рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности творчества Клода Дебюсси

Работа сделанна в 2000 году

Особенности творчества Клода Дебюсси - Дипломная Работа, раздел Искусство, - 2000 год - Российский Государственный Педагогический Университет Им. А.и.герцена- Факул...

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА- факультет музыки ДИПЛОМНАЯ РАБОТАТема Стилистические особенноститворчества Клода Дебюсси. Методическая разработка уроков для старшеклассников.Руководитель проф.РаабенЛ.Н. Исполнитель студентка V Д О Матюхина И.А Санкт Петербург - 2000 год - СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ 12. IИмпрессионизм в искусстве Франции конца 19 начала20 веков 33. IIОсобенноститворчества Клода Дебюсси 174. IIIМетодическая разработка уроков 385. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО 536. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54 ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯВ предлагаемой дипломной работе представленматериал для изучения такого направления в искусстве, как импрессионизм.

Авторомзатронуты некоторые вопросы возникновения и развития импрессионизма в музыке и живописи. Особое внимание, естественно, уделено творчеству Клода Дебюсси, как наиболее яркомупредставителю этого направления в музыке. Импрессионизм явление яркое и интересное, говорить и писать о н м можно много, но рамкиданной работы ограниченны, по этой причине автор постаралась кратко изложить основнуюсуть вопросов, которые заключаются в следующем что такое импрессионизм, его зарождениеи развитие на рубеже 19-20 веков, кто такие художники импрессионисты, в ч м отличительныесвойства их картин, кто такой Клод Дебюсси и что представляет собой его музыка. В предлагаемой работе 3 главы Импрессионизм в искусстве Франции конца19- начала 20 веков Особенности творчества Клода Дебюсси Методическая разработка уроковдля старшеклассников В 1 главе дан экскурс в историю импрессионизма, указаны его основные тенденции иособенности. Аатор остановилась на творчестве таких художников как К.Моне, О. Ренуар,К. Писсарро, А. Сислей и других.

Также автор попыталась рассказать о тенденцияхмузыкального импрессионизма.

Во 2-й главе дан анализ некоторых фортепианных и симфоническихпроизведений Клода Дебюсси.3-я глава это некоторые методические разработки, которымиможет пользоваться учитель в школе при проведении уроков, посвящ нных данной проблеме. Цель представленной работы расширение художественного и музыкального кругозора учащихся, приобщениеих к миру искусства, музыки, эстетики, приобщение к красоте и гармонии.

ИМПРЕССИОНИЗМ В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИв конце19 начале 20 веков. Импрессионизм - одино из самыхярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти 19 века, родилось в очень сложной обстановке, отличающейся пестротой и контрастами. Термин impresssioisme произош л отфранцузского слова impression впечатление. Так назвалсвою картину К.Моне Впечатление.

Восход солнца Первоначально импрессионизм проявил себя вживописи. Художники, примыкавшие к этому направлению К.Моне, О. Ренуар, К. Писсарро,А. Сислей, Э. Дега. Стремясь максимально точно выразить свои непосредственные впечатленияот вещей, импрессионисты освободились от традиционных правил, они создали новы методживописи. Суть его состояла в передаче внешнего впечатления света, тени рефлексовна поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворялоформу в окружающей свето-воздушной среде. Импрессионистический метод стал максимальнымвыражением самогшо принципа живописности.

Для художника-импрессиониста важно нето, что он изображает, а важно как изображает. Объект становился тольок поводомдля решения чисто живописных зрительных задач, поэтому импрессионизм первоначальноимел ещ одно, позднее забытое название хроматизм от греческого chroma цвет. Импрессионисты обновили колорит, они отказалисьот т мных, земляных красок, и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почтине смешивая их предварительно на палитре.

Из мастерских они выходят на пленэр pleinair - вольный воздух. Предше ственник импрессионистов Э.Мане гордилсятем, что все его карти ны, как он сам утверждал, написаны, кроме одной, целикомс нату ры. Для творческого метода импрессионистов характерна крат кость, этюдность.

Ведь только короткий этюд позволял точно фик сировать отдельные состояния природы. Импрессионисты считали, что реальность - этоменяющиеся световые ощущения. Так как эти ощущения вс время меняются, художникиработали над тем, чтобы уловить эти исчезающие мгновения. Они достигали совершенноне виданных до этого времени эффектов передачи бликов, мерцаний, игры светотеней, светлых, гармоничных, красочных созвучий. К 80-м,90-м годам художники-импрессионисты становятся исключитель ными мастерами передачиосвещения, тумана, игры воды, неба, об лаков и т.д. Основная тема их творчества - Франция -е природа, быт, люди. Они писали и шумные парижские улицы К.Писсарро.

БульварМонмартр 1879г Площадь Французского театра в Па риже 1898г К.Моне БульварКапуцинок 1873г и рыбацкие по селки О.Ренуар. Отлив в Ипоре 1883г у лучшиххудожников-импрессионистов мы находим немало реалистических мотивов. Моне, Ренуар,Дега, Сислей и другие дают много ярких социальных ха рактеристик.

Кроме бульваров улиц, мостов их интересовали обык новенные актрисы, служанки, танцовщицы, прачки, жокеи и т.д Э.Дега. Модистка. Ок. 1885г О.Ренуар. Завтрак гребцов . 1881г Э.Дега. Жокеи перед трибуной . 1869-1872 г.г Гладильщицы. Ок. 1884г Танцовщица, завязывающая ленту туфельки .0к. 1880г. .Настоящим откровением в полотнах художников-импрессионистов стал пейзаж. Именнов пейзаже их новаторские устремления раскрылись во вс м сво м разнообразии и богатственюансов и оттенков К.Моне. Белые кувшинки . 1889г К.Писсарро.

Осеннее утро вЭраньи . 1897г А.Сислей. Снежный пейзаж с охотником . 1873г О.Ренуар. На берегуозера. Ок. 1880г Таким образом, интерес к натуре, впечатлению, сюжету, колоритурождает у художников-импрессионистов особый живописный язык. Музыкальный импрессионизм возник в конце 80-х - начале 90-х годов. Так же каки в живописи проявился прежде всего в стремле нии передавать мимолетные впечатления, полутона, полутени. Эти устремления приводят к тому, что на первый план выдвигается зву ковая красочность, большое вниманиеуделяется колориту, поискам необычайных оркестровых звучаний и гармоний.

Явление, непосред ственно подготовившее музыкальный импрессионизм - это совре менная французская поэзия и живописный импрессионизм. Своюму зыку импрессионисты строят на игре музыкальных светотеней, на неуловимом звуковомощущении. Отказываясь от классической завершенности форм, композиторы-импрессионистывместе с тем охотно обращаются к жанрам программной музыки, к народным танцевальными песенным образам, в них они ищут пути обновления музыкального языка. В отличие отимпрессионизма живописного, который был представлен именами ряда крупных мастеров, музыкальный импрес сионизм, по существу, имеет лишь одного яркого представителя -Клода Дебюсси.

С некоторыми оговорками к импрессионистаммогут быть отнесены такие крупные французские композиторы как П.Дюка. Ф.Шмитт, Л.Обер,Ш.Кеклен в раннюю пору творчества , Ж Роже-Дюкаса. Так же импрессионистские чертымузыки мы на ходим и у Мориса Равеля в его знаменитом цикле фортепьянных пьес Отражения и других произведениях. Как и художники-импрессионисты, представители музыкаль ного импрессионизма проявляются в тяготении к поэтическомуоду хотворенному пейзажу.

