Музыкальные способности. Проблемы диагностики и развития

Магнитогорская государственная консерватория Кафедра специального фортепьяно Музыкальные способности. Проблемы диагностики и развития.Дипломный рефератСтудентки 5 курса Сычевой Е.Г. Научный руководитель кандидат педагогических наук Лахмостова Л.В. Магнитогорск2002 Содержание. Введение. 1. Способности - как психологический феномен. 6 1.1 Общие и специальные способности. 1.2 Диагностика музыкальных способностей. 2. Детская музыкальная одаренность. 2.1 Особенности проявления музыкальной одаренности. 2.2 Особые условия, необходимые для полноценной творческой реализации одаренных детей. 3. Некоторые педагогические приемы, формирующие музыкальные способности на первоначальном этапе. 43 Заключение. 46 Библиография. 48 Введение. Вопрос, который я рассматриваю в своей работе один из самых значительных и важных в психологии и педагогике сегодня.

Это вопрос о развитии музыкальных способностей человека и о различных уровнях их проявления.

И самое главное, какое влияние на эти способности оказывает целенаправленное развитие творческого потенциала ребенка, каким образом развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень можно влиять на эффективное формирование процессов мышления. Направления психологии, изучающие взаимосвязь процессов мышления и активного творческого воображения в свете развития духовности всегда были актуальны.

Этой проблематике и будет посвящена моя работа. Гений падает с неба сказал когда-то Дидро. Но вдумаемся в продолжение этих слов и на один раз когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо. Так вот, что это за дворец и как в него попасть это образное выражение одного из главных вопросов, на который не одно столетие пытаются найти ответ многие, в том числе и автор данного реферата. Если проследить историю человеческой цивилизации, то нельзя не заметить один потрясающий воображение факт гении и замечательно, одаренные люди очень часто, с какой-то удивительной закономерностью появлялись то тут, то там вспышками, группами.

Одна такая вспышка произошла в золотой век Древних Афин, в век Перикла. У этого государственного деятеля буквально за столом одновременно собирались такие признанные во всем цивилизованном мире гении, как скульптор Фидий, создатель бессмертных трагедий Софокл, философы Сократ и Платон, Анаксагор, Зенон и Протагор.

Почти все они были коренными жителями Афин города, который едва насчитывал шестьдесят тысяч свободных граждан. И почти все выше названные гении сформировались на одном небольшом пространстве. Но никакие данные генетики не позволяют думать, что афиняне наследственно превосходили окружающие их народы. Следовательно, откуда же столь мощный вплеск гениев? Одна из гепотез утверждает, что причина заключается в среде, стимулирующий тот или иной вид дарования, творчества, деятельности.

Все эти люди принадлежали к одному классу со стойкими традициями, подкрепленными социальной преемственностью. В общении друг с другом, во взаимном влиянии друг на друга, а также благодаря тому, что их творчество было нужно не только узкому кругу ценителей, но и широким массам свободного городского люда, все они смогли реализовать присущие им задатки. Перенесемся в Италию тринадцатого века. В плодороднейшей долине реки По, на перекрестке дорог с востока на запад и с севера на юг происходят важные перемены.

Пополаны торговцы и ремесленники Флоренции, добившись в тринадцатом веке отмены крепостного права, создали тем самым мощную прослойку городского люда, который уже был способен понимать живопись, архитектуру, музыку. Не следует забывать, что люди еженедельно проводили много часов в храмах католическая церковь, помимо 52 воскресений, имеет ежегодно ещё полсотни праздников. В церкви горожане сначала глазели, потом глядели, а затем разглядывал скульптурные и художественные произведения сначала хлопали ушами, не слушая музыку, а потом начали её слушать и даже понимать. В четырнадцатом веке во Флоренции от восьми до десяти тысяч людей ходили в начальную школу, не менее тысячи в среднюю и от пятисот до шестисот юношей ежегодно посещали высшие учебные заведения.

Как при этом не наступить Возрождению? Эпоха Возрождения - эпоха массового устремления к культуре, знаниям, искусству массовой потребности в живописи и живописцах не только со стороны меценатов.

Это эпоха спроса на грамотных людей. Во множестве мастерских одаренные ученики, соревнуясь, обсуждая, критикуя, учась, создавали ту своеобразную атмосферу, ту критическую массу, при которой начинается ценная реализация творчества, при которой неизбежно должны вспыхивать особо одаренные и целеустремленные гении типа Микеланджело и Леонардо . 16,21 В итоге напрашивается вывод везде, где бы не появились идеальные или даже оптимальные условия, общественный спрос, социальный заказ на тот или иной талант, обязательно этот спрос выносит на свет большое число особо одаренных или даже гениальных людей. При всем этом частота зарождения потенциальных гениев во все эпохи и у всех народов одинакова, но реализовавших себя намного меньше.

Потому необходимо изучать природу возникновения гениев. И тем более тщательно готовить почву для их успешного развития. Некоторые аспекты данной проблемы, связанные с обучением и развитием музыкально одаренных детей также затрагивает эта работа. 1.

Способности - как психологический феномен

Способности - как психологический феномен .1.1

Общие и специальные способности

Яворского, который высказал именно такую точку зрения на проблему музы... Следовательно, только своеобразная иерархия этих структур, наличие бог... Г.М.Цыпин пишет наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальн... К.Сишор - известный представитель американской музыкальной психологии,... Ещё более сложные и противоречивые связи обнаруживаются между духовным...

Детская музыкальная одаренность

Детская музыкальная одаренность . 2.1

Особенности проявления музыкальной одаренности

Иначе говоря, всякая одаренность есть, прежде всего, творческая одарен... Суть его заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историчес... В одной из этнических общин Нигерии, к примеру, очень маленькие дети о... 6,21 Согласно одной из них, по мере общего созревания становится возмо... 15,44 Во всяком случае, статистика свидетельствует о том, что в семье,...

Библиография

Библиография . 1. Берлянчик М.М. Проблемы одаренности Основы учения юного скрипача Мышление. Технология. Творчество. М 1983. 200 с. С. 26-44. 2. Венгер Л.А Мухина В.С. Психология. М. Просвящение,1983. 336 с. 3. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.

М 1983. 190 с. 4. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве Вопросы фортепианного исполнительства. М 1965. Вып. 1. 62с. 5. Лейтес М.С. Бывают выдающиеся дети Семья и школа 1990. N 3. 33 с. 6. Лейтес М.С. Возрастная одаренность Семья и школа 1990. N 3. 31 с. 7. Мелхорн Г. Гениями не рождаются Общество и способности. М. Просвящение,1989. 160 с. 8. Мясищев В.М Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества Сб. ст. Сост. и ред. А.Готсдинер.

Л. Музыка,1980. С. 14-29. 9. Одаренные дети Психологическая служба школы. Сост. М.К. Акимова, Е.М. Борисова Под ред. И.В. Дубровиной М 1995. 222 с. С. 111-123. 10. Панкова О Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. Новосибирск,1994. 35 с. 11. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М 1997. 384 с. 12. Психология одаренности детей и подростков Под ред. М.С. Лейтеса М. Изд. Академия , 1996. 416 с. 13. Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей.

М. Педагогика, 1988. 176 с. 14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей Избранные труды В 2 т. М. Педагогика,1985. Т.1. 328 с. 15. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности Проблемы, суждения, мнения. М. Интерпракс,1994. 384 с. 16. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М. Знания, 1991. 135 с.