находника, захватившего когда-то княжеский стол в Киеве, было уже явно недостаточно. В1498 г. Иван III венчает на великое княжение своего внука Дмитрия. Подобное в Успенском соборе случалось и ранее, но на этот раз коронация представляла собой торжественное и хорошо подготовленное публичное зрелище.

Вскоре появляется идеологически подтверждающее это событие Сказание о князьях владимирских. Оно окончательно оформило и утвердило концепцию о византийском происхождении коронационных регалий, в частности Мономахова венца или шапки Мономаха. Согласно легенде, византийский император Константин Мономах, правивший в середине XI века, передал по наследству императорские регалии своему внуку великому князю Владимиру Всеволодовичу, также прозванному Мономахом.

А затем их унаследовали великие князья Московские. В начале XVI века к мономаховым дарам была добавлена и новая княжеская родословная происхождение правящей династии России от римского императора Августа. Эта легенда о происхождении московской великокняжеской, а потом и царской, власти утвердилась и стала господствующей на всем протяжении XVI века и даже отодвинула на второй план концепцию Москва третий Рим, авторство которой приписывалось старцу Псково-Печерского монастыря Филофею.

Тем не менее, новая родословная легенда и концепция о византийских корнях великокняжеской власти прижилась в общественном сознании не сразу. Так, сообщение о происхождении династии от императора Августа отсутствовало в Никоновском своде в XVII веке летопись принадлежала патриарху Никону, составленном в конце 20-х гг. XVI века при митрополичьей кафедре. У некоторых книжников, знакомых с византийской хронографией, могла вызывать сомнения хронологическая несовместимость при оценке достоверности даров византийского императора. Ведь Константин Мономах правил в середине XI века, Владимир Мономах сал великим князем Киевским лишь в 1113 г. Но к середине столетия недоверие к легендам преодолевается.

Как достоверные их принимают составители Воскресенской летописи 40-х гг.названа по месту хранения в Воскресенском монастыре, Летописца начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича сер. 50-х гг.официальная летопись, в составлении которой принимал участие А.Ф. Адашев, Степенной книги летопись, где правители России располагались по степеням и известного Лицевого летописного свода 60 70-х гг. Свое происхождение от Августа-кесаря подчеркивал в своих знаменитых посланиях и Иван Грозный А мы как есть государь кристьянский, положа упование на всемогущего бога, держим извечную свою прародительскую честь и старину, почен от Августа-кесаря и до великого князя Владимира, крестившего Русскую землю, и царьство Русское добре съдержавшего, и от великого Владимирь до царство великого Владимира Манамаха, высоко и достойнейшую от грек честь приимшего, и от Владимира Манамаха по коленству до мстителя неправдам, деда нашего, великого князя Ивана, и до блаженние памяти отца нашего, великого государя Василья, закосненным прародительствия землям обретателя, даже и посе время и до нас.

Общественная мысль

В 1502 г. Более того, правительству стали известны его речи с боярином Берсенем ... Беглый холоп Феодосий Косой, укрывшийся в Литве, шел еще дальше. Царь действует не один, а в окружении мудрых советников. Главный упор ... Совсем о другой, более многочисленной категории населения заговорил в ...

Нумизматика

Почти одновременно монеты стали выпускать в Москве и Нижнем Новгороде ... Такая титулатура встречалась на монетах и раньше, но во второй половин... На лицевой стороне новгородоки чеканился всадник с копьем отсюда и коп... В Москве он обозначался буквами МО, СМ, ОМ. Всадник на монетах, по крайне мере, уже в XVI веке символизировал или ...

Научные знания

Бурное развитие Русского государства придало особое значение и научным... Знание прикладных наук требовалось в строительстве, литейном, военном ... Ермолай Еразм написал, чуть ли не для Ивана Грозного, Благохотящем цар... Потребность в грамотных людях вызвала к жизни проект по созданию общег... Сильвестр писал Домострой для сына, поэтому в нем не мало места было о...

Архитектура

Перед смертью он, как и Петр, благословил великого князя на завершение... Храм должен был олицетворять не величие церкви, а мощь нарождающейся г... Обсуждение порождало споры и разногласия. Бон Фрязин перестроил церковь Ивана Лествичника. Варвары на Варварке, Благовещенья в Воронцове, Благовещения за Неглинн...

Книжная культура

Удачным соединением миниатюры-украшения и текстовой иллюстрации был со... Сам Иван Федоров, который начал работать еще в Анонимной типографии, б... Это может подтверждаться тем огромным тиражом, какой был у книги Апост... печатная книга занимала в библиотеках еще довольно скромное место. В XVI веке между типографией и рукописной мастерской даже наметилось с...

литература распространялась исключительно по средствам переписывания.

В конце 60-х годов книгопечатание в Москве практически затухает. После отъезда Ивана Федорова Иван Грозный приказал перевести московскую типографию в Александровскую слободу, где уже работали ученики и последователи первопечатника Андроник Тимофеев Невежа, Никифор Тарасиев и другие. Лишь только в конце XVI века она вернулась в Москву. С рубежа XV XVI веков в читательской среде распространяется жанр бытовой повести. Как и другие памятники литературы того времени, бытовые повести кроме нравственных и эстетических идей несли в общество и официально-пропагандистские воззрения.

Одним из самых насущных вопросов, особо волновавших людей, был вопрос об образе монарха. При становлении и развитии самодержавия это было особенно актуально в то время. Две диаметрально противоположенные оценки правителя встречаются в двух произведениях рубежа XV XVI веков Сказание о Дракуле воеводе автор Федор Курицын, дьяк Посольского приказа, обвиненный в ереси, погиб на костре и Александрие.

В первом, воевода Дракула талантливый воитель, но в то же время и жестокий правитель своей области и угнетатель своих подданных. Именно он впоследствии послужил прототипом известного всему миру одноименному вампиру. И совсем иным выступает из Александрии образ идеального царя Александра Македонского, талантливого полководца, доброго и справедливого монарх, снисходительного даже к своим врагам. Сказание о Вавилонском царстве было посвящено более глобальной проблеме о причинах возвышения и падения царства.

И то и другое, как особо отмечается в произведении, во многом зависит от качеств правителя. Сказание являлось произведением полемическим. В немалой степени в нем был заострен вопрос о законности прав царствующей особы. Для русского монарха она заключалась в наследовании царских регалий от византийского императора, которые последний, в свою очередь, получил их от угасшей Вавилонской династии. Идеей сильного монарха пронизана и Повесть о царице Динаре.

Какие качества особо отмечались и ценились в то время Прежде всего, сила власти, ответственность за подданных, авторитетность среди вельмож на Руси это бояре. Оценка таких качеств встречались и в произведениях И.Пересветова, Е.Еразма, А.Курбского. Близок к этим идеям был в одно время и сам Иван Грозный. Однако, позднее он выразился уже по-другому. А наши великие государи от Рюрика до нынешнего государя все государи самодержцы и нихто же не может указу учинити и вольны добрых жаловати а лихих казнити.

Как раз эта неограниченная вольность и проявилась в последующий период его царствования. Прообразом для литературной Динары послужила реальная царица Грузии Тамара, правившая в XIII веке. Сюжеты, связанные с царицей Динарой использовались и при росписи Золотой палаты Кремля 1547 г. и написании иконы для Донского монастыря в 90-е гг. XVI века. С именем самой царице связывалось и утверждение христианства в западной Грузии. Московская живопись. В середине и второй половине XV века художественные направления в московской живописи складывались под влиянием творчества Андрея Рублева и его школы.

Однако на этот раз художники-иконописцы больше уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам легкости фигур, плавным линиям при написании ликов, резкому сочетанию цветов например, густые краски одежд на фоне более прозрачного пейзажа. Образцом такого направления можно считать икону Вход в Иерусалим, написанную неизвестным московским мастером. Для московской живописи этого времени была характерна и еще одна особенность.