Например, такие симфонические произведе ния как Послеполуденныйотдых фавна , Ноктюрны , Море Де бюсси, фортепьянная пьеса Игра воды Равеля. Близость к природе, ощущения, возникающие при восприятии красоты неба, моря, леса, способны по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, взывать к жизни новыезвуковые приемы. Другая сферамузыкального импрессионизма - фантастика. Композиторы обращаются к образам античной мифологии, к средневековым легендам Шесть античных эпиграфов для ф-п. В 4 руки, Флейта Пана для флейты соло К.Дебюсси и т.д Они обратились к миру гр з, к сверкающимзвуковым пейзажам, открывая новые возможности поэтической звукописи, новые средствамузыкальной выразительности. Рождению музыкального импрессионизма во Франции пред шествовал период, который именуют периодом национального об новления. В те годы после франко-прусскойвойны 1870-1871 годов заметно оживляется симфоническоеи камерное творчество француз ских композиторов, активизируется концертная жизнь.

Созданное в 1871 году Национальное музыкальноеобщество поощряет творче ство современных французских композиторов, всячески содействуяпубличному исполнению сочинений и их изданию.

Центральное ме сто в музыкальном творчествеэпохи обновления принадлежит Цезарю Франку и Камилю Сен-Сансу. Важную роль в художественнойжизни Франции рубежа веков сыграли ученики Франка и привер женцы его творческихидей Анри Дюпари, Венсан д Энди, Габриэль Форэ, Эрнест Шоссон. Важную роль вформировании импрессионистической музыки играло сохранение и развитие классическихтрадиций, унаследован ных от предшествующих эпох. Дебюсси очень интересовался григо рианскимпением, его ладами, интонациями, с увлечением слушал произведения мастеров полифонии. В произведениях старых масте ров его восхищало богатство их музыкальных средств, где по его мнению можно найти нечто важное для развития современного ис кусства. Изучая музыку Палестрины, Орландо Лассо Дебюсси нахо дит много ладовых возможностей, обогащавших сферу мажора-минора, ритмическую гибкость, далекую от традиционной квадрат-ности. Вс это помогло ему в создании собственного музыкального языка.

Дебюсси очень ценилмузыкальное наследие великих отечест венных музыкантов XVIII века. В своей статье Ж.Ф.Рамо Дебюсси пишет о чистой французскойтрадиции в творчестве этого компо зитора, проявившейся в нежности, деликатнойи прелестной, вер ных акцентах, строгой декламации в речитативе. Также Дебюссивысказывает сожаление о том, что отечественная музыка чересчур долго следовалапутями, коварно удалявшими е от той ясности вы ражения, той точности и собранностиформы, которые являются спе циальными и характерными качествами французского гения 1,стр.23 . Вряд ли Дебюсси сумел бы так полно выразить свои устрем ления, не имеяв этом предшественников. Тонкость схватывания настроения, детализация письма им прессионистов в музыке была бы невозможна безусвоения гениальной звуковой техники и миниатюрализма Прелюдий , Ноктюрнов , Этюдов Шопена, которогоДебюсси боготворил с детства.

Колористические находки Э.Грига, Н.А.Римского-Корсакова, свободаголосоведения и стихийная импровизационность М.П.Мусоргского нашли оригинальноепродолжение в творчестве Дебюсси.

Его увлечение Вагнером, быстро преодоленное, способст вовалопоискам новых гармонических средств и форм. Эстетика импрессионизмавоздействовала на все основные жанры музыки вместо развитых многочастных симфонийстали культивироваться симфонические эскизы-зарисовки, на смену ро мантической песнепришла вокальная миниатюра, где преобладала речитация с красочно-изобразительнымаккомпанементом, в фор тепьянной музыке появляется свободная миниатюра, для которойха рактерно значительно большая свобода развития, чем в романтиче ской миниатюре, а так же постоянная изменчивость гармонического языка, ритмического рисунка, фактуры, темпа.

Вс это придает фор ме пьес характер импровизационности, а так же способствуетпере даче постоянно меняющихся впечатлений. Импрессионистскаяпрограммнос ть отличается своеобразной сюжетностью и драматургическая сторона какбы снята.

Образы программы завуалированы. Главная е задача - возбудить фантазию слушателя, активизироватьвоображение, направить его в русло оп ределенных впечатлений, настроений.

И именнопереход этих со стояний, постоянно меняющихся настроений определяет основную логикуразвития. Таким образом, термин импрессионизм, применявшийся кри тиками конца 19 века в осуждающем или ироничном смысле, позд нее стал общепринятымопределением, охватывающим широкий круг музыкальных явлений рубежа 19-20 веков, как во Франции, так и в других странахЕвропы.

Но музыкальный импрессионизм, как и художественный не был долговечен. Этохрупкое, изящное искусство не было созвучно напряженной атмосфере первой мировойвойны и революционных взрывов.

На смену чувственной изысканной красоте приходиткульт первобытной силы и в музыке появляется резкость созвучий, конструктивная четкостьи примитивность формы, факту ры, напряженность и прямолинейность ритмов. Провозглашалэти новые антиимпрессионистические тенденции Эрик Сати, а позже эти устремлениянашли сво развитие в Группе шести. Живописный и музыкальный импрессионизм вырослина почве национальных традиций. В творчестве художников и композиторов-импрессионистовобнаруживает ся родственная тематика, колорит ные жанровые сценки, портретные зарисовки, но исключительное место занимает пейзаж.

Есть общие черты и в художественном мето деживописного и музыкального импрессионизма -стремление к пе редаче первого, непосредственного впечатления от явления. Это несложно увидеть, сравнив для примера прелюдию Дебюсси Паруса с пейзажем Э.Мане Выход парусников из Булонского порта , 1864г. или с пейзажем К.Моне Регата в Сент-Адрессе ,1867г. Нельзя не отметить тяготение импрессионистов к миниатюрным формам вс этовытекало из их основного художественного метода, они ценили мимолетность, быстротечностьживых впечатлений.

Поэтому живо писцы обращаются не к крупной композиции или фреске, а к портре ту, этюду музыканты - не к симфонии, оратории, а к романсу, орке стровой или фортепьянной миниатюре. Больше всего живописный импрессионизм повлиялна музыку в области средств музыкальной выразительности. Так же как и в жи вописи, поиски музыкантов, главным образом Дебюсси, были на правлены на расширение кругавыразительных средств, необходи мых для воплощения новых образов, и в первую очередьна макси мальное обогащение красочно-колористической стороны музыки.

Эти поискикоснулись лада, гармонии, мелодии, метроритма, факту ры и инструментовки. Вырастаетроль ладогармонического языка и оркестрового стиля, в силу своих возможностей болеесклонных к передаче картинно-образного и колористических начал. Оркестр у Дебюссиочень оригинален и своеобразен.

Он отли чается изяществом рисунка и обилием деталей, но каждая из них слышима. Дебюсси сопоставляет различные тембры инструментов и различныеспособы звукоизвлечения. Его оркестр поражает тембро вым разнообразием, переливчатойзвучностью и красочностью коло рита. Так свои симфонические эскизы Море композиторписал в приморском городке на берегу Атлантического океана, запечатлевая с натуры нарастающий шум прибоя и могучий шум ветра. С живо писью его роднит и стремлениесоздавать радостное, ласкающее ис кусство, доставляющее людям наслаждение.

Дебюсси очень любил природу, о ней он говорил како высшем источнике вдохновения, считал близость к ней - критерием творчества. Он выступал за соз дание особого вида музыкина открытом воздухе, которая способст вовала бы слиянию человека с природой. В этомтоже видна взаимо связь с художниками-импрессионистами, которые отказались от ра ботыв ателье и вышли на пленэр - под открытоенебо, на воздух, где им открылись новые живописные мотивы, а главное - иное видение форм и красок.

Роднясь с поэтамии художниками, музыканты искали свой путь в новом направлении. Они заимствовалиу художников терминологию, наталкивающую на новые идеи эстетического вос приятия в обиход входят определения звуковая краска, инструмен тальный колорит, гармоническиепятна, тембровая палитра. Импрессионизмсыграл огромную роль в развитии культуры. В живопись он привнес новые открытия вобласти техники и компози ции - работа напленэре, тонкая наблюдательность, живописность, светлый тон, пренебрежение детальюради колорита.

Из-за своеоб разной живописной манеры поверхность картин у импрессионистовкажется трепещущей и зыбкой, благодаря чему им удавалось пере дать блеск солнечныхлучей, рябь на воде, ощущения воздуха, лег кость и невесомость предметов. Понятие импрессионизмавпоследствии распространяли даже на течение символизма в живописи. И действительно, отвлечение цвета от формы превращало объекты изображения в зыбкие символы реальности. Импрессионистическое изображение символично в силу его двойственности натуралистичностии субъективности одновре менно.

В то же время, в процессе развития импрессионистическогометода, субъективность живописного восприятия, преодолевая пред метность, поднималасьна все более высокий формальный уровень, открывая пути всем течениям постимпрессионизма, в том числе сим волизму Гогена и экспрессионизму Ван Гога. На следующем этапе художественногоразвития абсолютизировались и дифференцирова лись уже не ощущения, а сами средстваизображения.

Именно им прессионизм послужил толчком для появления абстрактного искус ства, а в начале XX века к возникновению таких течений, как ку бизм, конструктивизм, ташизм. Импрессионизм преобразовал не только живописьи музыку, а также скульптуру, литературу и даже критику. Интерес к творчеству импрессионистовв наше время не исчезает. И сегодня картины ху дожников-импрессионистов, музыкаДебюсси поражает новизной виденья мира, свежестью заложенной в них чувств, силой, смело стью и необычностью выразительных средств гармонии, фактуры, формы, мелодики. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА КЛОДА ДЕБЮССИКлод Дебюсси был одним из самых интересныхи ищущих художников своего времени, он всегда искал новые пути совершенствованиясвоего мастерства, изучал творчество современных ему музыкантов- новаторов Листа,Грига, композиторов русской школы Бородина, Мусоргского, Римского Корсакова.

Встремлении к обновлению французской музыки Дебюсси опирался и на опыт е классиков, а именно на творчество Рамо и Куперена.

Композитор сожалел, что отечественная музыкадолго шла путями, удалявшими е от ясности выражения, точности, собранности формы, которые, по его мнению, и являются характерными качествами французской музыкальнойкультуры. Дебюсси необычайно любил природу. Для него онабыла своеобразной музыкой. Мы не слушаем вокруг себя тысячи шумов природы, не постигаемдостаточно этой музыки, такой разнооразной которая раскрывается нам с таким изобилием говорил композитор 3, стр 227 . Стремление к поискам нового в искусстве привлеклоДебюсси в кружок поэта Маллармэ, где группировались представители импрессионизмаи символизма. Дебюсси вош л в историю художественной культурыкак крупнейший представитель музыкального импрессионизма.

Нередко творчество Дебюссиотождествляется с искусством живописцев-импрессионистов, их эстетические принципыраспространились на творчество композитора. С раннего детства Дебюсси находился в мире фортепианноймузыки.

К поступлению в консерваторию его подготовила Мантэ де Флервиль, ученицаШопена. Большое значение, несомненно, имели указания и советы, которые она получилаот Шопена и затем сообщила своему ученику. В консерватории Дебюсси учился фортепьян нойигре у профессора Мармонтеля - это был известныйфранцуз ский пианист-педагог. Помимо Дебюсси у него учились Бизе, Гиро, д Энди идругие. Уже в те годымолодой Дебюсси обращал на себя внимание тонкой выразительностью своего исполненияи прекрасным качест вом звука. В ранний периодтворчества рядом с вокальными и симфони ческими произведениями Дебюсси появляютсясочинения для фор тепиано.

С наибольшей отчетливостью самобытные черты индиви дуальностикомпозитора проявились в двух Арабесках -E-dur и G-dur 1888г В них характерен уже художественныйобраз, который предполагает изящество и воздушность композиции. Типичны для последующегостиля Дебюсси прозрачные краски, красота и пласти ка мелодических линий. В 1890г. Дебюсси создает свой первый фор тепьянныйцикл Бергамскую сюиту, состоящий из четырех частей Прелюдия, Менуэт, Лунный свет и Пасспье.

Здесь уже отчетливо видны дветенденции, которые станут типичными для последующих циклов композитора опора нажанровые традиции клавесинистов и тяготение к пейзажным зарисовкам. Используя жанрыстаринной му зыки, Дебюсси трактует их свободно. Он смело применяет гармони ческийязык и фактуру нового времени. С 1901г. сочинениядля фортепиано следуют одно за другим без перерыва.

Дебюсси отдает им лучшие минутывдохновения. Сюита Для фортепиано - этоуже вполне зрелый цикл Дебюсси. Он состоит из трех пьес - Прелюдии, Сарабанды и Токкаты. В этом цик ле у Дебюсси больше, чемгде-либо в его фортепианной музыке, про явились черты классицизма. Они сказываютсяне только в выборе жанров, но и в строгости музыки, ясности формы каждой пьесы игармоничной симметрии всего цикла. Первая пьеса - характерное для него сочинение типа токкаты. Выдержанное в непрерывном движении в едином темпе, оно сочета ет прозрачность иизящество виртуозных пьес клавесинистов с приемами письма 19 столетия.

Национальная характерность Прелю дииподчеркивается главной темой, основанной на французской на родной песенке Мы непойдем больше в лес. Во второй пьесевоплощены черты старинной сарабанды -серьезность, благородство характера, медленный темп, трехдольный размер, аккордовая фактура. Но гармонический язык пьесы совре менный. Заключающую циклТоккату можно отнести к тому же типу пьес, что и Прелюдия, но в ней более последовательновыражен принцип непрерывного движения, поэтому е характер более одно родный. Прелюдия, Сарабанда,Токката открывают собой ряд фортепь янных сборников, написанных Дебюсси в зрелыйпериод творчества.

В 1903г. возникают Эстампы Пагоды , Вечер в Гренаде , Садыпод дождем. В 1905г. создается первая серия Образов Отражения в воде , ПосвящениеРамо , Движение, через два го да - втораясерия Колокольный звон сквозь листву , И луна спус кается на место, где некогдабыл храм , Золотые рыбки. Все эти произведения содержат по три пьесы.

Эта тенденциявпервые выяви лась в романсах и симфонической музыке Дебюсси. В сериях пьес, написанных вслед за Прелюдией, Сарабандой и Токкатой, усиливаются программно-изобразительныеи импрессио нистские тенденции. 1903 год ознаменован появлением Эстампов. Любопытно само заглавие Эстампы. В Ноктюрнах для оркестра название му зыкальной пьесы трактовалось вживописном аспекте. Теперь пьесы получают название из терминологии живописи и графики. В своих произведениях Дебюсси воплощает эмоцию-настроение в слиянии с живописнымивпечатлениями, стремится названием дать толчок вос приятию слушателя, направитьего воображение. Отсюда и тяготение к живописным заглавиям.

И впоследствии композиторпользуется такими названиями как Эскизы , Картины. Одна из самыхинтересных пьес в Эстампах - это Сады поддождем. Подобно Прелюдии и Токкате из предшествующей фор тепьянной серии, эта пьесаотличается быстрым непрерывным дви жением и четкой ритмической упругостью.

В интонационномотно шении наблюдается связь с Прелюдией, так как основой главной те мы служит однаи та же французская песня. В Садах под дождем на первый план выходят характерныечерты образа, связанные с про граммным замыслом. Однородное ритмическое движениешестна дцатых и возникающее на его фоне капельки мелодических звуков staccato имитируют музыку летнегодождика. Чтобы передать кра сочные эффекты меняющегося солнечного освещения, композиторочень тонко, постепенно приводит к замене минора мажором.

В кон це пьесы звучитсветлая, ликующая музыка словно гимн расцветаю щей природы. Другая замечательнаяпьеса Эстампов - Вечер в Гренаде. ЗдесьДебюсси с исключительным мастерством рисует живописную картинку испанского народа. Эта пьеса написана в манере, отчасти напоминающей письмо Бульвара Капуцинок КлодаМоне. В обоих произведениях авторы стремятся передать общее впечатление от большогопространства уличного движения, п строй красочной тол пы. Их интересует преимущественноцелое, а не детальное рассмот рение отдельных явлений.

Этот принцип определяет характерноестроение Вечера в Гренаде небольшие разнообразные построения, отсутствие длительногоразвития тем. Написанная свободно по фор ме пьеса, производящая впечатление непринужденносменяющих друг друга картинок жизни испанского народа, пьеса композиционно стройнаи завершена. Единству целого способствует жанровая осно ва пьеса пронизана метроритмомхабанеры. В характере этого танца написаны важнейшие темы произведения.

Организующуюроль иг рает и рондообразный принцип чередования тем и обрамление пьесы материаломвступления. В этом произведении Дебюсси создает впечатление простран ственной перспективыи это впечатление длится на протяжении всей пьесы. В первых же тактах последовательновосходящие октавныс ходы раскрывают все большее пространство и создают широкую перспективу, а в дальнейшем в эту звуковую раму вписывает об разы своей музыкальной картины. К лучшим образам природы, когда-либо созданным Дебюсси, относится пьеса Отражения в воде. Это не только живописная кар тинка, но и проникновенное вслушивание в мир водяного царст ва. В начале возникает образ спокойной водной глади, но вотспо койствие нарушается еле уловимым движением, всплеском.

После мига безмолвия - новый трепет водяной поверхности В течении трех лет 1910-1913 исполняютсяи опубликовыва ются два тома Прелюдий -в каждом по 12 пьес. В прелюдиях Де бюссипредстают пейзажи, портреты, легенды, произведения искус ства, сцены.

Пейзажи представленытакими прелюдиями как Паруса , Что видел западный ветер , Ветер на равнине , Вереск , Шаги на снегу , Холмы Анаканрии. В них Дебюсси во площает свои впечатленияот природы. В портретах лирическом Девушка с волосами цвета льна и юмористическом В знак уважения С.Пичвику эск. П.Ч.П.К. мы можем видеть и светлый обаятельныйобраз, который достигается Дебюсси певучестью и широтой мелодии, а также образ совершенносоответствующий герою Диккенса, ироничному и добродушному од новременно.

Комизмэтой пьесы в неожиданных контрастах от серь езного тона к шутливо-игривому. В легендах Ундина , Танец П ка , Феи, прелестные тан цовщицы , Затонувшийсобор Дебюсси обращается к миру народ ной фантастики. В этих пьесах сказалось исключительноемастерст во композитора в передаче пластики и разнообразных форм движе ния. А также в использовании характерных для каждого образа фактурно-гармонических средств. Что касается воплощения произведений искусств, то это такие прелюдии как Дельфские танцовщицы, которой открывается пер вая тетрадь прелюдий. Прелюдия навеянавпечатлением от скульп турного фрагмента фронтона греческого храма, а также прелюдия Канопа. Крышка греческой урны украшавшей бюро Дебюсси, на зываемая канопой ипослужила ему темой.

Как и в Дельфских танцовщицах композитор делает звучащимизадумчивые и мягкие линии, сдержанный ритм погребальной песни. Сцены представлены у Дебюсси такими прелюдиями как Прерванная серенада , Менестрели , Фейерверк. Каждую тему он раскрывает творчески, применяя различныесоответствующие ей выразительные средства.

Например Фейерверк эта прелюдия навеянавпечатлением от народного гулянья, скорее всего праздника 14 июля -дня взятия Бастилии во время которого звучитМарсельеза интересен своими при мами звукописи. Глиссандо, различные пас сажи, аккордовые последования создают очень красочную звуковую картину. Прелюдии - это энциклопедия искусства Дебюсси, потому чтоздесь он достигает высшего мастерства образно-звуковой харак теристики, в мгновенном схватывании впечатления во всей его из менчивости. В прелюдиях проявляются такиечерты импрессионизма как фиксирование мимолетных впечатлений от каких-либо характер ныхявлений действительности, передача внешнего впечатления све та, тени, цвета, а такжеэтюдность и картинность, фиксирование раз личных состояний природы и т.д. Фортепьяннаямузыка Дебюсси очень красива, интересна, и в силу этого очень популярна как у слушателей. Так и среди исполни телей. Первое оркестровое произведение Дебюсси, раскрывшее не обыкновенную оригинальностьего стиля - Прелюдия к послеполу денномуотдыху фавна. Огромный успех Прелюдии сделал ком позитора признанным симфонистом. Прелюд Послеполуденный от дых фавна был написан на основе поэмы Стефана Маллармев 1892 году. Дебюсси были задуманы еще двесимфонические картины - Интерлюдия и Финальныепарафразы к послеполуденному отды ху фавна. Он хотел создать симфонический циклдля сопровожде ния чтения поэмы Малларме.

Но убедившись в самостоятельном значении Прелюда, отказался от первоначального замысла. В прелюде, как и в поэме Малларме, нет развитого сюжета и динамично развивающегося действия. В целом основа этого сочине ния - один мелодический образ томления, который построенна хроматических интонациях.

Интересно то, что для оркестрового во площения этогообраза Дебюсси использует почти вс время один и тот же специфический инструментальныйтембр - флейту в низком регистре.

Вс симфоническоеразвитие прелюда - это варьирование фактурыизложения темы и е оркестровки.

Произведение Малларме привлекало композитора оченьяркой живописностью мифологиче ского существа, погруженного в грезы о прекрасныхнимфах. Мал ларме, услышав впервые музыку Дебюсси, был поражен е близо стью к своемупоэтическому замыслу. Сам же композитор считал Фавна очень свободной иллюстрациейк поэме и не претендовал на выражение е сущности. Музыка Дебюсси проникнута чувственнойистомой, негой, навеянной воспоминанием о прелести жаркого лет него дня, по небулениво тянутся облака, отражающиеся в глади лес ного озера, вс это выражено гораздоярче и конкретнее, чем в поэме Малларме.

Античный сюжет явился поводом для выражениячувств весьма современных, в духе импрессионизма с присущим ему любо ванием мимолетныхвпечатлений. В Фавне можно найти много общего с музыкальными пейзажами романтиков, но Фавн отлича ется от них чисто импрессионистической красочностью и богатствомоттенков светотени.

Эту партитуру отличает необычайное разнооб разие и богатствооркестровых красок, напоминающих о палитре ху дожников-импрессионистов. Это перваяпартитура, утвердившая во всей полноте принципы импрессионистического оркестровогопись ма. Фавн - это симфоническая миниатюра, написанная в З-х част ной форме и по своим внешним признакам связана с давно существующейтрадицией этого жанра. Но и содержание, и эмоциональная атмосфера, и круг выразительныхсредств здесь очень самобытна.

Уже одно основное настроение выражено во множествеоттенков, и трудно сказать, что является главным- музыкальный образ или его колористическое преображение. Слушая это произведение, улавливаются связи с произведе ниями композитороввторой половины прошлого столетия. Вспоми наются Фонтаны виллы д Эсте из третьегоцикла Годов странст вий Листа и симфоническая поэма Садко Римского-Корсаковас е очень красочной гармонической и оркестровой палитрой. Но все эти отдельныеэлементы претворены Дебюсси в нечто самостоятель ное, а все что появлялось отдельныминам ками в предшествующих симфонических произведениях Дебюсси, предстало здесь вполной стилистической завершенности. Мифологические образы Малларме явились для Дебюсси от правной точкой.

Егоувлекала мысль о воссоздании в музыке картин природы, передачи чувства слияния сней, и этому чувству он оста вался верен на протяжении всей его жизни. И именноэто наполнило конкретным содержанием музыку Фавна, сделало ее привлека тельнойдля слушателя.

В сущности Фавн явился примером им прессионистического музыкальногопейзажа. Он уводил от кипучей жизненной деятельности, борьбы, драматических конфликтовв мир природы, богатой красками и образами. В этом отношении прелюд Дебюсси можносравнить с лучшими пейзажами художников-импрессионистов К.Моне. Белые кувшинки , Поле тюльпанов О.Ренуар Тропинка в высокой траве. В Фавне раскрылось вс богатство дарования Дебюсси, не исчерпаемостьего творческих фантазий и выразительных средств.

Композитор широко использовалразнообразные последовательности септаккордов и нонаккордов, сочетание хроматикис диатоникой, яр ко выраженная колористическая направленность, тончайшие нюансы- вс своеобразие музыки Дебюсси было оченьнеобычным для сво его времени. Помимо гармониисвоеобразен оркестр композитора. Его пар титура отличается изяществом рисунка, обилиемдеталей. Центр тя жести Дебюсси переносит со струнных на духовые инструменты. Онсопоставляет тембры, различные приемы звукоизвлечения, изобрета ет красочные сочетанияи т.д. Поэтому его оркестр поражает тембро вым разнообразием, переливчатой звучностью, характерностью ко лорита.

Прелюд к послеполуденномуотдыху фавна интересен и тем, что в нем Дебюсси нашел тот жанр симфонической музыки, которо му остался верен на протяжении всей своей последующей деятельно сти. Ноктюрны , Море , Образы, конечно, имеют свой облик не сколько не похожий на Фавна, нодля всех них характерны одни и те же качества -картинность, поэмность в специфическом понима нии этих терминов, которые внес всимфоническую музыку компози тор-импрессионист.

Прелюдия к послеполуденномуотдыху фавна осталась в ис тории европейского музыкального искусства как образецпейзажной звукописи импрессионистического стиля, и как одно из выдающихся достиженийДебюсси. Вслед за Фавном были созданы Ноктюрны. Они продол жили намеченную в нем линию своеобразно трактованнойпоэмности. Но Ноктюрны более развернуты по замыслу и содержанию, их музыка болеедейственна и строже.

Хотя созерцательность есть и здесь, особенно в Облаках, ноона носит совершенно иной харак тер это уже не томные мысли, а углубленное размышление. Словом, при несомненной общности симфонического жанра, Фавн и Ноктюрны - произведения очень различные. Впервые Ноктюрны были исполнены 9 декабря 1990 года в концертах Ламуре под управлением К.Шевильяраи вызвали бурные восторги одной части аудитории и протесты так называемых музы кальных академиков. Дебюсси понимал необычность своихпроизведений и про грамму первого концерта снабдил авторскими комментариями Заглавие - Ноктюрны - получает здесь значение более общее и даже болеедекоративное.

Речь идет на о привычной форме ноктюр на, но обо всем, что связываетэто слово с определенными впечатле ниями и световыми ощущениями. Облака - картина неподвижного неба с медленно и меланхо лическипроходящими облаками, уплывающими в серой агонии, нежно оттен нной белым светом. Празднества - движение, пляшущий ритм атмосферы, со взрывамивнезапного света, а также эпизод шествия ослепительное и химерическое видение, проходящего сквозь праздник и сливаю щегося с ним но фон остается - это праздник, смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма. Сирены - море и его безгранично многообразный ритм за темсреди серебрящихся под луной волн возникает, рассыпается смехом и затихает таинственноепение сирен 14. стр.57 .Критика отметилаэкзотику Ноктюрнов, а также влияние Римского-Корсакова и Балакирева. В Ноктюрнах главное внимание уделено передаче эффектов светотеней, игрыкрасок, всего что так привлекает фантазию худож ника-импрессиониста. Облака , Празднества , Сирены образуют живописный жанровый триптихвоплощения тр х стихий.

В нем картину Празднеств, где изображен триумф ярких ритмов, обрамляют зву ковые пейзажи один - Облака с бездонной глубиной неба, где смешиваются разнообразные оттенки цветов другой - Сирены - весьв декоративной изменчивости и элементом сказочной фантасти ки. Новаторство Дебюсси заключалось в том, что главное внима ние сосредоточенона передаче оттенков основного образа - впечат ления, аналогичных по своему значению деталям картины.

Подобно мастерам импрессионистическойживописи Дебюсси обогатил па литру множеством новых оттенков, добился огромногомастерства в передаче света, цвета и воздуха, всего того, что так трудно поддает ся музыкальному воплощению.

Звуковая ткань Ноктюрнов, то за туманивается, то пронизывается лучами яркого солнца, воскрешает в нашем воображениикартины воздушных просторов, игру облаков и волн. Во всем этом Дебюсси был непревзойденныммастером. Вначале композитор задумал написать каждый из Ноктюрнов для особого оркестрового состава первый для струн ных второй для тр х флейт, четырех валторн, тр х труб и двух арф третий для двух объединенных оркестровых групп в каждой части предполагалась такжепартия скрипки соло. По мнению Дебюсси, это могло стать этюдами, которые помоглибы овладеть богатством оттенков одной краски, подобно художнику с его постояннойзабо той о колорите как основе. Но не только у художников импрессионистов он мог найти пример колористического письма.

Навернякамногое ему дали партитуры Римского-Корсакова, Боро дина, Балакирева, в особенности Шехеразада и Тамара. Первый ноктюрн - Облака -в нем нет ярких контрастов, ни ритмических, ни интонационных, но зато широко развернутакрасоч ная гамма колористических оттенков. Это они передают всю измен чивость инеопределенность звучания, связанного с образом неба, покрытого медленно тянущимися облаками.

Почти вся партитура Облаков выдержанав умеренных динамических оттенках, но име ет множество колористических сопоставлений, создающих эффект появляющихся и исчезающих световых бликов.

Дебюсси здесь ус пешнорешил труднейшую задачу музыкального воплощения зри тельного образа. Эту музыкальнуюкартину можно сравнить с неко торыми пейзажами К.Моне, Например Парусная лодкав Аржантее, как и у Дебюсси, здесь богатая гамма красок, изобилие полуте ней, утонченное и специфическое понимание колористических воз можностей произведения. Как импрессионисты-живописцы достига ли поразительных эффектов на основе теориичистых раздельных красок, также и Дебюсси стремился, чтобы на его оркестровойпа литре переливались краски без слияния тембров, но только такие из которых можносоздать импрессионистскую палитру.

Второй Ноктюрн - Празднества - здесь на первый план вы ступают жанровые элементы. Здесь радость жизни, опьяняющие ритмы уличных плясок и шествий.

В Празднествах мы слышим тарантеллу и чеканный марш, то приближающийся, то удаляющийся, причудливоеслияние разнохарактерных мелодий, постепеннорас творяющихся в праздничной атмосфере города. Третий из Ноктюрнов - Сирены - написандля женского хора и оркестра. Это, наверное, самая живописная из всех трех пар титур, она наиболее фантастичная и импрессионистически красоч ная. Эта пьеса передает стихиюморя, освещенную лунным светом, и манящие голоса сирен - сказочных обитательниц подводного царст ва. В партитуре вс зыбкои неопределенно.

Общее настроение покоя и умиротворенности лишь изредка оттеняетсякульминациями, ско рее не динамическими, здесь лишь фактурное и колористическоепретворение основного образа, сохраняющего свой пассивно-созерцательный характер. Партитура Сирен представляет собою пример утонч нного импрессионистического письма письма. Таинственные переливы звучаний, завораживающий колоритхорового напева, ис кусно сочетаемого с инструментальными тембрами.

В этой пьеседостигнута полная гармония между выразительными средствами и эстетическим замыслом. В то же время здесь гораздо больше, чем в других партитурах Ноктюрнов, чисто импрессионистическихот тенков светотени, выступающих иногда на первое место. В музыке Сирен большедекоративности, чем выразительности, больше вни мания отведено передаче оттенковсветотени, чем яркой образности присущей Облакам и Празднествам. Наверно именноэто и стало причиной редкого исполнения Сирен в отличие от двух первых ноктюрнов, утвердившихся в мировом репертуаре. Ноктюрны - это три вполне самостоятельные картины, объе диненныелишь общим пониманием жанровых особенностей. Де бюсси любил жанр симфонических картин. Одно из его самых инте ресных и красивейших произведений - симфонические эскизы Море, где в отличие от Ноктюрнов произведениепроникнуто единой идеей, которая различно воплощается в каждой части.

Дебюсси не был первооткрывателемморского пейзажа в музы ке, безусловно он был знаком с произведениями Римского-Корсаковаи Мусоргского, но обладая огромным дарованием, он искал свои пу ти воплощения образовморя и его симфонические эскизы заняли особое место в мировой музыкальной литературе,Таким образом, музыкальный импрессионизм нашел свое классическое выражениев творчестве К.Дебюсси, где ярче всего от разились его особенности и принципы. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВТема Импрессионизм и творчествоДебюсси интересна, необына и довольно сложна, поэтому предлагается для проведениявнеклассных занятий по музыке в старших классах. В предлагаемой главе представленыметодические рекомендации и планы занятий, на которые следует ориентироваться учителю. Цель познакомить детей с творчеством К.Дебюсси и таким явлением французскойкультуры прошлого века как импрессионизм, его основными представителями. Форма проведения занятий- беседа. Основныезадачи расширить кругозор учащихся, воспитать музыкальный и художественныйвкус, активизировать восприятие, развить воображение и образность мышления. Этомуспособствует создание поисковых ситуаций, постановка проблемных задач, творческиезадания. Предлагая школьникам такую сложгную тему, автор считает, что следует ей посвятить три тематических урока. ЗАНЯТИЕ 1Тема Что такое импрессионизм? Наглядныепособия портреты композиторов К.Дебюссии М. Равеля портреты художников К.Моне, О.Ренуара, К. Писсарро, А. Сислея, Э. Дега репродукции картин К.Моне Впечатление. Восход солнца 1872 г, Белые кувшинки 1899 г, Руанский собор вечером 1894 г, Руанский собой в полдень 1894 г, а такжефотография Руанского собора, Э. Дега На скачках 1877-80 г, Репетиция танца 1875 77 г, А.Сислей Снег в Лувсьенне 1874г К.Писсарро Бульвар Монмартр 1897 г О. Ренуар Девушка с веером 1881 г. Музыкальный материал К.Дебюсси Лунныйсвет из Бергамской сюиты , М.Равель Игра воды. Цель дать учащимся целостноепредставление об импрессио низме. Задачи формирование эстетическогосопереживания произве дениям искусства, воспитание целостного музыкального мышленияна основе взаимосвязи музыки и живописи.

Содержание занятия. Учитель начинаетбеседу с определения импрессионизма, рас сказывает о первой выставке независимыххудожников, непосред ственно об ее участниках.

Эти художники изобрели новый живопис ныйметод.

Важно обратить внимание на то, что они были своего ро да революционерамив живописи и всех этих различных художников объединяла борьба с академизмом и консерватизмомв искусстве.

Учитель предлагает ознакомиться с картинами художников-импрессионистов. Вопросы учащимся uml Что необычного в живописи импрессионистов? Какиеживо писные жанры привлекали художников-импрессионистов? uml Чем привлекаетнас их искусство? uml Как бы нарисовал Руанский собор художник-реалист? Учитель может предложить учащимсяследующие творческие задания сравнить фотографию Руанскогособора и картину К.Моне Руанский собор в полдень или Руанский собор вечером. Опреде лить к каким художественным жанрам обращались художники-импрессионисты.

После того как учащиеся получили общее представлениео живописном импрессионизме, можно переходить к рассказу об им прессионизме в музыкеи его виднейшем представителе К.Дебюсси. Учитель предлагает прослушать произведение К.Дебюсси Лунный свет из Бергамской сюиты. Задание обсудитьназвание прослушанного произведения. Примерные вопросы uml Какойхарактер этого произведения? uml Какоевпечатление произвела на вас эта музыка? uml Что необычногов этой музыке? uml Почему это произведение мы называем импрессионистиче ским? uml Что роднит эту музыку с картинами импрессионистов? В беседе о музыкальном импрессионизме педагогу следует особоевнимание уделить импрессионистической гармонии.

Тому, что представляют собой эти странные созвучия.

Учитель предлагает прослушать произведение М.Равеля Игра воды. Задание Дать название прослушанноймузыке.

Примерные вопросы uml Какой образ или образы возникали при прослушивании му зыки? uml Импрессионистичнали эта музыка? Почему? uml Какие средства музыкальной выразительности применяет композитор для раскрытияобраза? uml Что интересного и необычного вы услышали в этом произве дении? После анализамузыкальных произведений педагог предлагает найти общие черты художественного имузыкального импрессио низма.

Анализ желательно проводить в виде беседы учащихся, высказывающих сво мнение. Беседа лишь направляется учителем. В заключении урокаследует еще раз отметить основные эстетические принципы импрессионизма, особенностиэтого течения. Примерные вопросы для закрепления материала урока uml О ч м мы говорили на этом занятии? uml Какие музыкальные произведения вы сегодня слушали? uml Что нового вы узнали на этом уроке? Домашнее задание письменно Краткая биография К.Дебюсси.

Занятие 2.Тема Импрессионизми фортепьянное творчество К.Дебюсси. Наглядные пособия Портрет К.Дебюсси, репродукции картин К.Моне Пляж в Сент-Адрессе , Э.Дега Голубые танцовщицы , О.Ренуара Портрет актрисы Жанны Самари. Музыкальный материал К.Дебюсси, прелюдии - Паруса , Менестрели , Фейерверк , Дельфские танцовщицы , Девушка с волосами цвета льна. Цель Познакомить учащихся с фортепьяннымтворчеством К.Дебюсси. Задачи Формирование определ нныххудожественных знаний, развитие творческой фантазии школьников, обучение анализухудо жественных и музыкальных произведений, развитие музыкального интереса.

Содержание занятия В начале занятиядля лучшего усвоения нового материала целесообразно вернуться к материалу прошлойбе седы. Это также позволит проверить степень усвоения пройденного материала и поможетзакрепить его. Целесообразно задать учащимся следующие вопросы uml О каком художественно-историческом течении говорилось на прошлом занятии?Где и когда оно зародилось? uml Какиехарактерные черты и особенности импрессионизма? uml Назовите основных представителей художественногоимпрес сионизма? uml Какие особенности импрессионистической музыки вы знаете? После того какученики ответили на эти вопросы, можно пере ходить непосредственно к новой теме - Последние десятилетия 19 и начало 20 века - это период ин тенсивного развития французскойфортепьянной музыки.

Характер ным для французской фортепьянной музыки в те годыбыло перерас тание романтического искусства в импрессионизм. После обозренияданной эпохи учащимся предлагается отве тить на вопросы Какихкомпозиторов-романтиков вы знаете? Назовитеих произведения? Что характернодля музыки романтизма? В чемотличие романтизма от импрессионизма?После обсуждения ответов учеников педагог переходит к рассказу об особенностяхфортепьянного творчества К.Дебюсси.

Следу ет обратить внимание детей на то, чтохотя К.Дебюсси и искал новые пути для воплощения своих идей, он очень трепетно относилсяк на следию отечественных музыкантов XXVIIIвека Рамо, Куперен, вы соко ценил традиции.

Важно отметить и то что К.Дебюссибыл од ним из величайших певцов природы в мировом музыкальном искус стве. Он запечатлеле самые различные образы, в разные времена года, часы суток, при различном освещении, при разной погоде.

Это мы можем видеть на примере таких произведений как Сады поддождем из Эстампов для фортепьяно, а также в прелюдиях Туманы , Вереск , Ароматы и звуки, кружащиеся в вечернем воз духе и т.д. К.Дебюсси привлекалафортепьянная миниатюра. Значитель ное отличие импрессионисткой миниатюры от романтической - в большей свободе развития. Далее педагогговорит об особенностях мелодики, гармониче ского языка, ритмического рисунка, фактурыи т.д все это придает произведению импровизационностьи постоянную смену музыкаль ных впечатлений. Учитель предлагаетпрослушать прелюдию К.Дебюсси Паруса, после чего задает ряд вопросов Понравиласьли вам музыка? Какимимузыкальными красками написана эта музыка? Динамичнаили статична она? При обсужденииэтого вопроса учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, что статичностьв этом произведении под черкнута органным пунктом си-бемоль на протяжении всейпьесы. Была лимузыка все время одинакова? Какойколорит в этой пьесе? Какие образы возникали при прослушивании? Задание Сравнить Паруса и картину К.Моне Пляж в Сент-Адрессе. Педагог предлагает прослушать прелюдию Девушка с воло сами цветальна. Какой характер этой музыки? Чем привлекаетэта музыка? Как бы вы изобразили образ этой девушки? Далее звучит прелюдия Менестрели. Кто такиеменестрели? Чем интереснаэта пьеса? Что в ней необычного? Отзвуки каких музыкальных инструментов здесь слышны? Школьникам интереснобудет узнать, что в этой прелюдии речь идет о бродячем менестрельном театре, существовавшемв про шлом столетии в США, связанном с негритянским искусством, которое оказалобольшое влияние на развитие нового стиля эстрадной музыки - джаза, которым К.Дебюсси живо интересовался. Задание Движениями, пластикой передать настроение этой пьесы. После этого учительпредлагает прослушать прелюдию Фейерверк, но предварительно не называет заглавиепроизведения. Примерные вопросы Как бывы назвали это произведение? Какоенастроение в этой прелюдии?Учитель обращает внимание учащихся на то, как К.Дебюссимастерски рисует картину взлетающих ракет, блеск огней, озаряю щих сумрак ночи. Школьникам будет интересно узнать, что это про изведение навеяно образами народногопраздника, видимо в День взятия Бастилии.

Примечательно также и то, что автор вводитв кон це пьесы попевку, которая очень напоминает интонации Марсельезы, звучащейв дни национального праздника. В заключениезанятия, чтобы закрепить полученные знания учеников, рекомендуется задатьследующие вопросы Какие особенности фортепьянной музыки К.Дебюсси вы мо жете назвать? стремлениек постоянной изменчивости образов жиз ни, большой интерес к музыкальным зарисовкамразличных движе ний и т.д. Какое впечатление вы получили от прослушанной музыки? Домашнее задание Нарисовать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям.

Занятие 3.Тема Импрессионизм и симфоническое творчество К.Дебюсси. Наглядныепособия Портрет К.Дебюсси, картины К.Моне Впечатление.

Восход солнца 1872г Скалы в Бель-Иле 1886г Скалы в Этрета 1886г. Музыкальныйматериал К.Дебюсси Море, симфоническиеэскизы От зари до полудня на море , Игра волн , Разговор ветра с морем Н.А.Римский-Корсаков, сюита Шехеразада , Вступление к опере Садко , Песня Варяжского гостя из оперы Садко орке стровая фантазия А.Глазунова Море. Цель Познакомитьучащихся с симфоническим творчеством К.Дебюсси. Задачи Формирование у учащихся целостного художественно го восприятия, обучениепониманию музыкального языка, средсв выразительности, влияющих на характер произведения, развитие тембрового слуха.

Содержаниезанятия В начале урока учитель настраиваетуче ников на то, что сегодня они продолжат знакомство с музыкой К.Дебюсси, но теперьс его симфоническим творчеством. Симфоническаямузыка в творчестве К.Дебюсси занимает ме сто не менее значительное, чем фортепьянное. Она тоже воплощает наиболее типичные образы и сюжеты, черты стиля композитора. Одно из самыхзамечательных симфонических произведений К.Дебюсси - Море - три симфоническихэскиза От зари до по лудня на море , Игра волн , Разговор ветра с морем. В этих симфоническихэскизах старшеклассники смогут уви деть восторженное пантеистическое чувство, котороепронизывает это произведение и прида т ему особую привлекательность. К.Дебюсси тяготелк жанру симфонических картин.

И однаж ды создал крупное циклическое произведение, единое, различно во площающееся в каждой из трех частей. Над симфоническимиэтюдами Море композитор работал в 1903-1905г.г. Это произведение он посвятил своейжене.

Оно навея но реальными впечатлениями от Средиземного моря, от Атлантики, напобережье которой К.Дебюсси проводил летние месяцы. В данном триптихекомпозитор запечатлел три состояния сти хии дремлющую морскую гладь в утреннемтумане и миг, когда на е поверхность упадут лучи солнца в полдень восхитительнуюигру волн и бликов света, и наконец, в сумерках- извечную борьбу моря с неукротимым ветром. После вступительногослова педагог предлагает прослушать произведение и подумать над вопросами насколько выразительно в музыке передан характер музыкальных образов и какими средствамикомпозитор пользуется для его создания. Когда учащиесяпознакомятся с симфоническими эскизами Море следует важное место отвести анализупроизведения, так как он играет большую роль в воспитании эмоциональной отзывчивости. Если услышанное произведение осталось непонятным, то в процессе разбора создаютсявозможности привлечь внимание к его содержа нию, раскрывая выразительность художественныхобразов, музы кального языка.

Вопросыучащимся после прослушивания Какимбыло представлено море в этом произведении? Какими средствами выразительности композитор воплощает многогранность моря? Что сближаетэто произведение с живописью?После диалогас учащимися педагогу следует подвести итог беседы. Важно отметить, что в Море образы достаточно конкрет ны, образы природы воспринимаются слушателями не толькосквозь призму ощущений художника, но и посредством очень выразитель ной и точнойзвукописи.

В своей музыке композитор задался целью выразить не только взволнованноечувство человека, созерцающего величие природы, но и воплотить три элемента - шум моря, движе ние волн и изменчивые краскиморской воды, отражающей небо. Первая картина Море от зари до полудня передаетвпечатление иг ры переливания красок воды и неба. Вторая картина напоминает движениетанца - Игра волн - посвящена изображению стихии движения.

В последнейкартине - Диалог ветра с морем - воплоще ние энергии шумов разбушевавшейся стихии. Все три части связаны внутренним единством замысла и приемов развития материала. К.Дебюсси сосредоточилсвое внимание на разнообразной игре красок и форм изменчивой водной стихии, в чемпроявилась импрес сионистическая сущность его искусства.

Море принадлежит к чис лупроизведений картинного, живописного симфонического жанра, причем в типично импрессионистическомпонимании картинности. Далее учительобращает внимание учеников на то, что многие композиторы тоже воплощали в своихпроизведениях морские пей зажи, и предлагает вспомнить музыкальные произведения, в которых были созданы образы водной стихии Сюита Шехеразада , Вступлениек опере Садко , Песня Варяжского гостя Н.Римского-Корсакова, оркестровая фантазияА.Глазунова Море и т.д. Целесообразно педагогу предложить сравнить Море К.Дебюсси с любым извышеназванных произведений. Такое задание заинтересует старшеклассников, активизирует ихвосприятие, поможет усвоить новый материал и закрепить прой денное. В конце урока педагогу следует подвести итог всей пройден ной темы - Импрессионизм и творчество К.Дебюсси. Домашнее задание Проиллюстрироватьсимфонические эски зы К.Дебюсси Море. Написать сочинение на тему Что я чувст вуюслушая музыку К.Дебюсси.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

В работе затронутылишь некоторые вопросы этого направления, так как пр... Таким образом, затронув вопросы импрессионизма, какважного, значимого ... ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев А.Д. Французская фортепьянная музыка конца 19 - нача ла 20веков М. Издательство академии наук СССР,1961.2. АлексееваЛ.Н Григорьев В.Ю. Зарубежная музыка XXвека М. Знание,1986.3. Алыпванг А. Избранные сочинения в 2-х т. Т. 2 - М. Музыка, 1965.4. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. -Ленинград Советский композитор, 1991.5. Вентурин Л. От Мане до Лотрека. -Иностранная литература, 1958.6. ВласовВ.Г. Стили в искусстве в 3-х т. T.I - С.Пб. Кельна, 1995.7. Гаккель Л. Фортепьянная музыка XXвека. Очерки, 2-е издание.

Л. Советский композитор, 1990.8. Дебюссии музыка XX века Сб. статей Л. Музыка,1983.9. Импрессионисты.

Письма художников.

Воспоминания.

Докумен ты Искусство, Ленинградское отделение, 1969.10. КаратыгинВ.Г. Избранные статьи М. Музыка,19б5.11. КремлевЮ. Клод Дебюсси М. Музыка, 1965.12. ЛонгМ. За роялем с Дебюсси М. Советский композитор, 1985.13. МартыновИ. Клод Дебюсси М. Музыка, 1964.14. Музыкальная литература зарубежных стран.

Вьш.5 Ред Б.Левик 5-е изд. -М. Музыка, 1984.15. Музыкальнаяэнциклопедия.

Гл. Ред. Ю.В.Келдыш. Т. 2 -М. Советская энциклопедия , 1974.16. Нестьв В. На рубеже 2-х столетий.

Очерки о зарубежной музыке конца XIX - начала XXвека М. Музыка, 1967.17. Нестьев Ю. История зарубежной музыки. Вып.5 - М. Музыка, 1988.18. СмирновВ. Клод - Амиль Дебюсси Л. 1962.19. ЧегодаевА.Д. Импрессионисты М. Искусство, 1971.20. ШнеерсонГ. Музыка Франции М. 1968.21. ЭнтелисЛ. Силуэты композиторов XX века М. Музыка.1975.

– Конец работы –

Используемые теги: особенности, творчества, Клода, Дебюсси0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности творчества Клода Дебюсси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

«Особенности приготовления в украинской кухне. Особенности приготовления «Завиванец ужгородский»
Она давно получила распространение далеко за пределами Украины, а некоторые блюда украинской кухни, например борщи и вареники, вошли в меню… Это объясняется длительностью и сложностью процесса формирования украинской… После монголо-татарского нашествия на Киевскую Русь Украина испытала агрессию литовских, венгерских, польских…

Психофизиологические особенности неслышащих и их возрастные особенности.
Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром.Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что… Следует отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и… Особенности развития детей раннего возраста.Проблема развития детей раннего возраста с нарушенным слухом является…

Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса
Брамс хотел доказать способность старых композиционных средств к передаче современного строя мыслей и чувств. Неслучайно, для воплощения этих идей,… Тема вариаций взята из второй части Дивертисмента для духовых Й. Гайдна, где… Уже в начальном четырхтактовом построении во второй части предполагается разбег, подготавливающий к действию. Первая…

Особенности художественного изображения эпохи Ивана Грозного в творчестве А. К. Толстого
Особенности его отношения к эпохе Ивана Грозного. 6 Глава 2. Изображение эпохи Ивана Грозного в лирике А. К. Толстого. 14 Глава 3. Трагическое… Многообразен и значителен вклад Толстого в русскую литературу. Тонкий и… Он оставил в наследство своим соотечественникам - писал И. С. Тургенев прекрасные образцы драм, романов, лирических…

Жанрово-стилистические особенности сказки и притчи в творчестве В.И. Даля
Введение.Современники не побаловали нас обилием воспомина¬ний о Владимире Ивановиче Дале. В записках, дневни¬ках, письмах людей, рядом с которыми он… Он служил чиновником особых поручений, ди¬ректором министерской канцелярии,… А есть еще «очерки русской жизни»; есть произведения для детей; есть стихи, напечатанные лишь однажды и не…

Творчество Клода Дебюсси
В предлагаемой работе 3 главы Импрессионизм в искусстве Франции конца 19- начала 20 веков Особенности творчества Клода Дебюсси Методическая… Во 2-й главе дан анализ некоторых фортепианных и симфонических произведений… Цель представленной работы расширение художественного и музыкального кругозора учащихся, приобщение их к миру…

Особенности творчества Зинаиды Гиппиус
В обществе своего мужа, ставшего со временем крупным писателем, и происходило становление ее поэзии.Художнические интересы Гиппиус были широки: она… Их семейный салон посещали знаменитые писатели и поэты: И. Анненский, Ф.… Конечно, стих ее не притязал на многогранное описание реальности ; он касался лишь отдельных, в основном порочных ее…

Клод Дебюсси
В сво м творчестве опирался нафранцузские музыкальные традиции музыка французских клавесинистов Ф.Куперен, Ж. Ф. Рамо , лирическая опера и романс Ш.… Одно изнаиболее значительных созданий Дебюсси опера Пеллеас и Мелизанда по… Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж. Пуччини,Б. Бартока, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского, С. С.…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам