рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Примы оперной драматургии Чайковского

Работа сделанна в 2003 году

Примы оперной драматургии Чайковского - Реферат, раздел Искусство, - 2003 год - Оперы Чайковского и развитие музыкального театра Примы Оперной Драматургии Чайковского. Его Мелодии Пленяют Слушателя Искренно...

Примы оперной драматургии Чайковского. Его мелодии пленяют слушателя искренностью чувств, большим дыханием, декламационной выразительностью. Заметим, что композитор редко пользовался чисто речитативным языком, в котором мелодия полностью подчинена слову, для Чайковского характерна манера широкого распевания текста. Принято называть мелодический стиль в операх Чайковского ариозным, то есть объединяющим широконапевное начало и декламацию в одно целое.

Часто музыкальная тема, начало какой-либо арии, монолога или дуэта у Чайковского как бы рождается из взволнованного распевания поэтического текста. Более всего вдохновляла композитора поэзия Пушкина, по произведениям которого он создал лучшие свои оперы. Своеобразную и очень большую роль, как уже говорилось, в операх Чайковского играет оркестр, в партии которого нередко развиваются самостоятельные темы и мелодии, дополняющие и обогащающие вокальные партии. Важное значение имеют в операх Чайковского чисто инструментальные эпизоды, исполняемые симфоническим оркестром интродукция к опере и вступления к отдельным актам.

Не чуждался композитор и танцевальных сцен, большей частью массовых народных плясок, в музыке которых он нередко использовал подлинные народные мелодии. Одним из приемов оперной драматургии Чайковского служат лейтмотивы, то есть неоднократно появляющиеся, выразительные и легко запоминаемые мелодии и темы, которые характеризуют то или иное действующее лицо, душевное состояние героя, чувство, а порой имеют более обобщенный смысл например, образ судьбы. Многие композиторы, предшественники и современники Чайковского, пользовались системой лейтмотивов наиболее последовательно проводил в своем творчестве лейтмотивную систему Вагнер.

У него партия оркестра в опере состоит из развивающихся, взаимодействующих и соединяемых друг с другом различных лейтмотивов. Чайковский же пользовался приемом лейтмотивной характеристики наряду с другими приемами, поэтому его музыкальная драматургия более многоплановая, чем у Вагнера. Чтобы слушатели лучше понимали и запоминали музыкальное содержание оперы, Чайковский нередко пользовался повторениями больших мелодических построений.

Например, в опере Евгений Онегин, в известной сцене Письма Татьяны, он создал всю богатую и содержательную музыку на основе всего лишь четырех главных тем. В шестой картине оперы, когда Онегин, встретивший Татьяну, охвачен внезапно вспыхнувшим чувством любви, Чайковский использует в его ариозо одну из тем сцены Письма Татьяны, подчеркивая этим музыкальным повторением связь между различными этапами музыкальной драмы. Или в опере Пиковая дама в момент первого появления на сцене главного героя Германа в оркестре звучит выразительная задумчивая мелодия, в то время как другие действующие лица обмениваются отдельными фразами-репликами.

И лишь через некоторое время эта мелодия переходит в партию Германа он поет ариозо Я имени ее не знаю. Так еще до монолога героя его характеристика дается оркестром.

В письмах и музыкально-критических статьях Чайковский неоднократно высказывался против композиторов, которые изгнали из оперы установившиеся в классической опере формы арии, ансамбли, хоры. В частности, он критиковал Вагнера за то, что тот отрицал эти богатые оперные формы, заменив их непрерывным музыкально-оркестровым развитием с вокальными мелодиями декламационно-речитативного характера. Хотя Чайковский высоко ценил музыкальный талант Вагнера, но в его реформе оперы усматривал разрушение основ этого популярнейшего жанра. Сам он часто использовал установившиеся оперные формы то в их классическом виде например ария князя Гремина в опере Евгений Онегин, то в виде сцен-монологов или сцен-диалогов.

Такой сценой-монологом является знаменитая сцена Письма Татьяны в Онегине, сценой-диалогом - последняя картина этой оперы. В этих сценах нет завершенных сольных арий или дуэтов музыка развивается свободно, гибко отражая смену чувств, переживаний героев. Хору Чайковский также придавал большое значение, видя в нем основное средство обрисовки народных масс. Все эти особенности музыкальной драматургии, составляющие индивидуальный стиль Чайковского как оперного композитора, сложились не сразу.

Он прошел длительный путь постепенного совершенствования своей музыкальной драматургии. Пиковая дама. Первый период творчества Чайковского длился с конца 1860-х годов до 1877 года, когда композитор сочинил Евгения Онегина.

Это замечательное произведение, одно из лучших созданий творческого гения Чайковского, было его пятой оперой. До Онегина он написал оперы Воевода и Ундина, которые потом сам уничтожил далее - оперу из эпохи Ивана Грозного Опричник и комическую оперу Кузнец Вакула по Гоголю, известную во второй, более поздней редакции под названием Черевички. После Евгения Онегина начинается второй период творчества композитора. Чайковский обращается к большой трагической теме, он создает в конце 70-х годов оперу Орлеанская дева по трагедии Шиллера, далее оперы Мазепа 1883 и Чародейка 1887. Венцом нового периода оперного творчества явилась опера Пиковая дама, созданная в 1890 году. После нее Чайковский успел написать только одну оперу - одноактную Иоланту.

Пиковая дама, это, бесспорно, лучшее достижения Петра Ильича в жанре психологической драмы, возможно, этому помог талантливый сюжет - одноименная повесть Пушкина. Надо заметить, что Чайковский полностью переосмысливает концепцию, даже изменяет характеристики героев Лиза стала из обычной приживалки в доме графини ее богатой наследницей, Герман сильно облагорожен и время действия перенесено на несколько десятилетий.

Ни один русский поэт, ни один русский писатель не дал так много русской оперной классике, как Пушкин. Трансформация пушкинского сюжета имеет место и в Пиковой даме, и едва ли не в большей степени, чем в любой из пушкинских опер. На это не раз указывалось в работах об опере Чайковского, причем нередко чрезмерно акцентировалось расхождение между композитором и писателем и далеко не в достаточной мере раскрывалась идейная связь оперы Чайковского с пушкинской повестью.

Чтобы раскрыть эту связь и вместе с тем показать различие между Пиковой дамой Пушкина и Пиковой дамой Чайковского, нужно прежде всего найти верную точку зрения на повесть Пушкина. Что же представляет собой Пиковая дама Сказалась ли в этой повести могучая сила пушкинского реализма, или же правы те, кто считал ее всего лишь блестяще написанным анекдотом А это мнение имело в свое время распространение его разделял, в частности, и Модест Чайковский, брат композитора и автор либретто Пиковой дамы, назвавший повесть Пушкина прелестной, но все же пустяковой.

Не составит большого труда доказать, что Пиковая дама Пушкина не анекдот, не пустяк, а произведение глубокого идейного замысла. Сюжет для написания Пиковой дамы Пушкин взял из реальной жизни. Современные нравы действительно легко узнаются в образах действующих лиц, в мире их интересов. Все это аристократиченский Петербург пушкинского времени.

Больше того, сама сюжетная основа повести не выдумана Пушкиным. Не имеет, конечно, значения в какой мере в рассказе внука старой княгини Голициной истина сплелась с вымыслом и в какой мере этому рассказу поверил Пушкин. Важно другое, рассказ о трех картах вводит читателя в ту атмосферу, которая окружала азартную карточную игру. Из бедняка он мог превратится в богача из богача в нищего. Отсюда бессмысленные суеверия и легенды о таинственном карточном счастье.

Таким образом, положив в основу повести легенду о счастливых картах, Пушкин фантастический рассказ поставил на службу реалистической обрисовке действительности. Вместе с легендой о трех картах в повесть вошла и княгиня Голицина, переименованная в графиню. Холодный эгоизм графини особенно наглядно раскрывается в ее отношении к Лизе. Лизавета Ивановна была пренесчастное создание. Горек чужой хлеб, говорит Данте, и тяжелы ступени чужого крыльца, а кому и знать горечь зависимости, как не бедной воспитаннице знатной старухи Лиза единственная привлекательная личность в галерее героев пушкинской повести.

Она не только во сто раз милее светских барышень, она одна не лишена настоящих хороших человеческих чувств она одна способной к глбокой, благородной и бескорыстной любви. Такая любовь исключена для Германа. Как и старая графиня, Герман-эгоист. Но его пылкая натура знала только одну страсть деньги им влдела лишь одна мечта разбогатеть Рассказ графа Толстого о трех картах, тайну которых якобы хранит графиня, взволновал Германа.

Он стремился любым способом узнать тайну трех карт. Только человек с опустошенной и исковерканной душой может хладнокровно обдумывать чудовищный по расчетливому цинизму план стать любовником девяностолетней, умирающей старухи Не увлечение, не искреннее чувство, а лишь стремление проникнуть в дом графини заставляет Германа добиваться любви Лизы. Однако из дальнейшего становиться ясно, что это не была та страсть, о которой мечтала Лиза это была все та же страсть к деньгам. Герман в доме графини.

Старуха, в которой чуть теплилась жизнь, только что умерла под наведением на нее пистолетом. Но Герман не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе. Однако его ужасало невозвратная тайна, от которой он ожидал обогащения. Может быть не случайно Пушкин подчеркивает внешнее сходство Германа с Бонопартом. У него профиль Наполеона, а душа Мефистофиля говорит Толстой. О н сидит на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь.

В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона. Эти сравнения приобретают большой смысл, если мы вспомним известные пушкинские строки Мы все глядим в Наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. И для Германа старая графиня и Лиза лишь орудие, ступень, по которой он идет к поставленно перед собой цели. Написанная в очень спокойном, пояти созерцателно-повествовательном тоне, повесть Пушкина представляет собой, по существу суровое обличие.

Основной объект обличения, конечно, Герман точнее, олицетворение в его образе свойства, о которых только что шла речь. Не противоречит ли этой глубоко реалистической основе повести введеный в нее элемент фантастики Говоря о Пиковой даме, пройти мимо этой проблемы нельзя. Мы бегло коснулись ее, указав, что сама легенда о трех картах выросла в атмосфере карточного азарта. Пушкин скупым штрихом дает понять, что в действительности никакой тайны графини нет. В самом деле, в ответ на все вопросы и мольбы Германа графиня произносит только одну фразу Это была шутка клянусь вам, это была шутка.

Неужели полумертвая от ужаса старуха способна была еще скрывать ненужную ей тайну верного выигрыша От психического состояния Германа в спальне графини и комнате Лизы один шаг до сцены видения. Но даже в этом фантастическом эпизоде Пушкин подчеркивает реаличтическую основу повести, предпослав пятой главе эпиграф В эту ночь явилась ко мне покойница баронесса фон-В. Она была вся в белом и сказала мне Здравствуте, господин советник Рассказ о появлении призрака графини вводит читателя в духовный мир Германа, уже вплотную подошедшего к той нрани, которая отделяет здорового человека от душевнобольного.

Именно в этом художественный смысл сцены видения. Все сказанное о Пиковой даме дает право сделать вывод эта повесть, как и другие лучшие произведения ее автора, заключает в себе высокий идейный замысел воплощений с огромной и глубоко реалистической художественной мощью.

Пиковая дама первое прозаическое произведение Пушкина, успех которого в самых широких кругах и в печати был общепризнанным. 7 апреля 1834 года Пушкин записал в своем дневнике Моя Пиковая дама в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. Как же претворен пушкинский замысел в опере Чайковского Начать здесь нужно с истории и харастеристики либретто оперы. Либретто Пиковая дама Модест Ильич Чайковский, брат Петра Чайковского, начал писать по рекомендации директора императорских театров А.Всеволожского, для композитора Кленовского, автора нескольких балетов.

Кленовский по каким-то причинам отказался от сюжета Пиковой дамы. Осенью 1889 года Всеволожский посоветовал Петру Ильичу ознакомиться с трудом брата. П.Чайковский посмотрел, познакомился, очевидно, с общим планом либретто, заинтересовался им и решил писать оперу Пиковая дама по либретто Модеста Чайковского. Когда М.И.Чайковский сценарий директору императорского театра, где было решено перенести эпоу действия из времен Александра I, в конец царствования Екатерины II. Что же представляет собой либретто Пиковой дамы, в чем отступает оно от первоисточника, в каком направлении изменяет пушкинский замысел Существенной трансформации подверг М.Чайковский образ Германа.

То, что Герман волею либретто превратился из военного инженера в гусара малозначительная деталь, к тому же накак не проявляющая себя в действии. Гораздо важнее другое изменение. У Пушкина Германом безраздельно владеет одна мысль разбогатеть Тайна графини путь к богаству, а любовь Лизы путь к тайне графини.

Может быть, у пушкинского Германа и есть какое-нибудь чувство к Лизе, но оно ничтожно по сравнению с его страстью к деньгам и нечего не определяет в его поведении. У М.Чайковского акценты перемещены Герман появляется на сене в состоянии безумной влюбленности пишет он в сценарии своего либретто. Любовь к Лизе вот та страсть, которая целиком владеет Германом при появлении его на сцене. Осюда и должен вырасти основной драматический конфликт.

М.Чайковский ставит препятствия на пути к осуществлению мечты своего героя, превращая Лизу из бедной воспитанницы в ближайшую родственницу, внучку старой графини между Германом, не имеющим почти никаких средств офицером, и Лизой, девушкой из богатейшей аристократической семьи, ложится глубокая пропасть социального неравенства. Кроме того, у Пушкина Лиза свободна, до встречи Германом у нее нет ни жениха, ни возлюбленного М.Чайковский делает ее невестой богатого, знатного и красивого князя Елецкого.

Лишь постепенно мысль о Лизе сначала сплетается с мыслью о тайне трех карт, а затем вытесняется ею. Развитие этой внутренней борьбы проведено в либретто очень логично и с подлинной драматической остротой. Не случайно Модест Чайковский в четвертой картине широко использует подлинный пушкинский текст. Именно в четвертой картине Герман М.Чайковского сближается с германом Пушкина. Лиза уже не существует для него. Стремление к богатству, воплотившись в мечту о верном выигрыше, из средства превратилось в цель В либретто пропущена драмтическая и сценически благородная сцена у гроба.

Дано лишь напоминание о ней в пятой картине, которая очень близка к соответствующему эпизоду пушкинской повести. Смысл этой картины, как и у Пушкина сценическое воплощение кошмаров Германа. П.И.Чайковский настаивал на введении сцены у Канавки шестая картина. Это вполне понятно разговор Лизы с Германом, отсутствующий у Пушкина, крайне важен в той трактовке сюжета, которая была найдена М.И.Чайковским и принята Петром Ильичем это существенный этап в сценическом раскрытии постепенно развивающейся душевной болезни Германа, а еще больше облика Лизы. Сцена у Канавки подготавливает заключительную седьмую картину, основное содержание которой близко к соответствующему, заключительному эпизоду пушкинской повести.

Правда, М.И.Чайковский меняет судьбу Германа, который в опере кончает с собой и перед смертью освобождается от приведшей его кбезумию мысли о мистической тайне трех карт. Это возвращение человеческого Герману вполне соответствует всей трактовке сюжета ведь Герман влибретто М.Чайковского вводится в действие не как бессердечный хищник, а как человек, первоначальные побуждения которого определяет могучая сила любви.

Трансформация образа Германа основное и действительно очень значительное изменение пушкинского замысла М.Чайковским. графиня в лбретто то же давно отживщее сво век существо, что и в повести. Превращение Лизы из компаньонки во внучку старой графини не меняет по существу ееобраза она остается той же чистой и любящей девушкой, как и в повести.

По-иному, чем пушкинская Лиза, но она тоже испытывает гнет условностей и предрассудков аристократического петербургского общества.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Оперы Чайковского и развитие музыкального театра

Введение Русская опера - ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкально-театрального искусства, и в этой сокровищнице одно из первых мест… Его оперы Евгений Онегин, Пиковая дама, Мазепа, Черевички и другие - идут на… Для своих произведений в этом жанре он чаще всего выбирал именно свободные, простые сюжеты, без детективных элементов,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Примы оперной драматургии Чайковского

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Расцвет русской оперы
Расцвет русской оперы. Чайковскому приходилось преодолевать много различных препятствий, чтобы поставить свои произведения на сцене. Ведь в 60-70-е годы прошлого века, когда появились первые его оп

Лирико-психологические оперы
Лирико-психологические оперы. Чайковский явился создателем новой отрасли русского театра, ставшей очень любимой народом композитор написал много разнообразных oпep, но лучшие из них принадле

Характеристика либретто Пиковой дамы
Характеристика либретто Пиковой дамы. Теперь можно подвести итоги и дать оценку и характеристику либретто, составленного Модестом Чайковским того драматургического костяка, который лег в основу опе

Разбор оперы Пиковая дама
Разбор оперы Пиковая дама. Опера Пиковая дама одно из величайших произведений мирового реалистического искусства. Эта музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги