рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Римский-Корсаков - замечательный мастер музыкальной живописи

Работа сделанна в 2004 году

Римский-Корсаков - замечательный мастер музыкальной живописи - Реферат, раздел Искусство, - 2004 год - Изображение и значение образов природы в произведениях Н.А. Римского-Корсакова Римский-Корсаков - Замечательный Мастер Музыкальной Живописи. Поистине Изумит...

Римский-Корсаков - замечательный мастер музыкальной живописи. Поистине изумительна картинность его музыки. Особенно там, где она вдохновлена образами природы. Вспомним море в Садко. Это величавый звуковой пейзаж. Вспомним популярнейшую из картинок Сказки о царе Салтане - плавание Милитрисы и Гвидона, замурованных в бочке В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут Туча по небу идет, Бочка по морю плывет Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица И растет ребенок там Не по дням, а по часам.

Эти образы пушкинской сказки получили необычайно яркое, колоритное музыкальное воплощение. Размашистые взлеты морских волн, неуклюже покачивающаяся на волнах бочка, один за другим вспыхивающие огоньки звезд, внезапно надвинувшаяся туча - все это слушатель почти видит в красочной музыке Римского-Корсакова.

И много других замечательных звуковых картин можно встретить в его произведениях. Говоря о симфоническом стиле Римского-Корсакова, следует остановиться на его оркестровом письме. Справедливо считают его одним из величайших мастеров инструментовки. Немного можно назвать композиторов, так же тонко ощущавших выразительные свойства, душу каждого инструмента, умевших достичь такого же разнообразия и блеска оркестровых красок сочетаниями различных оркестровых групп и инструментов.

Этого тембрового богатства Римский-Корсаков достигает, как уже говорилось, простыми средствами, сохраняя ясность оркестрового изложения, часто пользуясь акварельной звучностью. Плотное, массивное изложение tutti он охотно противопоставляет отдельным инструментальным группам и инструментам. Многочисленные соло часто на фоне камерно-прозрачного и красочного сопровождения немногих инструментов характерны для его партитур.

Нужно отметить любовь Римского-Корсакова к деревянным духовым. С другой стороны, очень значительна в его партитурах роль ударных, их ритма, динамики и звуковых красок. Оркестровый стиль Римского-Корсакова, несомненно, связан с его любовью к природе. Колорит корсаковского оркестра словно подслушан у русской природы говорит Б.В. Асафьев в шепоте-шорохе вешнего таяния, в лесных голосах, либо в тонких нюансах птичьего пения, либо в журчаниях ручьев и неустанного говора реки Интонации и ритмы, вызванные созерцанием моря, красотой восходов и закатов, вслушиванием в сосредоточенное молчание зимнего леса, следованием взора за движением облаков, за сменой красивых оттенков неба, любованием сияющими звездами, внушают оркестру Римского-Корсакова своеобразную поэтическую картинность. Светлый, жизнерадостный колорит корсаковского оркестра дает право провести параллель с русским народным искусством.

В русском архитектурном орнаменте, в русской вышивке, в русской народной живописи мастера Палехе и Мстеры тоже господствуют радующие глаз краски, а сложность узоров или рисунка сочетается с законченностью, совершенством формы.

Манера оркестрового письма Римского-Корсакова, опирающаяся на традиции Глинки и вместе с тем весьма самобытная, теснейшим образом связана с содержанием его симфонического творчества, со всем его симфоническим стилем. Фантастический элемент для музыки, как считал Римский-Корсаков всегда элемент прекрасный и благородный. Из пятнадцати опер, им написанных, девять созданы на сказочные или легендарные сюжеты.

В народном сознании далеких лет фантастическое крепко-накрепко связано с миром природы. Так и в корсаковской музыке - будь то гениальная Снегурочка по пьесе А.Н. Островского, или простодушная и трогательная Майская ночь по H.В. Гоголю, или оперы на пушкинские сюжеты - сказки о царе Салтане и о Золотом петушке, или опера былина о Садко Новгородском и величавое сказание о невидимом граде Китеже - везде живет, дышит, поет свою заветную песню могучая природа. Леса и синие озера русского Севера, роскошная весенняя ночь Украины, горное ущелье Кавказа, теплое южное море у Корсакова не просто фон, на котором развиваются события.

Природа отзывается на радости и горести людей, порою как мать заботится о них, вступается за обиженных. В Снегурочке , Сказке о царе Салтане , Китеже , Садко не нарушено родство человека с землей и водой, не ушло живое восприятие мира. Дар создавать звуками почти зримые образы - одна из самых сильных сторон Римского-Корсакова.

Он с детства ощущал связь между музыкальным звучанием и переливами красок. По признанию композитора, в его сознании тональности обладали не только эмоциональными оттенками, но и многокрасочным колоритом. Так, например, утверждающий до мажор представлялся белым зловещий до диез минор - багряным нежно-мечтательный ля бемоль мажор - серовато-фолетовым торжественный си мажор - темно- синим, с серовато-свинцовым отливом. Возникшие перед ним волшебные образы и видения легко и свободно переносились на нотную бумагу, превращаясь в звучащие картины.

Не это ли помогло малоопытному в искусстве оркестровки композитору создать яркое симфоническое полотно? 3.Молодого композитора пленила сказка о поединке гусляра с океаном-морем. Вместе с образом новгородского морехода в музыку Римского- Корсакова вошли образы природы. В симфонической картине Садко это любимая Римским-Корсаковым водная стихия. Стоило приступить к сочинению, как ожили воспоминания о плавании на Алмазе, картины бушующего моря и нежной зыби, фосфорического свечения океанских вод. И именно с Садко началась его слава, как одного из блистательных оркестрантов-колористов. Позднее в его творчество войдут самые разнородные явления и силы природы.

В Садко покоряет индивидуальный почерк музыканта художника, сумевшего по-новому услышать и запечатлеть сочетание родственных и контрастных звуковых красок. Первые же слушатели были поражены живописностью, картинностью музыки безбрежная даль морская, спокойные, величавые, а потом бурно вздымающиеся волны.

В мерно колышущихся звучаниях переливах-пассажах скрипок, альтов и виолончелей на фоне медленного покачивания кларнета с фаготом словно возникает образ безбрежно-широкого окияна-моря синего зеркальная гладь его чуть-чуть тронута мелкой рябью. Но вот все громче, сильнее, напористее звучит музыка, точно волны из берегов вышли и опять то же величаво-спокойное покачивание, постепенно замирающее в отдаленном, еле уловимом рокоте литавр.

Он растет и ширится, этот рокот, будто возвещает бурю И далее момент падения Садко на дно морское виделся, как воочию мелодия стремительно скользила по звукам необычной гаммы, получившей название гамма Римского-Корсакова. Она переносила в мир фантазии. Для музыкального воплощения морской стихии композитор использовал звукоряд, в котором равномерно чередуются тоны и полутоны. От традиционных ладов он отличается смысловой трактовкой входящих в него звуков в нем нарушены обычные ощущения устойчивости одних ступеней и тяготения к ним других - неустойчивых.

Гамма Римского-Корсакова характеризует морскую стихию. Красочно изображение подводного царства. Под аккомпанемент арфы, так хорошо подражающей гуселькам яровчатым, струнам звончатым, задорно звучит в альтах плясовая впоследствии, в опере-былине Садко , Садко поет на этот же мотив песню Заиграйте мои гусельки в гибком изящном музыкальном рисунке скрипок чудятся пляски рыбок золотоперых, сереброчешуйчатых во весь голос звучит в оркестре величальная песня Садко в опере она поется на слова Славен, грозен Царь Морской Постепенно ускоряется темп, и все темы, словно сплетаясь в вихревом клубке, мчатся в безудержно стремительном полете пока, не обрывает их мощный аккорд всего оркестра.

И опять наступает покой. Чуть слышно колышутся басы, и лишь короткие, легкие взлеты арфы, как маленькие набегающие волны, напоминают о недавней буре. Далеко уносятся, замирая, звуки скрипок, альтов, виолончелей По-видимому, симфоническая картина действительно удалась, если после первого исполнения даже не жалующий балакиревцев Серов похвалил молодого автора за умение живописать при помощи музыки Это что-то водяное и подводное настолько, что никакими словами нельзя бы выразить ничего подобного отозвался виднейший русский композитор и критик это произведение принадлежит таланту громадному в своей специальности - живописать при помощи музыки Море в Садко не простое, а волшебное.

Сказочное действие Римский-Корсаков любит развертывать на фоне природы, и иногда как и в Садко трудно бывает провести грань между рассказом о чудесных событиях и картинами природы.

Это слияние сказки и пейзажа так часто встречающееся в народной русской поэзии рождает особую, всегда одухотворенную, живописность музыки Римского Корсакова. 4.В Антаре 1868 - программном симфоническом сочинении на сюжет восточной сказки О.И. Сенковского - скупыми, но точными оркестровыми красками нарисована картина безмолвной пустыни цепь минорных аккордов создает образ таинственный, зловещий.

Погоня коршуна за газелью, битва витязя с джинном-коршуном даже такие детали, как свист копья воплощены в музыкальные звучания. Композитор не воспользовался классической формой симфонии для него важнее было на основе сюжета создать яркое противопоставление контрастных по характеру эпизодов. Подлинные арабские мелодии зазвучали в драгоценной оправе прозрачной инструментовки и прихотливой, изысканной гармонизации.

Со времени лезгинки и персидского хора в глинкинском Руслане русская музыка не знала такого Востока. В первой части, в соответствии с ее программным замыслом, сменяют друг друга несколько эпизодов-картин. Мрачная суровая тема пустыни, меланхолическая, но мужественная тема Антара, изящно-грациозная, восточного склада, тема Гюль-Назар или тема газели, причудливо-грозная музыка, рисующая борьбу Антара с джином Джангиром эти образы составляют вступительный эпизод - картину волшебных чертогов пери Гюль-Назар. Здесь вместе с темами пери и Антара получает широкое развитие неторопливая певучая тема - подлинная арабская мелодия слушая ее, легко представить себе томно-страстную восточную пляску. В кратком заключении возвращаются темы пустыни и Антара.

Это произведение Римского-Корсакова открывало путь русскому программному симфонизму, продолжало глинкинские традиции музыкального воплощения темы Востока, наконец, демонстрировало достижения композитора в технике разработки тематизма. 5.Композитор страстно мечтал о том, чтобы писать легко и непринужденно.

И вот пришло вдохновение в ярком и пестром наряде чудесной украинской народной песни вместе с благоуханием теплой южной ночи, серебристым сиянием месяца над зеркальной гладью прудов пришло прямо со страниц поэтичнейших гоголевских рассказов Вечера на хуторе близ Диканьки. Майская ночь создавалась в 1878 году. В спокойной, лирически-созерцательной музыке много романтики, поэтического любования природой, народными обрядами, бытом.

Композиторские ухищрения, высокое техническое мастерство словно возвышают народную песню, нигде не затмевая ее. Велико значение обрядово-игровых песен в драматизации оперы. Природа в опере не декоративный фон она созвучна чувствам и настроениям героев как реального, так и фантастического мира. Особое место в Майской ночи занимает ночная сцена у пруда - встреча Левко с Панночкой и русалками. Фантастические образы в этой сцене слиты - что часто бывает у Римского-Корсакова - с образами природы.

Как поэтичный ночной пейзаж воспринимается краткое оркестровое вступление, которому композитор дал название Украинская ночь, вероятно имея в виду известные строки гоголевской повести Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля в серебряном свете и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий Тихи и спокойны эти пруды холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Мелодия украинской ночи неотделима от хрупкой поэтичности русальих песен.

В творческой жизни Римского-Корсакова Майская ночь заняла важное место. Возросшее композиторское мастерство проявилось и в богатстве гармоний, и в стройности формы, и в колоритности оркестрового письма. С Майской ночи я, по-видимому, овладел прозрачной оперной инструментовкой во вкусе Глинки. Майская ночь во многом определила направление оперного творчества Римского Корсакова.

Фантастика, противопоставление добрых и злых сил, тяготение к картинам древнего народного быта, к обрядово-игровым сценам и песням - все это получило многообразное развитие в дальнейшем оперном творчестве автора Майской ночи . 6.После Майской ночи Николаю Андреевичу страстно захотелось написать гимн вечной и могучей природе, человеку, видящему в ней покровителя и друга, воспеть бессменное, как жизнь, нежное, как юность, чувство любви. Невольно память подсказала название Снегурочка. Лето 1880 года композитор с семьей проводил под Лугой в Стелеве.

Вот его воспоминания того времени Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне. Здесь все мне нравилось, восхищало как-то особенно гармонировало с моим тогдашним пантеистическим настроением и с влюбленностью в сюжет Снегурочки. Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем лес Волчинец - заповедным лесом, голая Копытецкая гора - Ярилиной горой С первого дня водворения здесь я принялся за Снегурочку. Я сочинял каждый день и целый день Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью, как Снегурочка. Два мира живут в произведении Островского и Римского-Корсакова мир русской природы и мир берендеев. Живут в согласии, ничем не нарушаемом, пока не родилась у Весны-Красны и Деда Мороза дочка Снегурочка, пока не пришла из леса в слободку за песнями и без умысла сама холодная, как снег, вызвала там смуту своей красотой но сжалилась над ней мать Весна, на радость и на горе подарила ей дар любви, и при первых лучах летнего солнца Снегурочка растаяла.

Немудреная сказочка, но, как в деревянной матрешке, в ней можно открывать все новые и новые образы - смыслы, таящиеся под общей расписной оболочкой.

Весенняя сказка - это, прежде всего, музыкальная поэма о чудесном преображении природы, спавшей под белым снежным покрывалом и проснувшейся с появлением весны, северной природы, запевшей, щебетавшей тысячами голосов, зазеленевшей цветами, напоившей воздух лесными и луговыми ароматами и уже в полной красе встретившей лето. Вошло в оперу и то, что сам композитор называл голосами природы рассветный крик петуха, пенье птиц, летний гром и, шире, многообразная жизнь, поддающаяся воплощению в звуках.

Корсаков нашел музыкальные краски для выражения белизны снега и зелени весеннего леса, для ночной прохлады и свеченья светляков, для глухой чащи заповедного бора и для добродушного величавого шествия царя Берендея.

Цветное и образное восприятие тональностей и аккордов, начавшее складываться еще в пору Садко и Антара, получило в Снегурочке сильнейшее развитие. В известной мере стали рельефнее и выросли персонажи первого плана - премудрый царь Берендей, пастух Лель, которого позднее Корсаков определит как олицетворение вечного искусства музыки. Каватина царя Берендея Полна, полна чудес могучая природа с ее волшебным и таинственно зыбким сопровождением струнных, коснулась еще не тронутых искусством пластов сознания.

От звуков повеяло лесной тишиной, чуть слышным ароматом цветов, благоговейным раздумьем, светлым любованием девичьей красотой. Песни и речетатив Леля полно выразили его натуру верного исповедника заповедей Ярилы, зазвенели свирельными попевками, окрасились теплым тоном. Мизгирь мало затронул душевные струны композитора и, в общем, остался оперной условностью. Зато Снегурочка от первого звонкого ay! в лесной чаще до последнего изнеможенья, до истаивающего О милый мой, твоя, твоя! Последний взгляд тебе, мой милый живее всех живых. Искрящаяся, как снежинка, и, как снежинка, хрупкая, овеянная ледяным ветерком флейтовых пассажей - в начале.

Согретая сердечным теплом - в конце, когда даже колоратурные переливы голоса окрашиваются светлым человеческим чувством. Ласковая и любопытная, охваченная ревностью, еще не зная любви, она воплощение первого робкого девичества. Снегурочка - утро жизни, пробуждение женственности в девочке-подростке.

Детство заканчивается в те мгновения, когда Весна- Красна, склонившись на ее мольбы, венчает девушку цветами. Пока Весна один за другим называет бесценные дары юности, оркестр, поминутно меняя окраску, переливается, как огромный самоцветный камень. Все глубже и горячее тон, и вот великой грозной силой возникает в басу тема Ярилы-солнца. На смену утру приходит жаркий день. На смену обещанью счастья должно прийти само счастье. Ранняя пора любви бывает лишь раз в жизни.

Не она ли тает под легкий перезвон капели, под журчание ручейков в корсаковском оркестре? Тайна Снегурочки - одна из тех, где слова бессильны, где поэзия умолкает и передает скипетр своей старшей сестре - музыке. Это именно весенняя сказка - со всею красотою, поэзиею весны, всей теплотой, всем благоуханием писал Бородин автору уже после исполнения оперы в Мариинском театре. Мир волшебный представляет собой олицетворение вечных, периодически выступающих сил природы. Естественна его неразрывная связь с явлениями природы Весны - с птицами и цветами, Деда Мороза - с вьюгами и метелями, Лешего - с лесом.

Вечно старый Берендей - олицетворение народной мудрости. Вечно юный Лель - вечного искусства музыки. В многочисленных обрядовых и игровых сценах, без которых картина сказочной Руси не была бы столь красочной, участвуют берендеи обоего пола и всякого звания. Над всем этим царит Ярило-солнце - творческое начало, вызывающее жизнь в природе и людях. Не принимая прямого участия в развертывании действия, он незримо направляет ход событий.

Отсюда, из этих авторских характеристик, ясен подтекст сказочного сюжета Снегурочки. Это борьба сил природы прославление мощи природы, несущей человеку жизнь и счастье. Эта идея весьма характерна и для русской народной поэзии, и для оперного творчества Римского-Корсакова, сплетается в Снегурочке с другой не менее важной мыслью - мыслью о могучей силе любви. Поэзия любви воплощена, прежде всего, в ласково-нежном образе Снегурочки.

Юная дочь Весны и Мороза - невинная жертва борьбы стихии. Опера Римского-Корсакова как и пьеса Островского носит название весенней сказки. Снегурочка, действительно поэма о весне. И весеннестью пленяет именно сама Снегурочка. Слушателю трудно представить себе Снегурочку дочерью Мороза, но очень легко поверить, что она дитя Весны. Пробуждающиеся теплые человеческие эмоции Снегурочки, ее духовное созревание естественно гармонируют с пробуждением и цветением весенней природы.

Природа в Снегурочке одушевлена в значительной мере даже персонифицирована в образах волшебных существ. Музыкальная обрисовка этого волшебного мира чрезвычайно колоритна. В Снегурочке с достаточной ясностью определяется тот круг музыкально-выразительных средств наметившихся уже в Садко и Майской ночи, которым Римский-Корсаков пользуется для характеристики фантастических явлении, волшебных событий Музыка фантастического мира в операх Римского Корсакова существенно отличается от музыки быта хотя между ними и нет непереходимой грани. Ставя своей задачей изобразить в музыке необычайное , Римский-Корсаков настойчиво искал новые, необычные выразительные средства.

Это, прежде всего, сложные, красочные гармонии. Обрисовка фантастических персонажей нередко инструментального происхождения Тембровые краски оркестра тоже используются композитором, когда он хочет подчеркнуть контраст между фантастическим и человеческим миром. Среди фантастических персонажей Снегурочки оригинальностью музыкальной обрисовки выделяется Леший. Музыка Римского Корсакова подчеркивает нечеловечность Лешего.

Это именно тот страшный, пугающий властитель лесных чащ, каким изображают его народные сказки, каким он представлялся человеку по древним народным поверьям. Основной лейтмотив Лешего, по определению Римского- Корсакова дикий, ленивый, потягивающийся. Слушателям особенно запоминается лейтгармония Лешего этот аккорд звучит в сцене, когда сменяются одно другим чудесные превращения - проказы Лешего, который пугает Мизгиря.

Это созвучие не только лейтгармония, но и лейттембр оно возвращается каждый раз в одном и том же регистре и в той же инструментовке четыре валторны и тарелки удар палкой. Вся сцена Лешего и Мизгиря, когда в волшебных метаморфозах преображается заколдованный Лешим лес, когда Мизгирь тщетно пытается настичь ускользающий от него призрак Снегурочки миниатюрная симфоническая картина. Замечателен эффект, достигнутый в Сцене вырастающего леса с каждым новым вступлением темы перед пораженным Мизгирем вырастает новый ряд деревьев.

Одно из запоминающихся чудес заколдованного леса - музыка, изображающая мерцающие огоньки светляков. И здесь впечатление фантастичности создается в очень большой мере оркестровыми красками. Чрезвычайно своеобразно по колориту сочетание фигурации флейты и арфы поддержанных колокольчиками в высоком регистре с медленным движением басового голоса в самом низком регистре контрабасы и туба. Музыка, связанная с Лешим, по существу чисто симфоническая.

Насколько богат, колоритен оркестр в сцене заколдованного леса, настолько ограничена вокальная партия Лешего. Отказывая Лешему в мелодичности, Римский-Корсаков подчеркивает чуждость человеку этого сказочного существа. Несколько иной облик владыки снежных метелей и зимних холодов - Деда Мороза. Его основной лейтмотив - тоже оркестрованный. Он создает, по словам Римского-Корсакова, настроение суровое, унылое. Лейтмотив этот скорее передает колорит зимней стихии, сковывающей все живое, чем рисует облик самого Деда Мороза, который не кажется слушателю суровым и угрюмым. Это не столько повелитель грозных сил природы, сколько добродушный святочный дед. И песня его, в сущности хвастливый рассказ о безобидных проделках.

Особое место среди персонажей фантастического мира занимает Весна-Красна. В ее музыкальном облике нет ни подчеркнутой нечеловечности, как в образе Лешего, ни надземного величия, как в музыке Ярилы-солнца, ни суровой угрюмости, как в лейтмотивах холодов и снежных бурь. Музыка Весны мелодична, светла, полна обаяния.

Однако, при всей поистине пленительной красоте этой музыки, и Весна - музыкально-сценическое воплощение стихии. Об этом ясно говорит основной лейтмотив Весны, который рисует ее по разъяснению Римского-Корсакова, как одну из сил природы и неизбежно периодически повторяющееся явление ее. Лейтмотив Весны может ассоциироваться в представлении слушателя с неизменностью, с неизбежным возвращением сил природы.

Показательно, что при многократных возвращениях, в сценах с участием Весны, лейтмотив этот, в сущности, не подвергается тематическому развитию остается неизменным. Напев снегиря, жившего у Римского-Корсакова, стал одним из лейтмотивов Весны только снегирушка пел его в Fis-dur, а я для удобства скрипичных флажолетов взял его тоном ниже написал в Летописи моей музыкальной жизни сам композитор. Из основного лейтмотива Весны выросли мотивы ее постоянных спутников - птиц и цветов.

Нужно отметить, что мотивы весны и ее спутников имеют общее с мелодикой русских народных песен этим подчеркивается, что Весна - благожелательная к человеку стихия. В прологе природа спокойна, идиллически светла. Это природа ранней весны, только что пробудившаяся ото сна. В сцене у озера в Ярилиной долине, когда Снегурочка приходит к матери просить любви девичьей - природа иная. Если в прологе символ Весны - веселое щебетанье птиц, то в сцене у озера, в канун жаркого лета, природу олицетворяют цветы, с их то пьянящими, то еле уловимыми ароматами, с их роскошными и нежными красками.

Поэзия пышной весенней природы сливается в сцене у озера с поэзией любви. Пряным хроматизмам Весны, с их затаенной страстностью, контрастируют нежно-прозрачные, бестелесные звучания хора цветов. Оркестр, с трепетным, зыбким фоном скрипки, арфа, с мягкими, как будто истаивающими фигурациями тема цветов, перекидывающимися от одних инструментов к другим, создает колоритный пейзаж - картину раннего весеннего утра, просыпающейся природы.

Оркестровка Снегурочки чрезвычайно колоритна. В оркестровке говорит Римский-Корсаков я никогда не проявлял склонности к вычурным эффектам, не вызываемым самою музыкальною основою сочинения, и предпочитал всегда простые средства. И колоритность инструментовки Снегурочки достигается экономным применением оркестровых средств в частности - использованием выразительных свойств и тембровых окрасок отдельных инструментов.

Снегурочка, как отмечает сам Римский-Корсаков, изобилует всевозможными инструментальными solo как духовых, так и смычковых, как в чисто оркестровых моментах, так и в сопровождении к пению. Кончая Снегурочку, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги отметил Николай Андреевич в своих воспоминаниях. 7.Во второй половине 80-х годов Римский-Корсаков отправился в путешествия по дальним странам и морям, на сей раз - музыкальные.

В 1887 году он написал Испанское каприччио - симфоническую сюиту в пяти частях исполняющихся без перерыва на темы народных танцев из сборника X. Инсенги Альборада - Вариации - Альборада - Сцена и цыганская песня - Фанданго. В них будто кистью гениального художника нарисованы картины жизни и природы, захватывающие своей страстной кипучестью, томной негой, безудержным весельем по красоте и разнообразию оркестровых красок не было еще ничего подобного ни в русской, ни в европейской музыке. Яркие солнечные тутти оркестра, выразительные соло различных инструментов - они даже как бы соревнуются друг с другом арфа со струнными имитирует звучание гитары, рассыпаются всевозможными ритмами и тембрами ударные, в финале даже введены кастаньеты.

Во второй части валторны, низкие звуки кларнета, тремоло струнных погружают в атмосферу теплой южной ночи. В четвертой части выделяются тембры скрипок, кларнета, гобоя - трех действующих лиц Сцены, а затем идет огненный танец цыганки. В последней части, основанной на грациозных танцевальных темах, появляются образы из предшествующих частей, создавая картину яркого народного праздника. Каприччио писал сам автор это сочинение для оркестра.

Смена тембров, удачный выбор мелодических рисунков и фигурационных узоров, соответствующий каждому роду инструментов, небольшие виртуозные каденции для инструментов соло, ритм ударных и прочее составляют здесь самую суть сочинения, а не его наряд, то есть оркестровку Испанские темы, преимущественно танцевального характера, дали мне богатый материал для применения разнообразных оркестровых эффектов. Характерно для воззрений и требований Римского-Корсакова, что эта как будто весьма лестная авторецензия заканчивается суровой оценкой В общем Каприччио, несомненно, пьеса чисто внешняя. Эти строки, при их меткости, нуждаются, все же, в существенном дополнении.

Каприччио - отнюдь не технический этюд для оркестра. Как и испанские увертюры Глинки, Испанское каприччио - поэтическая музыкальная повесть об испанском народном быте, о ярких красках южной природы.

Слушатель, менее строгий, чем автор, слышит в пьесе и огромную жизнерадостность, и глубокую задумчивость, видит ослепительно сияющее южное небо, смуглые лица и самозабвенную, упоительную пляску 8.Подлинным шедевром стала вдохновленная сюжетами арабских сказок Тысяча и одна ночь

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Изображение и значение образов природы в произведениях Н.А. Римского-Корсакова

В 6 лет мальчика начали обучать музыке, в 11 лет он уже играл в семейном ансамбле. Потребность сочинять появилась очень рано, рано научился понимать и записывать… Был выпущен оттуда со званием гардемарина. Любовь к музыке все равно берет свое, и даже учась в училище,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Римский-Корсаков - замечательный мастер музыкальной живописи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Оркестровая сюита Шехеразада
Оркестровая сюита Шехеразада. В сравнении с Каприччио, где преобладала яркая картинность, новое произведение повествовательнее и одновременно лиричнее. Это путешествие вернуло композитора в

Опера-балет Млада
Опера-балет Млада. на довольно слабый текст В.А. Крылова. Тут был простор для симфонических картин и оркестровых эффектов. Римский-Корсаков писал ее быстро и с удовольствием. Древний языческ

Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. теснейшим образом связано с ранее созданными операми Римского-Корсакова. С одним сближают его глубина и необычная для оперы значительность

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги