рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Декламационные материалы их разбор и обоснование к применению

Декламационные материалы их разбор и обоснование к применению - раздел Искусство, Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения Декламационные Материалы Их Разбор И Обоснование К Применению. Обучени...

Декламационные материалы их разбор и обоснование к применению.

Обучение по дополнительной специальности Начальная инструментальная подготовка фортепиано позволяет мне подробно изучить методическую литературу, в том числе по теме исследования.

Среди всего перечня имеющихся методических пособий мы выбрали те, в которых так или иначе присутствует декламация как одного из средств обучения начинающих пианистов.

Оказалось, что таких материалов немного. Это вызывает удивление, поскольку на начальном этапе обучения игре на фортепиано весьма желательно использовать и стихотворные тексты, что способствовать повышению интереса ребят к занятиям и, вероятно, поможет лучше усвоить материал.

Термин декламационный метод пока не обозначен в методической литературе, он сформирован преподавателем. Перфильевой И.Д. В некоторых источниках, к примеру, в учебнике А.Д. Алексеева Методика обучения игре на фортепиано эскизно упоминается подобный вид работы и называется подтекстовка. Примеров в учебнике по этой теме нет. Наиболее подробно представлены материалы с использованием стихов в книге Натальи Кончаловской Нотная азбука, где они имеют определенную методическую направленность - на изучение нотной грамоты.

В нотном сборнике Первая встреча с музыкой А.Д. А.Д. Артоболевской в предисловии автором описаны примеры сочинения стихов и музыкальными пьесами для начинающих. А.Д. Артоболевская говорила, что если пьеса понравилась и если это не песня, уже имеющая текст, дети сами сочиняют слова, находя в них отражение того, что их эмоционально затронуло и вызвало образное представление. Так, один пятилетний ученик Анны Даниловны Лека Н. Сочинил подтекстовку к пьесе С. Лиховицкая.

Упражнение - Где ты, Лека соответствующую грустному эпизоду из его жизни. Мальчика увезли на зиму из деревни и разлучили с любимой собакой, он предполагал, что собака грустит в разлуке ним, жалуется и плачет стихи не поются, а проговариваются в ритме Где ты Лёка, Лёка, Лёка? Увезли тебя далеко. Где ты Лёка, Лёка, Лёка? Где ты, милый мой? И второй раз при повторении пьесы, продолжается жалоба собачки Увезли тебя далеко, Без тебя мне одиноко Поскорей дружочек Лёка, Приезжай за мной. Самим ребенком были созданы не только слова, но и рисунок широкого снежного поля и дорожки, по которой его увезли из деревни, и грустной собачки, сидящей на снегу.

А.Д. Артоболевская говорила, что немало ребят проникались настроением пьесы, и это было их первым творческим исполнением. В другом нотном сборнике Л. Хересно Музыкальные картинки есть также несколько стихов для начинающих пианистов. Основные материалы, помимо вышеназванных, я взяла у преподавателя Перфильевой И.Д которая сочиняет тексты в стихах для начинающих пианистов - учащихся сектора педагогической практики, а так же для обучения студентов по дополнительной специальности, предлагая эти материалы для использования в практике работы, а также предлагает стихи для студентов своего класса.

Собрав все эти материалы и распределив их по направленности, я составила комплект декламационных материалов. Получилось несколько групп стихов 1 для освоения нотной грамоты 2 для первых уроков с начинающими пианистом 3 для формирования приема звуковедения legato 4 для декламационного сопровождения первых пьес 5 для освоения аппликатуры и определения направления движения в гамме 6 для проведения музыкальных праздников 7 для психологической подготовки учеников 8 для выработки артикуляции.

Опишем некоторые примеры из отдельных групп. 1. Поучи басовый ключ И.Д. Перфильева Ты басы запомни точно Соль, си, ре, фа, ля - построчно, Между ля и до, ми, соль, Си - над всеми как король. Этот стих помогает ребенку более результативно и быстро освоить басовых ключ. Стихотворение разучивается с помощью одной из рук, представленной в виде нотного стана, а другая рука - указатель.

Ребенок произносит текст, одновременно указывает где находятся ноты басового ключа. 2. Первые уроки с начинающим пианистом - Пианино и рояль В царстве музыки и звука Два приятеля живут. Как коснутся клавиш руки, Так они и запоют. Первый - крупный и солидный А зовут его рояль. На концерте очень видный, Посылает звуки вдаль.

Пианино - друг рояля В классной комнате стоит, И сегодня ты узнаешь, Как он весело звучит. И.Д. Перфильева Этот стих знакомит ребенка с двумя родственными инструментами. При прочтении этого стихотворения желательно использовать наглядность с изображением этих двух инструментов. 3. Звуковедение legato Упражнение играю, Свои пальцы обучаю Надо их тренировать На legato все играть. И.Д. Перфильева При игре упражнения ребенок поет слова стихотворения. Звук идет мягкий, ровный, т.к. в стихотворении есть установка - на legato все играть . 4. Декламационное сопровождение первых пьес. Воробей Муз. А. Данилевской Сл. А.Д. Артоболевской.

Чики-рики, чик -чирик Воробьишко с ветки - прыг! Воробей, воробей Во дворе он всех храбрей Берегись, крадется кошка! Подразню ее немножко, А потом на ветку вмиг Прыг! Этот текст помогает детям свободно овладевать пространством, мягко перенося руку с одной точки клавиатуры на другую, как по дуге. Конец труден тем, что требует исполнения без малейшего замедления. А стихотворный текст помогает ребенку переключить внимание. 5. Освоение аппликатуры.

Параллельное движение, Я освою без сомнения В левой пальцы третий, первый В правой - третий, как и в левой И.Д. Перфильева Это текст - подсказка. При параллельной гамме ребенок с помощью текста запоминает аппликатуру. 6. Проведение праздников. см. приложение - эта группа стихов используется для проведения внеклассных мероприятий. Они помогают создать атмосферу праздника, содержат информацию по теме. 7. Психологическая подготовка учеников.

Данная группа стихов служит предметом раскрепощения, снимает зажатость психологический дискомфорт см. приложение. Изучив все эти материалы, мы, прежде всего, методически обогатили себя, что, на мой взгляд, имеет важное значение в подготовке по специализации. Составив комплект, мы получили целый комплекс материалов к будущей практической работе. Но, помимо комплектации, мне бы хотелось провести апробацию этого комплекта в практике на предмет целесообразности, полезности и эффективности его применения в практике работы с начинающим пианистом. 2.3 Изучение или проверка эффективности использования данных материалов в работе с начинающим пианистом.

В процессе подготовки по дополнительной специальности Начальная инструментальная подготовка фортепиано мы проходим практику, в ходе которой идет формирование навыков практической работы с начинающими пианистами. Практика организована на базе колледжа - в секторе педагогической практики.

В процессе наблюдения за работой педагога с детьми, за проведением занятий другими студентами и в практике моей работы с начинающим пианистом было проведено исследование вопроса полезности и эффективности применения декламационных материалов для развития музыкальных способностей ученика ритма, музыкальной памяти. Потребность в применении декламации на уроках с начинающими пианистами чувствовалась особенно явно, так как была заметна необходимость развивать у ученицы именно эти музыкальные способности - ритм и музыкальную память.

В пьесе Ежик ритм изложен восьмыми при размере 2 4, но встречаются в конце текста восьмые паузы, которые ученица не выполняла. Так же никак не получался штрих стаккато. Работа проводилась в следующих вариантах 1 игра в медленном темпе отдельно каждой рукой 2 игра всех звуков, в правой и в левой руке, взятых одновременно в такте 3 игра двух первых звуков такта обеими руками 4 игра двумя руками м медленном темпе со счетом. Результат работы был очень низкий.

Моя ученица по-прежнему повторяла те же самые ошибки. Тогда ей было предложено сыграть пьесу с произношением следующего текста Ах, какой колючий еж, Он на елочку похож. Есть у елочки иголки, И иголки у ежа, Хороша, нарядна елка И ежиха хороша. И.Д. Перфильева Результат игры с декламацией был более высоким. Ученица исполнила пьесу более свободно, при этом пела слова текста. Штрих стаккато был выполнен. В тексте есть такие слова, как колючий, иголки они настраивают ребенка на игру staccato.

Спустя некоторое время, на одном из уроков моей ученице было предложено выучить текст. Весь урок мы вместе учили текст обычным способом, т.е. с помощью многократного проигрывания. Результат был недостаточно хорош. Тогда, на следующем уроке я предложила поиграть ученице музыкальный материал с названием нот в правой руке, а левую подстраивать к правой руке, образуя секунду в начале такта Эффект был поразителен. Текст был выучен за пять минут. Результаты работы представлены в графике.

Таблица 3. Показатели уровня запоминания текста наизусть. музыкальный материал - Д. Кабалевский Ежик Время в минутах Количество тактов освоенные наизусть обычным способом Количество тактов освоенные наизусть с помощью декламации 10 20 30 40 2 4 6 8 8 Нужно отметить, что декламационные материалы будут давать результат только в том случае, если они используются регулярно из урока в урок, т.е. систематично. Кроме того, эта работа - помимо прямого назначения - для развития ритма и музыкальной памяти имеет дополнительный эффект - вызывает интерес у ребят и помогает преодолеть волнение, так как в процессе декламации дети переключаются на чтение с игрой и забывают о скованности.

Это имеет важное значение для адаптации на уроке. Так же с помощью стихов можно добиться более качественной игры, но главный акцент делается на развитее музыкальных способностей. Если в нотном примере нет текста, то ребенок с трудом запоминает наизусть. Довольно часто стихотворные тексты сочиняются по необходимости специально для детей и студентов, сочиняются, так как в этом есть потребность и для восполнения методических материалов.

Они представлены в таблице. Автор п п Декламационный материал Методическое назначение И.Д. Перфильева 1 Ветерок игриво Листьями звенит, Плавно и красиво Музыка звучит Отрабатывается плавность в игре легато 2 Нежно песенку пою Очень музыку люблю Исполнение dolce - нежно 3 Баю, баю, баю, бай Спи, мышонок, засыпай В характере колыбельной 4 Цапля важная прошла И лягушку не нашла А с лягушкой лягушонок, Он расплакался спросонок Отработка legato в скачках на октаву, терцию 5 Упражнение играю, Свои пальцы обучаю, Надо их тренировать На legato все играть Стихи помогают понять назначение упражнений и необходимость тренировки пальцев 6 Не смотри на цифры хмуро Поучи аппликатуру Ты узнаешь очень скоро Пальцы гаммы до мажора Отработка смены позиции 7 Побежали за ворота И увидели енота Испугался сам енот, Убегает от ворот Развитие беглости пальцев в игре legato 8 Листики падают, с ветром закружатся С гаммою пальчики скоро подружатся Я подскажу им здесь левой на первый, А в правой - на третий, второй и на первый Отработка аппликатуры в прямом движении в гамме с помощью повторения звука и с поддержкой аппликатуры 9 Ты басы запомнил точно Соль, си, ре, фа, ля -построчно Между ля и до, ми, соль Си - над всеми, как король Знакомство с басовым ключом 10 Этот домик, видишь, новый.

Называется басовый.

В нем на разной высоте Разместились нотки все Соль - на первой, ля - чуть выше Си - вторая, до - повыше Ре - на третьей, ми - повыше На четвертой фа услышим Соль - повыше, ля - на пятой, Си - над всеми.

Вот занятно. Мы освоим ключ басовый И этюд сыграем новый Освоение нот в басовом ключе 11 Играть в ансамбле интересно, Но вот настал и тот момент, Когда ты сам сыграешь песни, А к ним и аккомпанемент Знакомство с игрой в ансамбле Л. Хреско 12 Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей Первый палец - боковой - Называется большой Палец второй - Указчик старательный Не зря называют его Указательный.

Третий твой палец - Как раз посредине, Поэтому средний Дано ему имя Палец четвертый Зовут безымянный, Неповоротливый он И упрямый. Совсем как в семье Братец младший - любимец По счету он пятый Зовется мизинец Знакомство с пианистическим аппаратом 13 Фортепиано и рояль Пианино и рояль С виду спутаешь едва ль, Ведь нельзя же со слоном Спутать трехэтажный дом! Пой под музыку, пляши - Инструменты хороши! Их нетрудно различать, Но попробуй-ка сыграть Сразу скажешь До чего же Меж собой они похожи! Лишь дотронешься до клавиш- Сразу их звенеть заставишь А педаль нажмешь ногой - Станет звук совсем другой.

Все - и взрослые и дети - Инструменты любят эти. Только знай у них давно Есть название одно, Не забудь фортепиано Произносится оно. Форте - это значит громко Заучи, не будь лентяй А пиано значит тихо Ты, дружок, запоминай. Если руки мыл под краном Подходи к фортепиано! Ну-ка, кто там стал опять Громко крышкою стучать? Если крышка упадет Знакомство с инструментом, на котором играет пианист Больно пальчики прибьет Эти правила просты Выполнять их должен ты? Играй по слогам Видишь, черных клавиш Длинный ряд? Тронь легонько пальчиком Все подряд Ударяй тихонько Стук - стук - стук И в ответ послышится Нежный звук Звуки ты внимательно Слушай сам И играть научишься По слогам! 14 Море и небо Кашалот Вот из темных вод Поднимается с волною кашалот А вокруг тепло, светит солнышко Стаи птичек летят в вышину Ночью звездочки, днем ни облачка, Ветерок чуть колышет волну Но кашалоту все равно Он уплывет опять на дно Знакомство с понятиями звуки низкие и высокие И.Д. Перфильева 15 Низко и гулко так глубоко, Дальше повыше, играем светло Вверх поднимаемся, как в облака, Эта игра весела и легка.

Вниз опускаемся мы с высоты, Звуки пониже прослушаешь ты, Вот и внизу и конец все игры. Все. Знакомство с клавиатурой, регистрами А. Кончаловская 16 У рояля много клавиш, Ты их всех звенеть заставишь В крайних слева бас звенит, Будто он всегда сердит В крайних справа звук высок, Словно птичий голосок В средних клавишах как раз Тот же голос, что у нас. Знакомство с регистрами И.Д. Перфильева 17 Загадки 1. Села Ляля за рояль Не смогла достать педаль 2. Был Сережа очень горд, Взял он правильный аккорд 3. Певцом - сказителем Я жил среди славян Теперь я инструмент, зовут меня баян . 4. Вера с Валей этим летом Научились петь дуэтом 5.Катя с музыкой дружна, Колыбельную она Пропоет для брата Яна Очень тихо, на пиано 6. Захотела вдруг Марина Поиграть на пианино 7. Вдруг Денис услышал вальс И остался он довольным, Потому, что он узнал, Что его размер трехдольный . 8. Песни про героев спорта Вася громко пел на форте 9. Всем Наташа очень быстро Показала три регистра 10. Коля взялся очень рьяно За игру на фортепиано 11. На черную клавишу влез И громко сказал Я - диез 12. Очень низок и могуч С нотой фа какой же ключ? басовый 13.Найти меня в нотах изволь, Зовут меня просто - бемоль 14. Он помощник нам отличный С нотой соль есть ключ скрипичный 15. Ты, Олег, конечно, прав, Знаешь восемь ты октав 16. Я веселье и задор А зовут меня мажор 17. Я для папы и для мамы вечерком сыграю гаммы 18. Труд, терпенье и таланты Вот и вышли музыканты Проверка знаний терминологии у начинающих пианистов Исследовав вопрос использования декламации, нам удалось сделать выводы о полезности данного метода. 1. С помощью декламации узко специальные задачи решаются в ходе работы ритм, темп, артикуляция, ровность исполнения, свобода аппарата как следствие переключения внимания . 2. Раскрывается единство замысла.

Восприятие образа усиливается за счет сопровождения созвучным по образу стихотворным текстом. 3. Игра становится осмысленной.

Ученик в игре демонстрирует понимание задач. 4. Метод помогает исследовать пути развития ученика, помогает создавать ситуацию поиска. 5. Подобная работа способствует эмоциональному пробуждению личности в процессе чтения и игры. 6. Педагог и ученик проявляют себя в сотворчестве, вместе совершают выбор. 7. Художественные произведения поэтического и музыкального направления помогают наполнить урок ценностным 8. Путь в музыку от образа словесного к образу выразительному становится наиболее понятен. 9. Чтение как средство усвоения музыки через образы и эмоциональный настрой дает прекрасный результат. 10. Декламация на уроке фортепиано позволяет получить дополнительную информацию по изучаемому вопросу. 11. Важнейшая сторона - побуждение к действию, стимулирующее значение довольно велико. 12. С помощью данного метода усиливается слуховое восприятие музыки, так необходимое на начальном этапе развивается искусство слушать и слышать. 13. Метод помогает определить основную направленность мысли, основной эмоциональный тон при условии созвучности образов стиха и музыки, помогает передать динамику чувств. 14. С помощью данного метода практически полностью преодолевается психологический барьер, в игре ученика в условиях урока. 15. Поиск альтернативных технологий помогает педагогу проявить себя творчески, построить работу на основе особой заинтересованности. 16. Метод особенно необходим в работе с начинающим пианистами. 17. Вызывает у ребенка интерес к знаниям. 18. Развивает кругозор учащегося. 19. Способствует гармоническому развитию личности в процессе комплексного обучения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения

Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующие музыкально развитие… Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких… Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Для решения…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Декламационные материалы их разбор и обоснование к применению

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Способности как психолого-педагогическая категория
Способности как психолого-педагогическая категория. Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным у

Музыкальные способности и их классификация
Музыкальные способности и их классификация. Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития

Музыкальная память и ритм как составляющие музыкальных способностей
Музыкальная память и ритм как составляющие музыкальных способностей. человека. Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный вид, который может сохраниться до

Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей
Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей. Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотво

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги