Первое заграничное путешествие

Первое заграничное путешествие. Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, цельюкоторого было как лечение на водах Германии и в теплом климате Италии, так и знакомствос западноевропейским искусством.

Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершалпоездки в другие итальянские города. Также предполагалось, что теплый климат Италииулучшит его расстроенное здоровье. Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка поехалв Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деноми в течение месяцев брал у него уроки.

По словам самого Глинки, Ден привел в системуего музыкально-теоретические знания и навыки. За границей Глинка написал несколькоярких романсов Венецианская ночь , Победитель , Патетическое трио для фортепианокларнета, фагота. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русскойоперы. В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачными омрачил жизнь композитора на многие годы. Вернувшись в Россию , Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина. Этот сюжет ему подсказал написать либретто. Глинке пришлосьобратиться к услугам барона Розена.

Это либреттопрославляло самодержавие, поэтому, вопреки желанию композитора оперу назвали Жизньза царя. Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров Жизнь за царя ,27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакльпрошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многихдрузей Глинки был и Пушкин.

Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителемПридворной певческой капеллы. После премьеры композитор увлекся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина Руслан и Людмила. Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет Русланаи Людмилы. В 1838 году началась работа над сочинением, Композитор мечтал о том, чтобы сам Пушкин написал для нее либретто, но преждевременнаясмерть поэта помешала этому. Либретто создавалось по плану составленному Глинкой.

От народно-героической оперы Иван Сусанин .вторая опера Глинки отличается нетолько сказочным сюжетом, но и особенностямиразвития. Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В ноябре 1839 года, измученный домашними неурядицами и утомительной службой в придворной капелле, Глинкаподал директору прошение об отставке в декабре того же года Глинка был уволен. Тогда же была сочинена музыка к трагедии Князь Холмский , Ночной смотр на словаЖуковского, Я помню чудное мгновенье и Ночной зефир на слова Пушкина, Сомнения , Жаворонок. Сочиненный Вальс-фантазия для фортепиано был оркестровым, а в1856 переделан в обширную оркестровую пьесу. 27 ноября 1842 - ровно через шесть лет со дня первой постановки Ивана Сусанина - состоялась премьера второй оперы Руслан и Людмила в Петербурге.

Несмотря на то, что царская семьяпокинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинениес восторгом хотя единства мнений на этот раз не было из-за глубоко новаторскогохарактера драматургии. Вскоре оперу совсем сняли со сцены редко ставился и ИванСусанин. В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинскогостихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения Вальс-фантазию 1839 и дивный романс на стихи Пушкина Я помню чудное мгновенье 1840 .