В ряд иконописных сюжетов и образов вместе с такими как Христос, Богоматерь, апостолы стали входить и реальные канонизированные светские и духовные лица. На рубеже XV XVI вв. московская живопись была представлена творчеством Дионисия и его сыновей. В отличие от своих предшественников и коллег-современников, Дионисий был мирянином. Он сам обучил иконописному искусству своих сыновей, которые потом работали с ним в разных уголках Московской Руси. Так они вместе расписали собор Ферапонтова монастыря в самом начале XVI века. Дионисий начал работать над росписями в Пафнутьево-Боровском монастыре, а затем в Иосифо-Волоколамском, куда он был приглашен самим основателем.

Будто бы там на росписи Дионисия и обратил внимание сам великий князь Иван III. За этим последовало приглашение художника в Москву. Роспись Успенского собора в Кремле сделала Дионисия знаменитым. Летописец не без восторга писал, что Дионисий, Ярец Коня, да поп Тимофей написали для Успенского собора Деисус чудно вельмии с праздники и с пророки.

Для этого же собора мастер создал и иконы Спас на престоле и Распятие. Писал он и для Кремлевского Вознесенского монастыря икона Богоматерь Одигидрия. Для всех работ Дионисия а работал он не только один, но и с сыновьями характерны нарядность, декоративность, торжественность. Все его творчество как-бы олицетворяло собой основную идею подъема нового государства.

К вершине иконописного творчества Дионисия можно отнести две иконы, созданные мастером для Успенского собора Кремля. Как и многие виды искусства того времени, они касались исторического прошлого Москвы, освещая эпохальные события и основных политических деятелей ее истории. Это иконы с изображениями митрополитов Петра и Алексея. Возможным источником для их написания мастеру послужили Жития канонизированных иерархов русской церкви, основные редакции которых были оформлены как раз во второй половине XV века. В полном объеме житийная биография святых митрополитов представлена на клеймах, расположенных по периметру икон вокруг образов.

Сыновья Дионисия творили уже во времена Василия III. О творчестве младшего, Владимира, ничего неизвестно. Старший Феодосий, работал при дворе. Он был приглашен самим великим князем для росписи домового Благовещенского собора. В росписях Феодосия отразилось окончательное торжество объединения Руси вокруг Москвы и образования государства.

Одно из главных мест в них было отведено изображению святых, известных в церковной истории своей борьбой с ересью. На стенах собора были представлены лики и образы святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского, византийских императоров и императриц, что символизировало преемственность власти московскими князьями, чтимые русские князья от киевских до Дмитрия Донского и Василия Дмитриевича святые покровители таких городов как Новгород, Ярославль, Ростов и другие. Феодосий был известен и как книжный оформитель.

По заказу боярина и казначея Ивана Третьяка он писал заставки и миниатюры для Евангелия 1507 года. В книжном оформлении тогда уже полностью господствовал так называемый византийский стиль. В этом стиле художником были написаны и евангелисты и украшения книги в виде причудливого переплетения травянистых растений растительно-травянистый орнамент. В XVI столетии внимание московских живописцев привлекали не только библейские сюжеты, но и темы из всемирной и русской истории.

Особое воздействие на творчество художников оказывал фактор политического развития страны. Именно в это время усиливающаяся власть великого князя приобретает самодержавный характер. В 1547 году Иван IV принимает царский титул. При Василии III завершается процесс объединения русских земель и ведется активная внешняя политика. На протяжении XVI века, чередуясь с неудачами, порой катастрофического характера, следуют присоединения Смоленска, покорения Казани и Астрахани, завоевания в Прибалтики, походы в Сибирь.

Первые успехи Русского государства уже отражала роспись Смоленского собора Новодевичьего монастыря основан в 1525 г Центральным звеном в оформлении внутреннего интерьера собора стало изображение Богоматери Одигидрии покровительницы присоединенного Смоленска. Военная тематика в росписи также занимала главное место. Покровители московских князей и русского воинства архангелы Михаил и Гавриил представлены в доспехах. Как бы в обосновании внешней политики великого князя, в росписи особо полно следует череда изображений канонизированных древнерусских князей, правителей некогда огромного государства.

В немалой степени воздействовала на живопись и активизация общественной жизни и мысли страны в первой половине XVI века. Даже через иконы в общество шла критика монастырской порядков и монашеской жизни. Так, посредством икон Лествица райская Иоанна Лествичника, Видение Евлогия, Притча о слепце и хромце художники осуждали упадок монашеских нравов пьянство, блуд, мздоимство и др указывали на кары за пороки, критиковали политику монастырского стяжания.

В 1547 году после большого московского пожара в Кремле разворачиваются огромные по своим масштабам восстановительные работы. В полной мере они коснулись и росписей пострадавших дворцовых палат соборов. Для восстановлении росписей митрополитом Макарием были приглашены не только московские, но и новгородские и псковские мастера. Так, восстановление росписей Благовещенского собора шло при активном участии псковских живописцев.

Основным местом приложения художественных сил стала дворцовая Золотая палата. Источниками для ее росписи послужили темы из русской истории и библейские сюжеты, которые были в итоге подчинены единой цели прославления военной и политической деятельности Ивана Грозного. Прославления царя и царской власти в середине XVI века стало одной из центральных тем в московской живописи. В 1551 году на Стоглавом соборе, кроме введения унификации и трафаретов в иконописи, было утверждено разрешение изображать не только умерших, но и здравствующих светских и духовных лиц, например, царей.

В середине 50-х годов была написана четырехметровая икона-картина Церковь воинствующая памятник казанскому взятию. По сути, это была хвала победителям, изображение шествия конного и пешего воинства. Среди воинов присутствуют князья-покровители Владимир Креститель, Александр Невский, Дмитрий Донской. В главе всего войска сам царь Иван. Впереди же всех Михаил архангел общий покровитель всего княжеского и царского рода. В 1554 г. дворцовая и соборная кремлевская роспись была подвергнута критике со стороны дьяка Посольского приказа Ивана Висковатого.

Дьяк сетовал на латинское мудрование живописцев и нарушения традиций древнерусской живописи. Силы в споре однако оказались не равными. Дьяку сказали, чтобы не вмешивался. Итогом большой работы, начатой еще при митрополите Макарии, явились росписи галереи Благовещенского собора, где были представлены лики портреты московских князей и изображения античных мудрецов, правда, в русских одеждах. Во времена Ивана Грозного особое распространение в иконописи получает культ небесного покровителя царя Иоанна Предтечи.

Иконы с его изображением в это время были представлены как мастерами московской школы, так и других городов. Где-то в конце XVI века была написана парсуна от слова персона и самого Ивана Грозного, так называемый Копенгагенский портрет. Изображение царя на нем было близким к реальному, но все-таки выполнено в традиционной иконописной манере.

В 1677 году портрет был вывезен из России датской посольской миссией, и по месту своего нового хранения получил свое название. Вполне возможно, что Копенгагенский портрет является надгробным портретом, выполненным для установки его на гробнице царя. К концу правления Ивана Грозного относится икона Дмитрия Солунского для одноименной церкви Никитского монастыря в Москве. Ее происхождение связывают с рождением у Ивана Грозного последнего сына царевича Дмитрия.

Изображенный на ней воин, несмотря на свой воинственный вид в доспехах, вооруженный щитом и мечом, больше походит на утонченного аристократа, чем на героя. Подобная манера исполнения была тесно связана с творчеством Строгановской иконописной школой, состоявшей из московских мастеров, которые выполняли заказы для известных сибирских промышленников Строгановых. Это икона и ряд других, например, Никита-воин определили дальнейшие направление русской живописи уже в XVII веке. Литература 1. Сергей Николаевич Таценко Духовная культура Москвы конца XV XVI в.

– Конец работы –

Используемые теги: Духовная, Культура, Москва, конца, XV, XVI0.089

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Духовная культура Москвы конца XV—XVI в.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры
Лекция Духовная культура понятие проблемы принципы Религия в контексте духовной культуры... Происхождение и исторические формы классификация религии... Существует теологическая богословская и научная научно философская версии происхождения религии...

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Анализ живописных произведений флорентийской школы конца XV - начала XVI веков
Являясь одним из важных событий текстов Евангелия, Рождество стало излюбленным сюжетом, как в православном, так и в католическом искусстве.… Произведения, рассмотренные в данной курсовой, посвящены одной теме - … Лаконично и просто решение композиции у Мариотто Альбертинелли. Он помещает на первом плане лишь три фигуры - Марию,…

Экономическое возвышение Москвы и борьба за объединение русских земель. Образование общерусского государства и его роль в развитие экономики в конце XV в.
II период (2 пол. XIV-50 гг. XV вв.) Первый этап завершается тем, что Московское княжество стало сильнейшим. На базе этого оно в 60-70 гг. XIV в. разгромило своих основных противников:… Присоединение княжеств означало потерю ими государственного суверенитета. Москва встаёт во главе борьбы против…

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

Анализ живописных произведений флорентийской школы конца XV - начала XVI веков
Являясь одним из важных событий текстов Евангелия, Рождество стало излюбленным сюжетом, как в православном, так и в католическом искусстве.… Произведения, рассмотренные в данной курсовой, посвящены одной теме - … Лаконично и просто решение композиции у Мариотто Альбертинелли. Он помещает на первом плане лишь три фигуры - Марию,…

Материальная и духовная культура якутов и эвенков в 17-18 в
Народы Якутии, живя в экстремальных условиях, успешно занимались скотоводством, земледелием, охотничьими промыслами, владели технологией… Еще в далекие от нас времена они имели представления по географии и биологии,… Широкое распространение имели богатырский эпос-олонхо, народные песни-Ырыа, сказки- остуоруйа, исторические…

Духовная культура
В частности, о язычестве в школах не говорят ни слова. О язычестве не имеют представления не только ученики, но и учителя. Язычество – от «языки»… Душа ассоциировалась с дыханием и дымом (о том, у кого прекратилась дыхание,… В период борьбы с языческими богами им приписывалась худшие демонические черты; говоря современным языкам, создавался…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Духовная и художественная культура Древней Греции КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ВСТУПЛЕНИЕ Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним и цивилизация… Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи. I. КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В XXX-XIIВВ. Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в 3000-1200гг.…
  • Духовная культура Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных… В узком смысле слова культура облагораживания телесных, душевных склонностей и… Культура начинается там, где содержание обретает совершенную форму. Культура представляет собой целостный системный…
  • Значение текста в художественном образе древнерусской рукописной книги конца XIV – начала XV века Отсюда понятно особенное отношение каждого православного христианина к книге как таковой, и к книжному мастерству в частности. Поэтому постоянный… А такой подход, в свою очередь, строится на внимательном предварительном… Что касается отдельных работ, изучающих художественные особенности и динамику художественного взаимодействия текста и…
  • Место и роль философии в системы духовной культуры Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ Йога означает quot сосредоточение quot ее основателем считается мудрец... Этическое учение И Канта... Иммануил Кант родился в столице восточной Пруссии Кенигсберге Его отец ремесленник был достаточно...
  • Народные восстания укаинского народа в конце XVI - начале XVII вв. (Укр.) Незважаючи на поразку народних повстань в XVI 20-30рр XVII ст. Укранський народ здобув багатий досвд нацонально та антифеодально боротьби,… Ц повстання стримували посилення польського нацонального, феодального… Так в академчному дослдженн сторя Украни нове бачення , автори висвтлюють дану проблему в роздл Суспльн рухи кнця XVI…