рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественная мысль

Общественная мысль - раздел Искусство, Духовная культура Москвы конца XV—XVI в. Общественная Мысль. Общественно-Политическая И Культурная Жизнь России...

Общественная мысль.

Общественно-политическая и культурная жизнь России в XVI веке характеризовалась еще одной особенностью.

При усилении самодержавной власти в стране шло поступательное развитие вольномыслия.

В речах великого князя оно звучало как высокоумничество. Сам Иван III столкнулся с критикой своих личных взаимоотношений с членами великокняжеской семьи. Преподобный Иосиф Волоцкий как-то назвал его Каином, намекая на братоубийство. На рубеже XV XVI вв. в стране развернулась борьба с ересью. Еретические учения зародились в Новгороде, но затем при поддержки ряда церковных и светских иерархов и самого великого князя стали развиваться и в Москве. Новгородско-московских еретиков подозревали в иудаизме, а потому в полемических перепалках называли их жидовствующими.

Самые крайние из них отрицали церковную организацию и обряды. Отрицали монашество и критиковали монахов за пьянство, обжорство, стяжание, не признавали учение о Троице, а Христа считали простым человеком, а не Богом, как официальная церковь. Критикой стяжательства еретики сближались с так называемыми нестяжателями Нил Сорский, противниками крупного монастырского землевладения.

В связи с этим к ним сочувственно относился и Иван III. С московским еретическим кругом были связана и невестка великого князя Елена Стефановна и митрополит Зосима, и дьяки братья Курицыны. Но затем все переменилось. В 1502 г. против еретиков встал великий князь. При помощи еретиков и нестяжателей Иван III мог значительно урезать земли у монастырей. Но независимость в суждениях и элементы социальной критики, присущие еретикам и нестяжателям, сделали этот союз невозможным.

В итоге верх одержали иосифляне последователи Иосифа Волоцкого сторонники сильной великокняжеской власти, жестких монастырских уставов и крупного землевладения. Кроме того, именно с их стороны был выдвинут почин обожествления великокняжеской власти. Церковные соборы 1503 и 1504 гг. осудили еретиков на сожжение. Борьба с еретиками и нестяжателями продолжалась и далее. В 1525 г. за ересь и нестяжательские взгляды был осужден церковным судом философ, писатель и переводчик Максим Грек Михаил Триволис, долгие годы работавший в Москве.

Он был приглашен Василием III в 1516 г. для работы над книгами греческих и латинских авторов, хранящимися в библиотеки московских государей она известна еще под названием как Библиотека Ивана Грозного. Связи его с нестяжателями вскоре были замечены. Более того, правительству стали известны его речи с боярином Берсенем Беклемишевым, которые носили политический характер. Отношения великого князя к отдельным представителям боярства вызывали негативные отзывы. Попавший в немилость Беклемишев, так отметил гнев на него государя Поиде смерд вон, не надобен мне еси. И это было сказано отпрыску знатного московского боярского рода. В середине XVI в. до России докатилась волна европейской реформации.

Вольномыслие и элементы еретических учений проникают в глубь общества, охватывая средние и низшие слои населения. В 1553 г. был осужден и сослан в Иосифо- Волоколамский монастырь московский дворянин Матвей Семенович Башкин.

Он отрицал церковные обряды, иконы и тайну исповеди. Холопство, по его мнению, противоречило христианским идеалам. Этот дворянин сам изодрал кабальные грамоты на своих холопов. Беглый холоп Феодосий Косой, укрывшийся в Литве, шел еще дальше. В систему его взглядов входили отрицания светской и духовной власти, упразднение налоговой системы, проповеди равенства всех народов. Середина XVI столетия период составления и подачи проектов государственного переустройства.

Авторы этих проектов действовали как бы в рамках законности, но и они не обошлись без критического отношения к прошлому и настоящему страны. Литовский выходец Иван Семенович Пересветов появился в России в 1539 г. А в 1549 г. подал царю свои знаменитые челобитные. Личность прожектера была до того загадочна, а идеи так схожи с представлениями и планами Ивана Грозного, что впоследствии даже предполагали, что под именем скромного воинника скрывался сам царь. О чем писал и что предлагал И.С.Пересветов царю Начиная от воспоминаний о боярском произволе в годы малолетства Ивана Грозного, автор переходит к настоящему и пишет о ленивых вельможах, о судейских взятках, о засилье сильных людей и, главное, об отсутствии правды, т.е. справедливого закона.

Одна лишь надежда у Пересветова на царя, причем на грозного и мудрого. Не мочно царю без грозы быти как конь под царем без узды, тако и царство без грозы. Царь сам должен издавать законы, выдавать жалование воинам, назначать судей и сборщиков налогов. Царь действует не один, а в окружении мудрых советников.

Главный упор челобитчик делал на реформы, проводимые в интересах простых воинников, т.е. дворян. Совсем о другой, более многочисленной категории населения заговорил в то же время Ермолай Еразм, псковский монах, переехал в Москву, где стал священником кремлевской церкви Спаса на Бору. В начале же всего потребни сут ратаев заботься о крестьянах от их бо трудов ест хлеб, от сего же всех благих главизна. Говоря о крестьянах, как о создателях материальных благ, автор предлагает сократить налоги, уменьшить оброк, замечая при этом, что это один из путей преодоления социальных потрясений и народных восстаний.

Развитие свободной общественной мысли середины XVI века, как и начала этого столетия, было остановлено силой. В 1504 г. в Москве пылали костры, на которых сжигали еретиков, а в 1565 г. в стране водворилась опричнина. Государство избрало другой путь реформ.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Духовная культура Москвы конца XV—XVI в.

Перед государем они называли себя его холопами. А горожане и крестьяне для всех стали сиротами. Так сложилась на Руси простая, но своеобразная… В Москве заработали летописцы надо писать новую историю Руси. Летописание все… В 70-х годах XV в. была составлена великокняжеская летопись, в которой главное место отводилось феодальной войне при…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественная мысль

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Нумизматика
Нумизматика. XVI век время унификации и даже стандартизации многих сфер общественной жизни. Она начинала проникать в искусство, литературу, архитектуру, летописание. Иконописцы должны были п

Научные знания
Научные знания. Бурное развитие Русского государства придало особое значение и научным знаниям. Для этого времени церковного образования было уже недостаточно. Знание прикладных наук требовалось в

Архитектура
Архитектура. Катастрофа, разразившаяся в Москве 20 мая 1474 г в результате которой рухнул почти построенный Успенский собор, открыла новый этап в истории московского зодчества. Инициатива перестрой

Книжная культура
Книжная культура. Особенность развития московской книжности второй половины XV XVI вв. заключалась в том, что сохраняя преемственность в древнерусской традиции, она вбирала в себя опыт местных школ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги