Оркестровая сюита Шехеразада

Оркестровая сюита Шехеразада. В сравнении с Каприччио, где преобладала яркая картинность, новое произведение повествовательнее и одновременно лиричнее.

Это путешествие вернуло композитора в позабытую стихию моря-океана. Вот уже двадцать лет прошло с тех пор, когда он написал свою первую и пока единственную морскую партитуру - Садко, и вот теперь по волнам океана плывет корабль Синдбада-морехода В Летописи он упомянул те эпизоды арабских сказок 1001 ночи, которые легли в основу его 4-частной сюиты море и Синдбадов корабль, фантастический рассказ Каландера-царевича, Царевич и Царевна и, наконец, багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу, но в предисловии оговорил, что слушатель должен сам отыскивать образы, на которые намекает программа. Сквозь все части сюиты проходит тема - образ прекрасной рассказчицы Шехеразады - редчайшего обаяния мелодия, отданная скрипке соло. Это не цитаты какой-либо восточной мелодии, она сочинена самим композитором, но так, будто он соединил в ней все очарование, манящую загадочность лирики Востока то же можно сказать обо всех других темах - танцевальных, песенно-лиричных и т.д. они синтезировали в себе ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и архитектуры, извивы пластики и вязь письма.

Вся первая часть - морская, и теми же солеными брызгами окроплен заключительный раздел финала. Ослепительно синими, темно-сапфировыми маринами окаймил композитор всю пьесу.

Юношеское воспоминание о плавании под южными звездами сгустилось в музыкальный образ. Тема моря рождается из властной темы Шахриара, но затем мы забываем о грозном владыке. Allegro рисует картину моря. В соответствии с этим изменился и характер первой темы пролога она звучит здесь величаво и спокойно это спокойствие подчеркнуто мерными фигурациями сопровождения, в которых слышатся могучие взлеты океанских волн. Главная тема первой части дополнена двумя другими.

Спокойно звучат прозрачные аккорды деревянных духовых инструментов, сменяющиеся столь же спокойным и мягким напевом флейты. Характерно, что волнообразное сопровождение, которое появилось как элемент главной партии, исчезает лишь ненадолго и вновь возвращается, сохраняясь на протяжении почти всей первой части, Римский-Корсаков указывает этим, что события первой части развертываются на море. Из воспоминаний одного из друзей Римского-Корсакова - В.В.Ястребцева - известно, что этот музыкальный образ первая побочная партия рисует скользящий по волнам корабль Синдбада-морехода.

К теме Синдбада примыкает следующий музыкальный образ - вторая побочная партия. Слушатель без труда узнает ее это тема Шехеразады но теперь она несколько изменена и, так же как тема Шахриара, утратила свое первоначальное значение это все то же море, но не столь мирное. Лишь вначале музыка спокойна, однако очень скоро спокойствие нарушается.

Поднявшийся ветер всколыхнул водную стихию ветер усиливается, разражается буря. Вся мощь оркестровых средств, какими располагает Римский-Корсаков, живописует бурю, свист ветра в мачтах, разгул валов, рушащихся на судно, в возгласах духовых инструментов слышатся ужас и отчаяние но буря стихает, лишь издали слышатся ее отголоски. По лазури океана вновь стремит свой легкий бег корабль Синдбада.

Далее реприза повторяет экспозицию без значительных изменений вновь появляется вторая побочная тема на море снова поднимаются волны, но отважным путешественникам уже не грозит опасность. Стихает буря - и море еще ласковее и нежнее, чем в начале Allegro. Это впечатление достигается подчеркнуто прозрачной инструментовкой темы моря главной темы Allegro тема переходит от флейты к гобою, а затем к скрипкам волнообразный фон звучит очень мягко.

Заканчивается первая часть последним появлением темы корабля. Слушатель видит перед собой плавно скользящее по еле колышущейся глади моря, спасшееся от неминуемой гибели суденышко Синдбада Тишина. Но таково волшебство гармонии, такова сила филигранно тонкой игры тембрами, что морской пейзаж Шехеразады и скользяще-легкое движение корабля в голубую даль стали таинственными и необычайными, стали первым из чудес старинной сказки.

Перед нами проходит калейдоскоп образов второй и третьей части, захватывающие праздничные звучания первой половины Финала, и вновь возникает стихия мощных океанских волн. Это знакомая уже по первой части картина бури. Но здесь она ещё грознее. Кораблю не под силу бороться с разбушевавшейся стихией, смелые путники не могут избежать роковой встречи со скалой. Как голос безжалостной судьбы вторгается тема битвы из Рассказа Календера. Могучий аккорд оркестра с гулким ударом там-тама - корабль разбился о скалу.

Буря стихает, лишь легкая рябь волнует необозримые водные просторы. Тема моря, которая только что устрашала своей грозной мощью, теперь звучит печально, будто сожалея о погибших мореплавателях. В звуках его моря сказал как-то Врубель, художник русской частной оперы Саввы Мамонтова я каждый раз нахожу новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона. Как, каким образом композитор добивается этого эффекта? Известно, что он обладал цветным слухом, так он видел цвета моря ми мажор - ярко-синий, си мажор - темно-синий со свинцовым отливом, ми-бемоль мажор - темноватый, серо-синеватый, фа мажор - зеленоватый и т.д. Свои темы он сразу слышал в оркестровом звучании, считал, что оркестровка - одна из сторон души сочинения прибавьте жизненные наблюдения, влюбленность в мир - вот слагаемые необычайного воздействия его музыки.

На Каприччио и Шехеразаде учились целые поколения у нас и за рубежом. Но сам Римский-Корсаков на долгие годы ушел из своего, прочно завоеванного им круга мастерства и принялся учиться тому, чем еще не владел. 9.Колоссальным учебным этюдом была